Задание 27 ЕГЭ - 2019 (сочинение) « Выявление проблемы в публицистическом тексте. Комментарий»
Горшенина Алла Александровна
МОАУ «СОШ им.Н.Р.Ирикова с.Зилаир»
Уважаемые коллеги, учащиеся!
В данной презентации представлены отдельные этапы работы с текстами: И. Бражина « Старая поговорка гласит…», А. Толстого «Русский характер» при выполнении задания №27 ЕГЭ (написание сочинения). Работа построена с учётом рекомендаций Першиной Людмилы Реакатовны , доцента кафедры русского языка и литературы ИРО РБ, кандидата филологических наук, Нарушевича Андрея Георгиевича , кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка и литературы ТИ имени А.П.Чехова, Егораевой Галины Тимофеевны, руководителя департамента методологии АНО «Национальный Центр Инноваций в Образовании»
Разные способы выявления проблемы ( публицистические тексты )
От позиции автора к проблеме
Выявите основную мысль текста
(позицию автора)
Запишите её в виде законченного
предложения
Определите, на какой вопрос отвечает
это предложение
Запишите этот вопрос, который
и является проблемой текста
Шаг 1-й начинаем с позиции автора
Внимательно читаем текст и выделяем фрагмент , в котором озвучена позиция автора
- Внимательно читаем текст и выделяем фрагмент , в котором озвучена позиция автора
Текст И. Бражина «Старая поговорка гласит…»
(1)Старая поговорка гласит: «При громе оружия музы молчат». (2)Плохая поговорка.
(3)И плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать, не помышляя о помощи борющемуся народу.
(4)По счастью, не все музы таковы. (5)Мне ведомы и иные. (6)Они сами являлись на мобилизационные пункты, получали назначения и потом в солдатских шинелях и кирзовых сапогах спешили на передовую. (7)Их часто видели в окопах и землянках; они делили хлеб и судьбу, труды и опасности с теми, кто грудью стоял за свою землю.
(8)И так было всегда. (9)Нет никаких сомнений, что «Слово о полку Игореве» – не только вдохновенная поэма, но и военный очерк очевидца, созданный свидетелем описываемых событий. (10)Нет никаких сомнений в том, что автор «Слова» проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца. (11)В противном случае «Слово» не было бы столь достоверным и столь зримым в деталях, увидеть и запомнить которые мог только участник похода. (12)Сама тональность «Слова» не могла бы быть столь пронизанной живейшим участием к бедам и испытаниям, какие выпали на долю Игоревых полков, не могла бы быть такой, если бы сам певец не делил ратных трудов и судеб с дружинниками.
(13)То же было и позже, в годины народных бед и военных гроз. (14)«Певец во стане русских воинов» появился в дни Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года в военном лагере под Тарутином, где находился вступивший с началом войны в ополчение В. Жуковский. (15)В разгар войны поэт Денис Давыдов стал во главе партизанского движения и бил врага и днём и ночью, в лесах и в открытом поле, в зимнюю стужу и в осеннюю распутицу.
(16)Этим славным традициям певцов-воинов следовали поэты и прозаики в Отечественной войне тысяча девятьсот сорок первого – сорок пятого годов. (17)Они отдавали кровному делу родной земли своё перо, а часто и саму жизнь. (18)Смертью храбрых пали Аркадий Гайдар, Иосиф Уткин, Семён Гудзенко… многие-многие другие – вечная им память и вечная слава.
(По И. Бражину*)
Текст И. Бражина «Старая поговорка гласит…»
(1)Старая поговорка гласит: «При громе оружия музы молчат». (2)Плохая поговорка .
(3)И плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать, не помышляя о помощи борющемуся народу.
(4)По счастью, не все музы таковы. (5)Мне ведомы и иные. (6)Они сами являлись на мобилизационные пункты, получали назначения и потом в солдатских шинелях и кирзовых сапогах спешили на передовую. (7)Их часто видели в окопах и землянках; они делили хлеб и судьбу, труды и опасности с теми, кто грудью стоял за свою землю.
(8)И так было всегда. (9)Нет никаких сомнений, что «Слово о полку Игореве» – не только вдохновенная поэма, но и военный очерк очевидца, созданный свидетелем описываемых событий. (10)Нет никаких сомнений в том, что автор «Слова» проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца. (11)В противном случае «Слово» не было бы столь достоверным и столь зримым в деталях, увидеть и запомнить которые мог только участник похода. (12)Сама тональность «Слова» не могла бы быть столь пронизанной живейшим участием к бедам и испытаниям, какие выпали на долю Игоревых полков, не могла бы быть такой, если бы сам певец не делил ратных трудов и судеб с дружинниками.
(13)То же было и позже, в годины народных бед и военных гроз. (14)«Певец во стане русских воинов» появился в дни Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года в военном лагере под Тарутином, где находился вступивший с началом войны в ополчение В. Жуковский. (15)В разгар войны поэт Денис Давыдов стал во главе партизанского движения и бил врага и днём и ночью, в лесах и в открытом поле, в зимнюю стужу и в осеннюю распутицу.
(16) Этим славным традициям певцов-воинов следовали поэты и прозаики в Отечественной войне тысяча девятьсот сорок первого – сорок пятого годов. (17)Они отдавали кровному делу родной земли своё перо, а часто и саму жизнь. (18)Смертью храбрых пали Аркадий Гайдар, Иосиф Уткин, Семён Гудзенко… многие-многие другие – вечная им память и вечная слава.
(По И. Бражину*)
Фрагмент «Позиция автора»
(1)Старая поговорка гласит: «При громе оружия музы молчат». (2) Плохая поговорка.
( 3)И плохи музы , которые в дни великих народных бедствий могут молчать , не помышляя о помощи борющемуся народу.
(4)По счастью, не все музы таковы . (5)Мне ведомы и иные.. (6)Они сами являлись на мобилизационные пункты, получали назначения и потом в солдатских шинелях и кирзовых сапогах спешили на передовую. (7)Их часто видели в окопах и землянках; они делили хлеб и судьбу, труды и опасности с теми, кто грудью стоял за свою землю.
Формулируем позицию автора по данному фрагменту :
Плохая поговорка: «При громе оружия музы молчат». Плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать, не помышляя о помощи борющемуся народу. По счастью, не все музы таковы. Были такие, которые грудью стояли за свою землю. Вечная им память и вечная слава.
Шаг 2-й: к позиции автора задаём вопрос
Формулируем позицию автора по данному фрагменту :
Плохая поговорка: «При громе оружия музы молчат». Плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать, не помышляя о помощи борющемуся народу. По счастью, не все музы таковы. Были такие, которые грудью стояли за свою землю. Вечная им память и вечная слава.
Задаём вопрос: «Почему И.Бражин считает плохой поговорку: «При громе оружия музы молчат»? Что делали музы в дни великих бедствий?»
Проблема – вопрос
Позиция автора – ответ
«Почему И.Бражин считает плохой поговорку: «При громе оружия музы молчат»? Что делали музы в дни великих бедствий?»
Плохая поговорка: «При громе оружия музы молчат», потому что не все музы таковы. Были такие, которые не молчали и грудью стояли за свою землю. Вечная им память и вечная слава.
Автор считает, что «музы» - творческие люди не должны молчать во времена суровых испытаний, выпавших на долю своего народа. Лично учавствуя в боевых сражениях, создавая патриотические произведения, писатели и поэты должны защищать Родину от врага.
Шаг 3-й:
обозначена проблема и позиция (проблем и позиций автора может быть несколько) выбираем одну из проблем проверив достаточно ли материала для комментария есть подходящие (серьёзные) аргументы к выбранной проблеме
«мостик»
текстуальный (следуем за автором по тексту)
Без пересказа невозможно
не должен быть полностью пересказ
- Ищем предложения, которые помогают ответить на вопрос:
«Что делает автор, чтобы донести до читателя поставленную проблему ?»
Выделяем эти предложения цветным маркером!
Чтобы был «не совсем пересказ», необходимо фразы-клише
Автор замечает пишет высказывается
Публицистический текст ( используем клише, которые подсказывают ход авторской мысли и помогают ответить на вопрос: «Что делает автор?)
- Автор опровергает …
- Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…
- Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата».
- Автор разделяет мнение…
- Бражин говорит …
- Писателя тревожит …
- Публицист спорит (с кем)…
- Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том…
- Особого внимания заслуживает мнение автора о …
Текст для комментария чтобы был связан именно с этой позицией автора
Мы будем комментировать проблему:
«Почему И.Бражин считает плохой поговорку: «При громе оружия музы молчат»? Что делали музы в дни великих бедствий?»
Отбираем для комментария нужные фрагменты текста
Комментарий
Первый
пример-иллюстрация
Второй
пример-иллюстрация
Связь
между
примерами
Пояснения
к примеру
Пояснения
к примеру
Публицистический текст (клише ввода пояснений к примерам)
- 1. Писатель хочет показать, что…
- 2. Этот пример показывает, что…
- 3. Смысл этого высказывания в том, что…
- 4. Эти слова убедительно доказывают, что…
- 5. Я думаю, этим примером автор хотел показать…
- 6. Приведённые слова содержат глубокий смысл…
Автор выражает своё несогласие с пословицей: 1-й пр «По счастью, не все музы таковы. Мне ведомы и иные». Пояс. к 1-му пр . Смысл этих слов заключается в том, что многие поэты и писатели не только создавали патриотические произведения, но и были живыми очевидцами и участниками событий, о которых писали. Связь Доказательством этому служит обращение публициста к памятнику древнерусской литературы «Слову о полку Игореве. И.Бражин пишет о том, что 2-й пр. «Слово» «не было бы столь достоверным», его «тональность не могла бы быть пронизанной живейшим участием к бедам и испытаниям..., если бы сам певец не делил ратных трудов и судеб с дружинниками». 3-й пр. В предложениях 14-18 автор говорит о патриотизме В.Жуковского, Дениса Давыдова, поэтов и прозаиков времён Отечественной войны 1941-1945 годов: Аркадия Гайдара, Иосифа Уткина и других. Связь Все эти примеры, дополняя друг друга, пояснение к ост. прим. позволяют автору показать, как в дни великих народных бедствий люди искусства (поэты, прозаики, композиторы и художники) , являясь участниками событий своим творчеством показывают суровую правду войны, помогают в борьбе с врагом, вдохновляют на подвиги народ.
Я разделяю позицию публициста. В трудные для страны дни творческие люди должны следовать традициям певцов-воинов.
Аргументы в обосновании своей позиции
Например, А.Т.Твардовский, будучи военным корреспондентом, написал поэму « Василий Тёркин», героя которой полюбили все бойцы. Тёркин вселял в солдат веру в победу, был одним из них и, в то же время, являлся образцом для подражания. Или Константин Симонов , тоже военный корреспондент, писал стихи, которые укрепляли веру в победу, становились песнями… И таких примеров множество.
Мы понимаем, что поэты и писатели - патриоты своей страны, в трудные времена они вместе с народом идут вперёд, к победе.
Готовое сочинение
Проблема Почему поговорка: « При громе оружия музы молчат» плохая? Почему плохи «музы», которые молчат в дни великих бедствий? Что они (музы) должны делать? Такие вопросы ставит перед читателями И.Бражин в своём тексте, а затем даёт на них исчерпывающие ответы.
Комментарий Автор выражает своё несогласие с пословицей: 1-й пр «По счастью, не все музы таковы. Мне ведомы и иные». Пояс. к 1-му пр . Смысл этих слов заключается в том, что многие поэты и писатели не только создавали патриотические произведения, но и были живыми очевидцами и участниками событий, о которых писали. Связь Доказательством этому служит обращение публициста к памятнику древнерусской литературы «Слову о полку Игореве. И.Бражин пишет о том, что 2-й пр. «Слово» «не было бы столь достоверным», его «тональность не могла бы быть пронизанной живейшим участием к бедам и испытаниям..., если бы сам певец не делил ратных трудов и судеб с дружинниками». 3-й пр. В предложениях 14-18 автор говорит о патриотизме В.Жуковского, Дениса Давыдова, поэтов и прозаиков времён Отечественной войны 1941-1945 годов: Аркадия Гайдара, Иосифа Уткина и других. Связь Все эти примеры, дополняя друг друга, пояснение к ост. прим. позволяют автору показать, как в дни великих народных бедствий люди искусства (поэты, прозаики, композиторы и художники) , являясь участниками событий своим творчеством показывают суровую правду войны, помогают в борьбе с врагом, вдохновляют на подвиги народ.
Позиция автора Таким образом, автор приходит к выводу о том, что плохая поговорка: «При громе оружия музы молчат», потому что не все музы таковы. Были такие, которые не молчали и грудью стояли за свою землю. Вечная им память и вечная слава.
Своя позиция + обоснование Я разделяю точку зрения публициста. В трудные для страны дни творческие люди должны следовать традициям певцов-воинов. Так оно и было. Аргументы в обосновании своей позиции Например, А.Т.Твардовский, будучи военным корреспондентом, написал поэму « Василий Тёркин», героя которой полюбили все бойцы. Тёркин вселял в солдат веру в победу, был одним из них, и в то же время являлся образцом для подражания. Или Константин Симонов , тоже военный корреспондент, писал стихи, которые укрепляли веру в победу, становились песнями… И таких примеров множество.
Вывод Мы понимаем, что поэты и писатели - патриоты своей страны, в трудные времена они вместе с народом идут вперёд, к победе. «Музы» не молчали и не молчат!
Готовое сочинение (ИЛИ)
Почему поговорка: « При громе оружия музы молчат» плохая? Почему плохи «музы», которые молчат в дни великих бедствий? Что они (музы) должны делать? Такие вопросы ставит перед читателями И.Бражин в своём тексте, а затем даёт на них исчерпывающие ответы.
Автор выражает своё несогласие с пословицей: 1-й пр «По счастью, не все музы таковы. Мне ведомы и иные». Пояс. к 1-му пр . Смысл этих слов заключается в том, что многие поэты и писатели не только создавали патриотические произведения, но и были живыми очевидцами и участниками событий, о которых писали. Связь Доказательством этому служит обращение публициста к памятнику древнерусской литературы «Слову о полку Игореве. И.Бражин пишет о том, что 2-й пр. «Слово» «не было бы столь достоверным», его «тональность не могла бы быть пронизанной живейшим участием к бедам и испытаниям..., если бы сам певец не делил ратных трудов и судеб с дружинниками». 3-й пр. В предложениях 14-18 автор говорит о патриотизме В.Жуковского, Дениса Давыдова, поэтов и прозаиков времён Отечественной войны 1941-1945 годов: Аркадия Гайдара, Иосифа Уткина и других. Связь Все эти примеры, дополняя друг друга, пояснение к ост. прим. позволяют автору показать, как в дни великих народных бедствий люди искусства (поэты, прозаики, композиторы и художники) , являясь участниками событий своим творчеством показывают суровую правду войны, помогают в борьбе с врагом, вдохновляют на подвиги народ.
Таким образом, автор приходит к выводу о том, что «музы» не должны молчать во времена суровых испытаний, выпавших на долю своего народа. Лично учавствуя в боевых сражениях, создавая произведения, писатели и поэты должны вести за собой солдат, поднимая в них боевой дух. «Вечная память и вечная слава» тем, кто отдавал кровному делу родной земли и своё перо, и… свою жизнь».
Я разделяю точку зрения публициста. В трудные для страны дни творческие люди должны следовать традициям певцов-воинов. Так оно и было. Например, А.Т.Твардовский, будучи военным корреспондентом, написал поэму « Василий Тёркин», героя которой полюбили все бойцы. Тёркин вселял в солдат веру в победу, был одним из них, и в то же время являлся образцом для подражания. Или Константин Симонов , тоже военный корреспондент, писал стихи, которые укрепляли веру в победу, становились песнями… И таких примеров множество.
Мы понимаем, что поэты и писатели - патриоты своей страны, в трудные времена они вместе с народом идут вперёд, к победе.
Текст А.Н.Толстого «Русский характер»
Шаг 1-й начинаем с позиции автора
Внимательно читаем текст и выделяем фрагмент , в котором озвучена позиция автора
- Внимательно читаем текст и выделяем фрагмент , в котором озвучена позиция автора
- (1)Русский характер! (2)Поди-ка опиши его... (З)Рассказывать ли о героических подвигах? (4)Но их столько, что растеряешься, который предпочесть.
-
- (5)На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро. (б)Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабее, но те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.
-
- (7) Приятель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича, выполнял его завет: «Многое увидишь на свете, сынок, и за границей побываешь, но русским званием — гордись...»
-
- (8) Про военные подвиги тоже не любил разглагольствовать: нахмурится и закурит. (9)Про боевые дела его танка мы узнавали со слов экипажа, в особенности удивлял слушателей водитель Чувилев.
-
- — (10)Понимаешь, тигра стволом-то водит, а товарищ лейтенант как даст ему в бок, как даст ещё в башню — он и хобот задрал, как даст в третий — у тигра изо всех щелей повалил дым, пламя как рванётся из него на сто метров вверх...
- (11)Так воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. (12)Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк — на бугре, на пшеничном поле — был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. (13)Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта: он был без сознания, комбинезон на нём горел. (14)Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. (15)Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт...
-
- (16)Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. (17)Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. (18)Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. (19)Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. (20)Он тотчас ей вернул зеркальце.
-
- — (21)Бывает хуже,— сказал он,— а с этим жить можно.
-
- (22)Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал , своё лицо, будто привыкал к нему.
-
- (23)Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. (24)Тогда он пошел к генералу.
-
- — (25)Прошу вашего разрешения вернуться в полк.
- — (26)Но вы же инвалид,— сказал генерал.
- — (27)Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!
-
- (28) То, что генерал во время разговора старался не глядеть на него, Егор Дрёмов отметил и только усмехнулся лиловыми, прямыми, как щель, губами.
-
- (29) Да, вот они, русские характеры! (30)Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота.
-
- (По А. Н. Толстому*)
* Алексей Николаевич Толстой (1882—1945 гг.) — русский советский писатель и общественный деятель, автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.
- (1)Русский характер! (2)Поди-ка опиши его... (З)Рассказывать ли о героических подвигах? (4)Но их столько, что растеряешься, который предпочесть.
-
- ( 5)На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро. (б)Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабее, но те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.
-
- (7) Приятель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича, выполнял его завет: «Многое увидишь на свете, сынок, и за границей побываешь, но русским званием — гордись...»
-
- (8) Про военные подвиги тоже не любил разглагольствовать: нахмурится и закурит. (9)Про боевые дела его танка мы узнавали со слов экипажа, в особенности удивлял слушателей водитель Чувилев.
-
- — (10)Понимаешь, тигра стволом-то водит, а товарищ лейтенант как даст ему в бок, как даст ещё в башню — он и хобот задрал, как даст в третий — у тигра изо всех щелей повалил дым, пламя как рванётся из него на сто метров вверх...
- (11)Так воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. (12)Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк — на бугре, на пшеничном поле — был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. (13)Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта: он был без сознания, комбинезон на нём горел. (14)Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. (15)Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт...
-
- (16)Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. (17)Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. (18)Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. (19)Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. (20)Он тотчас ей вернул зеркальце.
-
- — (21)Бывает хуже,— сказал он,— а с этим жить можно.
-
- (22)Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал , своё лицо, будто привыкал к нему.
-
- (23)Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. (24)Тогда он пошел к генералу.
-
- — (25)Прошу вашего разрешения вернуться в полк.
- — (26)Но вы же инвалид,— сказал генерал.
- — (27)Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!
-
- (28) То, что генерал во время разговора старался не глядеть на него, Егор Дрёмов отметил и только усмехнулся лиловыми, прямыми, как щель, губами.
-
- (29) Да, вот они, русские характеры! (30)Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота .
-
- (По А. Н. Толстому*)
* Алексей Николаевич Толстой (1882—1945 гг.) — русский советский писатель и общественный деятель, автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.
Шаг 2-й: к позиции автора задаём вопрос
- Позиция автора: ( 5)На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро. (б)Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабее, но те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.
-
- Вопрос к позиции автора: Почему на войне, перед лицом смерти, люди делаются лучше?
Шаг 2-й: к позиции автора задаём вопрос
- Позиция автора: (29) Да, вот они, русские характеры! (30)Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота .
- Вопрос к позиции автора: В чём истинная суть русского характера?
Что у нас получилось? 1-й вариант
Проблема – вопрос
Позиция автора – ответ
Почему на войне, перед лицом смерти, люди делаются лучше?
( 5)На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро. (б)Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабее, но те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.
Что у нас получилось? 2-й вариант
Проблема – вопрос
Позиция автора – ответ
В чём истинная суть русского характера?
(29) Да, вот они, русские характеры! (30)Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота
Шаг 3-й:
обозначены проблемы и позиции (проблем и позиций автора может быть как одна, так и несколько) выбираем одну из проблем проверив достаточно ли материала для комментария есть подходящие (серьёзные) аргументы к выбранной проблеме
«мостик»
текстуальный (следуем за автором по тексту)
Без пересказа невозможно
не должен быть полностью пересказ
- Ищем предложения, которые помогают ответить на вопрос:
«Что делает автор, чтобы донести до читателя поставленную проблему ?»
Выделяем эти предложения цветным маркером!
Чтобы был «не совсем пересказ», необходимо фразы-клише
Автор замечает пишет высказывается
Публицистический текст ( используем клише, которые подсказывают ход авторской мысли и помогают ответить на вопрос: «Что делает автор?)
- Автор опровергает …
- Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…
- Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата».
- Автор разделяет мнение…
- Бражин говорит …
- Писателя тревожит …
- Публицист спорит (с кем)…
- Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том…
- Особого внимания заслуживает мнение автора о …
Текст для комментария чтобы был связан именно с этой позицией автора
В чём истинная суть русского характера?
Отбираем для комментария нужные фрагменты текста
- (1)Русский характер! (2)Поди-ка опиши его... (З)Рассказывать ли о героических подвигах? (4)Но их столько, что растеряешься, который предпочесть.
-
- ( 5)На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро. (б)Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабее, но те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.
-
- (7) Приятель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича, выполнял его завет: «Многое увидишь на свете, сынок, и за границей побываешь, но русским званием — гордись...»
-
- (8) Про военные подвиги тоже не любил разглагольствовать: нахмурится и закурит. (9)Про боевые дела его танка мы узнавали со слов экипажа, в особенности удивлял слушателей водитель Чувилев.
-
- — (10)Понимаешь, тигра стволом-то водит, а товарищ лейтенант как даст ему в бок, как даст ещё в башню — он и хобот задрал, как даст в третий — у тигра изо всех щелей повалил дым, пламя как рванётся из него на сто метров вверх...
- (11)Так воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. (12)Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк — на бугре, на пшеничном поле — был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. (13)Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта: он был без сознания, комбинезон на нём горел. (14)Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. (15)Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт...
-
- (16)Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. (17)Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. (18)Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. (19)Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. (20)Он тотчас ей вернул зеркальце.
-
- — (21)Бывает хуже,— сказал он,— а с этим жить можно.
-
- (22)Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал , своё лицо, будто привыкал к нему.
-
- (23)Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. (24)Тогда он пошел к генералу.
-
- — (25)Прошу вашего разрешения вернуться в полк.
- — (26)Но вы же инвалид,— сказал генерал.
- — (27)Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!
-
- (28) То, что генерал во время разговора старался не глядеть на него, Егор Дрёмов отметил и только усмехнулся лиловыми, прямыми, как щель, губами.
-
- (29) Да, вот они, русские характеры! (30)Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота .
-
- (По А. Н. Толстому*)
* Алексей Николаевич Толстой (1882—1945 гг.) — русский советский писатель и общественный деятель, автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.
Комментарий
Первый
пример-иллюстрация
Второй
пример-иллюстрация
Связь
между
примерами
Пояснения
к примеру
Пояснения
к примеру
Публицистический текст (клише ввода пояснений к примерам)
- 1. Писатель хочет показать, что…
- 2. Этот пример показывает, что…
- 3. Смысл этого высказывания в том, что…
- 4. Эти слова убедительно доказывают, что…
- 5. Я думаю, этим примером автор хотел показать…
- 6. Приведённые слова содержат глубокий смысл…
Комментарий
Для того чтобы показать истинную суть русского характера, автор обращается к эпизодам жизни Егора Дрёмова. 1-й пример-иллюстрация В предложении 16 Толстой рассказывает о тяжёлых увечьях героя, полученных от ожогов. Особого внимания заслуживает момент, когда медсестра протянула Егору зеркальце и заплакала от жалости и сострадания к изуродованному бойцу. Писатель исполнен глубокого уважения к словам Дрёмова: «С этим можно жить». Пояснение к 1-му примеру Этот пример показывает силу духа лейтенанта, помогающую герою совладать с собой. Он такой не один, кому-то ещё хуже. Многие солдаты жили со своей болью и возвращались на передовую. 2-й пример-иллюстрация+ связь (уступка) Несмотря на то что все считают Дрёмова инвалидом, герой думает иначе и принимает решение вернуться в полк: « Я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью». Пояснение ко 2-му примеру Данные слова убедительно доказывают, что перед нами сильная личность, русский характер, раскрывающий настоящую человеческую красоту.