СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи на проценты

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задачи на проценты»

Урок математики в 6 классе «Задачи на проценты»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока: обобщение, систематизация, закрепление полученных знаний по теме проценты; совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты, умение применять полученные знания.

Предполагаемые результаты:

- предметные: умение использовать понятие процента в конкретных реальных ситуациях, умение распознавать тип задач, умение решать задачи на проценты.

- личностные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения.

- метапредметные: умение воспроизводить смысл понятия процента, умение обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач; умение определять цель учебного задания, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, умение контролировать учебный процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои достижения; умение видеть важность и необходимость применения математики в жизни, умение слушать, требовательное отношение к себе и своей работе.

Необходимое оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Приближается наш самый любимый, долгожданный, волшебный праздник. Какой? (Дети: Новый год!) И, конечно, всем нам нужно купить подарки своим родным и друзьям. А куда мы чаще всего отправляемся за подарками? (Дети: в торговые центры). Мальчик Дима тоже идет в торговый центр за подарками… И мы с вами отправимся с ним..

(на экране кадры из торгового центра, мелькают фото с многочисленными скидками). И что же вы видите, ребята? Везде скидки!!

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Дети: о процентах!) Проценты очень часто встречаются в нашей жизни и сегодня мы в очередной раз в этом убедимся.





  1. Актуализация знаний.

Задание 1 (сопровождается слайдами)

Давайте вспомним, что мы знаем о процентах. Ответьте на вопросы:

  • Что называют процентом?

  •   Как найти 1% от числа?

  • Как найти само число, если известен его 1%?

  • Как найти несколько % от числа А?

  • Как найти число по его %?

  • А зачем нужны проценты?

Задание 2. (сопровождается слайдами)

Продолжите предложения, подобрав соответствующую фразу из ответов:

1. 100% покупателей торгового центра - это…

2. 25% покупателей торгового центра - это…

3. 10% покупателей торгового центра ­ ­- это…

4. 50% покупателей торгового центра - это…

Ответы:

а) половина всех покупателей;

б) все покупатели;

в) четверть всех покупателей;

г) десятая часть всех покупателей

Задание 3.

Объясните, используя слово «процент», что означают следующие утверждения:

а) из 100 магазинов в торговом центре 7 магазинов работают круглосуточно

б) 80 жителей города из каждых 100 покупают искуственную ель к новому году

в) из каждых 100 купленных подарков 55 – смартфоны

г) из каждых 100 жителей России 30 празднуют новый год на даче


Формулируется тема урока. «Задачи на проценты».

- А какова цель нашего урока? (Будем закреплять полученные знания, совершенствовать навыки решения задач).

Открывается слайд, на котором записана тема урока (учащиеся записывают число и тему в тетрадь).



  1. Применение знаний, умений и навыков.


Решение задач


Дима решил купить коньки. (сопровождается слайдами)


Задача №1 (Задача №11 из тренировочных вариантов ВПР 2024 )

Хоккейные коньки стоили 4500 р. Сначала цену снизили на 20%, а потом эту сниженную цену повысили на 20%. Сколько стали стоить коньки после повышении цены?

1 этап. Анализ условия задачи

Деятельность учителя


Деятельность ученика


О чем идет речь в задаче?

О цене коньков.

Что происходит по условию задачи?

Коньки сначала подешевели, затем подорожали.

Какими ключевыми словами можно описать происходящее в задаче?

Первоначальная цена; понижение цены; цена после понижения; повышение цены; цена после повышения (названия столбиком записываются)

Что известно по условию задачи?

1)Коньки стоили 4500р.

2)Коньки сначала подешевели на 20%, т.е. понижение цены составило 20 %

3) Затем сниженную цену коньков повысили на 20%

Что нужно узнать в задаче?

Сколько стали стоить коньки после повышения цены?

В задачах на проценты важно определить, какая величина составляет 100%. Для этого к известным в задаче процентам добавляют вопрос: «От чего?». В задаче сказано: цена понизилась на 20%. Поставьте вопрос «От чего?» и ответьте на него.

20% от чего? От первоначальной цены. Значит, первоначальная цена составляет 100%

В задаче сказано, что цена повысилась на 20 %. Поставьте нужный вопрос, ответьте на него и отразите ответ в краткой записи.

Повысилась на 20% от чего?» От цены, которая стала после понижения цены.



Краткая запись :

Первоначальная цена – 4500р. – 100%

Понижение цены – ?р. – 20%

Цена после понижения – ?р. – 100%

Повышение цены – ?р, – 20%

Цена после повышения –?р

2 этап . Поиск способа решения задачи

Деятельность учителя


Деятельность ученика


Что нужно узнать в задаче?

Сколько стали стоить коньки после повышения цены?

Что можно найти по данным задачи? Как?

На сколько рублей коньки подешевели.

Как 20% от 4500.

Кто сможет устно сказать ответ?

20% – это пятая часть числа. 4500 : 5 = 900

Что можно будет найти по полученным данным? Как?

Можно узнать, какой стала цена после понижения. От первоначальной цены нужно будет отнять 900.

Кто сможет устно сказать ответ?

4500 – 900 = 3600

Что можно будет найти по полученным данным? Как?

Можно найти, на сколько повысилась цена, как 20% от 3600

Кто сможет устно сказать ответ?

3600 : 5 = 720

Можно ли теперь ответить на вопрос задачи?

Можно, нужно прибавить к 3600 эти 7200

Каков план решения задачи?

  1. Найдем, на сколько рублей снизилась цена.

  2. Найдем цену после снижения.

  3. Найдем, на сколько повысилась цена?

  4. Найдем цену после повышения, т.е. ответим на вопрос задачи.



3 этап. Оформление решения задачи.

Мы с вами составили план решения, даже устно посчитали некоторые результаты. Ваша задача оформить решение в соответствии с планом, только в решении должны быть числа 20, а не так как мы считали делением на 5. Есть ли у кого вопросы?

1) 4500*20/100=900(р.) – снизилась цена

2) 4500-900=3600(р.) – цена после снижения

3)3600*20/100=720(р.) – повысилась цена

4)3600+720=4320(р.) – цена после повышения

Ответ: 4320 рублей.

4 этап. Подведение итогов работы над задачей:


Деятельность учителя


Деятельность ученика


Какая величина в задаче составляла 100%?


Первоначальная цена коньков составляет 100%

Как определяли, какая величина принимается за 100%

От указанных в задаче процентов ставили вопрос: «От чего?». Ответ на него указывал на величину, которая принимается за 100%

Продолжите вопрос, который помогал искать способ решения задачи: «Что можно……?»


Нам помог вопрос «Что можно найти по данным задачи?» и «Что можно найти по полученным данным?»

Как мы отражали ответ на этот вопрос в краткой записи

Ставили знак вопроса и потом другим цветом ответ на этот вопрос заносили в краткую запись

Рассмотрим, можно ли иначе решить задачу. Можно ли описать происходящее другими ключевыми словами?

Да, можно рассмотреть 3 цены: первоначальная, после понижения и после повышения.

Оформите краткую запись условия задачи с этими ключевыми словами, а потом сравним ваши результаты с вариантом учителя.




Вариант учителя:


Что можно найти по данным задачи? Укажите, что можно найти, и чему равен результат вычислений.

  1. Сколько процентов будет составлять цена после понижения (100 – 20 = 80%).

  2. Какой будет цена после понижения? Найдем как 80% от 4500 р. Мы это уже считали, получится 3600 р.

  3. Сколько процентов будет составлять цена после повышения? (100 + 20 = 120%).

  4. Какой будет цена после повышения. Найдем как 120% от 3600. Получим 4320 р.

Вариант учителя:



А теперь заглянем в кинотеатр…там как раз показывают мультфильм…


IV. Немного занимательной математики.

- Я предлагаю послушать сказку «Хитрые проценты. Но будьте внимательны. Вам нужно будет сформулировать, какую задачу пришлось решать героям данной сказки.


Хитрые проценты.

Жили - были в Африке непоседливая Мартышка, рассудительный Удав, болтливый Попугай и очень умный Слонёнок. Да-да! Те самые, которых придумал писатель Григорий Остер.

Однажды Удав сказал: «Надоело мне ползать по земле. И не видно ничего, и медленно. Давайте купим вертолёт и посадим в него меня». «И меня, - закричала Мартышка. – Мы полетим быстрее Попугая!»

«Это мы ещё посмотрим», - возразил Попугай. А Слонёнок очень огорчился: «Меня в вертолёт не посадишь. Авария будет!»

Слонёнка утешил Удав: «Ты будешь судьёй нашего соревнования. Но где нам взять вертолёт?» «Я придумала! – закричала мартышка. – Пусть Попугай слетает в магазин и купит там заводной вертолёт. Он стоит сто бананов, и я их сейчас соберу».

Собрала Мартышка сто бананов, и Попугай полетел в город. Вернулся он очень быстро. «Где мой вертолёт?» - спросил Удав. «Где мои бананы?» - закричала Мартышка. «Вертолёты подорожали, - объявил Попугай, - на 10 процентов. Так что бананов не хватило, и я раздал их детям. Дети сказали мне, что завтра вертолёты подешевеют. И опять на 10 процентов».

Наутро Попугай, захватив новые сто бананов, полетел в магазин. Скоро Попугай вернулся с прекрасным вертолётом.

«Почему это ты облизываешься?» - подозрительно спросила Попугая Мартышка». «А потому, что я съел оставшийся банан». «Не понимаю, - сказал Удав. – Вертолёт сначала стоил сто бананов. Потом он подорожал на 10 процентов, потом подешевел то же на 10 процентов». «А я тебе дала ровно сто бананов», - вмешалась Мартышка». «Я и сам не понимаю, - сказал Попугай, но банан был очень вкусный». И он расправил крылья, готовясь к соревнованию….


(Сделать паузу, чтобы учащиеся помогли разобраться, а потом сравнить свой ответ с рассуждениями Слоненка)


А Слонёнок сказал так: «Когда вертолёт подорожал, он стал стоить сто десять бананов. А подешевел он на десять процентов от ста десяти, то есть на одиннадцать бананов. Значит, теперь вертолёт стоит девяносто девять бананов, и всё правильно. Ну, летите, а я буду судить».


- Итак, сформулируйте задачу? (Дети формулируют задачу)


Вертолет стоил 100 бананов. Сначала его цену повысили на 10%, а потом эту повышенную цену снизили на 10%. Сколько стал стоить вертолет после понижения цены?


- Почему цена на бананы уменьшилась?

- Потому что понижение цены на 10% было уже от числа 110, что составило 11 бананов.


V. Рефлексия

1.Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке Вы пополнили свои знания?

2.Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать?

3.Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые вы решали ранее?


Урок завершен. Спасибо.