СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачный подход в обучении на уроках географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном уроке простая передача знаний не является главной целью. Учителю следует продумывать урок так, ччтобы поставленные учебные цели подразделялись на ряд учебных задач. В заметке представлены примеры учебных задач на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Задачный подход в обучении на уроках географии.»



Задачный подход в обучении на уроках географии.

Учитель географии Меджитова Т.В.,

ГБОУ СОШ №49 города Севастополя.

Педагоги давно пришли к выводу, что на современном уроке простая передача знаний  не является главной целью. Более того, такая организация урока, где детям выдаются готовые рафинированные знания, губи­тельна для познавательной деятельности.

Ученик должен быть поставлен в условия поиска, заблуждений, радостных открытий и огорчений от временных неудач. Мышление начинается там, где есть неизвестное, где встречаются затруднение, непонима­ние, ошибка. А, следовательно, учителю необходимо продумывать урок так, чтобы поставленные учебные цели подразделялись на ряд учебных задач, решаемых учащимися совместно или самостоятельно. Задачный подход основной акцент делает на разрешение в ходе обучения различных учебных задач, вопросов, ситуаций и т. д.

Примеры учебных задач на уроках географии.

В обучении географии можно использовать несколько видов заданий, заставляющих обучающихся искать ответ, анализируя различные источники информации, и опираться на имеющиеся у них знания.

1. Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

2. Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении данного предмета. При этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, например: «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий, нужно вспомнить информацию с уроков природоведения, биологии). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин, можно использовать информацию с уроков истории).

3. Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях научно-технического прогресса влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» Нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

4. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например, о происхождении вечной мерзлоты, об изменении климата на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, учащихся должны высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.

5. Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?» или: «Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?»


2.Урок-практикум на тему:

«Характеристика климатических поясов Африки».


Уроки, на которых ученикам предстоит решать учебные задачи в ходе изучения нового материала возможны в седьмых классах при изучении природы материков. Они отличаются большим объемом практической работы, полностью ей посвящены. Урок организуется следующим образом. Класс можно разделить на число групп равное числу климатических поясов, дополнительно можно выделить группу сильных учащихся, перед которой ставится задача объяснить особенности климата каждого пояса. Каждая группа получает на карточках свое задание, в котором помимо описания климата предлагается:


- определить какая климатограмма в учебнике соответствует вашему климатическому поясу.

- заполнить в тетради таблицу:


Элементы климата

Климатический пояс

Э

С/Э

Т

С/Т

Средние температуры января

Средние температуры июля

Господствующие ветра

Годовое количество осадков, мм

Режим осадков







Выяснить:

- Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? (вопрос 1 группе)

- Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке? (вопрос 2 группе)

- Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье Атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары? (вопрос 3 группе)

группа сильных учеников готовит ответы на следующие вопросы:

- Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?

- Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?

- Почему в северной части Африки климат сухой, чем в южной?

Как видно, проблемные вопросы (третьи) обсуждают все группы. После отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления, сменой воздушных масс и господствующих ветров.

В ходе решения поставленных учебных задач обучающимся необходимо

соединить информацию, взятую из карты и текста учебника; проанализировать данные климатограмм. В результате проведённой совместной работы будет найдена и осмыслена новая информация.

В виду сложности изучаемых географией природных объектов, явлений и процессов, для достижения эффективности обучения в курсе географии необходимо учебный процесс направлять на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности в том числе и с помощью задачного подхода, использовать его для активизации активных форм обучения в ходе освоения новых знаний обучающимися.