Раньше при подготовке к ЕГЭ на одиннадцатом задании, проверяющем правописание суффиксов различных частей речи, я особо не зацикливалась. Чаще всего ученики и без зубрёжки многочисленных правил не делали ошибок в словах "чайничЕк" или "подслушИвать". Да и сама формулировка задания, что уж греха таить, была куда проще, чем сейчас.
Просмотр содержимого документа
«Задание 11 на ЕГЭ по русскому языку: в чём его сложность?»
Задание 11 на ЕГЭ по русскому языку: в чём его сложность?
Раньше при подготовке к ЕГЭ на одиннадцатом задании, проверяющем правописание суффиксов различных частей речи, я особо не зацикливалась. Чаще всего ученики и без зубрёжки многочисленных правил не делали ошибок в словах "чайничЕк" или "подслушИвать". Да и сама формулировка задания, что уж греха таить, была куда проще, чем сейчас. Из пяти предложенных слов нужно было найти одно, в котором пропущена буква Е, например:
озвуч...вать
придирч...вый
затейл...вый
тюл...вый
ключ...к
Кто-то пользовался методом исключения, кто-то языковым чутьём, самые продвинутые вспоминали что-то там про суффикс -ЕВ-, и искомое слово "тюлЕвый" находилось.
С прошлого года блок орфографии в целом усложнился. 11 задание не стало исключением. Мало того, что слов, с которыми надо поработать, стало не пять, а десять, выбрать теперь надо не одну строчку, а неизвестное количество (нужных ответов может быть 2, может быть 3, в некоторых вариантах бывает и 4), так ведь ещё и список орфограмм, по моим наблюдениям, расширился. Если раньше в основном там были слова с орфограммой Е/И в суффиксах существительных, прилагательных и глаголов, то теперь необходимо повторить изучить орфограмму
Почему я зачеркнула слово "повторить"? Да потому что то, как изложены эти правила в школьных учебниках, не лезет ни в какие ворота. Все помнят, что "после шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется буква О, без ударения - буква Е"? Забудьте. Потому что, если пользоваться этим правилом, придётся и тушёнку со сгущёнкой, и дирижёра со стажёром писать через О. Поэтому приходится не повторять, а изучать заново. Кстати, почему надо писать "зановО", но "сновА", тоже приходится учить, так как появилась в 11 задании строчка с
К этому надо добавить
правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК в существительных со значением лица (извозчик - фонарщик)
правописание суффикса -ЧАТ (веснушчатый, ступенчатый) и суффиксов -СК/ -К в прилагательных (советский - кулацкий)
правописание суффиксов -ЯН/ -ЕН в прилагательных (ветряной генератор - ветреный день)
правописание суффиксов в инфинитиве (каяться, мучиться)
Надеюсь, ничего не забыла. Вот так в современных КИМах может выглядеть задание 11: укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква
1) (начнём) сызнов..., расплывч...тый (силуэт)
2) глин...ный, кашл...ть
3) проста...вая, гел...вый
4) команд...вать, воспит...вать
5) холщ...вый, зайч...нок