Цели урока:
Рассмотреть основные (простейшие) задачи на построение:
- отложить отрезок, равный данному;
- построить середину отрезка;
- построить прямую, перпендикулярную к данной прямой.
Тест по теме «Окружность» Выберите правильный вариант ответа.
1. Окружностью называется геометрическая фигура, которая
а) состоит из точек плоскости, расположенных на данном расстоянии от данной точки плоскости;
б) состоит из всех точек плоскости, расположенных на данном расстоянии от данной точки плоскости.
2. Центром окружности является
а) точка, от которой одинаково удалены некоторые точки;
б) точка, от которой одинаково удалены все точки окружности.
а
нет
б
да
а
нет
б
да
Тест ( продолжение)
3. Радиусом окружности называется
а) отрезок, соединяющий любую точку окружности с центром;
б) отрезок, соединяющий любую точку окружности с центром окружности.
4. Хордой окружности называется
а) отрезок, соединяющий две любые точки окружности;
б) отрезок, соединяющий две любые точки.
а
нет
б
да
а
да
б
нет
Тест(продолжение )
5. Диаметром окружности называется
а) прямая, проходящая через центр окружности;
б) хорда, проходящая через центр окружности.
Оцени себя.
Если у тебя 5 верных ответов – оценка 5;
4 верных ответа -- оценка 4;
3 верных ответа -- оценка 3.
Меньшее число верных ответов оценивается 2.
а
б
нет
да
Постановка проблемы урока Прочитайте задачи: Задача №1: Дан отрезок АВ. От произвольного луча отложить отрезок ОD, равный АВ. Задача №2. Дана прямая МК и точка А, не лежащая на ней. Постройте прямую, проходящую через точку А и перпендикулярную к прямой МК. (решите эти задачи, используя любые способы)
А теперь попробуйте выполнить эти же построения с помощью циркуля и линейки без делений.
I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I
Задачи на построение это такие задачи, при
решении которых нужно построить геометрическую фигуру, удовлетворяющую условию задачи с помощью циркуля и линейки без делений.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Историческое введение.
Первые задачи на построение возникли в глубокой древности. Возникли они из хозяйственных потребностей человека.
Уже древним архитекторам и землемерам приходилось решать простейшие задачи на построение, связанные с их профессией.
К задачам на построение прибегали древние инженеры, когда составляли рабочий чертеж того или иного сооружения и решали вопросы, связанные с отысканием красивых геометрических форм сооружения и его наибольшей вместимости.
Задачи на построение помогали людям в их хозяйственной жизни, их решения формулировались в виде " практических правил", исходя из наглядных соображений. Именно эти задачи и были основой возникновения наглядной геометрии, нашедшей довольно широкое развитие у древних народов Египта, Вавилона, Индии и др.
Особенно сильно задачи на построение интересовали Платона, основателя знаменитой "Академии" в Афинах.
Платон и его ученики считали построение геометрическим, если оно выполнялось при помощи циркуля и линейки, т. е. путем проведения окружностей и прямых линий. Если же в процессе построения использовались другие чертежные инструменты, то построение не считалось геометрическим. Древние греки вслед за Платоном стремились к геометрическим построениям и считали их идеалом в геометрии.
ПЛАТОН
Этапы решения задач на построение:
- Анализ (чертят рисунок искомой фигуры, устанавливающий связи между данными задачи и искомыми элементами).
- Построение (по намеченному плану выполняют построение циркулем и линейкой).
- Доказательство (нужно доказать,что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи).
- Исследование (нужно исследовать при любых ли данных задача имеет решение, и если имеет, то сколько).
В 7 классе мы с вами решаем самые простые задачи на построение, поэтому иногда достаточно только второго пункта схемы ( или второго и третьего).
Вернемся к задаче №1: Дан отрезок АВ. От произвольного луча отложить отрезок ОD, равный АВ.
Дано :
отрезок АВ,
луч ОС
Построить :
отрезок О D ,
OD=AB .
A
B
C
O
D
О
А
В
C
Шаг 1. Построить окружность с центром О радиусом АВ.
Шаг 2. Обозначим точку пересечения окружности и луча ОС буквой D .
О D – искомый отрезок.
О
D
В
A
Что называется серединным перпендикуляром?
Вернемся к задаче №2: Дана прямая а и точка М, не лежащая на ней. Постройте прямую, проходящую через точку М и перпендикулярную к прямой а .
М
Дано : прямая a ,
Построить :
РМ а
М a
a
Шаг 1. Поместите ножку циркуля в точку М. Постройте окружность с центром в точке М, пересекающую прямую а (в точках А и В)
Шаг 2. Из точек А и В тем же радиусом проведите окружности, пересекающиеся в точках М и N .
Шаг 3. Проведите прямую М N ,которая пересечется с прямой а
М
a
В
А
М N а
N
1.Какой треугольник называется равнобедренным?
2. Назовите признаки и свойства равнобедренного треугольника.
3. Сформулируйте признаки равенства треугольников .
Докажем, что а MN
Посмотрим
на расположение
циркулей.
АМ=А N=MB=BN ,
как равные радиусы.
М N- общая сторона.
M В N = MAN ,
по трем сторонам
М
1
2
a
A
C
B
1 = 2
N
В равнобедренном треугольнике АМВ отрезок МС является биссектрисой, а значит, и высотой. Тогда, а М N.
М
Из доказанного выше можно записать еще один вывод :
В равнобедренном АМВ:
МС – биссектриса, высота и медиана , значит ВС=СА,
то есть С - середина отрезка ВА.
1
2
a
A
C
B
N
Выполнив построения к данной задаче с помощью циркуля и линейки, вы смогли решить сразу 3 задачи:
- Построили МСА=90
- Опустили перпендикуляр из точки М на прямую а
- Разделили точкой С отрезок АВ пополам.
Рассмотрим задачу №3 . Дана прямая а . На прямой а взята точка О.Постройте прямую, проходящую через точку О и перпендикулярную к прямой а .
Дано :
прямая a ,
Построить : РМ а
М a
a
М
Шаг 1. Построим окружность произвольного радиуса с центром в точке М. Точки пересечения прямой а и построенной окружности обозначим А и В.
Шаг 3. Проведём прямую PQ ,которая и будет являться искомой.
Шаг 2. Построим окружность с центром А радиусом АВ и окружность с центром В тем же радиусом. Обозначим точки пересечения данных окружностей P и Q .
P
a
М
В
А
РМ а
Q
P
a
М
В
А
Докажем, что а РМ
- АМ=МВ, как радиусы одной окружности.
- АР=РВ, как радиусы одной окружности
АРВ равнобедренный.
3. РМ - медиана в равнобедренном треугольнике является
также ВЫСОТОЙ.
Значит, а РМ.
Q
1) пп. 22-23,
2) вопросы 17-21 стр.50,
3)задача 1-2 (стр. 45-47), составить алгоритм построения.
Спасибо
за урок