СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Линейные сравнения и системы сравнений. Теория, задачи

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривается решение задач на сравнение, диофантовых уравнений, систем диофантовых уравнений.

Показаны примеры решения типовых задач

Просмотр содержимого документа
«Линейные сравнения и системы сравнений. Теория, задачи»

Линейные сравнения и системы сравнений. Теория и задачи.

Применения китайской теоремы об остатках.

Сравнения по модулю свойства сравнений.

1) если   и   то  ;

2)   если   и числа   взаимнопросты, то 

3) если   и   то 

4) если   и   то 

5) если   и   то 

6) если   и   то 

7) если   и   то 

Следствия

1)Любое слагаемое левой или правой части сравнения можно перенести в др часть с противоп зн, т. е., если, напр,  то 

2)В сравнении по модулю  м отбросить или добавить слагаемое, делящееся на число  т. е., если, например,  и то или

Классом эквивалентности отношения сравнения по данному модулю  называется класс вычетов по модулю

Вычетом класса вычетов по модулю  называют любое из чисел, принадлежащих этому классу вычетов.

Теорема1 (о структуре класса вычетов). 

Класс вычетов  совп с мн-вом чисел вида  где любое нат:

Теорема 2.Если какой-либо вычет класса вычетов по данному модулю  имеет при делении на  остаток  то все числа, входящие в этот класс вычетов, имеют вид  где любое целое

Суммой 2 классов вычетов  и  наз класс выч, порожденный эл  т. е.

 и  называют класс вычетов, порожденный элементом  т. е.

Т1.  Алгебра  является абелевой группой.

т2.  Алгебра  является коммутативным кольцом.

Полной системой вычетов по модулю  называют мн-во чисел, взятых по одному и только по одному из каждого класса вычетов по данному модулю

Прим. Полная система вычетов по модулю 6 -это множество:

О1. Класс вычетов  называют взаимно простым с модулем  если  и  взаимно просты.

О2. Приведённой с-мой вычетов по данному модулю  называют множество чисел, взятых по одному и только по одному из каждого класса вычетов по данному модулю  взаимно прост с модулем

Составим приведенную систему вычетов по модулю 12.Класс вычетов по модулю 12 явл след кл вычетов: Взаимно простыми с модулем 12 являются следующие классы вычетов: Выберем в каждом из этих классов вычетов по 1 представит:

Тогда в кач привед с-мы вычетов по мод 12 м взять мн-во

В кольце вычетов по модулю m, обратимыми элементами являются вычеты, взаимно простые с модулем m. Они образуют мультипликативную группу кольца вычетов.

Функцией Эйлера  называется число классов вычетов по мод , вз простых с модулем

Функция .Эйлера мультипликативна

Если число  имеет каноническое разложение на простые множители вида,  то для вычисления функции Эйлера  верна ф-ла

Т (Эйлера). Для любого модуля  и любого натурального  взаимно простого с числом  имеет место формула Эйлера:

Т (Ферма). Имеют место утверждения.

1.  Если натуральное число  не делится на простое  то верно сравнение

2.  Для любого простого модуля  и любого натурального  имеет место сравнение

Замечание. Теоремы Эйлера и Ферма часто используют при нахождении остатка от деления больших степеней нат чисел  на некоторое натуральное  причём числа  и  вз просты.

Сформулируем алгоритм решения подобных задач.

1.  Вычислить функцию Эйлера

2.  Разделить показатель степени  на  с остатком: где

3.  Восп св-вами степеней с натуральным показателем и запис выр .

4.  Восп те Эйлера ( ), запис сравнение

5.  Исп оп и св-ва сравн, найти остаток от дел степени  на число  т. е. получить сравнение  где Тогда иск ост от деления.

Прим1. Найти остаток от деления числа  на 13.

числа 174 и 13 взаимно просты. .

1. Вычислим зн функции Эйлера от делителя:

2. Разделим показатель степени 249 на  с ост:

3. По св-вам степеней с нат показателем, имеем цепочку равенств: 

4. По т Эйлера, имеет место сравнение  тогда, по св-вам сравнений, откуда  

Так как имеет место сравнение  получим:  

Зам, что  тогда, учит  по св-вам сравн получим:

Далее найдём ост от деления  на 13. Для этого поделим число  на 13 с ост:  ост= 5. Следовательно, остаток от деления числа  на 13 равен 5.

Прим2. Доказать, что при любом натуральном n число 37 n+2 +16 n+1 +23 n делится на 7 .

Решение. Очевидно, что 37 є 2(mod 7), 16 є 2(mod 7), 23 є 2(mod 7)

Возведем 1е сравнение в степень n+2 , 2е – в степень n+1 , 3е – в степень n и сложим:

т.е. 37 n+2 +16 n+1 +23 n делится на 7

Прим3 найти остаток при делении 8 · 541 на 96.

Задачи

1. Докажите, что 3 105 +4 105 делится на 181.

2. Докажите, что число 5 2n-1 Ч 2 n+1 +3 n+1 Ч 2 2n-1 при любом нат делится на 19 .

3. Найдите остаток от деления числа (9674 +28) 15 на 39 .

4. При дел нат числа N на 3 и на 37 получ, соотв, остатки 1 и 33 . Найд ост от дел N на 111 .

5. Док что при любых неч положит зн число S =1 +2 +3 +...+m дел нацело на число 1+2+3+...+m .

6. Докажите, что число 20 15 -1 делится на 11 Ч 31 Ч 61.

7. Докажите, что число -q , где и – простые числа, большие 3, делится на 24 .

8. Док, что если нат число делится на 99, то сумма его цифр в десятич записи не менее 18.

9. Докажите, что если при дел многочлена M(x) с целыми коэфф на х-а в частном получится Q(x) , а в остатке , то (1-a)S(Q)=S(M)-R , где через S(A) обозн сумма коэфф многочлена А .

10. Докажите, что ни при каких натуральных и k1 , число 3 n k не делится на 5 .

1. Покажите, что по модулю 8 числа −64, −14, 38, −1, 4, 11, 25, −3 сост полную систему вычетов, а числа 17, −11, −33, 19 приведенную систему вычетов.

2. Покажите, что числа 36, −11, −10, 9, −2, 11 составляют полную систему вычетов по модулю 6. Выбрать вычеты, составляющие приведенную систему вычетов по модулю 6.

3. Запишите полную систему вычетов по модулю7, наименьшую по абс величине.

4)Какой остаток  будет у след чисел а) б) в)при дел на ч 31?

Для этого нам н знать неск  свв из теории чисел, кот покажем на 2 примере  

1.  , вынос -1 за "скобки" ( отд множ) и м сразу посч. Если степень числа (321) четн то рез-т =1, если неч то -1.

2.

Если  число м предст в виде 2 и б сомнож то, ост от этого числа= произв ост от сомнож по этому же модулю.

3.

Прибавив или отняв от любого сомнож  целое колич модуля - остаток не изменится.

4. 

Тоже ничего сложного, просто преобр степень. Обычное свойство степеней.

5. 

Здесь мы возвели -5 в куб и восп 3 правилом, прибавив к нему 4 раза модуль

6. 

По   правилу 1, получим что наш ответ 1 Т е можно утверждать что    есть целое число.

7. Последнее правило гласит, что формо, всегда суще два остатка и они равноценны. В нашем прим это 1 и -30, так как   тоже целое .

Решение сравнения 1 степени

В теории чисел криптографии и других областях науки часто возникает задача отыскать решение сравнения 1 степени вида: эквивалентно диофантовому уравн ax+my=b

Решение начинают с вычисления НОД(a, m)=d. При этом возможны 2 случая:

Если не кратно , то у сравнения нет решений.

Если кратно , то у сравнения единственное решение по модулю , или, что то же , реш по модулю . В этом случае в реультате сокращения исходного сравнения на d получим сравнение :

где , и целые числами, причем и вз просты. Поэтому число м обр по модулю , т е найти такое число c, что (др сл, ). Теперь реш находится умножением полученного сравнения на c:

Практически вычисление значения c может быть осуществлено разными способами: с помощью теоремы Эйлера, алг Евклида, теории цепных дробей (см. алгоритм) и др. В частности, теорема Эйлера позволяет записать значение c в виде:

Пусть

тогда

Но

Прим1 Для сравнения имеем , поэтому по мод 22 сравн имеет 2реш. Замен 26 на 4, сравним с ним по мод 22, и затем сокр все 3 числа на 2:

Поск 2 вза просто с модулем 11, то его м обратить по модулю 11 и найти . Умн сравн на 6, получ реш по модулю 11: , экв с-ти двух реш по модулю 22: и .

Прим 2

решение

Системы сравнений

Простейшая система сравнений отн попарно вз простых модулей

всегда разрешима, и её решение единств по модулю (см. китайскую теорему об остатках).

Решить следующие системы сравнений в Z: x=2(mod7), x=6(mod 13), x=1(mod3)

полагаем x=7a+2 x=13b+6 x=3c+1 имеем систему диофантовых уравнений

Решаем каждое с помощью расширенного алгоритма Евклида

1.е уравнение решаем сначала когда правая часть =1 (1) коэф-ты наз большими букв A,B,C:

A=7 B=13 C=1 (у B изменяем знак чтобы было натуральным, потом изм знак в выходной формуле)

т.к НОД(А,B)=1 C=1 делится на НОД. Задача имеет решение

Вход: m=7 n=13 p=1 q=0 r=0 s=1

1) nm n:=n-m=13-7=6 r:=r-p=0-1=-1 s:=s-q=1-0=1

2)mn m:=m-n=7-6=1 p:=p-r=1-(-1)=2 q:=q-s=0-1=-1

3)m

4)m

5)m

6) m

7) m

8) m=n=1 m:=m-n=1-1=0 p:=p-r=2-(-11)=13 q:=q-s=-1-6=-7

конец X:=r=-11 Y:=s=6

Общее решение (класс) найдем по формулам

Xr=X+B*r/НОД(A,B)=11+(13)*r/1= -11+13r

Yr=Y-Ar/ НОД(A,B) = 6-7r/1= 6 -7r Изменяем знак Yr т.е. положим Yr== -6 +7r

Т.к. правая часть (1) была =1 увеличиваем решения в 4 раза

a=4Xr=4(-11+13r)= -44+52r b=4Yr=4(-6 +7r)=-24+28 r (2)

2)решаем 2-е уравнение

A=3 B=7 C=1 НОД(3,7)=1 С делит НОД

m:=3 n:=7 p=1 q=0 r=0 s=1

1) m

2) m

3) mn m:=m-n=3-1=2 p:=p-r=1-(-2)=3 q:=q-s=0-1=-1

4) mn m:=m-n=2-1=1 p:=p-r=3-(-2)=5 q:=q-s=-1-1=-2

5) m=n m:=m-n=1-1=0 p:=p-r=5-(-2)=7 q:=q-s=-2-1=-3

конец k :=n=1 ; x := r=-2; y := s=1;

Xr=X+B*r/НОД(A,B)=-2+7*r/1= -2+7r

Yr=Y-Ar/ НОД(A,B) = 1-3r/1= 1 -3r

Изменяем знак Yr т.е. положим Yr== -1 +3r Оконч c=-2+7r a=-1+3r (3)

Сравнивая (2) и (3) видим что надо решить еще диофантово уравнение

a= -44+52r1 = -1+3r2 или

A=52 B=3 C=43 НОД(52,3)=1 С=43 делитcя на НОД=1

mn m=34 n=3 p=1 q=-7 mn m=31 n=3 p=1 q=-8 mn m=28 n=3 p=1 q=-9

mn m=25 n=3 p=1 q=-10 mn m=22 n=3 p=1 q=-11 mn m=19 n=3 p=1 q=-12

mn m=16 n=3 p=1 q=-13 mn m=13 n=3 p=1 q=-14 mn m=10 n=3 p=1 q=-15

mn m=7 n=3 p=1 q=-16 mn m=4 n=3 p=1 q=-17 mn m=1 n=3 r=-1 s=18

mn m=1 n=2 r=-2 s=35 m=n m=1 n=1 p=3 q=-52; конец X:=r=-2 Y:=s=35

Xr=X+B*r/НОД(A,B)=-2+3r Yr=Y-A*r/ НОД(A,B)=35-52r

Т.к. BYr=-35+52r

Так как справа не 1 а 43 умн оба ответа на 43

r1=43Xr=43(-2+3r)= -86+129r r2=43Yr=43(-35+52r)=-1505+2236r

Получим оконч

a= -1+3 r2 =-1+3*(-1505+2236r)=-4516+6708r

b=-24+28r1= -24+28*(-86+129r)= -2432+3612r

c=-2+7r2=-2+7*(-1505+2236r)= -10537+15652 r

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2) система уравнений x=4(mod 5), x=1(mod7), x= 1(mod52) ь x=5a+4 x=7b+1 x=52c+1

  1. 5a-7b=1-4=-3

Ниже сокращенное изложение прохода адгоритма Евклида

mn m=5 n=7 r=-1 s=1 mn m=5 n=2 p=2 q=-1 mn m=3 n=2 p=3 q=-2

mn m=1 n=2 r=-4 s=3 m=n m=1 n=1 p=7 q=-5 конец X:=r= -4 Y:=s=3

Xr=X+B*r/НОД(A,B)=-4+7r Yr=Y-A*r/ НОД(A,B)=3-5r

BYr Yr=-3+5r Умножим на -3

a=Xr*(-3)=(-3)(-4+7r1)=12-21r1 b=Yr*(-3)=(-3)*(-3+5r1)=9-15r1 (1)

2)5a+4=52c+1 или 5a-52c=-3

mn m=5 n=47 r=-2 s=1 mn m=5 n=42 r=-3 s=1 mn m=5 n=37 r=-4 s=1

mn m=5 n=32 r=-5 s=1 mn m=5 n=27 r=-6 s=1 mn m=5 n=22 r=-7 s=1

mn m=5 n=17 r=-8 s=1 mn m=5 n=12 r=-9 s=1 mn m=5 n=7 r=-10 s=1

mn m=5 n=2 p=11 q=-1 mn m=3 n=2 p=21 q=-2 mn m=1 n=2 r=-31 s=3

m=n m=1 n=1 p=52 q=-5

конец X:=r= -31 Y:=s=3

Xr=X+B*r/НОД(A,B)=-31+52r Yr=Y-A*r/ НОД(A,B)=3-5r

BYr Yr=-3+5r Умножим на -3

a=Xr(-3)=Xr*(-31+52r2)=93-156r2 c=Yr*(-3)=(-3)*(-3+5r2)=9-15r2 (2)

Из 1 и 2 приравнивая a – 3-е уравн a=12-21r1 = 93-156r2 или -21r1+156r2 =93-12=81

Сокращаем на 3 -7r1+52r2=27

mn m=7 n=52 r=-1 s=1 mn m=7 n=45 r=-2 s=1 mn m=7 n=38 r=-3 s=1 mn m=7 n=31 r=-4 s=1

mn m=7 n=24 r=-5 s=1 mn m=7 n=17 r=-6 s=1 mn m=7 n=10 r=-7 s=1 mn m=7 n=3 p=8 q=-1

mn m=4 n=3 p=15 q=-2 mn m=1 n=3 r=-22 s=3 mn m=1 n=2 r=-37 s=5 m=n m=1 n=1 p=52 q=-7

Результат: r1=999-1404r r2=135-189r Оконч из ф-л (1),(2):

a=12-21r1=12-21*(999-1404r)=-21966+29484r

b=9-15r1=9-15*(999-1404r)=-14976+21060r

c=9-15r2 =9-15*(135-189r)=-2016+25515r

Китайская теорема об остатках

Ф1) Пусть числа   — попарно взаимно простые, и

Тогда система

имеет единственное решение среди чисел и это решение может быть представлено в одном из следующих видов: 
1. либо   при

и   обозначим число, обратное числу   относительно умножения по модулю  :

2. либо   при

и числа х   последоват определяемых из сравнений

Ф2)пусть m = m1 m2 ... mk.

Тогда кольцо вычетов по модулю m изоморфно прямой сумме (или прямому произведению) колец вычетов  Zmi: Zm ≅ Zm1 ⊕ Zm2 ⊕ ... ⊕ Zmk

При всей своей простоте Китайская теорема об остатках очень важна, т к позволяет свести изучение кольца вычетов по модулю m, где m — произвольное целое, к изучению колец вычетов по модулю ps, где p — простое число. Действ, любое целое число представимо в виде m = m1 m2 ... mk, где каждое из чисел mi есть степень простого числа. Тогда Zm изоморфно прямой сумме колец Zmi (примарных колец)

Обобщение китайской теоремы об остатках

Т1 Система (1)

совместна тогда и только тогда, когда

Т2 Если система (1) совместна, то при любом частном решении ее общее решение имеет вид

где

Примеры рещения систем сравнений

1) решить систему сравнений

Решение их 1) из 2) т е

и значит тогда Подставим в 3) откуда Заметим, что

2)Найти решение системы сравнений
x=2(mod 5),
x=15(mod 17),
x=5(mod 12).

Решение Числа 5, 17 и 12 - взаимно простые, по теореме решение существует.


Вычислим вел , Mi=M0/mi, i=1,...,n, M1=204, M2=60, M3=85.

Решим вспомогательные сравнения  Miyi=ai(mod  mi),   i=1,...,3.

Рассмотрим 1е сравнение:

204y1=2(mod 5)=200y1+4y1=2(mod 5)=0+4y1=2(mod 5). 
Здесь учли, что 200y1(mod 5)=0, т.к. 200 делится на 5.

Перебираем y1=1,2,3,4,5 в сравн 4y1=2(mod 5), нах y1=3.  Действ, 4·3-2=12-2=10 дел на 5.

Аналогично находим решения 60y2=15(mod 17), y2=13, 85y3=5(mod 12), y3=5.

Получаем решение

x=M1y1+M2y2+M3y3 (mod M0)=1817(mod 1020)=797(mod 1020)


Примеры решений з-ч

1) Найти натуральное число, которое при делении на   дает в остатке  , при делении на   дает в остатке  , а при делении на   — в ост  .

Реш. Пусть   — частные от деления неизв числа на   и   соотв. Имеем:

Решаем последнее уравнение в целых числах,

Подст найденное выражение для   в 1 уравнение  :

кот также м решить:   при  . След общий вид искомых чисел:

Наименьшее положительное число получается при  .Ответ.  .

прим2) Решим систему сравнений

\Реш Так как модули   попарно взаимно просты, то данная система имеет единств решение по модулю   . Сравнение   соответствует диофантовому уравнению   , где  .

Заменяя   во в2 сравнении системы на  , получаем  , т.е.  .

К числу   обратным мультипликативным элементом по модулю   является число  . Умн посл сравн на   и переходя в нём к вычетам по мод 15, получим  . Таким обра,  , где  .

Следовательно,  , при этом все числа вида   являются решениями первых двух сравнений данной системы. Подставим в 3 сравнение вместо   полученное выше значение  :

,или (переносим  ) ,

далее (делим обе части на  ) .

Так как  , то  , или  .Итак,

, т.е.  .

Пример на применение Китайской теоремы об остатках.

Пусть m = 3·5·7 = 105. Ск кв корней из единицы в Zm?

Реш: 23 = 8 корней. При представлении Z105 в виде прямой суммы Z3Z5Z7 они соответствуют тройкам (1, 1, 1) (1, 1, -1) (1, -1, 1) (1, -1, -1) (-1, 1, 1) (-1, 1, -1) (-1, -1, 1) (-1, -1, -1),

каждая координата которых равна ±1. Чтобы найти конкретные числа, надо применить алгоритм из Китайской теореме об остатка (видимо, его след бы наз "Китайский алгоритм", но такое название не является общепринятым).


Список литературы

1) Виноградов И.М. Основы теории чисел изд. Лань, 2009г

2) Н. Б. Алфутова, А. В. Устинов Алгебра и теория чисел для математических школ

3)  Сравнения.doc https://studfiles.net/preview/5358203/page:2/

4)Б.М.Веретенников, И.М.Михалёва, Алгебра и теория чисел ч.1., УФУ , Екатеринбург, 2014г.

4) ВАЛИЦКАС А.И. ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ЧИСЕЛ И КОМБИНАТОРНОГО АНАЛИЗА, ФГБУ ,ТиМОМ, Тобольск 2011