СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание №1. Союзы, предлоги, частицы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задание №1. Союзы, предлоги, частицы»













Конспект

ЗАДАНИЕ 1.

СОЮЗЫ, ПРЕДЛОГИ, ЧАСТИЦЫ, МЕСТОИМЕНИЯ, ВВОДНЫЕ СЛОВА…









































Союзы, производные предлоги, частицы, местоимения, вводные слова – вот список того, что может встретиться в №1. Сегодня мы разберёмся, каков алгоритм решения, и повторим все перечисленные части речи.


Алгоритм решения


Он очень прост и состоит из 3 пунктов:

1. Читаем предложенный текст и задание. Вспоминаем необходимую часть речи. Если возникает затруднение, смотрим справочный материал, данный ниже.

2. Понимаем, в каком значении должно употребляться вставляемое слово: пояснение, противопоставление, уточнение, указание на лицо, вывод, сомнение и т.д.

3. Выбираем нужное слово, ориентируясь на требуемую часть речи и значение, в котором оно должно быть употреблено. Если совсем непонятно, что там должно стоять, действуем путём подбора.

Необходимая теория

1. Вводные слова и конструкции

О том, что вводное слово – это крайне независимая часть предложения, знают все. По крайней мере, слышали. О существовании групп вводных по значению и необходимости обособления этих слов также известно многим. Но все же ошибки в заданиях ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку ученики допускают с завидной периодичностью. Для того чтобы не спотыкаться в этих заданиях, давайте повторим 4 правила определения вводных слов, их деление на группы, а также поговорим о сложных случаях употребления, когда одно и то же слово может выступать или как вводное, или как член предложения.


Как вас искать, вводные?

Вводные конструкции – конструкции, не являющиеся членами предложения, не имеющие синтаксических связей с другими членами. С помощью них автор дает оценку происходящему, выражает свое отношение, сообщает сведения об источнике информации, указывает на связь с контекстом. На письме обособляются запятыми. Для того чтобы их обнаружить в предложении, достаточно запомнить 4 правила.

4 правила определения вводных слов:

1. К вводному слову (конструкции) нельзя задать вопрос из предложения, он будет нелогичен. Не путайте: само слово на вопрос отвечает. Чаще всего это будет вопрос наречия, но от какого-либо члена предложения вопрос задать не получится. Они никак не связаны.

2. Вводное слово (конструкцию) можно убрать из предложения без потери смысла.

3. Вводное слово (конструкцию) можно переставить в другое место предложения.

4. Вводное слово (конструкцию) можно заменить на другое, сходное по смыслу слово или выражение, входящее в ту же смысловую группу.



Все эти 4 правила должны работать всегда!

Если одно или два из них вы по какой-то причине применить не можете – это повод задуматься, точно ли это вводные?




Какие группы вводных существуют и зачем их помнить?

Классификаций вводных слов и словосочетаний существует несколько. Есть менее подробные, есть более. Я предлагаю подробную классификацию Д.Э. Розенталя. Она удобна тем, что 95% вводных, которые встретятся вам в ОГЭ и ЕГЭ, здесь представлены. Шанс встретить иное слово, конечно, есть, но он минимален. Помнить эти группы нужно для того, чтобы видеть вводные в речи и выделять их в предложении автоматически.


Основные группы вводных по значению:

1) вводные слова (сочетания), выражающие чувства говорящего в связи с сообщением — радость, сожаление, удивление и т.п.: к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, странное дело, удивительное дело, не ровён час, нечего греха таить и др.

2) вводные слова (сочетания), выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого — уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т. п.: конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.

3) вводные слова (сочетания), указывающие на связь мыслей, последовательность их изложения: итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчёркиваю и др.

4) вводные слова (сочетания), указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др.

5) вводные слова (сочетания), указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, по словам…, по сведениям…, по сообщению…, по мнению…, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол к др.

6) вводные слова (сочетания), представляющие собой призыв к собеседнику/читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым мыслям, приводимым фактам и т. д.: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др.

7) вводные слова (сочетания), указывающие оценку меры того, о чем говорится: самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др.

8) вводные слова (сочетания), показывающие степень обычности того, о чем говорится: бывает, бывало, случается, случалось, по обыкновению, по обычаю и др.

9 ) вводные слова (сочетания), выражающие экспрессивность высказывания: по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести, признаться сказать, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др.

Бывает ли такое, что слово, похожее на вводное, никогда им не является?

Да, бывает. И эти слова очень часто встречаются в речи. Это наречия и частицы, которые ошибочно принимают за вводные и обособляют запятыми, хотя этого делать не надо. Запомните их:



Слова и сочетания по традиции, по совету…, по указанию…, по требованию…, по решению…, по постановлению…, по распоряжению…, по замыслу… и др. вводными не являются и запятыми не выделяются. 

Например: По совету врача курс лечения был продолжен.


6 сложных случаев употребления: когда и почему нужно ставить запятые?

Сложный случай употребления – это ситуация, когда одно и то же слово в зависимости от контекста может выступать то в роли вводного, то в качестве члена предложения: сказуемого или обстоятельства. Разберем самые популярные случаи.

1. ОДНАКО может выступать в качестве союза или как вводное. Проверка проста: если его можно заменить на противительный союз НО, то это союз. Чаще всего он стоит в начале предложения или в середине, соединяя однородные или части сложносочиненного предложения. Пример: День пасмурный, однако теплый.

Если однако нельзя заменить на союз но и можно применить к нему 4 основные правила – это вводное слово, которое обособляется запятыми. Пример: Он, однако, молодец.

2. КСТАТИ является вводным словом, если указывает на связь мыслей и к нему можно прибавить слово сказать. Пример: Она хорошая фигуристка. Кстати, учится она тоже хорошо. (Кстати сказать, учится...)

Кстати не является вводным, если используется в значении «заодно», «к месту». Пример: Пойду прогуляюсь, кстати куплю хлеба.

3. ВООБЩЕ, ТОЧНЕЕ, КОРОЧЕ являются вводными, если после них можно поставить слово говоряПример: Это, вообще, ущемление прав. (Это, вообще говоря, …)

Являются обстоятельствами, если слово говоря подставить нельзя и 4 правила определения вводных не работают. Пример: Я выражусь точнее.

4. ОЧЕВИДНО, ВОЗМОЖНО, ВИДНО становятся вводными, если указывают на степень достоверности высказывания. Пример: Ты, видно, не хочешь рассказать нам всего?

Э ти же слова могут входить в состав сказуемых. Для проверки применяем 4 правила. Пример: Луны не видно из-за туч.

5. ЗНАЧИТ является вводным, если оно может быть заменено словами «следовательно», «выходит» или «стало быть». Пример: Дождь уже кончился, значит, мы можем выходить.

Это слово может оказаться сказуемым, близким по смыслу к «означает». Пример: Работа значит для него больше, чем семья. Кроме того, значит часто используется как глагол-связка между подлежащим и сказуемым, выраженных инфинитивами. В этом случае перед ним ставится тире. Пример: Дружить — значит доверять своему другу.

6. НАКОНЕЦ является вводным, если оно указывает на связь мыслей, порядок изложения и употребляется в значении «и ещё», «в-последних». Пример: Она отличница, спортсменка и, наконец, красавица.

Наконец является обстоятельством времени в значении «напоследок», «после всего». Пример: Утром мы гуляли у фонтанов, потом сидели в парке, обедали в кафе, затем посетили выставку и наконец вернулись домой.


2. Частицы

Все частицы в русском языке делятся на 2 группы: модальные и немодальные.

В №1 чаще всего востребована 1 группа:

💥 Отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не. Пример: Я не герой.

💥 Вопросительные: неужели, разве, ли (ль). Пример: Разве я герой?

💥 Указательные: вот, вон, это. Пример: Вот герой!

💥 Уточняющие: именно, как раз, прямо, подлинно, приблизительно, точно, точь-в-точь. Пример: Именно я герой.

💥 Ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, просто, хотя бы, -то. Пример: Я почти герой.

💥 Восклицательные: что за, ну и, как, ведь. Пример: Я ведь герой!

💥 Усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, и, всё, всё же, всё-таки, ну. Пример: Всё же я герой.

💥 Со значением сомнения: едва ли, вряд ли. Пример: Вряд ли я герой.

💥 Побудительные (модально-волевые): пусть, давай, дай, ну, а ну, -ка Пример: Вперед давай и побеждай!

💥 Сравнительные: будто, как будто, как бы, словно. Пример: Я словно герой.

💥 Утвердительные: да, так, правда, конечно. Пример: Я правда герой!

💥 Указывающие на чужую речь: де, дескать, мол, якобы. Пример: Он сказал-де, что я не герой.


3. Производные предлоги

П роизводный предлог – это заковыристая часть речи. Многие не могут их узнать, или вспомнить, или написать правильно. При этом предлоги часто встречаются в ЕГЭ в заданиях №1, где надо найти подходящий, и №14, где необходимо знать их написание. Чтобы запоминать и находить их было проще, в этом материале мы разберём 4 правила определения производных предлогов, а также рассмотрим самые популярные и употребляемые из них.


Как узнать производный предлог

Производные предлоги – это предлоги, образованные от других частей речи, утративших лексическое значение и грамматические признаки.

По происхождению выделяют 3 группы: отымённые, отнаречные и отглагольные предлоги.

Есть 4 правила их определения:

1) к производному предлогу нельзя задать вопрос, поэтому он не является членом предложения;

2) производный предлог – это служебная часть речи, поэтому его нельзя изменить по падежам или по числам;

3) производный предлог можно заменить на другой, сходный по смыслу предлог: в целях = для, по причине = из-за, насчёт = о и т.д.

4) некоторые производные предлоги имеют остатки падежной изменяемости, отличающие их. Чаще всего это буква Е на конце: в течение, в заключение, вследствие и т.д.


Предлоги, образованные от существительных Пишутся РАЗДЕЛЬНО:

в течение часа, в продолжение урока, в заключение сочинения, по причине своей неуклюжести, в виде исключения, в целях повышения качества, в случае неудачи, по мере движения вперёд, по поводу встречи, за счёт вложений, в силу обстоятельств, в связи с произошедшим

Пишутся СЛИТНО (с проверкой):

вместо ручки

вследствие урагана (= из-за урагана)

насчёт идеи (= об идее)

наподобие треугольника (= как треугольник)

вроде звезды (= как звезда)

ввиду болезни (= из-за болезни)

Предлоги, образованные от наречий П ишутся слитно:

навстречу нам, согласно распоряжению, вопреки ожиданиям, наперекор всему, напротив двери, вдоль проспекта, свыше километра, поперёк дороги, близ ручья, сквозь лес, вслед детям

Предлоги, образованные от деепричастий (с проверкой) Пишутся слитно:

несмотря на плохую погоду (= вопреки плохой погоде)

невзирая на проблемы (= вопреки проблемам)

благодаря помощи родных (= из-за помощи)

спустя год (= через год)

включая опоздавших (= с опоздавшими)

исключая всех прибывших (без всех прибывших)


4. Союзы

У союзов, как и у частиц, есть несколько принципов деления на группы.

Но нас в №1 интересует деление по синтаксической функции на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты: однородные члены и части сложносочиненного предложения. 

Подчинительные союзы соединяют неравноправные компоненты: части сложноподчиненного предложения. Проще всего запоминать их с помощью таблицы.



5 . Местоимения

1. Личные (указывают на участников диалога, лиц, не участвующих в беседе, и предметы): я, ты, он, она, оно, мы, вы, они + их падежные формы.

2. Возвратное (указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя): себя.

3. Притяжательные (указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету): мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их + их падежные формы.

4. Указательные (указывают на признак или количество предметов): этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.) + их падежные формы.

5. Определительные (указывают на признак предмета): сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.).

6. Вопросительные (служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество): кто, что, какой, который, чей, сколько + их падежные формы.

7. Относительные (служат для связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова)): кто, что, какой, который, чей, сколько + их падежные формы.

8. Отрицательные (указывают на отсутствие предмета или признака): никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей + их падежные формы.

9. Неопределенные (указывают на неопределённое лицо, предмет, количество): некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь + их падежные формы.

Помним, что местоимения любых разрядов часто употребляются в какой-либо падежной форме!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!