Урок математики в 6 классе «Задачи на проценты»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока: обобщение, систематизация, закрепление полученных знаний по теме проценты; совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты, умение применять полученные знания.
Предполагаемые результаты:
- предметные: умение использовать понятие процента в конкретных реальных ситуациях, умение распознавать тип задач, умение решать задачи на проценты.
- личностные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения.
- метапредметные: умение воспроизводить смысл понятия процента, умение обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач; умение определять цель учебного задания, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, умение контролировать учебный процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои достижения; умение видеть важность и необходимость применения математики в жизни, умение слушать, требовательное отношение к себе и своей работе.
Необходимое оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Приближается наш самый любимый, долгожданный, волшебный праздник. Какой? (Дети: Новый год!) И, конечно, всем нам нужно купить подарки своим родным и друзьям. А куда мы чаще всего отправляемся за подарками? (Дети: в торговые центры). Мальчик Дима тоже идет в торговый центр за подарками… И мы с вами отправимся с ним..
(на экране кадры из торгового центра, мелькают фото с многочисленными скидками). И что же вы видите, ребята? Везде скидки!!
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Дети: о процентах!) Проценты очень часто встречаются в нашей жизни и сегодня мы в очередной раз в этом убедимся.
Актуализация знаний.
Задание 1 (сопровождается слайдами)
Давайте вспомним, что мы знаем о процентах. Ответьте на вопросы:
Что называют процентом?
Как найти 1% от числа?
Как найти само число, если известен его 1%?
Как найти несколько % от числа А?
Как найти число по его %?
А зачем нужны проценты?
Задание 2. (сопровождается слайдами)
Продолжите предложения, подобрав соответствующую фразу из ответов:
1. 100% покупателей торгового центра - это…
2. 25% покупателей торгового центра - это…
3. 10% покупателей торгового центра - это…
4. 50% покупателей торгового центра - это…
Ответы:
а) половина всех покупателей;
б) все покупатели;
в) четверть всех покупателей;
г) десятая часть всех покупателей
Задание 3.
Объясните, используя слово «процент», что означают следующие утверждения:
а) из 100 магазинов в торговом центре 7 магазинов работают круглосуточно
б) 80 жителей города из каждых 100 покупают искуственную ель к новому году
в) из каждых 100 купленных подарков 55 – смартфоны
г) из каждых 100 жителей России 30 празднуют новый год на даче
Формулируется тема урока. «Задачи на проценты».
- А какова цель нашего урока? (Будем закреплять полученные знания, совершенствовать навыки решения задач).
Открывается слайд, на котором записана тема урока (учащиеся записывают число и тему в тетрадь).
Применение знаний, умений и навыков.
Решение задач
Дима решил купить коньки. (сопровождается слайдами)
Задача №1 (Задача №11 из тренировочных вариантов ВПР 2024 )
Хоккейные коньки стоили 4500 р. Сначала цену снизили на 20%, а потом эту сниженную цену повысили на 20%. Сколько стали стоить коньки после повышении цены?
1 этап. Анализ условия задачи
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
О чем идет речь в задаче? | О цене коньков. |
Что происходит по условию задачи? | Коньки сначала подешевели, затем подорожали. |
Какими ключевыми словами можно описать происходящее в задаче? | Первоначальная цена; понижение цены; цена после понижения; повышение цены; цена после повышения (названия столбиком записываются) |
Что известно по условию задачи? | 1)Коньки стоили 4500р. 2)Коньки сначала подешевели на 20%, т.е. понижение цены составило 20 % 3) Затем сниженную цену коньков повысили на 20% |
Что нужно узнать в задаче? | Сколько стали стоить коньки после повышения цены? |
В задачах на проценты важно определить, какая величина составляет 100%. Для этого к известным в задаче процентам добавляют вопрос: «От чего?». В задаче сказано: цена понизилась на 20%. Поставьте вопрос «От чего?» и ответьте на него. | 20% от чего? От первоначальной цены. Значит, первоначальная цена составляет 100% |
В задаче сказано, что цена повысилась на 20 %. Поставьте нужный вопрос, ответьте на него и отразите ответ в краткой записи. | Повысилась на 20% от чего?» От цены, которая стала после понижения цены. |
Краткая запись :
Первоначальная цена – 4500р. – 100%
Понижение цены – ?р. – 20%
Цена после понижения – ?р. – 100%
Повышение цены – ?р, – 20%
Цена после повышения –?р
2 этап . Поиск способа решения задачи
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Что нужно узнать в задаче? | Сколько стали стоить коньки после повышения цены? |
Что можно найти по данным задачи? Как? | На сколько рублей коньки подешевели. Как 20% от 4500. |
Кто сможет устно сказать ответ? | 20% – это пятая часть числа. 4500 : 5 = 900 |
Что можно будет найти по полученным данным? Как? | Можно узнать, какой стала цена после понижения. От первоначальной цены нужно будет отнять 900. |
Кто сможет устно сказать ответ? | 4500 – 900 = 3600 |
Что можно будет найти по полученным данным? Как? | Можно найти, на сколько повысилась цена, как 20% от 3600 |
Кто сможет устно сказать ответ? | 3600 : 5 = 720 |
Можно ли теперь ответить на вопрос задачи? | Можно, нужно прибавить к 3600 эти 7200 |
Каков план решения задачи? | Найдем, на сколько рублей снизилась цена. Найдем цену после снижения. Найдем, на сколько повысилась цена? Найдем цену после повышения, т.е. ответим на вопрос задачи. |
3 этап. Оформление решения задачи.
Мы с вами составили план решения, даже устно посчитали некоторые результаты. Ваша задача оформить решение в соответствии с планом, только в решении должны быть числа 20, а не так как мы считали делением на 5. Есть ли у кого вопросы?
1) 4500*20/100=900(р.) – снизилась цена
2) 4500-900=3600(р.) – цена после снижения
3)3600*20/100=720(р.) – повысилась цена
4)3600+720=4320(р.) – цена после повышения
Ответ: 4320 рублей.
4 этап. Подведение итогов работы над задачей:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Какая величина в задаче составляла 100%? | Первоначальная цена коньков составляет 100% |
Как определяли, какая величина принимается за 100% | От указанных в задаче процентов ставили вопрос: «От чего?». Ответ на него указывал на величину, которая принимается за 100% |
Продолжите вопрос, который помогал искать способ решения задачи: «Что можно……?» | Нам помог вопрос «Что можно найти по данным задачи?» и «Что можно найти по полученным данным?» |
Как мы отражали ответ на этот вопрос в краткой записи | Ставили знак вопроса и потом другим цветом ответ на этот вопрос заносили в краткую запись |
Рассмотрим, можно ли иначе решить задачу. Можно ли описать происходящее другими ключевыми словами? | Да, можно рассмотреть 3 цены: первоначальная, после понижения и после повышения. |
Оформите краткую запись условия задачи с этими ключевыми словами, а потом сравним ваши результаты с вариантом учителя. | |
Вариант учителя: | |
Что можно найти по данным задачи? Укажите, что можно найти, и чему равен результат вычислений. | Сколько процентов будет составлять цена после понижения (100 – 20 = 80%). Какой будет цена после понижения? Найдем как 80% от 4500 р. Мы это уже считали, получится 3600 р. Сколько процентов будет составлять цена после повышения? (100 + 20 = 120%). Какой будет цена после повышения. Найдем как 120% от 3600. Получим 4320 р. |
Вариант учителя:
А теперь заглянем в кинотеатр…там как раз показывают мультфильм…
IV. Немного занимательной математики.
- Я предлагаю послушать сказку «Хитрые проценты. Но будьте внимательны. Вам нужно будет сформулировать, какую задачу пришлось решать героям данной сказки.
Хитрые проценты.
Жили - были в Африке непоседливая Мартышка, рассудительный Удав, болтливый Попугай и очень умный Слонёнок. Да-да! Те самые, которых придумал писатель Григорий Остер.
Однажды Удав сказал: «Надоело мне ползать по земле. И не видно ничего, и медленно. Давайте купим вертолёт и посадим в него меня». «И меня, - закричала Мартышка. – Мы полетим быстрее Попугая!»
«Это мы ещё посмотрим», - возразил Попугай. А Слонёнок очень огорчился: «Меня в вертолёт не посадишь. Авария будет!»
Слонёнка утешил Удав: «Ты будешь судьёй нашего соревнования. Но где нам взять вертолёт?» «Я придумала! – закричала мартышка. – Пусть Попугай слетает в магазин и купит там заводной вертолёт. Он стоит сто бананов, и я их сейчас соберу».
Собрала Мартышка сто бананов, и Попугай полетел в город. Вернулся он очень быстро. «Где мой вертолёт?» - спросил Удав. «Где мои бананы?» - закричала Мартышка. «Вертолёты подорожали, - объявил Попугай, - на 10 процентов. Так что бананов не хватило, и я раздал их детям. Дети сказали мне, что завтра вертолёты подешевеют. И опять на 10 процентов».
Наутро Попугай, захватив новые сто бананов, полетел в магазин. Скоро Попугай вернулся с прекрасным вертолётом.
«Почему это ты облизываешься?» - подозрительно спросила Попугая Мартышка». «А потому, что я съел оставшийся банан». «Не понимаю, - сказал Удав. – Вертолёт сначала стоил сто бананов. Потом он подорожал на 10 процентов, потом подешевел то же на 10 процентов». «А я тебе дала ровно сто бананов», - вмешалась Мартышка». «Я и сам не понимаю, - сказал Попугай, но банан был очень вкусный». И он расправил крылья, готовясь к соревнованию….
(Сделать паузу, чтобы учащиеся помогли разобраться, а потом сравнить свой ответ с рассуждениями Слоненка)
А Слонёнок сказал так: «Когда вертолёт подорожал, он стал стоить сто десять бананов. А подешевел он на десять процентов от ста десяти, то есть на одиннадцать бананов. Значит, теперь вертолёт стоит девяносто девять бананов, и всё правильно. Ну, летите, а я буду судить».
- Итак, сформулируйте задачу? (Дети формулируют задачу)
Вертолет стоил 100 бананов. Сначала его цену повысили на 10%, а потом эту повышенную цену снизили на 10%. Сколько стал стоить вертолет после понижения цены?
- Почему цена на бананы уменьшилась?
- Потому что понижение цены на 10% было уже от числа 110, что составило 11 бананов.
V. Рефлексия
1.Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке Вы пополнили свои знания?
2.Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать?
3.Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые вы решали ранее?
Урок завершен. Спасибо.