Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2022: структура, план
Традиционно всех больше вопросов по ЕГЭ возникает по русскому языку. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому 2022, какая у него должна быть структура, где взять примеры и клише, как производится оценка, можно ли подать на апелляцию – мы постарались охватить все возможные вопросы, касающиеся сочинения, и помочь читателю разобраться в экзамене в формате ЕГЭ по русскому языку в 2022 году.
Содержание
Скрыть
-
Изменения в ЕГЭ по русскому языку
-
Что ФИПИ хочет увидеть в сочинении
-
Структура сочинения ЕГЭ по русскому 2022 с клише
-
Введение
-
Проблема
-
Комментарий
-
Отношение автора
-
Ваша позиция
-
Заключение
-
Критерии оценивания
Изменения в ЕГЭ по русскому языку
Задания ЕГЭ по русскому языку в 2022 году по основным характеристикам теста остались без изменения. Количество заданий также осталось прежним.
Что поменялось:
-
Снижен до 58 первичный балл.
-
Из первой части убрали составное задание (1– 3), проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста.
-
Появилось новое здание на проверку умения выполнять стилистический анализ текста.
-
В задании 16 изменилась формулировка, порядок оценки и спектр предъявляемого языкового материала.
-
В задании 19 расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа.
Что касается сочинения, то произведено уточнение норм его оценивания при объеме 70-150 слов. Сочинение идет 27 заданием, за него можно заработать 24 балла.
Что ФИПИ хочет увидеть в сочинении
Сочинение ЕГЭ по русскому 2022, что требует ФИПИ:
-
Прочитать приведенный в КИМе текст, найти и поставить правильную проблему.
-
Составить два комментария-иллюстрации: примеры с пояснением и смысловой связью между ними.
-
Написать позицию автора данного текста.
-
Донести свое отношение к словам автора и аргументировать его.
-
Не должно быть много цитат.
-
Не допускаются полный пересказ или переписка текста.
-
Объем должен быть не менее 150 слов.
-
Текст должен быть написан строго по КИМу.
Структура сочинения ЕГЭ по русскому 2022 с клише
Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2022 следующая:
-
Введение.
-
Проблема.
-
Комментарий.
-
Отношение автора.
-
Ваша позиция.
-
Заключение.
Давайте подробнее разберем каждый раздел.
Введение
Задача введения подвести читателя к проблеме. Можно написать об эпохе, биографии автора текста, кратко описать актуальность поставленной проблемы. Размер должен быть 2-3 предложения. Оценка его не производится, он оно придает целостность работе.
Проблема
Необходимо четко и точно сформулировать ту проблему текста, для которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.
Как правильно формулировать проблему:
-
Вопросительными предложениями. Пример: Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Автор подробно раскрывает эту проблему в тексте.
-
Конструкцией «Формулировка проблемы + существительное в родительном падеже». Примеры: автор поднимает проблему отцов и детей; автор предлагает своим читателям задуматься над проблемой отцов и детей.
Найти проблему быстро удается не всегда. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы облегчить задачу:
-
Проблема наиболее часто обозначается либо в начале, либо в конце текста. Автор может сначала аргументировать проблему, затем сформулировать ее или наоборот, сначала обозначает проблематику, затем приводит аргументы.
-
Используйте ключевую лексику. Она есть в любом тексте – это слова, которые несут в себе основную мысль текста. Они пригодятся и на следующем этапе, при составлении комментария к исходной проблеме.
Размер раздела 2–4 предложения, оценивается в 1 балл.
Раскрыть проблематику сочинения помогут следующие клише:
-
Поиском ответа на этот вопрос занимается автор.
-
На эту проблему обращает внимание автор.
-
Эту проблему ставит автор в тексте.
-
Именно этот вопрос составляет проблематику текста.
-
Автор заставил меня задуматься над проблемой.
-
На этот вопрос отвечает автор.
Комментарий
Комментарий самая большая часть сочинения. За нее можно получить до 6 баллов.
Он должен подтвердить, что обозначенная проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на примеры из текста или на то, что думает сам автор о проблеме.
Что используют в качестве комментария:
-
Примеры, которые приводят авторы в своих текстах.
-
Размышления автора, связанные с проблемой.
-
Цитаты.
-
Истории.
Обратите внимание, это не простой пересказ текста, а анализ приведенных примеров и цитат.
Нужно дать два примера-иллюстрации, которые являются важными для понимания проблемы. Они должны быть логически связаны (противопоставлением, сравнением, причиной-следствием, выводом, уступкой).
Примеры-иллюстрации:
-
Автор обращает внимание читателя на.
-
Автор начинает рассуждения с того, что.
-
Поступок героя говорит о том, что.
-
Обратим внимание на следующую мысль.
-
Автор рассказывает историю, которая произошла с ним.
-
Чтобы раскрыть проблему автор рассуждает.
-
Проблема раскрыта автором на примере.
-
В центре внимания автора.
-
Особого внимания заслуживает.
-
Нельзя не обратить внимание на слова автора.
-
Автор раскрывает понятие через описание.
Примеры оформления пояснений:
-
Этот пример убедительно доказывает.
-
Эти факты (события) помогают понять.
-
В этих словах заключен глубокий смысл, который можно обозначить как.
-
На этом примере видно, что (как).
-
Благодаря этому мы понимаем, что Данные строки помогают читателю понять.
-
Эти рассуждения подводят нас к выводу о том.
Отношение автора
Здесь ученик должен подвести текст к следующей части, где он будет выражать собственное мнение.
Примеры:
-
Писатель приходит к выводу.
-
Автор считает, что.
-
Авторская позиция очевидна Автор приводит читателя к выводу.
-
Хотя позиция автора не выражена четко, из текста мы понимаем.
Ваша позиция
Далее приводится собственная позиция. Мнение автора текста и ученика не обязательно должны совпадать, однако агрессивно настаивать на своей точке зрения будет ошибкой. Отстаивать свое мнение лучше на конкретных примерах.
Какие клише можно использовать:
-
Невозможно не согласиться с мнением автора, действительно.
-
Я согласен с мнением автора, безусловно.
-
Я полностью разделяю точку зрения писателя и придерживаюсь мнения, что.
-
Я согласен с мнением автора, но.
-
Чтобы обосновать собственную позицию, я приведу пример из жизни.
-
В подтверждение своей точки зрения приведу пример.
-
Подтверждением моих слов служит.
Заключение
Обобщение всего написанного должно быть кратким и емким, отражать концентрированно проблему, позицию автора и собственное мнение. Однако простой пересказ текста не подойдет. Должна быть проведена логическая связь между всеми частями и сделан общий вывод.
Какие клише сочинения можно использовать в заключении:
-
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод.
-
Таким образом, можно сделать вывод, что.
-
Таким образом, на примере мы увидели.
-
В заключение можно сказать, что.
-
Итак, этот текст заставил меня еще раз убедиться.
-
Таким образом, автор стремится убедить нас в следующем.
Критерии оценивания
Работа оценивается не только по грамотному и логичному изложению текста без ошибок, но и по способности выпускника обозначить проблему, высказать собственное мнение, уметь приводить правильную и максимально точную аргументацию. Чтобы быть уверенным в качестве своей работы, нужно разбираться в критериях оценивания.
Проверка сочинения происходит по специально разработанному стандарту.
Если проблема сформулирована верно – 1 балл.
Критерии оценивания части «Проблема»: если проблема прокомментирована с опорой на исходный текст, приведено не менее 2 примеров-иллюстраций, даны пояснения к каждому, указана смысловая связь между ними, нет фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы, ставится максимальный балл – 6.
За что снимают баллы в части «Проблема»:
-
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями указана, но не сделан ее анализ или сделан, но неверно; Анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями есть, но не указан (может быть указан неправильно); Дано пояснение только к одному из примеров-иллюстраций. В каждом из этих случаев снимается 1 балл и за эту часть сочинения начисляют 5 баллов.
-
Нет смысловой связи между примерами-иллюстрациями или она указана неверно и отсутствует ее анализ (или анализ сделан неправильно); Отсутствуют пояснения к примерам-иллюстрациям; Если ученик пояснил только один пример, указал, но не проанализировал смысловую связь между примерами-иллюстрациями; Когда дано пояснение только к одному из примеров-иллюстраций, проанализирована, но не указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями. В любом из этих случаев снимается 2 балла и за эту часть сочинения начисляют 4 балла.
-
Есть пояснения к одному примеру, но при этом не указывается смысловая связь между примерами-иллюстрациями и отсутствует ее анализ; Когда пояснений к примерам-иллюстрациям нет, указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями; Нет пояснений к примерам-иллюстрациям, есть анализ, но отсутствует. смысловая связь между примерами-иллюстрациями. В каждом из этих случаев снимается 3 балла и за эту часть сочинения начисляют 3 балла.
-
Ученик не дает пояснения к примерам-иллюстрациям, не указывает и не анализирует смысловую связь; Когда в сочинении указан только один пример-иллюстрация, важный для понимания поставленной проблемы, из всего заданного текста и дано к нему пояснение. В любом из этих случаев снимается 4 балла и за эту часть сочинения начисляют 2 балла.
-
При приведении одного примера-иллюстрации из заданного текста, который является важным для понимания сформулированной проблемы, но без пояснений, снимается 5 баллов и за эту часть сочинения начисляют 1 балл.
-
Если ученик комментирует проблему, не опираясь на исходный текст; Если он не приводит важные для понимания примеры-иллюстрации из заданного текста; В случае наличия фактических ошибок (даже одной), которые связаны с пониманием текста; Комментарий дан по сторонней проблеме, которая не была сформулирована учеником; Если вместо комментария ученик просто пересказывает текст; Если ученик вместо комментария приводит цитату большого фрагмента заданного текста. В каждом из этих случаев работа не оценивается, и ученик получает за сочинение 0 баллов.
Как производится оценка части «Позиция автора»:
-
Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано – 1 балл.
-
Отношение к позиции автора исходного текста не сформулировано и не обосновано; Формулировка и обоснование отношения к позиции автора исходного текста не соответствуют сформулированной проблеме; Мнение ученика заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором») – 0 баллов.
Дополнительно начисляются баллы (максимум):
-
Речевое оформление сочинения – 2 балла.
-
Точность и выразительность речи – 2 балла.
-
Орфография – 3 балла.
-
Пунктуация – 3 балла.
-
Грамматика – 2 балла.
-
Речевые нормы – 2 балла.
-
Этические нормы – 1 балл.
-
Фактологическая точность в фоновом материале – 1 балл.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.