СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Задачный подход к обучению русскому языку в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с введением новых образовательных стандартов сформировался "задачный "подход, который делает основной акцент на разрешение в ходе обучения различных учебных задач, вопросов, ситуаций.

Просмотр содержимого документа
«"Задачный подход к обучению русскому языку в начальной школе"»

Задачный подход к обучению русскому языку в начальной школе Выполнила: Митрофанова Лариса Георгиевна , учитель начальных классов МАОУ «СОШ №26» НГО Приморский край

Задачный подход к обучению русскому языку в начальной школе

Выполнила: Митрофанова Лариса Георгиевна ,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №26» НГО

Приморский край

 В связи с введением новых образовательных стандартов сформировался «задачный» подход , который основной акцент делает как раз на разрешение в ходе обучения различных учебных задач, вопросов, ситуаций.

В связи с введением новых образовательных стандартов сформировался «задачный» подход , который основной акцент делает как раз на разрешение в ходе обучения различных учебных задач, вопросов, ситуаций.

Задачи бывают Шаблонные изучение звуков и букв понятие о частях речи Нешаблонные проанализировать звуко-буквенный состав слова определить какой частью речи является каждое слово в предложении

Задачи бывают

  • Шаблонные
  • изучение звуков и букв
  • понятие о частях речи
  • Нешаблонные
  • проанализировать звуко-буквенный состав слова
  • определить какой частью речи является каждое слово в предложении
«Заповеди», необходимые при решении трудной задачи научить ребёнка догадываться;  научить доказывать; давать наводящие указания, не навязывая своего мнения.

«Заповеди», необходимые при решении трудной задачи

  • научить ребёнка догадываться;
  • научить доказывать;
  • давать наводящие указания, не навязывая своего мнения.
Знания  Задания этого типа опираются на конкретный багаж знаний учащихся. Например: - Дайте определение имени существительного. - Расскажите, что такое предложение. - Сформулируйте правила переноса слов. Понимание Задания этого типа помогают учащимся строить монологическое высказывание и составлять текст – описание на заданную тему. Например: - Напишите небольшой рассказ с описанием обязанностей дежурного по классу. - Напишите небольшой рассказ – описание на тему «Мой любимый домашний питомец».
  • Знания
  • Задания этого типа опираются на конкретный багаж знаний учащихся.
  • Например: - Дайте определение имени существительного. - Расскажите, что такое предложение. - Сформулируйте правила переноса слов.
  • Понимание
  • Задания этого типа помогают учащимся строить монологическое высказывание и составлять текст – описание на заданную тему.
  • Например: - Напишите небольшой рассказ с описанием обязанностей дежурного по классу. - Напишите небольшой рассказ – описание на тему «Мой любимый домашний питомец».
Применение  Задания этого типа помогают применять полученные знания на практике.  Например: - Составить предложение с использованием каждого из данных слов. - Вспомнить корневые орфограммы и подобрать примеры слов на каждую из них. Анализ  Для выполнения заданий этого типа требуется определённый багаж знаний, умения применять их на практике и анализировать. Например: - Проанализировать звуко-буквенный состав слова. - Определить цель высказывания предложений. - Проанализировать и сравнить разные типы текстов.
  • Применение
  • Задания этого типа помогают применять полученные знания на практике.
  • Например: - Составить предложение с использованием каждого из данных слов. - Вспомнить корневые орфограммы и подобрать примеры слов на каждую из них.
  • Анализ
  • Для выполнения заданий этого типа требуется определённый багаж знаний, умения применять их на практике и анализировать.
  • Например: - Проанализировать звуко-буквенный состав слова. - Определить цель высказывания предложений. - Проанализировать и сравнить разные типы текстов.
Синтез Задания этого типа рассчитаны на учащихся 3 – 4 классов. Например: - Напишите свой рассказ о путешествии осеннего листа с позиции листика. - Напишите отчёт о выполнении домашнего задания в жанре сказки. Оценка Задания этого типа дают учащимся возможность высказывать свою точку зрения, давать оценку героям, событиям, явлениям. Например: - Сравните способы проверки безударных гласных, оцените, какой из них удобнее для тебя. - Какой из типов текста тебе нравится больше. Аргументируй свой ответ.
  • Синтез
  • Задания этого типа рассчитаны на учащихся 3 – 4 классов.
  • Например: - Напишите свой рассказ о путешествии осеннего листа с позиции листика. - Напишите отчёт о выполнении домашнего задания в жанре сказки.
  • Оценка
  • Задания этого типа дают учащимся возможность высказывать свою точку зрения, давать оценку героям, событиям, явлениям.
  • Например: - Сравните способы проверки безударных гласных, оцените, какой из них удобнее для тебя. - Какой из типов текста тебе нравится больше. Аргументируй свой ответ.
Использование системы задач для развития продуктивного мышления должно быть организовано с учетом трёх уровней , которые выделены по приоритетности развития либо навыков, либо отдельных качеств мышления и их сочетаний, либо самостоятельности мышления как системообразующего качества продуктивного мышления.
  • Использование системы задач для развития продуктивного мышления должно быть организовано с учетом трёх уровней , которые выделены по приоритетности развития либо навыков, либо отдельных качеств мышления и их сочетаний, либо самостоятельности мышления как системообразующего качества продуктивного мышления.
Русский язык, 3 класс. Тема: «Закрепление знаний об имени существительном». Оценка 3  1. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы _______ или ______ называются ______________. Например: ____________________________ 2. Существительные бывают _____________ и ______________ рода. Например: __________________ 3. Существительные изменяются по _____________ и по ______________ . В единственном числе по ______________. 4. Сколько падежей в русском языке? ________ Перечисли их: __________________________________ 5. Вставь пропущенные буквы: П.нал, в.сна, м.л.ток, кв.ртира, б.лото, н.род, ябл.ко, д.рога, за.ц, м.рковь, тр.мвай. 6. Вставь подходящие по смыслу имена существительные, чтобы получился рассказ про белку. Этот пушистый __________ живёт в ____________ . У него пушистый _________ , острые ________ и цепкие ______________ . Любимое лакомство белок – _______________ . На зиму _________ запасает ____________ и _____________ . Слова для справок: зайчик, грибы, лапы, зубы, хвост, лес, орехи, ягоды.

Русский язык, 3 класс. Тема: «Закрепление знаний об имени существительном».

Оценка 3

  • 1. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы _______ или ______ называются ______________. Например: ____________________________
  • 2. Существительные бывают _____________ и ______________ рода. Например: __________________
  • 3. Существительные изменяются по _____________ и по ______________ . В единственном числе по ______________.
  • 4. Сколько падежей в русском языке? ________ Перечисли их: __________________________________
  • 5. Вставь пропущенные буквы: П.нал, в.сна, м.л.ток, кв.ртира, б.лото, н.род, ябл.ко, д.рога, за.ц, м.рковь, тр.мвай.
  • 6. Вставь подходящие по смыслу имена существительные, чтобы получился рассказ про белку. Этот пушистый __________ живёт в ____________ . У него пушистый _________ , острые ________ и цепкие ______________ . Любимое лакомство белок – _______________ . На зиму _________ запасает ____________ и _____________ . Слова для справок: зайчик, грибы, лапы, зубы, хвост, лес, орехи, ягоды.
Оценка 4 1. Определи род имён существительных. Муравей (…), ружьё (…), квартира (…), кастрюля (…), болото (…), магазин (…), платок (…), платье (…), лестница (…). 2. Данные имена существительные напиши во множеством числе: семья – соловей – перо – Данные имена существительные напиши в единственном числе: яблоки – полотенца – одеяла – Подчеркни правильное утверждение: ножницы – ед.ч. ножницы – мн.ч. 3. Просклоняйте существительное «весна». Выдели окончания. И.п. _________________ Р.п. _________________ Д.п. _________________ В.п. _________________ Т.п. _________________ П.п. _________________ 4. Укажи падеж выделенных существительных. Каждое утро мы ходим в школу (__). В школе (__) мы узнаём много нового. Володя сидит за первой партой (__). Он положил на парту свои книги (__)

Оценка 4

  • 1. Определи род имён существительных. Муравей (…), ружьё (…), квартира (…), кастрюля (…), болото (…), магазин (…), платок (…), платье (…), лестница (…).
  • 2. Данные имена существительные напиши во множеством числе: семья – соловей – перо – Данные имена существительные напиши в единственном числе: яблоки – полотенца – одеяла – Подчеркни правильное утверждение: ножницы – ед.ч. ножницы – мн.ч.
  • 3. Просклоняйте существительное «весна». Выдели окончания. И.п. _________________ Р.п. _________________ Д.п. _________________ В.п. _________________ Т.п. _________________ П.п. _________________
  • 4. Укажи падеж выделенных существительных. Каждое утро мы ходим в школу (__). В школе (__) мы узнаём много нового. Володя сидит за первой партой (__). Он положил на парту свои книги (__)
Оценка 5 1. Подчеркни существительные, которые употребляются только во множественном числе: Столы, штаны, санки, машины, клещи, ножницы, молоко. 2. Знаешь ли ты, как будут звучать слова во множественном числе: человек – ребёнок – 3. Прочитай и образуй новые слова: Москва – москвич – москвичка Самара – __________ – __________ Укажи род записанных существительных. 4. В каких падежах использовал поэт существительные, создавая свой зимний пейзаж? На сосне (…) и на берёзе (…) – бахрома. Белой пряже (…) их запутала зима (…). И оставила распутывать весне (…). Эту пряжу на берёзе (…) и сосне (…). Какой падеж отсутствует? _____________ 5. Замени одним словом: Человек, который играет на трубе - _______________ Человек, который выступает в цирке - ____________

Оценка 5

  • 1. Подчеркни существительные, которые употребляются только во множественном числе: Столы, штаны, санки, машины, клещи, ножницы, молоко.
  • 2. Знаешь ли ты, как будут звучать слова во множественном числе: человек – ребёнок –
  • 3. Прочитай и образуй новые слова: Москва – москвич – москвичка Самара – __________ – __________ Укажи род записанных существительных.
  • 4. В каких падежах использовал поэт существительные, создавая свой зимний пейзаж? На сосне (…) и на берёзе (…) – бахрома. Белой пряже (…) их запутала зима (…). И оставила распутывать весне (…). Эту пряжу на берёзе (…) и сосне (…). Какой падеж отсутствует? _____________
  • 5. Замени одним словом: Человек, который играет на трубе - _______________ Человек, который выступает в цирке - ____________
Такие комплексы задач повышают интерес учащихся и обеспечивают лучшее понимание места и смысла применяемых и получаемых результатов. Подбор заданий таким образом методически и практически подкрепляет тезис о том, что одна и та же информация может использоваться по-разному, в зависимости от специфики решаемой задачи.  Даже несколько уроков по технологии задачного типа повышают внутреннюю мотивацию детей к обучению. При ситуации затруднения заинтересованные ученики дома продолжают искать ответ на поставленный вопрос. Часто поиски решения той или иной задачи порождают желание у детей заняться исследованием в данном направлении.  Ну а знания, приобретённые в процессе поиска, активного мышления, являются истинными знаниями.
  • Такие комплексы задач повышают интерес учащихся и обеспечивают лучшее понимание места и смысла применяемых и получаемых результатов. Подбор заданий таким образом методически и практически подкрепляет тезис о том, что одна и та же информация может использоваться по-разному, в зависимости от специфики решаемой задачи.
  • Даже несколько уроков по технологии задачного типа повышают внутреннюю мотивацию детей к обучению. При ситуации затруднения заинтересованные ученики дома продолжают искать ответ на поставленный вопрос. Часто поиски решения той или иной задачи порождают желание у детей заняться исследованием в данном направлении.
  • Ну а знания, приобретённые в процессе поиска, активного мышления, являются истинными знаниями.
Спасибо  за  внимание

Спасибо за внимание