СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи по генетике 9,11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка задач по теме "Основы генетики" для 9 и 11 класса. Сцепленное с полом наследование, моно-дигибридное скрещивание

Просмотр содержимого документа
«Задачи по генетике 9,11 класс»

Задачи по генетике


Задача 1

Какие типы гамет образуют растения, имеющие генотипы: а) ВВ; б) Вb; в) bb?


Задача 2

У человека карий цвет глаз K доминирует над голубым k. Какой цвет глаз у людей имеющих, следующие генотипы: а)Kk ; б) kk; в) Kk ?


Задача 3

У крупного рогатого скота чёрная масть доминирует над красной. Каким будет потомство у гомозиготной чёрной коровы и красного быка?


Задача 4

При скрещивании растения, выросшего из чёрного семени, с белосемянным получены чёрные семена. Можно ли определить генотип материнского растения?


Задача 5

Какие типы гамет образуют растения следующих генотипов: а) ААВВ; б) АаВВ; в)ааВВ; г) ААВb; д) Ааbb; е) АаВb; ж) Ааbb; з) ааbb.


Задача 6

У гороха жёлтая окраска семян А доминирует над зелёной а, а гладкая форма В над морщинистой b. Определить окраску и форму семян следующих генотипов: а) ааВb; б)АаВb; в) АаВВ; г) ааВВ; д) ААВb; е) Ааbb.


Задача 7

У томатов красная окраска плодов R доминирует над жёлтой r, а высокорослость H - над карликовостью h. Какого потомства следует ожидать в результате самоопыления дигетерозиготного красноплодного высокорослого растения?


Задача 8

Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой желтоплодных карликовых растений? Какой результат даст дальнейшее скрещивание таких гибридов? Известно, что красный цвет плодов – доминантный признак; жёлтый – рецессивный; нормальный рост – доминантный; карликовость – рецессивный признак. Все исходные растения гомозиготны; гены обоих признаков находятся в разных хромосомах.


Задача 9

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой – над леворукостью, причём гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша женился на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите два случая: 1. Когда мужчина гомозиготен по обоим признакам. 2. Когда он по ним гетерозиготен.


Задача 10

У гороха посевного красная окраска венчика доминирует над белой, а высокий рост - над карликовым. Каков генотип и фенотип потомства, полученного от самоопыления дигетерозигот?


Задача 11

Чёрная окраска шерсти у мышей доминирует над коричневой, а длинные уши - над короткими. От скрещивания дигетерозиготной чёрной самки с длинными ушами с таким же самцом получено потомство. Каково расщепление в нём по фенотипу?


Задача 12

Определить, какие генотипы и фенотипы будут в F1 и F2, если гладкосеменное (А) растение гороха с усиками (С), гомозиготное по обоим признакам, скрещивается с морщинистым (а) растением гороха без усиков (с). Оба признака (форма семени и наличие или отсутствие усиков) локализованы в одной хромосоме.


Задача 13

У кукурузы гены, обусловливающие скрученные листья (р) и карликовость (h), расположены в третьей хромосоме. Скрещивали растения PPhh и ppHH. Определить генотипы и фенотипы растений F1, если считать сцепление полным.

Задача 14

Дальтонизм вызывается рецессивным геном, расположенным в Х-хромосоме. Определить фенотипы людей, имеющих следующие генотипы: XHY, XHXh, XHXH, XhY.

Задача 15

Каковы вероятные генотипы и фенотипы детей от брака женщины-носительницы гена дальтонизма и мужчины с нормальным цветовым зрением, если известно, что ген дальтонизма является рецессивным по сравнению с нормальным цветовым восприятием и располагается в Х-хромосоме?


Задача 16

От брака женщины с нормальной свёртываемостью крови и мужчины-гемофилика родился сын. Какова вероятность того, что он болен гемофилией?


Задача 17

При скрещивании растения ночная красавица с белыми цветками с растением, у которого красные цветки, все гибриды имеют розовые цветки. Определить расщепление по генотипу и фенотипу в потомстве данных гибридов при их самоопылении.


Задача 18

У душистого горошка имеется два гена, каждый с двумя аллелями – С, с и Р, р. Окраска цветков образуется тогда, когда в генотипе растения присутствуют одновременно два доминантных гена С и Р. Скрестили два растения с белыми цветками. Гибриды первого поколения имеют фиолетовую окраску. Определить их генотип, если известно, что родители гомозиготны.


Задача 19

Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получается, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?


Задача 20

Чёрная окраска шерсти крупного рогатого скота доминирует над красной.

Быка чёрного цвета скрестили с коровой красного цвета. Определить все возможные варианты получения потомства.


Задача 21

У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген чёрного цвета над красным. Обе пары генов не сцеплены. Скрестили гетерозиготного по обоим признакам чёрного комолого быка с такой же коровой. Какова вероятность рождения рогатого телёнка красного цвета?


Задача 22

У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение владеть преимущественно правой рукой – над леворукостью. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если отец левша, но гетерозиготен по цвету глаз, а мать голубоглазая, но гетерозиготна в отношении умения владеть руками?

Задача 23

Красная окраска венчика у цветков гороха доминирует над белой. Гетерозиготное растение гороха с цветками красного цвета скрестили с гомозиготным с цветками такого же цвета. Определить, каким будет потомство по генотипу и фенотипу.


Задача 24

Чёрный цвет шерсти у морской свинки доминирует над белым. Гетерозиготную чёрную самку морской свинки скрестили с таким же самцом. Определите формулу расщепления гибридного потомства по генотипу и фенотипу.

Задача 25

Мохнатая шерсть у кроликов доминирует над гладкой. Мохнатую гетерозиготную крольчиху скрестили с таким же кроликом. Какое потомство следует ожидать от данного скрещивания.


Задача 26

Шаровидная форма плода у томата доминирует над грушевидной. Определить расщепление по фенотипу и генотипу у потомства, полученного в результате скрещивания гетерозиготного по форме плода томата с томатом с грушевидными плодами.



Задача 27

Известно, что ген шестипалости и ген, контролирующий наличие веснушек, - доминантные гены, расположенные в разных парах хромосом. Женщина с нормальным количеством пальцев на руках и с мило разбросанными веснушками на лице вступает в брак с мужчиной, у которого также по пять пальцев на каждой руке, но не от рождения, а после перенесённой в детстве операции по удалению лишнего (шестого) пальца на каждой руке. Веснушек на лице мужчины не было от рождения,.нет и в настоящее время. В этой семье имеется единственный ребёнок: пятипалый, как мать, и без веснушек, как отец. Высчитайте, какова была вероятность у этих родителей произвести на свет именно такого ребёнка.


Задача 28

У супругов, страдающих дальнозоркостью, родился ребёнок с нормальным зрением. Какова вероятность появления в этой семье ребёнка с дальнозоркостью, если известно, что ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения?


Задача 29

Известно, что ген шестипалости (одной из разновидностей полидактилии) и ген, контролирующий наличие веснушек, - доминантные гены, расположенные в разных парах аутосом. Женщина с нормальным количеством пальцев на руках (с пятью пальцами) и с мило разбросанными веснушками на лице вступает в брак с мужчиной, у которого также по пять пальцев на каждой руке, но не от рождения, а после перенесённой в детстве операции по удалению лишнего (шестого) пальца на каждой руке. Веснушек на лице мужчины не было от рождения, нет и в настоящее время. В этой семье имеется единственный ребёнок: пятипалый, как мать, и без веснушек, как отец. Высчитайте, какова была вероятность у этих родителей произвести на свет именно такого ребёнка.


Задача 30

При скрещивании красноплодной и белоплодной земляники были получены только розовые ягоды. Напишите генотипы исходных и гибридных форм, если известно, что генкрасной окраски не полностью доминирует над геном, контролирующим белую окраску.


Задача 31

Известно, что у абрикосов: красный цвет плодов – доминантный признак, жёлтый – рецессивный; нормальный рост – доминантный признак, карликовость – рецессивный. Скрестили две дигетерозиготы. Определить фенотип и генотип родителей, а также расщепление по фенотипу у потомства F1.


Задача 32

При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и жёлтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды красные, шаровидные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения


Задача 33

У свиней чёрная окраска щетины (шерсти)доминирует над рыжей окраской, длинная форма щетины – над короткой. Гены окраски и длины щетины локализованы в разных парах гомологичных хромосом. Определите генотип родителей и формулы расщепления гибридного потомства, если скрещиваются дигетерозиготное чёрное длиннощетиновое животное с гомозиготным чёрным короткощетиновым.


Задача 34

Известно, что у человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой – над леворукостью. В брак вступили женщина и мужчина, которые являются дигетерозиготами по указанным выше признакам. Определить фенотип и генотип родителей, а также вероятность рождения голубоглазого левши от этого брака.


Задача 35

У тыквы дисковидная форма плода определяется взаимодействием двух доминантных генов A и B. При отсутствии в генотипе любого из них получаются плоды сферической формы. Сочетание рецессивных аллелей обоих генов даёт удлинённую форму плодов. Определить форму плода у растений, имеющих следующие генотипы: а) AaBb; б) AABB; в) Aabb; г) aaBb; д) aabb; е) aaBB; ж) AABb.


Задача 36

У тыквы дисковидная форма плода определяется взаимодействием двух доминантных генов A и B. При отсутствии в генотипе любого из них получаются плоды сферической формы. Сочетание рецессивных аллелей обоих генов даёт удлинённую форму плодов. Гомозиготное по обоим доминантным генам растение с дисковидной формой плодов скрещено с растением, имеющим удлинённые плоды. Определить генотип и фенотип полученного потомства.


Задача 37

У овса чёрная окраска семян определяется доминантным геном А, а серая окраска – доминантным геном В. Ген А эпистатичен по отношению к гену В, и последний в его присутствии не проявляется. При отсутствии в зиготе обоих доминантных генов проявляется белая окраска семян. Определить окраску семян у растений, имеющих следующие генотипы: а) aaBb; б) aabb; в) Aabb; г) AaBb; д) AABb; е) aaBB; ж) AaBB.


Задача 38

У овса чёрная окраска семян определяется доминантным геном А, а серая окраска – доминантным геном В. Ген А эпистатичен по отношению к гену В, и последний в его присутствии не проявляется. При отсутствии в зиготе обоих доминантных генов проявляется белая окраска семян. При самоопылении растения, выросшего из чёрного зерна, получены чёрные, серые и белые зёрна в отношении 12:3:1. определить генотип исходного растения.


Задача 39

У некоторых сортов пшеницы красная окраска зерна контролируется двумя парами полимерных доминантных генов. Два доминантных гена в гомозиготном состоянии (А1А1А2А2) дают тёмно-красное зерно, один доминантный ген (А1 или А2) обусловливает бледно-красную, два – светло-красную, а три – красную окраску зерна. Какие типы гамет образуют растения, имеющие генотипы: а) А1А1А2А2; б) А1а1А2А2; в) а1а1А2А2; г) А1А1А2а2; д) А1А1а2а2; е) А1а1а2а2; ж) а1а1а2а2.


Задача 40

У некоторых сортов пшеницы красная окраска зерна контролируется двумя парами полимерных доминантных генов. Два доминантных гена в гомозиготном состоянии (А1А1А2А2) дают тёмно-красное зерно, один доминантный ген (А1 или А2) обусловливает бледно-красную, два – светло-красную, а три – красную окраску зерна. Определить генотипы и фенотипы гибридных семян, полученных в результате скрещивания растения, выросшего из тёмно-красного зерна, с растением, выросшим из: а) красного зерна; б) бледно-красного зерна; в) белого зерна.


Задача 41

При скрещивании голубых волнистых попугайчиков с жёлтыми гибриды F1 имеют зелёную окраску. Если скрестить особей F1 между собой, в F2 получается следующее расщепление: 9 зелёных : 3 жёлтых : 3 голубых : 1 белый. Объясните результаты данного скрещивания.


Задача 42

Собаки породы кокер-спаниэль при генотипе А - В – имеют чёрную масть, при генотипе A - bb - рыжую, при генотипе aaB - - коричневую, при генотипе aabb - светло-жёлтую. Чёрный кокер-спаниэль был скрещен со светло-жёлтым. Родился светло-жёлтый щенок. Какое соотношение по масти следует ожидать от скрещивания того же черного спаниэля с собакой одинакового с ним генотипа?


Задача 43

В каком случае у мужчины-дальтоника может быть внук-дальтоник, если известно, что ген, вызывающий дальтонизм, является рецессивным и локализован в Х-хромосоме?


Задача 44

От чёрной кошки родились один черепаховый и несколько чёрных котят. Определите: а) фенотип и генотип отца; б) пол черепахового и чёрных котят, если известно, что ген чёрной и рыжей масти локализован в Х-хромосоме; ни один из них не доминирует над другим; при наличии обоих генов окраска получается пятнистой – «черепаховой».


Задача 45

У львиного зева красная окраска цветков R не полностью доминирует над белой окраской r. Взаимодействие генов R и r даёт розовую окраску цветков. При скрещивании двух растений львиного зева получены гибриды, из которых 1/4 имела красные цветки, 1/2 розовые и 1/4 белые. Определить генотип и фенотип родителей.


Задача 46

У ночной красавицы красная окраска цветков R не полностью доминирует над белой окраской r. Взаимодействие генов R и r даёт розовую окраску цветков. Растение ночной красавицы с розовыми цветками опылено пыльцой красноцветкового растения. Определить генотипы и фенотипы гибридов от этого скрещивания.



Задача 47

У душистого горошка пурпурная окраска цветков обусловлена взаимодействием двух комплементарных доминантных генов А и В. При отсутствии в генотипе любого из них красный пигмент не образуется и растение имеет белые цветки. Определить окраску цветков у растений, имеющих следующие генотипы: Aabb, aaBB, AABb, AaBb, aaBb, AABB.


Задача 48

У душистого горошка пурпурная окраска цветков обусловлена взаимодействием двух комплементарных доминантных генов А и В. При отсутствии в генотипе любого из них красный пигмент не образуется и растение имеет белые цветки. Гомозиготное по обоим доминантным генам растение скрещено с рецессивным по обоим парам аллелей белоцветковым растением. Определить генотип и фенотип полученного потомства.


Задача 49

У овса чёрная окраска семян определяется доминантным геном А, а серая окраска – доминантным геном В. Ген А эпистатичен по отношению к гену В, и последний в его присутствии не проявляется. При отсутствии в зиготе обоих доминантных генов проявляется белая окраска семян. Определить окраску семян у растений, имеющих следующие генотипы: АaВb, АAВb, aaBB, АаВВ.


Задача 50

У овса чёрная окраска семян определяется доминантным геном А, а серая окраска – доминантным геном В. Ген А эпистатичен по отношению к гену В, и последний в его присутствии не проявляется. При отсутствии в зиготе обоих доминантных генов проявляется белая окраска семян. При скрещивании двух растений, имеющих серое зёрно, всё потомство имело такую же окраску. Определить генотипы родителей.


Задача 51

У пшеницы яровость контролируется двумя доминантными полимерными генами А1 и А2, а озимость – их рецессивными аллелями а1 и а2. В наибольшей степени яровость проявляется в генотипах А1А1А2А2, а озимость – при сочетании генов а1а1а2а2. Установить генотипы и

фенотипы гибридных растений в следующих скрещиваниях: а) А1А1А2А2 х а1а1а2а2; б) А1А1а2а2 х а1а1а2а2; в) А1а1а2а2 х а1а1А2а2.


Задача 52

Какими будут котята от скрещивания черепаховой кошки с чёрным котом, черепаховой кошки с рыжим котом? Ген чёрной и рыжей масти находится в Х-хромосоме (признак цвета сцеплен с полом); ни один из них не доминирует над другим; при наличии обоих генов в Х-хромосоме окраска получается пятнистой – «черепаховой» окраски


Задача 53

Отец и сын дальтоники, а мать различает цвета нормально. От кого сын унаследовал ген дальтонизма, если известно, что последний является рецессивным и локализован в Х-хромосоме?



Анализ родословной

Тип наследования

Характерные признаки

Аутосомно-доминантное

Встречается в родословной часто, практически во всех поколениях с одинаковой частотой у мальчиков и девочек. Если признак обнаруживается у одного из родителей, то он проявится либо у половины потомства, либо у всего.


Аутосомно-рецессивное

Встречается в родословной редко, не во всех поколениях, с одинаковой частотой у мальчиков и девочек. Может проявиться у детей, родители которых им не обладали. Если признак имеет один из родителей, то он может совсем не проявиться у детей или проявиться у половины.


Х-доминантное наследование, сцепленное с полом


Встречается чаще у лиц женского пола. Если мать больна, а отец здоров, то передача патологического признака происходит вне зависимости от пола. Если болен отец, а мать здорова, то все дочери наследуют от отца патологический признак.


Х- рецессивное наследование, сцепленное с полом


Встречается чаще у лиц мужского пола. Характерен «перескок» признака через поколение. В семьях, где оба родителя здоровы, могут рождаться 50% больных сыновей (если мать гетерозиготна). Лица женского пола, обладающие патологическим признаком, могут рождаться только в семьях, где отец болен, а мать гетерозиготна.










При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушенной кожицей плодов в первом поколении все плоды имели гладкую кожицу. Определите генотипы родителей, потомства F1 и закон, который проявляется при скрещивании.


  1. Генотип родителей: опушенная кожица – аа, гладкая кожица – АА;

  2. Генотип F1 – гладкая кожица – Аа;

  3. Закон единообразия гибридов первого поколения.

Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства – соотношение генотипов и фенотипов.

  1. генотипы родителей ♀XHXh и ♂ XHY;

  2. генотипы потомства ♀ XHXh (25%), ♂ XhY (25%), ♀ XHXH (25%), ♂ XHY (25%);

  3. дочери – носительницы гена гемофилии (25%), сыновья-гемофилики (25%), здоровые дети (50%).


Женщина-дальтоник вышла замуж за человека с нормальным зрением. Определите генотипы родителей и потомства, вероятность рождения (в %) детей-дальтоников (ген дальтонизма – d - рецессивный).

  1. генотипы родителей: ♀ XdXd , ♂XDY

  2. генотипы потомства: мальчики – XdY, девочки - XDXd

  3. вероятность рождения детей-дальтоников – 50% от всех детей, все мальчики


Известно, что миопатия Дюшенна, сопровождающаяся мышечной дистрофией, наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но дедушка по материнской линии был болен этим заболеванием. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, вероятность появления носителей этого заболевания и их пол.


  1. Генотипы родителей: ♀ ХАХа (гаметы ХА, Ха ), ♂ ХАY (гаметы ХА , Y );

  2. Генотипы потомства: ХАХа ; ХАХА ; ХАY; ХаY;

  3. 25% детей – носители (все девочки - ХАХа).

Женщина, у которой нормальный цвет эмали зубов (ген сцеплен с Х-хромосомой) вышла замуж за мужчину с темным оттенком эмали зубов. У них родились 4 девочки с темным оттенком эмали зубов и 3 мальчика с нормальным цветом эмали зубов. Составьте схему решения задачи. Определите, какой признак является доминантным, генотипы родителей и потомства (доминантный признак обозначьте А, рецессивный – а).










  1. Доминантный признак – темный цвет эмали зубов;

  2. Генотипы родителей: ♀ ХаХа (гаметы Ха) ♂ XAY гаметы (XA , Y);

  3. Генотипы потомства в F1: ♀ XaXa (темные зубы), ♂ XaY (нормальные зубы).

Альбинизм (а) и фенилкетонурия (ФКУ – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ - b) наследуются у человека как рецессивные аутосомные признаки. В семье отец альбинос и болен ФКУ, а мать – дигетерозиготна по этим генам (гены, определяющие эти признаки, расположены в разных парах аутосом). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения детей, не страдающих альбинизмом, но больных ФКУ.

  1. генотипы родителей: мать – AaBb (гаметы: AB, Ab, aB, ab), отец - aabb (гаметы: ab);

  2. генотипы потомства: AaBb, Aabb, aaBb, aabb;

  3. 25% детей – Aabb – не альбиносы и больны ФКУ.

У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой (В) формы семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян (также сцеплены) – в гомологичной ей. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 семени коричневых гладких и 3998 семян белых морщинистых, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Определите генотипы родительских растений кукурузы и ее потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками.

  1. Генотипы родителей: коричневые гладкие семена – AaBb (гаметы: AB, ab, Ab, aB), белые морщинистые - aabb (гаметы: ab);

  2. генотипы потомства: AaBb (коричневые гладкие), aabb (белые морщинистые), Aabb (коричневые морщинистые), aaBb (белые гладкие);

  3. появление двух групп особей с отличными от родителей признаками связано с нарушением сцепления генов в результате кроссинговера у родительского гетерозиготного организма.

У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) – над короткой – (b). Запишите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, полученного при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного животного с гомозиготным черным с короткой щетиной.


  1. генотипы родителей: AaBb; AAbb;

  2. генотипы потомства: AABb; AaBb; Aabb; AAbb;

  3. фенотипы потомства:

AABb, AaBb – черные, с длинной щетиной;

Aabb, Aabb – черные, с короткой щетиной

У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.










  1. генотипы родителей: aabb, aaBb;

  2. генотипы детей: aabb, aaBb;

  3. фенотипы детей: светловолосый с голубыми глазами; светловолосый с карими глазами.

Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперенные ноги (В), с гетерозиготной курицей с гребнем и с голыми ногами (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколения, если во втором скрещивании были взяты особи с разными генотипами. Составьте схему решения.

Схема решения задачи включает:

  1. генотипы родителей: ААВВ (гаметы АВ) и (Ааbb) (гаметы Ab, ab);

  2. генотипы первого гибридного поколения – AABb (гаметы AB, Ab), AaBb (гаметы AB, Ab, aB, ab), фенотипы – имеют гребень и оперенные ноги;

  3. фенотипы и генотипы второго поколения: с гребнем и оперенными ногами: AABB, 2AABb, 2AaBb, AaBB; с гребнем и голыми ногами: Aabb, Aabb.

При скрещивании самца кролика с белой гладкой шерстью с самкой, имеющей черную мохнатую шерсть, в потомстве получены крольчата – белые мохнатые и черные мохнатые. В другом случае, при скрещивании этого же самца с другой черной мохнатой крольчихой, потомство имело черную мохнатую и черную гладкую шерсть. Составьте схемы решения задачи. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских особей и их потомства.

  1. Доминантные гены: А – черная окраска шерсти, В – мохнатая шерсть; а – белая окраска шерсти, b – гладкая шерсть;

  2. I скрещивание: генотипы ♀ AаBB (гаметы AB, aB) х ♂ aabb (гаметы ab); генотипы потомства: aaBb (белые мохнатые), AaBb (черные мохнатые);

  3. II ♀ AABb (гаметы AB, Ab) х ♂ aabb (гаметы ab); генотипы потомства: AaBb (черные мохнатые), Aabb (черные гладкие)

Существуют два вида наследственной слепоты, каждая из которых определяется своим рецессивным геном (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом и не взаимодействуют друг с другом. Бабушки по материнской и отцовской линиям имеют разные виды наследственной слепоты и гомозиготны по доминантному аллелю. Оба дедушки видят хорошо, не имеют рецессивных генов. Определите генотипы бабушек и дедушек, генотипы и фенотипы их детей и вероятность рождения слепых внуков. Составьте схему решения задачи.

  1. Генотипы бабушек: aaBB (гаметы aB); AAbb (гаметы Ab);

генотипы дедушек: AABB ( гаметы AB);

  1. Генотипы их детей: AABb ( гаметы AB, Ab) и AaBB (гаметы AB, ab), фенотипы – зрячие;

  2. Расщепление по генотипу у внуков вероятность рождения слепых внуков: AABB, AaBB, AABb, AaBb, – 0.

Растения томатов с нормальной высотой стебля (А) и ребристыми плодами (b) скрестили с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и гладкие плоды. В потомстве получены следующие фенотипы: с нормальной высотой стебля и гладкими плодами, с нормальной высотой стебля и ребристыми плодами, с карликовыми стеблями и гладкими плодами, с карликовыми стеблями и ребристыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, возможное соотношение фенотипов в потомстве.

  1. Генотипы родителей: Aabb (гаметы Ab, ab) и AaBb (гаметы AB, Ab, aB, ab);

  2. Генотипы потомства: AABb и AaBb, Aabb и Aabb, aaBb, aabb;

  3. Соотношение потомтсва:

3/8 нормальная высота стебля, гладкие плоды (A_Bb)

3/8 нормальная высота стебля, ребристые плоды (A_bb)

1/8 карликовый стебель, гладкие плоды (aaBb)

1/8 карликовый стебель, ребристые плоды (aabb)

При скрещивании растений томатов с нормальной высотой стебля (А) и гладкими плодами (В) и растениями, имеющими карликовые стебли, ребристые плоды, все потомство было однородным. При его самоопылении во втором поколении было получено 453 растения с нормальными стеблями и гладкими плодами, 156 растений с нормальными стеблями и ребристыми плодами, 149 – с карликовыми стеблями и гладкими плодами, 45 – с карликовыми стеблями и ребристыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом (F1) и во втором (F2) поколениях.

  1. Генотипы родителей: AABB (гаметы AB) и aabb (гаметы ab);

  2. Генотипы потомства в первом поколении (F1): AaBb (гаметы AB, Ab, aB, ab);

  3. Генотипы потомства во втором поколении (F2):

453 растения с нормальными стеблями и гладкими плодами - A_B_ (AaBb, AABb, AaBB)

156 растений с нормальными стеблями и ребристыми плодами - A_bb (Aabb, Aabb)

149 растений с карликовыми стеблями и гладкими плодами - aaB_ (aaBB, aaBb)

45 растений с карликовыми стеблями и ребристыми плодами - аabb

У человека ген карих глаз (а) доминирует над голубым цветом глаз (а), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей – носителей гена дальтонизма от общего числа потомков и их пол.

  1. Генотип матери - AaXDXd (гаметы AXD, aXD , AXd , aXd) генотип отца aaXDY (гаметы aXD , aY );

  2. Генотипы детей: AaXDXD, aaXDXD, AaXDXd, aaXDXd (девочки); AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY (мальчики);

  3. Вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма – 25%, девочки (AAXDXd , AaXDXd)

Заболевание гемофилией у собак (как и у человека) обусловлено сцеплением гена несвертываемости крови с Х-хромосомой (Xh) . При скрещивании нормальной по крови коротконогой самки и самца, имеющего длинные ноги и нормальную свертываемость крови (длинноногость – рецессивный аутосомный признак), один из щенков оказался гемофиликом с длинными ногами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, имеющего нормальную свертываемость крови и короткие ноги, пол, и генотип щенка-гемофилика, имеющего длинные ноги.














  1. Генотипы родителей: самец – ааXHY (гаметы аXH, аY ), самка - АаXHXh (гаметы АXH , АXh , аXH , аXh)

  2. Генотипы щенков с нормальной свертываемостью крови, имеющих короткие ноги - AаXHXH, AаXHXh, AаXHY;

  3. Генотип щенка – гемофилика - ааXhY

При скрещивании самок мухи дрозофилы с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) с самцами, имеющими серое тело и нормальные крылья (признаки доминантные), половина потомства имела серое тело, нормальные крылья, другая половина – черное тело, укороченные крылья. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства и объясните полученные результаты.

  1. Генотипы родителей: самка aabb (гаметы ab ), самец AaBb (гаметы AB, ab)

  2. Генотипы потомства: AaBb - серое тело нормальные крылья, aabb - черное тело укороченные крылья;

  3. У потомства проявляется только два фенотипа, следовательно, гены сцеплены, значит, гетерозиготный самец дает два типа гамет – АВ, ab, а самка – один тип гамет - ab.

По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветом. Определите генотипы родителей и детей в первом поколении (1).

  1. Признак рецессивный, не сцеплен с полом;

  2. Генотипы родителей: мать и отец гетерозиготы по исследуемому признаку – Аа;

  3. Генотипы детей: дочь – аа, сын АА или Аа.

























































При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушенной кожицей плодов в первом поколении все плоды имели гладкую кожицу. Определите генотипы родителей, потомства F1 и закон, который проявляется при скрещивании.

  1. Генотип родителей: опушенная кожица – аа, гладкая кожица – АА;

  2. Генотип F1 – гладкая кожица – Аа;

  3. Закон единообразия гибридов первого поколения.

Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства – соотношение генотипов и фенотипов.

  1. генотипы родителей ♀XHXh и ♂ XHY;

  2. генотипы потомства ♀ XHXh (25%), ♂ XhY (25%), ♀ XHXH (25%), ♂ XHY (25%);

  3. дочери – носительницы гена гемофилии (25%), сыновья-гемофилики (25%), здоровые дети (50%).

Женщина-дальтоник вышла замуж за человека с нормальным зрением. Определите генотипы родителей и потомства, вероятность рождения (в %) детей-дальтоников (ген дальтонизма – d - рецессивный).

  1. генотипы родителей: ♀ XdXd , ♂XDY

  2. генотипы потомства: мальчики – XdY, девочки - XDXd

  3. вероятность рождения детей-дальтоников – 50% от всех детей, все мальчики

Известно, что миопатия Дюшенна, сопровождающаяся мышечной дистрофией, наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но дедушка по материнской линии был болен этим заболеванием. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, вероятность появления носителей этого заболевания и их пол.

  1. Генотипы родителей: ♀ ХАХа (гаметы ХА, Ха ), ♂ ХАY (гаметы ХА , Y );

  2. Генотипы потомства: ХАХа ; ХАХА ; ХАY; ХаY;

  3. 25% детей – носители (все девочки - ХАХа).

Женщина, у которой нормальный цвет эмали зубов (ген сцеплен с Х-хромосомой) вышла замуж за мужчину с темным оттенком эмали зубов. У них родились 4 девочки с темным оттенком эмали зубов и 3 мальчика с нормальным цветом эмали зубов. Составьте схему решения задачи. Определите, какой признак является доминантным, генотипы родителей и потомства (доминантный признак обозначьте А, рецессивный – а).

  1. Доминантный признак – темный цвет эмали зубов;

  2. Генотипы родителей: ♀ ХаХа (гаметы Ха) ♂ XAY гаметы (XA , Y);

  3. Генотипы потомства в F1: ♀ XaXa (темные зубы), ♂ XaY (нормальные зубы).

Альбинизм (а) и фенилкетонурия (ФКУ – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ - b) наследуются у человека как рецессивные аутосомные признаки. В семье отец альбинос и болен ФКУ, а мать – дигетерозиготна по этим генам (гены, определяющие эти признаки, расположены в разных парах аутосом). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения детей, не страдающих альбинизмом, но больных ФКУ.

  1. генотипы родителей: мать – AaBb (гаметы: AB, Ab, aB, ab), отец - aabb (гаметы: ab);

  2. генотипы потомства: AaBb, Aabb, aaBb, aabb;

  3. 25% детей – Aabb – не альбиносы и больны ФКУ.

У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой (В) формы семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян (также сцеплены) – в гомологичной ей. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 семени коричневых гладких и 3998 семян белых морщинистых, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Определите генотипы родительских растений кукурузы и ее потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками.

  1. Генотипы родителей: коричневые гладкие семена – AaBb (гаметы: AB, ab, Ab, aB), белые морщинистые - aabb (гаметы: ab);

  2. генотипы потомства: AaBb (коричневые гладкие), aabb (белые морщинистые), Aabb (коричневые морщинистые), aaBb (белые гладкие);

  3. появление двух групп особей с отличными от родителей признаками связано с нарушением сцепления генов в результате кроссинговера у родительского гетерозиготного организма.

У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) – над короткой – (b). Запишите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, полученного при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного животного с гомозиготным черным с короткой щетиной.

  1. генотипы родителей: AaBb; AAbb;

  2. генотипы потомства: AABb; AaBb; Aabb; AAbb;

  3. фенотипы потомства:

AABb, AaBb – черные, с длинной щетиной;

Aabb, Aabb – черные, с короткой щетиной

У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

  1. генотипы родителей: aabb, aaBb;

  2. генотипы детей: aabb, aaBb;

  3. фенотипы детей: светловолосый с голубыми глазами; светловолосый с карими глазами.

Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперенные ноги (В), с гетерозиготной курицей с гребнем и с голыми ногами (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколения, если во втором скрещивании были взяты особи с разными генотипами. Составьте схему решения.

Схема решения задачи включает:

  1. генотипы родителей: ААВВ (гаметы АВ) и (Ааbb) (гаметы Ab, ab);

  2. генотипы первого гибридного поколения – AABb (гаметы AB, Ab), AaBb (гаметы AB, Ab, aB, ab), фенотипы – имеют гребень и оперенные ноги;

  3. фенотипы и генотипы второго поколения: с гребнем и оперенными ногами: AABB, 2AABb, 2AaBb, AaBB; с гребнем и голыми ногами: Aabb, Aabb.

(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи)

При скрещивании самца кролика с белой гладкой шерстью с самкой, имеющей черную мохнатую шерсть, в потомстве получены крольчата – белые мохнатые и черные мохнатые. В другом случае, при скрещивании этого же самца с другой черной мохнатой крольчихой, потомство имело черную мохнатую и черную гладкую шерсть. Составьте схемы решения задачи. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских особей и их потомства.

  1. Доминантные гены: А – черная окраска шерсти, В – мохнатая шерсть; а – белая окраска шерсти, b – гладкая шерсть;

  2. I скрещивание: генотипы ♀ AаBB (гаметы AB, aB) х ♂ aabb (гаметы ab); генотипы потомства: aaBb (белые мохнатые), AaBb (черные мохнатые);

  3. II ♀ AABb (гаметы AB, Ab) х ♂ aabb (гаметы ab); генотипы потомства: AaBb (черные мохнатые), Aabb (черные гладкие)

Существуют два вида наследственной слепоты, каждая из которых определяется своим рецессивным геном (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом и не взаимодействуют друг с другом. Бабушки по материнской и отцовской линиям имеют разные виды наследственной слепоты и гомозиготны по доминантному аллелю. Оба дедушки видят хорошо, не имеют рецессивных генов. Определите генотипы бабушек и дедушек, генотипы и фенотипы их детей и вероятность рождения слепых внуков. Составьте схему решения задачи.

  1. Генотипы бабушек: aaBB (гаметы aB); AAbb (гаметы Ab);

генотипы дедушек: AABB ( гаметы AB);

  1. Генотипы их детей: AABb ( гаметы AB, Ab) и AaBB (гаметы AB, ab), фенотипы – зрячие;

  2. Расщепление по генотипу у внуков вероятность рождения слепых внуков: AABB, AaBB, AABb, AaBb, – 0.

Растения томатов с нормальной высотой стебля (А) и ребристыми плодами (b) скрестили с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и гладкие плоды. В потомстве получены следующие фенотипы: с нормальной высотой стебля и гладкими плодами, с нормальной высотой стебля и ребристыми плодами, с карликовыми стеблями и гладкими плодами, с карликовыми стеблями и ребристыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, возможное соотношение фенотипов в потомстве.

  1. Генотипы родителей: Aabb (гаметы Ab, ab) и AaBb (гаметы AB, Ab, aB, ab);

  2. Генотипы потомства: AABb и AaBb, Aabb и Aabb, aaBb, aabb;

  3. Соотношение потомтсва:

3/8 нормальная высота стебля, гладкие плоды (A_Bb)

3/8 нормальная высота стебля, ребристые плоды (A_bb)

1/8 карликовый стебель, гладкие плоды (aaBb)

1/8 карликовый стебель, ребристые плоды (aabb)

При скрещивании растений томатов с нормальной высотой стебля (А) и гладкими плодами (В) и растениями, имеющими карликовые стебли, ребристые плоды, все потомство было однородным. При его самоопылении вовтором поколении было получено 453 растения с нормальными стеблями и гладкими плодами, 156 растений с нормальными стеблями и ребристыми плодами, 149 – с карликовыми стеблями и гладкими плодами, 45 – с карликовыми стеблями и ребристыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом (F1) и во втором (F2) поколениях.

  1. Генотипы родителей: AABB (гаметы AB) и aabb (гаметы ab);

  2. Генотипы потомства в первом поколении (F1): AaBb (гаметы AB, Ab, aB, ab);

  3. Генотипы потомства во втором поколении (F2):

453 растения с нормальными стеблями и гладкими плодами - A_B_ (AaBb, AABb, AaBB)

156 растений с нормальными стеблями и ребристыми плодами - A_bb (Aabb, Aabb)

149 растений с карликовыми стеблями и гладкими плодами - aaB_ (aaBB, aaBb)

45 растений с карликовыми стеблями и ребристыми плодами - аabb

У человека ген карих глаз (а) доминирует над голубым цветом глаз (а), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей – носителей гена дальтонизма от общего числа потомков и их пол.

  1. Генотип матери - AaXDXd (гаметы AXD, aXD , AXd , aXd) генотип отца aaXDY (гаметы aXD , aY );

  2. Генотипы детей: AaXDXD, aaXDXD, AaXDXd, aaXDXd (девочки); AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY (мальчики);

  3. Вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма – 25%, девочки (AAXDXd , AaXDXd)

Заболевание гемофилией у собак (как и у человека) обусловлено сцеплением гена несвертываемости крови с Х-хромосомой (Xh) . При скрещивании нормальной по крови коротконогой самки и самца, имеющего длинные ноги и нормальную свертываемость крови (длинноногость – рецессивный аутосомный признак), один из щенков оказался гемофиликом с длинными ногами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, имеющего нормальную свертываемость крови и короткие ноги, пол, и генотип щенка-гемофилика, имеющего длинные ноги.

  1. Генотипы родителей: самец – ааXHY (гаметы аXH, аY ), самка - АаXHXh (гаметы АXH , АXh , аXH , аXh)

  2. Генотипы щенков с нормальной свертываемостью крови, имеющих короткие ноги - AаXHXH, AаXHXh, AаXHY;

  3. Генотип щенка – гемофилика - ааXhY

При скрещивании самок мухи дрозофилы с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) с самцами, имеющими серое тело и нормальные крылья (признаки доминантные), половина потомства имела серое тело, нормальные крылья, другая половина – черное тело, укороченные крылья. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства и объясните полученные результаты.

  1. Генотипы родителей: самка aabb (гаметы ab ), самец AaBb (гаметы AB, ab)

  2. Генотипы потомства: AaBb - серое тело нормальные крылья, aabb - черное тело укороченные крылья;

  3. У потомства проявляется только два фенотипа, следовательно, гены сцеплены, значит, гетерозиготный самец дает два типа гамет – АВ, ab, а самка – один тип гамет - ab.

По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветом. Определите генотипы родителей и детей в первом поколении (1).

  1. Признак рецессивный, не сцеплен с полом;

  2. Генотипы родителей: мать и отец гетерозиготы по исследуемому признаку – Аа;

  3. Генотипы детей: дочь – аа, сын АА или Аа.







№1. При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушенной кожицей плодов в первом поколении все плоды имели гладкую кожицу. Определите генотипы родителей, потомства F1 и закон, который проявляется при скрещивании.

№2.Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства – соотношение генотипов и фенотипов.

№3.Женщина-дальтоник вышла замуж за человека с нормальным зрением. Определите генотипы родителей и потомства, вероятность рождения (в %) детей-дальтоников (ген дальтонизма – d - рецессивный).

№4.Известно, что миопатия Дюшенна, сопровождающаяся мышечной дистрофией, наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но дедушка по материнской линии был болен этим заболеванием. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, вероятность появления носителей этого заболевания и их пол.

№5.Женщина, у которой нормальный цвет эмали зубов (ген сцеплен с Х-хромосомой) вышла замуж за мужчину с темным оттенком эмали зубов. У них родились 4 девочки с темным оттенком эмали зубов и 3 мальчика с нормальным цветом эмали зубов. Составьте схему решения задачи. Определите, какой признак является доминантным, генотипы родителей и потомства (доминантный признак обозначьте А, рецессивный – а).

№6.Альбинизм (а) и фенилкетонурия (ФКУ – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ - b) наследуются у человека как рецессивные аутосомные признаки. В семье отец альбинос и болен ФКУ, а мать – дигетерозиготна по этим генам (гены, определяющие эти признаки, расположены в разных парах аутосом). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения детей, не страдающих альбинизмом, но больных ФКУ.

№7.У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой (В) формы семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян (также сцеплены) – в гомологичной ей. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 семени коричневых гладких и 3998 семян белых морщинистых, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Определите генотипы родительских растений кукурузы и ее потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками.

№8.У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) – над короткой – (b). Запишите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, полученного при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного животного с гомозиготным черным с короткой щетиной.

№9.У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

№10.Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперенные ноги (В), с гетерозиготной курицей с гребнем и с голыми ногами (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколения, если во втором скрещивании были взяты особи с разными генотипами. Составьте схему решения.

№11. При скрещивании самца кролика с белой гладкой шерстью с самкой, имеющей черную мохнатую шерсть, в потомстве получены крольчата – белые мохнатые и черные мохнатые. В другом случае, при скрещивании этого же самца с другой черной мохнатой крольчихой, потомство имело черную мохнатую и черную гладкую шерсть. Составьте схемы решения задачи. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских особей и их потомства.

№12. Существуют два вида наследственной слепоты, каждая из которых определяется своим рецессивным геном (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом и не взаимодействуют друг с другом. Бабушки по материнской и отцовской линиям имеют разные виды наследственной слепоты и гомозиготны по доминантному аллелю. Оба дедушки видят хорошо, не имеют рецессивных генов. Определите генотипы бабушек и дедушек, генотипы и фенотипы их детей и вероятность рождения слепых внуков. Составьте схему решения задачи.

№13. Растения томатов с нормальной высотой стебля (А) и ребристыми плодами (b) скрестили с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и гладкие плоды. В потомстве получены следующие фенотипы: с нормальной высотой стебля и гладкими плодами, с нормальной высотой стебля и ребристыми плодами, с карликовыми стеблями и гладкими плодами, с карликовыми стеблями и ребристыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, возможное соотношение фенотипов в потомстве.

№14. При скрещивании растений томатов с нормальной высотой стебля (А) и гладкими плодами (В) и растениями, имеющими карликовые стебли, ребристые плоды, все потомство было однородным. При его самоопылении вовтором поколении было получено 453 растения с нормальными стеблями и гладкими плодами, 156 растений с нормальными стеблями и ребристыми плодами, 149 – с карликовыми стеблями и гладкими плодами, 45 – с карликовыми стеблями и ребристыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом (F1) и во втором (F2) поколениях.

№15. У человека ген карих глаз (а) доминирует над голубым цветом глаз (а), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей – носителей гена дальтонизма от общего числа потомков и их пол.

№16. Заболевание гемофилией у собак (как и у человека) обусловлено сцеплением гена несвертываемости крови с Х-хромосомой (Xh) . При скрещивании нормальной по крови коротконогой самки и самца, имеющего длинные ноги и нормальную свертываемость крови (длинноногость – рецессивный аутосомный признак), один из щенков оказался гемофиликом с длинными ногами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, имеющего нормальную свертываемость крови и короткие ноги, пол, и генотип щенка-гемофилика, имеющего длинные ноги.

№17. При скрещивании самок мухи дрозофилы с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) с самцами, имеющими серое тело и нормальные крылья (признаки доминантные), половина потомства имела серое тело, нормальные крылья, другая половина – черное тело, укороченные крылья. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства и объясните полученные результаты.

№18. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветом. Определите генотипы родителей и детей в первом поколении (1).

















































































































При скрещивании самца кролика с белой гладкой шерстью с самкой, имеющей черную мохнатую шерсть, в потомстве получены крольчата – белые мохнатые и черные мохнатые. В другом случае, при скрещивании этого же самца с другой черной мохнатой крольчихой, потомство имело черную мохнатую и черную гладкую шерсть. Составьте схемы решения задачи. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских особей и их потомства.

Существуют два вида наследственной слепоты, каждая из которых определяется своим рецессивным геном (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом и не взаимодействуют друг с другом. Бабушки по материнской и отцовской линиям имеют разные виды наследственной слепоты и гомозиготны по доминантному аллелю. Оба дедушки видят хорошо, не имеют рецессивных генов. Определите генотипы бабушек и дедушек, генотипы и фенотипы их детей и вероятность рождения слепых внуков. Составьте схему решения задачи.

У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой (В) формы семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян (также сцеплены) – в гомологичной ей. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 семени коричневых гладких и 3998 семян белых морщинистых, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Определите генотипы родительских растений кукурузы и ее потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками.

При скрещивании растений томатов с нормальной высотой стебля (А) и гладкими плодами (В) и растениями, имеющими карликовые стебли, ребристые плоды, все потомство было однородным. При его самоопылении вовтором поколении было получено 453 растения с нормальными стеблями и гладкими плодами, 156 растений с нормальными стеблями и ребристыми плодами, 149 – с карликовыми стеблями и гладкими плодами, 45 – с карликовыми стеблями и ребристыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом (F1) и во втором (F2) поколениях.

Заболевание гемофилией у собак (как и у человека) обусловлено сцеплением гена несвертываемости крови с Х-хромосомой (Xh) . При скрещивании нормальной по крови коротконогой самки и самца, имеющего длинные ноги и нормальную свертываемость крови (длинноногость – рецессивный аутосомный признак), один из щенков оказался гемофиликом с длинными ногами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, имеющего нормальную свертываемость крови и короткие ноги, пол, и генотип щенка-гемофилика, имеющего длинные ноги.














У человека ген карих глаз (а) доминирует над голубым цветом глаз (а), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей – носителей гена дальтонизма от общего числа потомков и их пол.

При скрещивании самок мухи дрозофилы с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) с самцами, имеющими серое тело и нормальные крылья (признаки доминантные), половина потомства имела серое тело, нормальные крылья, другая половина – черное тело, укороченные крылья. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства и объясните полученные результаты

Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперенные ноги (В), с гетерозиготной курицей с гребнем и с голыми ногами (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколения, если во втором скрещивании были взяты особи с разными генотипами. Составьте схему решения.

































































Вариант 1



Задача 1

При скрещивании самца кролика с белой гладкой шерстью с самкой, имеющей черную мохнатую шерсть, в потомстве получены крольчата – белые мохнатые и черные мохнатые. В другом случае, при скрещивании этого же самца с другой черной мохнатой крольчихой, потомство имело черную мохнатую и черную гладкую шерсть. Составьте схемы решения задачи. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских особей и их потомства.

Задача 2

У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой (В) формы семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян (также сцеплены) – в гомологичной ей. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 семени коричневых гладких и 3998 семян белых морщинистых, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Определите генотипы родительских растений кукурузы и ее потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками.

Задача 3

Заболевание гемофилией у собак (как и у человека) обусловлено сцеплением гена несвертываемости крови с Х-хромосомой (Xh) . При скрещивании нормальной по крови коротконогой самки и самца, имеющего длинные ноги и нормальную свертываемость крови (длинноногость – рецессивный аутосомный признак), один из щенков оказался гемофиликом с длинными ногами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, имеющего нормальную свертываемость крови и короткие ноги, пол, и генотип щенка-гемофилика, имеющего длинные ноги.


Задача 4

При скрещивании самок мухи дрозофилы с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) с самцами, имеющими серое тело и нормальные крылья (признаки доминантные), половина потомства имела серое тело, нормальные крылья, другая половина – черное тело, укороченные крылья. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства и объясните полученные результаты.







Вариант 2



Задача 1

Существуют два вида наследственной слепоты, каждая из которых определяется своим рецессивным геном (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом и не взаимодействуют друг с другом. Бабушки по материнской и отцовской линиям имеют разные виды наследственной слепоты и гомозиготны по доминантному аллелю. Оба дедушки видят хорошо, не имеют рецессивных генов. Определите генотипы бабушек и дедушек, генотипы и фенотипы их детей и вероятность рождения слепых внуков. Составьте схему решения задачи.

Задача 2

При скрещивании растений томатов с нормальной высотой стебля (А) и гладкими плодами (В) и растениями, имеющими карликовые стебли, ребристые плоды, все потомство было однородным. При его самоопылении вовтором поколении было получено 453 растения с нормальными стеблями и гладкими плодами, 156 растений с нормальными стеблями и ребристыми плодами, 149 – с карликовыми стеблями и гладкими плодами, 45 – с карликовыми стеблями и ребристыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом (F1) и во втором (F2) поколениях.

Задача 3

У человека ген карих глаз (а) доминирует над голубым цветом глаз (а), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей – носителей гена дальтонизма от общего числа потомков и их пол.

Задача 4

Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперенные ноги (В), с гетерозиготной курицей с гребнем и с голыми ногами (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколения, если во втором скрещивании были взяты особи с разными генотипами. Составьте схему решения.















28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!