Задачи на построение сечений
Задача 8. Построить сечение тетраэдра по трем точкам (см. рис. 20).
Рис. 20. Иллюстрация к задаче 8
Решение
Чтобы построить сечение, нужно изобразить отрезки, по которым секущая плоскость пересекает грани. На левой грани мы имеем уже две точки, значит, знаем и сам отрезок. Соединяем точки. Аналогично на задней грани (см. рис. 21).
Рис. 21. Иллюстрация к задаче 8
Редко когда в задаче у нас будут сразу две точки на каждой необходимой грани. Чтобы построить сечение, нужно будет выходить за пределы самих граней. Суть метода построения сечений состоит в том, чтобы находить отрезки на чертеже, лежащие в одной плоскости, пересекать их, получая дополнительные точки плоскости сечения.
В нашем случае легко видеть, что отрезки
и
лежат в одной плоскости задней грани.
Продлим их и найдем точку пересечения
(см. рис. 22).
Рис. 22. Иллюстрация к задаче 8
Точка
лежит в плоскости сечения и нижней грани. Точка
тоже. Значит, мы можем простроить след плоскости сечения в нижней грани. Получим еще одну точку
(см. рис. 23).
Рис. 23. Иллюстрация к задаче 8
Осталось соединить
и
. Мы построили сечение (см. рис. 24).
Рис. 24. Иллюстрация к задаче 8
Такой метод построения часто так и называют – метод следов. Главное, всегда оценивать, лежат ли данные прямые в одной плоскости. Частая ошибка, когда скрещивающиеся прямые на чертеже принимают за пересекающиеся.
Задача 9. Построить сечение параллелепипеда плоскостью
(см. рис. 25).
Рис. 25. Иллюстрация к задаче 9
Решение
Итак, два отрезка у нас уже есть – это
и
. Чаще всего новые точки ищут в плоскости нижнего основания, но это не обязательно, просто так легче изображать. Продолжим отрезок
и левое нижнее ребро до пересечения. Обозначим эту точку как
(см. рис. 26). Она у нас пока единственная точка следа от плоскости сечения в нижнем основании. Но след можно построить либо по двум точкам, либо по одной, если есть прямая, параллельная нашему следу.
Рис. 26. Иллюстрация к задаче 9
Теперь вспомним, что если плоскость пересекает две параллельные плоскости, то она оставляет на них параллельные следы. Таким образом, след в нижнем основании нужно проводить параллельно следу в верхнем основании. Проведем через
прямую в плоскости нижнего основания параллельно отрезку
. Мы получили еще две точки –
и
(см. рис. 27).
Рис. 27. Иллюстрация к задаче 9
Соединяем
и
,
и
(см. рис. 28).
Рис. 28. Иллюстрация к задаче 9
В правой грани через точку
проводим прямую, параллельную следу в левой грани. Получили последнюю необходимую точку
(см. рис. 29).
Рис. 29. Иллюстрация к задаче 9
Построим сечение (см. рис. 30).
Рис. 30. Иллюстрация к задаче 9
Задача 10. Построить сечение параллелепипеда по трем точкам (см. рис. 31).
Рис. 31. Иллюстрация к задаче 10
Решение
Итак, мы можем соединить точки
и
(см. рис. 32).
Рис. 32. Иллюстрация к задаче 10
Далее у нас есть два варианта. Мы можем пересечь прямые
и
. Полученная точка лежит в плоскости нижней грани. Осталось соединить ее с точкой
(см. рис. 33).
Рис. 33. Иллюстрация к задаче 10
Либо можно было сразу в плоскости задней граней через точку
провести отрезок параллельно отрезку
(см. рис. 34).
Рис. 34. Иллюстрация к задаче 10
Если точки на ребрах, задающие плоскость сечения, немного сместить, то сечение может выглядеть иначе (см. рис. 35).
Рис. 35. Иллюстрация к задаче 10
Соединим точки
и
. Продлим
и
до пересечения в точке
. Эта точка лежит в плоскости нижней грани. Соединяем ее с
. Получили точку
(см. рис. 36).
Рис. 36. Иллюстрация к задаче 10
В плоскости задней грани через точку
проводим прямую параллельно
. Получили точку
. Сечение построено (см. рис. 37).
Рис. 37. Иллюстрация к задаче 10
Здесь можно было обойтись и без дополнительной точки
.Через
проводим прямую параллельно
. Получили точку
(см. рис. 38).
Рис. 38. Иллюстрация к задаче 10
Через
в плоскости правой грани проводим прямую, параллельную
, получаем точку
. Сечение построено (см. рис. 39).
Рис. 39. Иллюстрация к задаче 10
Задача 11. Построить сечение тетраэдра по трем точкам (см. рис. 40).
Рис. 40. Иллюстрация к задаче 11
Решение
Точки, задающие плоскость сечения, конечно, не обязаны находиться на ребрах многогранника. Рассмотрим тетраэдр. Точка
лежит на ребре
. А вот, где лежит точка
, по рисунку мы понять не можем. Это может быть и нижняя грань, и левая. В таких случаях нужно явно проговаривать, где лежит точка.
Пусть точка
лежит на нижней грани, а точка
– на левой. Точки
и
лежат на одной грани – левой. Проводим через них прямую до пересечения с
, которая тоже лежит в левой грани. Получили точку сечения
и точку
, лежащую в плоскости нижней грани (см. рис. 41).
Рис. 41. Иллюстрация к задаче 11
Проводим прямую
. Получили еще две точки сечения
и
(см. рис. 42).
Рис. 42. Иллюстрация к задаче 11
Соединяем все точки сечения, лежащие на одних гранях. Многоугольник замкнулся, сечение построено (см. рис. 43).