СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание № 10- 13 ОГЭ- 2025 (тренажёр по русскому языку)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практический материал (6 вариантов) поможет правильно выполнить  задания 10, 11, 12 ОГЭ по русскому языку: анализ текста (содержание текста, средства выразительности, подбор синонима/антонима). и написать сочинение по данному тексту.  Предназначен для учителей, работающих в 9 классе ...

Просмотр содержимого документа
«Задание № 10- 13 ОГЭ- 2025 (тренажёр по русскому языку)»


Текст №1 «Я хочу поведать вам историю...» (По В.М. Пескову)


Прочитайте текст и выполните задания.


(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

(2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.

(3)Мы жили в деревне. (4)Однажды отец взял меня в город. (5)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6)Там я увидел книгу. (7)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (8)Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». (9)Книга была дорогой.

(10)Дома я целый вечер говорил только о книге. (11)И вот через две недели отец дал мне деньги.

(12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.

(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.

(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг — о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам.

(22)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (23)Я плакал, не желая выходить из вагона, тогда лётчик обнял меня и сказал:

— Ничего. (24)Поезд ещё долго будет идти. (25)Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. (26)Скажи мне, где ты живёшь?

(27)Я плакал и не мог говорить. (28)Отец дал лётчику адрес. (29)На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу.

  • (30)Достал?

  • (31)Достал, — засмеялся отец.

(32)Это была та самая книга. (33)Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

(34)А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. (35)В пакете была книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её».

  1. А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет. (37)А потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.

(38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное — хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41)Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.

(По В.М. Пескову*)

* Василий Михайлович Песков (1930–2013) советский писатель, журналист, путешественник.


ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Деньги на книгу с картинками нашлись только через две недели после того, как мальчик увидел её в магазине.

  2. Лётчик не сдержал обещание прислать мальчику книгу.

  3. Рассказчик сожалел о том, что во время войны книги потерялись.

  4. Незнакомые люди, проявившие сочувствие и бескорыстие, надолго остались в памяти рассказчика.

  5. В течение нескольких дней почтальон доставил мальчику семь одинаковых книг.

Ответ: .


ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

Запишите номера ответов.

  1. Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.

  2. Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

  3. Книга исчезла между двойными окнами вагона.

  4. Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

  5. А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция.

Ответ: .


ЗАДАНИЕ 12. В предложениях 1–7 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

Ответ: .


13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека бескорыстность?». Дайте определение понятию БЕСКОРЫСТНОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой — из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком




Текст №2 «Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма...» (По Н.Г. Гарину-Михайловскому)


Прочитайте текст и выполните задания.
  • (1)Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.

  • (2)Жучка в старый колодец упала, — отвечает няня. — (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная...

(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5) У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.

(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.

(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

— (10)Жучка!

(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.

— (12)Я сейчас тебя вызволю! — кричит он, точно собака понимает его.

  1. Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна — самому спуститься в колодец.

(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его. (26)Но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

— Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное — боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.

(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь дело сделано. (34)Силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.

(По Н.Г. Гарину-Михайловскому*)


* Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (18521906) — русский писатель. Самым известным его произведением стала повесть «Детство Тёмы», с которой он начал своё литературное творчество.



ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Тёма любил захватывающие и опасные приключения.

  2. Мальчик испытывал сострадание к попавшему в беду беспомощному животному, поэтому решил вытащить Жучку из колодца.

  3. Жучка просидела в колодце почти три дня, пока её не вытащил Тёма.

  4. Спускаясь в колодец, Тёма на мгновение испугался, но желание спасти Жучку победило страх.

  5. Тёма спасает свою любимицу из колодца, но теряет силы и падает в обморок.

Ответ: .


ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.

  1. Страх охватывает его.

  2. Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

  3. Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

— Жучка!

  1. Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца.

  2. Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...

Ответ: .


ЗАДАНИЕ 12. Замените просторечное слово «вызволить» из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

Ответ: .


13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Евгении Васильевны Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «— Я сейчас тебя вызволю! — кричит он, точно собака понимает его».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит отвечать за кого-нибудь?». Дайте определение понятию ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой — из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Текст №3 «В тот день на берегу моря Зыбин...» (По Ю.О. Домбровскому)


Прочитайте текст и выполните задания.


(1)В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (3)Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир!

(4)Краб неделю просидел под кроватью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.

(7)Тогда Зыбин ногой задвинул краба к самой стене — вот он там и сидел сначала, а потом лежал. (8)На пятый день его глаза подёрнулись белой плёнкой, но только Зыбин притронулся к нему, как он выбросил вперёд всё ту же страшную и беспомощную клешню.

  1. На панцире тоже появилось что-то вроде плесени.

  2. На седьмой день Зыбин утром сказал Лине:

— Всё, больше я не могу. (11)Вечером я его выпущу.

(12)Лина на минуту задумалась.

— (13)И я пойду с вами.

  1. Они договорились встретиться на набережной.

  2. Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин с жалостью смотрел на него.

    • (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать…

    • (24)Слушай, — прервала его Лина, наклоняясь над шляпой. — (25)Ещё бы день, и он был бы готов.

(26)Он закатал до колен брюки и вошёл в воду.

— (27)Да, — сказал он. — (28)Конечно! (29)Но больше я уже не могу. (30)У каждого скотства есть какой-то естественный предел. (31)А я перешёл его.

(32)Он наклонился над водой и опрокинул шляпу. (33)Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн. (34)Краб упал на спину да так и остался.

  • (35)Мёртв, — сказала Лина, подняв на Зыбина обескураженный взгляд.

  • (36)Да, — тяжело согласился он. — (37)Поздно. (38)Ещё вчера... (39)Смотри, смотри!

(40)Сперва заработали ноги. (41)Краб перевернулся, медленно, с трудом поднялся. (42) Встал, отдыхая и отходя. (43)Он стоял, большой, корявый, стоял и набирался сил. (44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.

— (45)Будет жить, — сказал Зыбин твёрдо.

  1. Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

  2. Тогда краб двинулся. (48)Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк. (49)Шёл и слегка шатался. (50)Прошёл немного и остановился.

— (51)Будет жить, — повторил Зыбин. — (52)Будет жить!

(По Ю.О. Домбровскому*)

* Юрий Осипович Домбровский (1909–1978) — русский советский прозаик, поэт, литературный критик.


ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Зыбин достал на берегу моря большого краба, хотел его засушить и сделать сувенир.

  2. Краб прожил у Зыбина под кроватью почти девять дней, пока тот не решился выпустить беднягу на волю.

  3. Подруга Зыбина Лина настояла на том, чтобы он отпустил краба в море.

  4. Зыбин осознал, что обрекает краба на медленную и мучительную смерть, поэтому решил выпустить его в

  5. Попав снова в море, краб сначала не шевелился, но потом ожил и стал медленно двигаться в воде.

Ответ: .


ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.


    1. Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.

    2. На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.

    3. Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн.

    4. Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

    5. Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.

Ответ: .


ЗАДАНИЕ 12. Замените разговорное слово «страшно» из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом.

Напишите этот синоним.

Ответ: .


13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Григория Яковлевича Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «— Будет жить,

— повторил Зыбин. — Будет жить!»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается ответственность за свои поступки?». Дайте определение выражению ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой — из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Текст №4 «Гринька и Федя собрались на луг за щавелём...» (По Л.Ф. Воронковой)


Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Гринька и Федя собрались на луг за щавелём, и Ваня пошёл с ними.

— (2)Ступай, ступай, — сказала бабушка. — (3)Наберёшь щавелю — зелёные щи сварим.

  1. Весело было на лугу: траву ещё не скосили, кругом далеко-далеко пестрели цветы — и красные, и синие, и белые. (5)Весь луг был в цветах.

(6)Ребятишки разбрелись по лугу, широко раскинувшемуся до самого горизонта, и стали рвать щавель. (7)Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.

  1. Вдруг Федя сказал:

    • Что-то здесь пчёл видимо-невидимо!

    • (9)Правда. (10)Здесь пчёл много, — сказал и Ваня. — (11)Всё время гудят.

    • (12)Эй, ребята, — закричал издали Гринька, — поворачивай обратно! (13)Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят!

  1. Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации, сквозь ветки которых были видны деревянные пчелиные домики.

    • (15)Ребята, отступай! — скомандовал Гринька. — (16)Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают. (17)Ребятишки осторожно пошли от пчельника. (18)Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить

пчёл, и совсем было ушли от пчельника, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. (19)Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал, и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. (20)Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.

    • (21)Ребята! — крикнул Ваня. — (22)Васятку пчёлы закусали!

    • (23)Если мы пойдём за ним на пчельник, то и нас пчёлы закусают, — ответил Гринька.

    • (24)Надо его отца позвать, — сказал Федя. — (25)Когда пойдём мимо их дома, его отцу скажем.

(26)И оба пошли дальше, а Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.

— (27)Иди сюда! — крикнул он Васятке.

(28)Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. (29)Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. (30)До самого дома довёл.

(31)Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки.

— (32)Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? (33)Вон как пчёлы искусали!

(34)Посмотрела на Ваню: «Ах, батюшки, Ванёк, и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! (35)Ты не бойся: поболит — перестанет!»

— (36)Мне ничего, — сказал Ваня.

  1. И пошёл домой. (38)Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

    • (39)Ну и хорош! — сказала бабушка. — (40)Это кто же тебя так разукрасил?

    • (41)Пчёлы, — ответил Ваня.

    • (42)А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?

    • (43)Они убежали, а я Васятку вёл, — сказал Ваня. — (44)А что ж такого? (45)Поболит — перестанет.

(46)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

— (47)Федя с Гринькой от пчёл убежали, — сказала бабушка, — а наш простофиля полез Васятку спасать.

  1. Вот бы мама сейчас его увидела — что бы она сказала?

  2. Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

  3. А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

    • Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. (51)И мама сказала бы: молодец у меня сынок! (52)Вот бы что она сказала!

(По Л.Ф. Воронковой*)

* Любовь Фёдоровна Воронкова (1906–1976) — советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей

.

ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Собирая щавель, ребята оказались рядом с пчельником.

  2. Васятка самостоятельно выбраться из пчельника не мог, и Ваня решил помочь маленькому мальчику.

  3. Федя и Гринька позвали на помощь пчеловода.

  4. Бабушка помазала Ване и Васятке пчелиные укусы специальной мазью.

  5. Отец считает, что мама Вани была бы рада, что у неё отзывчивый сын.

Ответ: .


ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.

  1. Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.

  2. Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.

  3. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

  4. — Федя с Гринькой от пчёл убежали, — сказала бабушка, — а наш простофиля полез Васятку спасать.

  5. Что-то здесь пчёл видимо-невидимо!

Ответ: .


ЗАДАНИЕ 12. В предложениях 46–52 найдите просторечное слово с лексическим значением «глуповатый человек, разиня». Напишите это слово.

Ответ: .


13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли».

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

— Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему нельзя бросать человека в беде?». Дайте определение понятию ОТЗЫВЧИВОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой — из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Текст №5 «Девочку звали Алиса...» (По Ю.Я. Яковлеву)


Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг — театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она помощник художника.

  1. Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

    • (6)Ты кто? — спросила она парня.

    • (7)Шофёр, — ответил парень.

    • (8)А что ты здесь делаешь?

    • (9)Жду.

    • (10)Кого?

    • (11)Викторию Сергееву.

(12)Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос.

  • (14)Ты её любишь?

  • (15)Нет, — улыбнулся парень. — (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

  • (24)И ты прыгнул в ледяную воду?

  • (25)Прыгнул, — подтвердил парень.

  • (26)Не испугался?

  • (27)Не успел испугаться.

  • (28)И не заболел?

  • (29)Заболел немножко.

(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:

  • Здравствуйте, Виктория! (32)Вы, наверное, не помните меня? (33)Я Назаров. (34)Сергеева внимательно посмотрела на парня. (35)Она не могла вспомнить его.

  • (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.

  • (38)Ах, да, — вспомнила Сергеева. — (39)Сейчас я организую Вам билеты.

  • (40)Спасибо, — сказал Назаров, — но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42) Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

  • (43)Нет, нет, — поспешно сказала Сергеева. — (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

  • (45)Что же делать? — спросил парень.

  • (46)Не знаю.

(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», — сказала она. — (49)«Куда?» — удивился парень. — (50)«К нам», — сказала Алиса.

  1. Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз — и в холодную воду!

    • (54)Нехорошо как, — сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. — (55)Ведь он вам жизнь спас.

    • (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? — ответила Сергеева.

(57)И тут старый сторож вдруг закричал: «Вон! (58)Вон отсюда!» (59)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (60)Но кричал-то он на Сергееву.

(По Ю.Я. Яковлеву*)


* Юрий Яковлевич Яковлев (1923–1996) советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.


ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Сергеева была артисткой театра.

  2. Во дворе собралось много народу, и это мешало сторожу убирать двор.

  3. Сторож был недобрым человеком, поэтому кричал на Сергееву.

  4. Сторожа рассердила чёрствость актрисы.

  5. Алиса пригласила незнакомого парня к себе домой, потому что спасала его от позора и неблагодарности.

Ответ: .


ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является противопоставление.

Запишите номера ответов.

  1. Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

  2. Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина.

  3. — Что же, я теперь памятник ему должна поставить? — ответила Сергеева.

  4. — Нет, нет, — поспешно сказала Сергеева. — Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

  5. А когда спасают, то долго не думают, а раз — и в холодную воду!

Ответ: .


ЗАДАНИЕ 12. Замените разговорное слово «парня» из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Запишите этот синоним или это выражение.

Ответ: .


13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Ивана Александровича Гончарова: «Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 52 текста: «Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши

рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует умение быть благодарным?». Дайте определение понятию БЛАГОДАРНОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой — из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст №6 «Началась эта му́ка в далёкие годы...» (По Ю.В. Трифонову)


Прочитайте текст и выполните задания.


(1)Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе пятом или шестом.

(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре — захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков — составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.

  1. Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно́: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть — ну не власть, а, скажем, авторитет — и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее — опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.

(16)Мальчишки — их было человек пять — зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто- то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.

(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.

(По Ю.В. Трифонову*)

* Юрий Валентинович Трифонов (1925–1981) — русский советский писатель, мастер «городской» прозы.


ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Глебову мучительно трудно было отказывать одноклассникам, когда они просили его провести их на сеанс в кинотеатр бесплатно.

  2. Глебову стыдно было вспоминать, что он «горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе».

  3. Глебов над своими одноклассниками имел «власть — ну, не власть, а, скажем, авторитет», и это тяготило его.

  4. Глебова стала обуревать зависть к иной, неведомой ему жизни, символами которой для него были

громадный дом и «герой» Лёвка Шулепа.

  1. Лёвку Шулепу мальчики решили проучить, унизить.

Ответ: .


ЗАДАНИЕ 11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.

  1. И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.

  2. Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон.

  3. Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки.

  4. Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

  5. И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души…

Ответ: .

ЗАДАНИЕ 12. Замените книжное устаревшее слово «благодеяние» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

Ответ: .


13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как "запасные игроки" …выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова».

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 22 текста: «И нет несчастнее людей, поражённых завистью».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем опасна зависть?». Дайте определение понятию

ЗАВИСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой — из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Ответы



Задание 10

Задание 11

Задание 12

Текст №1

145

14

плохихорошихорошиплохи

Текст № 2

245

15

спасти выручить вытащить

Текст № 3

145

34

очень

Текст № 4

125

25

простофиля

Текст № 5

145

15

юношу юноша молодогочеловека молодойчеловек

Текст № 6

45

35

помощь милость одолжение услугу










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!