Методическая цепочка «Совместно изучаю – проверяю»
I. Совместное изучение в парах
ВПП | Тема: Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов | № темы по табло учета | № задания |
Алгоритм, как надо действовать в паре:
Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения – различаются личные окончания 1 и 2 спряжений. Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными. Ударные не требуют орфографической проверки, их спряжение определяется сразу (поёт, смеются). Безударные личные окончания проверяются инфинитивом глагола. Ко 2 спряжению относятся глаголы:
С инфинитивом на –ить. Исключения: брить, зиждиться, стелить.
7 глаголов с инфинитивом на –еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть.
4 глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.
В безударных личных окончаниях глаголов 2 спряжения пишутся гласные: И, А, Я.
Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению. В безударных личных окончаниях глаголов 1 спряжения пишутся гласные: Е, У, Ю.
Определить написание гласных в личных окончаниях глаголов поможет фраза: Целую (1 спр.), милая (2 спр.).
Сформулируйте 4 вопроса к правилу.
Распределите роли рассказчика и слушателя. Отвечающий выполняет пересказ правила, опираясь на сформулированные вопросы. Слушающий дает оценку пересказа: изложен ли текст подробно, не допущены ли ошибки. Поменяйтесь ролями.
Заполните «слепую» схему, опираясь на изученное правило:
Спряжение глаголов -
( это ________________________________________________)
Ставлю глагол в форму _________________________ (что делать? что сделать?)
1 спр. 2 спр.
_________________________________ _________________________________ _________________________________ Исключения (3): _____________________ _________________________________ _________________________________ | Все глаголы на _____________ Глаголы-исключения (11): ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ |
Личные окончания глагола
У глаголов 1 спряжения пиши |
Ед.ч. | 1 л. - 2 л. - 3 л. - | Мн.ч. | 1 л. - 2 л. – 3 л. – |
У глаголов 2 спряжения пиши |
Ед.ч. | 1 л. – 2 л. - 3 л. - | Мн.ч. | 1 л. - 2 л. – 3 л. – |
Сопоставьте схему с правилом.
Поочередно перескажите правило друг другу без опоры на сформулированные вопросы, приводя собственные примеры (не менее двух).
Отработка с опорой на материальные объекты, модели, источники информации, осуществляемая во внешней речи
II. Отработка
Работа в паре | Тема: Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов. | № темы по табло учета | № задания |
Выполни задание, комментируя в паре и ориентируясь на алгоритм действий:
Ставлю глагол в форму инфинитива, сохраняя вид.
Смотрю, на что оканчивается и является ли исключением. Определяю спряжение.
Вставляю пропущенную букву.
2. Задание:
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы:
закле…шь, постел…шь, умо…шься, гон…шь.
Отработка без опоры, осуществляемая во внешней речи другому
III. Отработка
Работа в паре | Тема: Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов. | № темы по табло учета | № задания |
1. Выполни задание в парах, комментируя без опоры на образец.
2. Задание.
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы, комментируя без опоры на образец:
Блещ…шь, помо…шь (посуду), выполн…шь, маж…шь.
Отработка без опоры, осуществляемая во внешней речи себе
IV. Отработка
Работаю один | Тема: Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов. | № темы по табло учета | № задания |
Выполни задание самостоятельно, проговаривая себе вслух порядок действий.
Задание
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы, проговаривая себе вслух порядок действий:
(флаги) ре…т, накол…м (дрова), излеч…шься, обид…шься.
Отработка без опоры, осуществляемая во внутренней речи
Умственные действия без опоры на речь
V-VI. Отработка
Работаю один | Тема: Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов. | № темы по табло учета | № задания |
Выполни задание самостоятельно, проговаривая про себя порядок действий.
Задание:
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы, проговаривая про себя порядок действий:
(ветер) колыш…т (деревья), уступ…шь, (они) расстро…тся, (они) мел…т (зерно).
******
Фрагмент ТМК