СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами»


Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.

ЗАДАНИЕ 17.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Формулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.

Ответ:_____

Правильный ответ: 1, 2.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: прежде всего уметь различать причастие и деепричастие как части речи и знать случаи постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами, выраженными причастными и деепричастными оборотами.

1. Итак, для правильного выполнения задания, нужно знать, что такое деепричастие и чем оно отличается от причастия. Вспомнить грамматические признаки этих частей речи вам поможет приведённая ниже таблица.

ПРИЧАСТИЕ

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Причастие обозначает признак предмета по действию:

летящий шар = шар, который летит,
написанное сочинение = сочинение, которое написали.

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом-сказуемым:
прочитав книгу, я долго размышлял над её сюжетом = я прочитал (добавочное действие), и я долго размышлял (основное).

Причастие имеет признаки глагола (вид, время, возвратность, переходность) и прилагательного (род, число, падеж).

Деепричастие совмещает признаки глагола (вид) и наречия (неизменяемость).

Причастие изменяется по числам, родам и падежам.

Деепричастие является неизменяемой формой и не имеет окончания.

Причастия бывают действительными (предмет САМ производит действие) и страдательными (предмет испытывает действие на себе, то есть страдает):

летящая птица (птица, которая САМА летит) - действительное причастие, съеденное папой пирожное (папа съел пирожное) - страдательное причастие.

Деепричастия бывают совершенного и несо-вершенного вида:

улыбаясь (что делая?) – несовершенный вид,

покрасив (что сделав)? – совершенный вид.

Действительные причастия в настоящем времени образуются при помощи суффиксов
-УЩ-, -ЮЩ- (от исходных глаголов 1-го спряжения) и при помощи суффиксов -АЩ-,
-ЯЩ- (от глаголов 2-го спряжения):
распускающиеся цветы, строящийся дом. В прошедшем времени действительные причастия образуются при помощи суффиксов - ВШ- и Ш: игра-ть - игра-вш-ий, нести - нес-ш-ий.

Таким образом, действительные причастия в тексте можно найти по их суффиксам:

-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ- , -Ш-.

Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ЕМ-, -ОМ- (от глаголов 1-го спряжения) и -ИМ- (от глаголов 2-го спряжения): одеваемая кукла, различимый запах.

Деепричастия несовершенного вида обра-зуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида с помощью суффиксов -А-, -Я-:

кричат - крича,

блестят - блестя.

В прошедшем времени страдательные причастия образуются при помощи суффиксов -ЕНН-, -НН-, -Т-:
увиденный, услышанный, взятый.

Таким образом, страдательные причастия в тексте можно найти по их суффиксам:

-ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т-.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов -В-, -ВШИ-, -ШИ-:

пискнуть - пискнув, умыться - умывшись, принести – принесши;

а также от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффиксов -А-(-Я-): нахмурясь, заметя.

Обратите внимание на суффикс страдательных причастий -Т- , так как учащиеся обычно с трудом находят причастия с таким суффиксом в тексте: задвинуТый стул, дверь заперТа, открыТое окно, калитка закрыТа.

Кроме возвратной формы (улыбающийся человек), причастия еще имеют краткую форму: переведен, создана, нанесено.

Это касается, в первую очередь, страдательных причастий.

Деепричастия бывают возвратными и невозвратными:
вытираясь - вытирая.

Причастия могут быть как одиночными (распускающиеся цветы), так и иметь зависимые (пояснительные) слова (школьники, получившие ПРЕМИЮ).

Зависимым является такое слово, к которому от причастия задается вопрос (получившие ЧТО? премию).

Деепричастия могут быть как одиночными (улыбаясь), так и иметь зависимые (пояснительные) слова (ВЫСОКО поднявшись В НЕБО, ПАРИЛА птица).

Зависимым является такое слово, к которому от деепричастия задается вопрос (поднявшись КАК? высоко, поднявшись КУДА? в небо).

Полные причастия в предложении чаще всего являются определением (бушующее море), краткие страдательные причастия - сказуемым (здание построено).

Деепричастия в предложении являются обстоятельством (Луна, ВСПЛЫВАЯ НА СИНЕЕ НЕБО, осеребрила всю окрестность.).

Алгоритм нахождения в тексте причастий и деепричастий

Чтобы выявить в тексте причастие или деепричастие, проделайте следующие шаги:

1) Задайте к указанному слову смысловой вопрос:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? - вопросы причастия;

ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? - вопросы деепричастия.

2) Найдите в слове суффикс и убедитесь в том, что это суффикс причастия или деепричастия:

-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш- - суффиксы действительных причастий;

-ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т- - суффиксы страдательных причастий;

-А-, -Я-, -В-, (-ВШИ-, -ШИ- - очень редко) - суффиксы деепричастий.

3) Определите, от какой части речи образовано данное слово:

если слово образовано от имени существительного, то ни причастием, ни деепричастием оно быть не может, так как и причастие, и деепричастие образуются только от глагола;

если слово образовано от глагола и отвечает морфологическим характеристикам, перечисленным в пунктах 1,2 данного алгоритма, то это причастие или деепричастие.

Знаки препинания при причастном обороте

1. Согласованные определения, выраженные причастным оборотом и находящиеся в предложении ПОСЛЕ определяемого слова, выделяются на письме запятыми, то есть обособляются.

Книга, написанная известным писателем, уже вышла из печати.

2. Если причастный оборот стоит ПЕРЕД определяемым словом и не имеет добавочного значения причины, то он не выделяется на письме запятой, то есть не обособляется.

Написанная известным писателем книга уже вышла из печати.

3. Причастие или причастный оборот, стоящие до или после определяемого слова, выраженного личным местоимением, выделяются запятыми.

Примеры: Взволнованный переживаниями дня, я_долго не мог заснуть.

Я взволнованный переживаниями дня, долго не мог заснуть

Уставший, я пришёл домой.

Я, уставший, пришёл домой.

4. Если два однородных определения, выраженных причастными оборотами, соединяются союзом И, то запятая перед И и после И не ставится.

Схема: сущ , / причастный оборот / и / причастный оборот /,…..

Эпоха (какая?), / начавшаяся после открытий Галилео Галилея / и / завершившаяся работами Исаака Ньютона /, обозначила важный поворот в истории человечества.

Знаки препинания при деепричастных оборотах

1. Деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия всегда выделяются запятыми, независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому, добавочное действие которого они обозначают.

Пример: Он, смеясь, бежал мне навстречу.

Ипполит Матвеевич стоял (что делая?) под акацией, /погрязая в стыде/, и твердил (что делая?) три заученные фразы, /не глядя на гуляющих/.

2. Однородные обособленные обстоятельства могут быть выражены деепричастными оборотами, и в этом случае, если два деепричастных оборота соединяются при помощи союза И, то запятая перед союзом И и после союза И не ставится, однако надо убедиться в том, что деепричастные обороты относятся к одному сказуемому и называют добавочное действие при нём.

Пример: /Перелистывая книги из библиотеки Пушкина/ и /изучая пометки на полях/, невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем. (Ты приходишь к выводу (что делая?) перелистывая и изучая.)

3. Но если деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, то запятые ставятся на их границах:

Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, И, улыбнувшись про себя, зашагал ещё быстрее. (Первый деепричастный оборот относится к сказуемому постоял, второй - к сказуемому зашагал.)

Хаджи-Мурат остановился, бросив поводья, И, привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул её.

Александр Владимирович молча протиснулся вперёд, отстранив жену, И, спустившись на две ступениу оглядел свысока поле боя.

4. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «И»у «НО»у «ЧТО», выделяются двумя запятыми (первая запятая ставится после союза «И», «НО», «ЧТО», а вторая - там, где заканчивается деепричастный оборот).

Такой деепричастный оборот и одиночное деепричастие можно оторвать от союза, «изъять» из предложения или переставить в другое место в предложении.

Пример: Оля уже легла и, засыпая, сквозь сон слышала тихие озабоченные голоса. Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и, испробовав таким образом свой голосу начал петь. Она вошла в гостиную, ни с кем не поздоровавшись, села в кресло. Каждое облако имело причудливую форму, но, сливаясь с другими, теряло свои очертания.

5. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «А», выделяются одной запятой, если деепричастный оборот нельзя изъять из предложения.

Он интересовался музыкой, а попав в компанию, всегда затевал разговор о популярных музыкальных группах.

6. Если деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «А», можно «изъять» из предложения и оно окажется построенным грамматически правильно, то такой деепричастный оборот или одиночное деепричастие выделяются с двух сторон запятыми:

Не увлекайтесь критикой, а, стремясь к преодолению недостатков, предлагайте способы улучшения ситуации.

7. Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, не выделяются запятыми на письме: СПУСТЯ РУКАВА, НЕ МУДРСТВУЯ ЛУКАВО, СЛОМЯ ГОЛОВУ, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК, НЕ СМЫКАЯ ГЛАЗ, ПОЛОЖА РУКУ НА СЕРДЦЕ, СЛОЖА РУКИ, СКРЕПЯ СЕРДЦЕ, ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ, РАЗИНЯ РОТ.

Пример: Мальчик бежал по коридору сломя голову (= быстро).

Будем работать засучив рукава (= дружно, упорно).

Мы слушали рассказ учителя затаив дыхание (= внимательно).

Алгоритм выполнения задания:

1) Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы:

  • причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и чаще всего относится к имени существительному;

  • деепричастный оборот отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, обозначает добавочное действие при глаголе-сказуемом.

2) Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО или ПОСЛЕ определяемого слова он находится):

  • причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого имени существительного;

  • причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым именем существительным.

3) Помните о том, что деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия в предложении всегда выделяются запятыми.

4) Не забывайте о том, что если два причастных или два деепричастных оборота соединяются союзом И, то чаще всего запятая до или после И не ставится.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Задание 1. На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3)кем-то раскалённой (4) печи.

Задание 2. Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» - первую общественную организацию художников в России.

Задание 3. Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

Задание 4. Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежали по беспросветному небу, и (3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны, и хлестал дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.

Задание 5. Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

Задание 6. Перелистывя (1) книги из библиотеки Пушкина (2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем.

Задание 7. Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Задание 8. В чёрной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце.

Задание 9. Внезапно осины зашептались (1) с коротким шумом вздрагивая листьями (2) и заволновались, облако белых пушинок сорвалось с их серёжек и (3) словно сговорившись с ветром (4) весело понеслось в темнеющую чащу.

Задание 10. Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.


Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ











Вариант 16

Ответы


Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

12

1234

134

1234

12

4

4

12

1234

12


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!