СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 23 Функционально-смысловые типы речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может использоваться на уроке повторения типов речи как в теоретическом, так и в практическом плане

Просмотр содержимого документа
«Задание 23 Функционально-смысловые типы речи»

ЕГ Э -2021 Задание  23 Функционально-смысловые  типы речи Занятие по русскому языку Подготовила: Страхова И.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Полянская СОШ»

ЕГ Э -2021

Задание 23

Функционально-смысловые типы речи

Занятие по русскому языку

Подготовила: Страхова И.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Полянская СОШ»

Формулировка  задания  23  ЕГЭ по русскому: Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера  ответов. В предложениях 1–4 представлено повествование. В предложениях 16, 17 дано  описание. Предложение 25 указывает на причину того, о  чём говорится в предложении 24. В предложении 40 представлено рассуждение. Предложение 45 содержит элементы  описания.

Формулировка задания 23 ЕГЭ по русскому:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  • В предложениях 1–4 представлено повествование.
  • В предложениях 16, 17 дано описание.
  • Предложение 25 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 24.
  • В предложении 40 представлено рассуждение.
  • Предложение 45 содержит элементы описания.
Задание 23 проверяет знания по  темам: -Повествование, описание, рассуждения как типы  речи. -Логические связи между предложениями (причина, пояснение, следствие, дополнение и  т.д.)

Задание 23 проверяет знания по темам:

-Повествование, описание, рассуждения как типы речи.

-Логические связи между предложениями (причина, пояснение, следствие, дополнение и т.д.)

Алгоритм выполнения задания 23 Внимательно прочитайте формулировку задания. В качестве ответов необходимо выбрать ВЕРНЫЕ или ОШИБОЧНЫЕ утверждения. Чтобы не перепутать ответы, советуем верные утверждения помечать знаком

Алгоритм выполнения задания 23

  • Внимательно прочитайте формулировку задания. В качестве ответов необходимо выбрать ВЕРНЫЕ или ОШИБОЧНЫЕ утверждения. Чтобы не перепутать ответы, советуем верные утверждения помечать знаком "+" , а неверные "-" .
  • Также следует обращать внимание и на сами утверждения, особенно на глаголы

"представлено" и "содержит". Представлено - это значит целиком , полностью. Содержит -

это значит есть элементы , но не во всем предложении/участке текста.

  • Для разграничения повествования, рассуждения и описания используйте теорию,

данную ниже.

Как проверить себя?

Повествование можно представить несколькими картинами подряд, в которых

происходит смена СОБЫТИЙ, как в комиксе.

Описание можно представить одной картиной (можно даже изобразить, как падают листья, показать цвета и т.д.).

Рассуждение нельзя представить при помощи картины.

4. Впишите цифры в бланк ответов.

Описание Описание — это тип  речи, при  помощи которого изображается како е-либо явление действительности  путем перечисления его постоянных  или одновременно присутствующих  признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре  фотоаппарата). В описании больше  всего используются слова, обозначающие качества , свойства  предметов ( существительные, прилагательные,  наречия ).

Описание

  • Описание — это тип речи,

при помощи

которого изображается како е-либо явление

действительности путем

перечисления

его постоянных или одновременно

присутствующих признаков

или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

  • В описании больше всего используются слова, обозначающие качества , свойства предметов

( существительные,

прилагательные, наречия ).

Пример текста-описания:   Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый , как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный . Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший. Примерный текст отвечает на описательные вопросы: Какой предмет описывается? – дождь; Каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Пример текста-описания:

Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый , как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный . Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  • Какой предмет описывается? – дождь;
  • Каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.
Повествование В  текстах повествовательного типа особая роль  принадлежит глаголам,  особенно в форме прошедшего времени  совершенного вида ( приехал, увидел). При таких глаголах имеются или могут иметься   наречия с фазовым значением : сразу, вдруг, неожиданно, внезапно, откуда ни возьмись и т.д. ) Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их  временной последовательности ; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или  событиях

Повествование

  • В текстах

повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно

в форме прошедшего времени совершенного вида ( приехал, увидел). При таких глаголах имеются или могут иметься   наречия с фазовым значением : сразу, вдруг, неожиданно, внезапно, откуда ни возьмись и т.д. )

  • Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной

последовательности ;

сообщается

о последовательно

сменяющих друг друга действиях или событиях

Пример повествования Как мы ехали в Вологду. Когда закончился учебный год, родители стали думать , куда бы нам поехать летом. Они долго спорили , перечисляя то одно, то другое место. Наконец, мама предложила  отправиться в Вологду. Мы две недели паковали чемоданы и мечтали о Вологде. Это слово казалось мне похожим на облако или корову. И то, и другое было полно молока. Я представлял , как рыжая, с белыми пятнами корова Вологда медленно идёт вдоль Волги и позвякивает золотым колокольчиком… Папа оказался более сведущим. Он рассказал мне, что Вологда – это старинный город, который входит в «Золотое кольцо» России, центр деревянного зодчества и столица кружевоплетения. В Вологде можно посмотреть на старинные каменные храмы, полюбоваться купеческими домами, которым больше ста лет и даже увидеть настоящий кремль. Узнав, что в Вологде есть Ботанический сад, сестрёнка стала просить отвести нас туда.

Пример повествования

Как мы ехали в Вологду.

Когда закончился учебный год, родители стали думать , куда бы нам поехать летом. Они долго спорили , перечисляя то одно, то другое место. Наконец, мама предложила отправиться в Вологду.

Мы две недели паковали чемоданы и мечтали о Вологде. Это слово казалось мне похожим на облако или корову. И то, и другое было полно молока. Я представлял , как рыжая, с белыми пятнами корова Вологда медленно идёт вдоль Волги и позвякивает золотым колокольчиком…

Папа оказался более сведущим. Он рассказал мне, что Вологда – это старинный город, который входит в «Золотое кольцо» России, центр деревянного зодчества и столица кружевоплетения. В Вологде можно посмотреть на старинные каменные храмы, полюбоваться купеческими домами, которым больше ста лет и даже увидеть настоящий кремль. Узнав, что в Вологде есть Ботанический сад, сестрёнка стала просить отвести нас туда.

Рассуждение Рассуждение — это тип речи, при  помощи В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, которого доказывается или объясняется  какое-либо указывающим на связь мыслей, последовательность изложения ( во-первых,  во- положение,  мысль; вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны ) , а также говорится о  причинах подчинительным союзам  со значением  причины, и следствиях событий и явлений, оценках и  чувствах следствия, уступки ( для  того чтобы, вследствие  того чтобы, так как,  хотя, несмотря на то чт о и т.  д.).

Рассуждение

  • Рассуждение — это тип речи, при помощи
  • В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам,

которого доказывается или объясняется какое-либо

указывающим на связь мыслей, последовательность изложения ( во-первых, во-

положение, мысль;

вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны ) , а также

говорится о причинах

подчинительным союзам со значением причины,

и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах

следствия, уступки ( для того чтобы, вследствие того

чтобы, так как, хотя,

несмотря на то чт о и т. д.).

Пример текста-рассуждения   Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.  Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы : Почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара; Зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Пример текста-рассуждения

Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы :

  • Почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  • Зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.
Практик у м В предложениях 7—10 содержится  рассуждение . (7)Но не надо думать, что чувство нежности  принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность  идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только  существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому  слова нежности — слова уменьшительные, идущие от  сильного к  слабому. Да, так как есть тезис, есть вводное слово  «наоборот»

Практик у м

В предложениях 7—10 содержится рассуждение .

(7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт

сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо

беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова

нежности — слова уменьшительные, идущие от сильного

к слабому.

Да, так как есть тезис, есть вводное слово «наоборот»

В предложениях 11—14 представлено повествование. (11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь —  единоборство. Нет, это рассуждение о любви и  нежности

В предложениях 11—14 представлено повествование.

(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь — единоборство.

Нет, это рассуждение о любви и нежности

В предложении 30 представлено  описание. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. Да, это описание человека (женщины), есть эпитеты, даже  оксюморон .

В предложении 30 представлено описание.

(30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом

и тревожно-счастливыми глазами.

Да, это описание человека (женщины), есть эпитеты, даже оксюморон .

В предложениях 44—45 представлено повествование. И вот как-то он выполз на террасу раньше  обычного. Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала  подушки. Да, это повествование. Картина движется, главная  часть речи –  глаголы.

В предложениях 44—45 представлено повествование.

  • И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного.
  • Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки.

Да, это повествование. Картина движется, главная часть

речи – глаголы.

Предложения 57—58 содержат  рассуждение. (57)Она ничего не ответила. (58)Она только с  трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала  помощи. Нет, это повествование, так как главная часть речи  глагол

Предложения 57—58 содержат рассуждение.

(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом

проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи.

Нет, это повествование, так как главная часть речи глагол

Предложение 8 объясняет содержание предложения  7 . (7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими  на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами. Да, так как 8 предложение объясняет, почему герою скучно, а про скуку сказано в 7  предложении.

Предложение 8 объясняет содержание предложения 7 .

(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на

клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами.

Да, так как 8 предложение объясняет, почему герою скучно, а про скуку сказано в 7 предложении.

В предложениях 26—27 содержится повествование. (26)Наши тени — моя, высокая, и Мишкина, чуть  меньше, — пересекали берег. (27)В стороне горел костёр,  ветерок шевелил футболку, которая сушилась на  верёвке... Да. Это повествование, так как картина дана  в движении, главная часть речи  глагол

В предложениях 26—27 содержится повествование.

(26)Наши тени — моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше,

— пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок

шевелил футболку, которая сушилась на верёвке...

Да. Это повествование, так как картина дана в

движении, главная часть речи глагол

В предложении 14 представлено описание действий  персонажа. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом,  словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он  исходит. Да, это описание действий. Действие выражено в словах: шатаясь, осел, стал смотреть.  Описание выражено в словах: Тяжело, с  жадной пронзительностью. Есть сравнительный оборот, что тоже говорит о том, что здесь есть  описание.

В предложении 14 представлено описание действий персонажа.

(14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и

стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно

чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит.

Да, это описание действий. Действие выражено в словах: шатаясь, осел, стал смотреть. Описание

выражено в словах: Тяжело, с жадной

пронзительностью. Есть сравнительный оборот, что тоже говорит о том, что здесь есть описание.

В предложении 45 представлено  повествование. (45)Я обязан это рассказать, потому что  минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его  погасить. Нет, это рассуждение, так как есть союз потому что,  то есть  довод и его объяснение.

В предложении 45 представлено повествование.

(45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее

посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.

Нет, это рассуждение, так как есть союз потому что, то

есть довод и его объяснение.

В предложениях 11−12 содержится повествование. (11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». Да, это повествование. Так как картина движется, главная часть речи  глагол.

В предложениях 11−12 содержится повествование.

(11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга».

Да, это повествование. Так как картина движется, главная часть речи глагол.

Предложение 23 содержит  повествование. (23)Если о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то это будет то же самое, как если бы о  природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной подводной  ночи. Нет, это рассуждение, так как есть союзы если, то. Используется отвлечённая лексика:  сущность, патриотизм, родина,  героизм

Предложение 23 содержит повествование.

(23)Если о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной подводной ночи.

Нет, это рассуждение, так как есть союзы если, то. Используется отвлечённая лексика: сущность,

патриотизм, родина, героизм

Предложение 8 подтверждает тезис, сформулированный в предложении  7. 3атем автор, доказывая тезис о том, что  героическая самоотверженность порождена не благородством, как  это принято думать, а неразвитостью личностного начала, приводит выдержки из прощального письма Ульяны Громовой. Эта девушка во время Великой Отечественной войны стала одним из руководителей подпольной  организации «Молодая гвардия», куда входили люди, многим из которых не было и двадцати лет. Нет, 8 предложение даже противоречит смыслу предложения  7.

Предложение 8 подтверждает тезис, сформулированный в предложении 7.

  • 3атем автор, доказывая тезис о том, что героическая

самоотверженность порождена не благородством, как это

принято думать, а неразвитостью личностного начала, приводит выдержки из прощального письма Ульяны Громовой.

  • Эта девушка во время Великой Отечественной войны стала одним из руководителей подпольной организации

«Молодая гвардия», куда входили люди, многим из которых не было и двадцати лет.

Нет, 8 предложение даже противоречит смыслу предложения 7.

В предложении 10 представлено  повествование. (10)Фашисты схватили подпольщиков, изуверски пытали их, а потом  казнили. Да, это повествование, так как главная часть речи здесь  глагол.

В предложении 10 представлено повествование.

(10)Фашисты схватили подпольщиков, изуверски пытали их, а потом казнили.

Да, это повествование, так как главная часть речи здесь глагол.

В предложении 21 представлено  рассуждение. (21)Согласен, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, знаю, что злейшим врагом  всякого прогресса являются не критики, а  твердокаменные «сторонники». Да, это рассуждение, так как здесь есть союз что, картина не движется.

В предложении 21 представлено рассуждение.

(21)Согласен, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, знаю, что злейшим врагом всякого

прогресса являются не критики, а твердокаменные

«сторонники».

Да, это рассуждение, так как здесь есть союз что, картина не движется.

В предложении 3 представлено  рассуждение. (З)Одно дело, когда мы говорим о безгласной рыбе или о неспособном летать пресмыкающемся, и другое дело, когда у некоторых людей обнаруживается полная атрофия тех способностей, которые, казалось бы,  свойственны человеку по самой его  сути. Да, это  рассуждение,  в котором сопоставляются рыба  и человек

В предложении 3 представлено рассуждение.

(З)Одно дело, когда мы говорим о безгласной рыбе или о неспособном летать пресмыкающемся, и другое дело, когда у некоторых людей обнаруживается полная атрофия тех способностей, которые, казалось бы, свойственны

человеку по самой его сути.

Да, это рассуждение, в котором сопоставляются рыба и

человек

https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/punktuacionnyi_analiz https://multiurok.ru/files/punktuatsionnyi-analiz-prakticheskie-zadaniia-21-i.html https://synergy.ru/ https://rus-ege.sdamgia.ru/
  • https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/punktuacionnyi_analiz
  • https://multiurok.ru/files/punktuatsionnyi-analiz-prakticheskie-zadaniia-21-i.html
  • https://synergy.ru/
  • https://rus-ege.sdamgia.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!