СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи на построение. 7 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1) дать представление о задачах на построение;

 2) рассмотреть наиболее простые задачи на построение и научить

    учащихся решать их.

 

Задачи урока:

  1. Образовательные:
        • познакомить учащихся с задачами на построение;
        • сформировать умение решать простые задачи на построение;
        • расширить знания об истории геометрии.

          Цели урока: 1) дать представление о задачах на построение;

           2) рассмотреть наиболее простые задачи на построение и научить

              учащихся решать их.

           

          Задачи урока:

        • Образовательные:
              • познакомить учащихся с задачами на построение;
              • сформировать умение решать простые задачи на построение;
              • расширить знания об истории геометрии.

Просмотр содержимого документа
«Задачи на построение. 7 класс»

Цели урока: Рассмотреть основные (простейшие) задачи на построение: отложить отрезок, равный данному; построить середину  отрезка; построить прямую, перпендикулярную к данной прямой.

Цели урока:

Рассмотреть основные (простейшие) задачи на построение:

  • отложить отрезок, равный данному;
  • построить середину  отрезка;
  • построить прямую, перпендикулярную к данной прямой.
Тест по теме «Окружность»  Выберите правильный вариант ответа. 1. Окружностью называется геометрическая фигура, которая  а) состоит из точек плоскости, расположенных на данном расстоянии от данной точки плоскости;  б) состоит из всех точек плоскости, расположенных на данном расстоянии от данной точки плоскости. 2. Центром окружности является  а) точка, от которой одинаково удалены некоторые точки;  б) точка, от которой одинаково удалены все точки окружности. а нет б да а нет б да

Тест по теме «Окружность» Выберите правильный вариант ответа.

1. Окружностью называется геометрическая фигура, которая

а) состоит из точек плоскости, расположенных на данном расстоянии от данной точки плоскости;

б) состоит из всех точек плоскости, расположенных на данном расстоянии от данной точки плоскости.

2. Центром окружности является

а) точка, от которой одинаково удалены некоторые точки;

б) точка, от которой одинаково удалены все точки окружности.

а

нет

б

да

а

нет

б

да

Тест ( продолжение) 3. Радиусом окружности называется  а) отрезок, соединяющий любую точку окружности с центром;  б) отрезок, соединяющий любую точку окружности с центром окружности. 4. Хордой окружности называется  а) отрезок, соединяющий две любые точки окружности;  б) отрезок, соединяющий две любые точки. а нет б да а да б нет

Тест ( продолжение)

3. Радиусом окружности называется

а) отрезок, соединяющий любую точку окружности с центром;

б) отрезок, соединяющий любую точку окружности с центром окружности.

4. Хордой окружности называется

а) отрезок, соединяющий две любые точки окружности;

б) отрезок, соединяющий две любые точки.

а

нет

б

да

а

да

б

нет

Тест(продолжение ) 5. Диаметром окружности называется  а) прямая, проходящая через центр окружности;  б) хорда, проходящая через центр окружности.    Оцени себя. Если у тебя 5 верных ответов – оценка 5;  4 верных ответа -- оценка 4;  3 верных ответа -- оценка 3.  Меньшее число верных ответов оценивается 2.  а б нет да

Тест(продолжение )

5. Диаметром окружности называется

а) прямая, проходящая через центр окружности;

б) хорда, проходящая через центр окружности.

Оцени себя.

Если у тебя 5 верных ответов – оценка 5;

4 верных ответа -- оценка 4;

3 верных ответа -- оценка 3.

Меньшее число верных ответов оценивается 2.

а

б

нет

да

Постановка проблемы урока    Прочитайте задачи:  Задача №1: Дан отрезок АВ.  От произвольного луча отложить отрезок ОD, равный АВ.  Задача №2. Дана прямая МК и точка А, не лежащая на ней. Постройте прямую, проходящую через точку А и перпендикулярную к прямой МК.  (решите эти задачи, используя любые способы)

Постановка проблемы урока Прочитайте задачи: Задача №1: Дан отрезок АВ. От произвольного луча отложить отрезок ОD, равный АВ. Задача №2. Дана прямая МК и точка А, не лежащая на ней. Постройте прямую, проходящую через точку А и перпендикулярную к прямой МК. (решите эти задачи, используя любые способы)

А теперь попробуйте выполнить эти же построения с помощью циркуля и линейки без делений.

А теперь попробуйте выполнить эти же построения с помощью циркуля и линейки без делений.

I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I Задачи на построение  это такие задачи, при решении которых нужно построить геометрическую фигуру, удовлетворяющую условию задачи с помощью циркуля и линейки без делений.   0  1    2  3  4  5  6 7 8  9 10 11 12 13 14 15 16

I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I

Задачи на построение это такие задачи, при

решении которых нужно построить геометрическую фигуру, удовлетворяющую условию задачи с помощью циркуля и линейки без делений.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Историческое введение.  Первые  задачи   на   построение  возникли в глубокой древности. Возникли они из хозяйственных потребностей человека.  Уже древним архитекторам и землемерам приходилось решать простейшие  задачи   на построение, связанные с их профессией.

Историческое введение.

Первые  задачи   на   построение  возникли в глубокой древности. Возникли они из хозяйственных потребностей человека.

Уже древним архитекторам и землемерам приходилось решать простейшие  задачи   на построение, связанные с их профессией.

 К  задачам   на   построение  прибегали древние инженеры, когда составляли рабочий чертеж того или иного сооружения и решали вопросы, связанные с отысканием красивых геометрических форм сооружения и его наибольшей вместимости.  

К  задачам   на   построение  прибегали древние инженеры, когда составляли рабочий чертеж того или иного сооружения и решали вопросы, связанные с отысканием красивых геометрических форм сооружения и его наибольшей вместимости.  

 Задачи   на   построение  помогали людям в их хозяйственной жизни, их решения формулировались в виде

Задачи   на   построение  помогали людям в их хозяйственной жизни, их решения формулировались в виде " практических  правил", исходя из наглядных соображений. Именно эти  задачи  и были основой возникновения наглядной геометрии, нашедшей довольно широкое развитие у древних народов Египта, Вавилона, Индии и др.

Особенно сильно  задачи   на   построение  интересовали Платона, основателя знаменитой

Особенно сильно  задачи   на   построение  интересовали Платона, основателя знаменитой "Академии" в Афинах.

Платон и его ученики считали  построение геометрическим, если оно выполнялось при помощи циркуля и линейки, т. е. путем проведения окружностей и прямых линий. Если же в процессе  построения использовались другие чертежные инструменты, то  построение  не считалось геометрическим. Древние греки вслед за Платоном стремились к геометрическим  построениям  и считали их идеалом в геометрии.

ПЛАТОН

Этапы решения задач на построение: Анализ (чертят рисунок искомой фигуры, устанавливающий связи между данными задачи и искомыми элементами). Построение (по намеченному плану выполняют построение циркулем и линейкой). Доказательство (нужно доказать,что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи). Исследование (нужно исследовать при любых ли данных задача имеет решение, и если имеет, то сколько). В 7 классе мы с вами решаем самые простые задачи на построение, поэтому иногда достаточно только второго пункта схемы ( или второго и третьего).

Этапы решения задач на построение:

  • Анализ (чертят рисунок искомой фигуры, устанавливающий связи между данными задачи и искомыми элементами).
  • Построение (по намеченному плану выполняют построение циркулем и линейкой).
  • Доказательство (нужно доказать,что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи).
  • Исследование (нужно исследовать при любых ли данных задача имеет решение, и если имеет, то сколько).

В 7 классе мы с вами решаем самые простые задачи на построение, поэтому иногда достаточно только второго пункта схемы ( или второго и третьего).

Вернемся к задаче №1:   Дан отрезок АВ.  От произвольного луча отложить отрезок ОD, равный АВ.   Дано : отрезок АВ, луч ОС Построить : отрезок О D , OD=AB . A B C O

Вернемся к задаче №1: Дан отрезок АВ. От произвольного луча отложить отрезок ОD, равный АВ.

Дано :

отрезок АВ,

луч ОС

Построить :

отрезок О D ,

OD=AB .

A

B

C

O

D О А В C Шаг 1. Построить окружность с центром О радиусом АВ. Шаг 2. Обозначим точку пересечения окружности и луча ОС буквой D . О D – искомый отрезок. О D В A

D

О

А

В

C

Шаг 1. Построить окружность с центром О радиусом АВ.

Шаг 2. Обозначим точку пересечения окружности и луча ОС буквой D .

О D – искомый отрезок.

О

D

В

A

Что называется серединным перпендикуляром?

Что называется серединным перпендикуляром?

Вернемся к задаче №2:   Дана прямая а и точка М, не лежащая на ней. Постройте прямую, проходящую через точку М и перпендикулярную к прямой а .   М Дано : прямая a  ,  Построить : РМ   а  М  a a

Вернемся к задаче №2: Дана прямая а и точка М, не лежащая на ней. Постройте прямую, проходящую через точку М и перпендикулярную к прямой а .

М

Дано : прямая a ,

Построить :

РМ а

М a

a

Шаг 1. Поместите ножку циркуля в точку М. Постройте окружность с центром в точке М, пересекающую прямую а (в точках А и В) Шаг 2. Из точек А и В тем же радиусом проведите окружности, пересекающиеся в точках М и N . Шаг 3. Проведите прямую М N ,которая пересечется с прямой а М a В А М N   а N

Шаг 1. Поместите ножку циркуля в точку М. Постройте окружность с центром в точке М, пересекающую прямую а (в точках А и В)

Шаг 2. Из точек А и В тем же радиусом проведите окружности, пересекающиеся в точках М и N .

Шаг 3. Проведите прямую М N ,которая пересечется с прямой а

М

a

В

А

М N а

N

1.Какой треугольник называется равнобедренным? 2. Назовите признаки и свойства равнобедренного треугольника. 3. Сформулируйте признаки равенства треугольников .

1.Какой треугольник называется равнобедренным?

2. Назовите признаки и свойства равнобедренного треугольника.

3. Сформулируйте признаки равенства треугольников .

Докажем, что а MN Посмотрим на расположение циркулей. АМ=А N=MB=BN , как равные радиусы. М N- общая сторона.  M В N = MAN , по трем сторонам М 1 2 a A C B 1 = 2 N В равнобедренном треугольнике АМВ отрезок МС является биссектрисой, а значит, и высотой. Тогда, а М N.

Докажем, что а MN

Посмотрим

на расположение

циркулей.

АМ=А N=MB=BN ,

как равные радиусы.

М N- общая сторона.

M В N = MAN ,

по трем сторонам

М

1

2

a

A

C

B

1 = 2

N

В равнобедренном треугольнике АМВ отрезок МС является биссектрисой, а значит, и высотой. Тогда, а М N.

М Из доказанного выше можно записать еще один вывод :  В равнобедренном АМВ: МС – биссектриса, высота и медиана , значит ВС=СА, то есть С - середина отрезка ВА. 1 2 a A C B N Выполнив построения к данной задаче с помощью циркуля и линейки, вы смогли решить сразу 3 задачи: Построили МСА=90 Опустили перпендикуляр из точки М на прямую а Разделили точкой С отрезок АВ пополам.

М

Из доказанного выше можно записать еще один вывод :

В равнобедренном АМВ:

МС – биссектриса, высота и медиана , значит ВС=СА,

то есть С - середина отрезка ВА.

1

2

a

A

C

B

N

Выполнив построения к данной задаче с помощью циркуля и линейки, вы смогли решить сразу 3 задачи:

  • Построили МСА=90
  • Опустили перпендикуляр из точки М на прямую а
  • Разделили точкой С отрезок АВ пополам.
Рассмотрим задачу №3 . Дана прямая а . На прямой а взята точка О.Постройте прямую, проходящую через точку О и перпендикулярную к прямой а . Дано : прямая a  , Построить : РМ   а  М  a a М

Рассмотрим задачу №3 . Дана прямая а . На прямой а взята точка О.Постройте прямую, проходящую через точку О и перпендикулярную к прямой а .

Дано :

прямая a ,

Построить : РМ а

М a

a

М

Шаг 1. Построим окружность произвольного радиуса с центром в точке М. Точки пересечения прямой а и построенной окружности обозначим А и В. Шаг 3. Проведём прямую PQ ,которая и будет являться искомой. Шаг 2. Построим окружность с центром А радиусом АВ и окружность с центром В тем же радиусом. Обозначим точки пересечения данных окружностей P и Q . P a М В А РМ   а Q

Шаг 1. Построим окружность произвольного радиуса с центром в точке М. Точки пересечения прямой а и построенной окружности обозначим А и В.

Шаг 3. Проведём прямую PQ ,которая и будет являться искомой.

Шаг 2. Построим окружность с центром А радиусом АВ и окружность с центром В тем же радиусом. Обозначим точки пересечения данных окружностей P и Q .

P

a

М

В

А

РМ а

Q

P a М В А Докажем, что а РМ АМ=МВ, как радиусы одной окружности. АР=РВ, как радиусы одной окружности  АРВ равнобедренный. 3. РМ - медиана в равнобедренном треугольнике является  также ВЫСОТОЙ.  Значит, а РМ. Q

P

a

М

В

А

Докажем, что а РМ

  • АМ=МВ, как радиусы одной окружности.
  • АР=РВ, как радиусы одной окружности

АРВ равнобедренный.

3. РМ - медиана в равнобедренном треугольнике является

также ВЫСОТОЙ.

Значит, а РМ.

Q

1) пп. 22-23, 2) вопросы 17-21 стр.50, 3)задача 1-2 (стр. 45-47), составить алгоритм построения.

1) пп. 22-23,

2) вопросы 17-21 стр.50,

3)задача 1-2 (стр. 45-47), составить алгоритм построения.

Спасибо за урок

Спасибо

за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!