Задание 3 ОГЭ. Подготовка к пунктуационному анализу
Учитель русского языка и литературы Иманалиева И.В .
Формулировка задания:
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые (двоеточие, тире).
Наверное(1) сказалось давнее и природное свойство русских людей – сопереживать и сострадать чужому горю; это прекрасное качество русского народа(2) ныне почти утерянное и разбазаренное в его массовом эгоизме. Тогда это качество было ещё живо(3) и оно не раз согревало людские души... Подумайте: ведь эти солдаты-добровольцы из сталинградского гарнизона понимали(4) что(5) спасая Нину(6) каждую секунду могли быть погребёнными вместе с нею под обвалом стены!
Правильный ответ: 123456
Что нужно знать:
Прежде всего, нельзя путать пунктуационный и синтаксический разборы, так как они преследуют разные цели: синтаксический – проанализировать предложение, пунктуационный – проанализировать знаки препинания.
Алгоритм пунктуационного разбора предложения:
-Необходимо обратить внимание на знак препинания в конце предложения. По тому, стоит ли в конце предложения точка, вопросительный знак или многоточие, читатель определяет эмоциональный окрас высказывания.
-Следующим шагом следует определить конструкцию предложения. От того, простое предложение перед нами или сложное, зависит и количество знаков препинания. Для того чтобы с легкостью отличить простое предложение от сложного, нужно уметь самостоятельно определять не только грамматическую основу предложения, но и тип придаточного предложения.
-Далее следует проанализировать функции каждого знака препинания; они могут быть разделяющими и выделяющими.
К выделяющим знакам следует отнести тире, двоеточие, запятую, кавычки и скобки . С их помощью выделяются обособления, определения и обобщения и т.п.
К разделительным знакам относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие . Предназначены знаки для разделения однородных членов предложения, частей сложносочиненного предложения и т.д.
Тире и другие знаки препинания между подлежащим и сказуемым
Между подлежащим и сказуемым, не ставятся знаки препинания, за исключением случаев, когда между подлежащим и сказуемым находится обособленный член предложения или вводное слово, обращение и др. Однако в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым может ставить ТИРЕ
ТИРЕ ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если и подлежащее, и сказуемое выражено
Сущ. (числ). в И.п. – Сущ. (числ).И.п. Роза – царица цветов.
Инф. – Инф. Курить – здоровью вредить.
Инф. (сущ) – Сущ. (инф). Его работа – помогать всем. Говорить правду – благо.
Инф – предикативное наречие на – О. Струсить – позорно!
Перед словами ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО и т.п. Понять – значит простить
Не ставится : если есть связки, частица НЕ. Бедность не порок
Знаки препинания при однородных членах (запятая, двоеточие, тире)
Запятая ставится:
-если несколько однородных членов не соединены союзами: дождик, ветер, снег
- если между однородными членами есть противительные союзы: а, но, да=но, однако,
зато: мал золотник, да дорог
-если однородные члены соединены повторяющимися союзами: и…и, ни..ни, то..то и др.:
И дождик, и ветер, и снег.
Обратите внимание: запятая ставится при повторяющемся союзе, даже если первый союз опущен: И снег, и ветер, и дождик
-если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед второй частью: не только…,но и, не столько…, сколько и др.: Не только взрослые, но и дети.
- если однородные члены объединяются в пары, соединенные союзами И, ИЛИ: яблоки и груши, сливы и бананы .
Запятая не ставится:
Если однородные члены связаны союзом И: снег и дождь
В устойчивых сочетаниях: и смех и грех, ни дать ни взять, и день и ночь и др.
Если несколько определений не являются однородными: большой деревянный стол.
Двоеточие ставится: Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то двоеточие ставится после обобщающего слова: Я люблю цветы: ромашки, гвоздики, незабудки и лилии.
Тире ставится: Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, тире ставится перед обобщающим словом. Ромашки, гвоздики, незабудки, лилии – все эти цветы я люблю. Яблоки, груши, сливы, апельсины – все эти фрукты я люблю.
Два тире ставится: Если группа однородных членов находится в середине предложения и стоит после обобщающего слова: Все произведения писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого – были прочитаны мною еще летом.
Знаки препинания при обособленных определениях
Определение обособляется:
-если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова
Я подняла розу, лежавшую на полу, и поставила ее в вазу.
-если оно выражено 2 и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова. Цветок, благоухающий и красивый, рос под окном.
- В любой позиции (и до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению.
Низенький, коренастый, он обладал страшною силою в руках Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения. Клен рос в лесу, величественный и прекрасный.
Знаки препинания при приложении:
Запятыми выделяется
Приложение, относящееся к личному местоимению: Мне, человеку одаренному, сложно жить в этом мире.
В любой позиции распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному: Звезды, живые цветы неба, горели над нами.
Любые приложение, присоединяемые словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ: Собака, по кличке Фунтик, лежала на коврике.
Приложения, являющиеся именами собственными, если перед ними есть слова то есть, а именно, а зовут его или их можно вставить без изменения смысла словосочетания например: Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук. Тире ставится:
- Перед приложением, стоящим в конце предложения: Мне не очень нравится эти цветы – ромашки.
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Обстоятельство обособляется:
В любой позиции, если оно выражено деепричастным оборотом или деепричастием. Он шел, думая о жизни, по улицам Москвы. Поев, он пошел гулять.
Обстоятельство не обособляется:
-Если деепричастие утратило глагольность (то есть стало ближе к наречию, чем к деепричастию) Он читал лежа. - Если деепричастие входит в состав фразеологизма Работал спустя рукава Обратите внимание: Два деепричастия/деепричастных оборота, соединенные союзом И, не
всегда являются однородными. Они могут относиться к разным глаголам, тогда перед союзом И, а также после него нужна запятая. Он сидел, думая о предстоящих каникулах, и ,вспомнив об итоговой контрольной, вскочил с дивана. (неоднородные) Он сидел, думая о предстоящих каникулах и мечтая о море. (однородные)
Знаки препинания при сравнительных оборотах:
-Сравнительные обороты с союзами как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели обособляются:
К концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься большими стаями. Косте было легче, нежели остальным.
- Запятая ставится перед как в оборотах НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК: Честолюбие есть не что иное, как жажда власти.
Не ставится запятая:
-Если союз как имеет значение «в качестве» , то запятая перед ним не ставится. Он пошел с нами в лес как проводник. - Если сравнительный союз входит в состав сказуемого: Она словно ожила.
- Не ставится запятая перед как и чем в оборотах не более как, (не) раньше чем, (не) больше чем и т. п., если они употребляются не при сравнении, например: Мне пришлось превратиться в рака не более как на час. Меньше чем через минуту прозвенел звонок. -Если оборот с союзом КАК является устойчивым словосочетанием: Бледный как смерть. Сидеть как на иголках. Следует отличать сравнительный оборот от придаточного сравнительного в СПП (в придаточном сравнительном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте – нет)
Д ругие случаи постановки тире в простом предложении:
ТИРЕ ставится для обозначения пространственных, временных или количественных пределов. Поезд Москва – Петербург. Мы изучаем литературу XVIII – XIX веков.
ТИРЕ также ставится в неполных предложениях на месте пропуска каких-либо членов предложения. Я живу в Петербурге. Мой друг – в Казани.
Знаки препинания при уточняющих и пояснительных членах предложения
Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными и нераспространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:
Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня (подлежащее). Внизу, в тени, шумела река (обстоятельство).
Чаще всего значения уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени и меры.
Запятыми выделяются слова и группы слов, ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов: в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно, то есть, или (в значении «то есть»), иначе, иначе говоря, например, как например, скажем, как-то, особенно, даже, и притом, и (в значении «и притом») и т. п.:
От его мастерства зависит многое, в том числе и решение главного вопроса. Над ним часто посмеивались, и справедливо. Кроме него, пришло еще пять человек.
Запятая в сложносочинённом предложении
ССП – это сложное предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, связанных сочинительными союзами.
Запятая в ССП ставится:
перед сочинительными союзами ( и, или, но, а, тоже, зато, однако и др.) в большинстве случаев. Уже садилось солнце, и горизонт пылал тихим огнем. Запятая в ССП не ставится:
-если у двух предложений в составе ССП есть общий второстепенный член На улице ярко светит солнце и поют птицы. - если сочинительный союз соединяет два вопросительных, восклицательных, побудительных, назывных или безличных предложения.
Кто вы такие и что вам здесь нужно? Да будет свет и пусть скроется тьма! Как мне все нравится и как здесь хорошо! Ночь и улица. Фонарь и аптека. Жарко и холодно.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
СПП - это сложное предложение, состоящее из главного и зависимого (придаточного) предложения, связанных подчинительными союзами (что, когда, если, хотя, потому что, чтобы и т.д.). В СПП от главного предложения задается вопрос в придаточному. В СПП может быть 1 или несколько придаточных частей.
1 Придаточная часть может находиться
· Перед главной частью: (...),[...].
(Когда взошло солнце), мне стало радостно. (ставится 1 запятая между двумя частями)
После главной части: [...],(...).
Я пошел домой, (когда начался дождь). (ставится 1 запятая между двумя частями)
В главной части (разрывать ее): [...,(...),...].
Книга, (которую подарил мне друг), оказалась очень интересной. (придаточная выделяется с обеих сторон 2 запятыми)
Если в СПП несколько придаточных , то между ними могут быть следующие связи:
Последовательное подчинение:
Я знаю, что ты очень любишь дом, который принадлежал твоей бабушке. (запятой отделяется каждая часть СПП
Параллельное подчинение:
Когда наступил вечер, стало так холодно, что я не смог больше оставаться на улице.(запятой отделяется каждая часть СПП)
Однородное подчинение:
Я знаю, что на улице светит солнце, поют птицы. (запятая ставится между однородными придаточными, не соединенными союзами) Я знаю, что на улице светит солнце и поют птицы. (между однородными придаточными, соединенными союзами И, ИЛИ, либо, да=И не ставится запятая)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
БСП – сложное предложение, части которого не соединены союзами.
ЗАПЯТАЯ ставится при одновременности и последовательности событий, происходящих в частях БСП. Метель не утихала, небо не прояснялось.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ставится при одновременности и последовательности, если простые предложения БСП осложнены чем-либо. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.
ДВОЕТОЧИЕ ставится : если вторая часть поясняет то, о чем говорится в первой части (можно подставить А ИМЕННО).
Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины.
· если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
Печален я: со мною друга нет.
· Если второе предложение дополняет содержание первого: (можно подставить что, и вижу, что, и увидел что)
Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на землю: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком.
ТИРЕ ставится:
· вторая часть противопоставлена первой части (можно подставить союзы А, НО)
Я смотрел все напряженнее - их все не было.
· В первой части говорится о времени или условии (можно подставить КОГДА, ЕСЛИ)
Вышли на обрыв - подуло свежим ветром.
· Вторая часть является следствием
Он подал знак рукою - все притихли.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
В таких предложениях важно правильно определять границы предложений и связи между частями сложного предложения.
Отдельного внимания заслуживает постановка запятой на стыке союзов: на стыке могут оказаться два подчинительных союза или сочинительный и подчинительный союзы.
Запятая СТАВИТСЯ (между союзами):
· если придаточное предложение можно изъять или переставить
Павел прекрасно понимал, что, если бы не она, не приехала бы Таня домой.
Запятая НЕ ставится (между союзами)
· если нельзя переставить или изъять придаточную часть.
Дима прожил на свете двадцать три года, и если большинство из нас склонно упиваться прошлым или грезить о будущем, то Дима увлечен настоящим днём...
Знаки препинания при обращениях
Обращение — это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к обращению не задается вопрос.
· Запятыми выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним словами.
Дорогие друзья, милости просим за стол. Неужели ты всерьез так думаешь, Петр Иванович?
· Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой.
Ребята и взрослые, мы рады видеть вас на нашем празднике.
· Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:
Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов).
· Обычно местоимения ТЫ и ВЫ не являются обращениями, однако есть исключение:ТЫ и ВЫ могут выступать в роли обращения, если заменяют собой название лица, к которому обращена речь:
Эй, вы, дармоеды! Вон отсюда! Эй, ты! Заканчивай уже работу!
Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях
Вводные слова и словосочетания – это слова и словосочетания, обозначающие отношение автора высказывания к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно.
Вводные слова выражают:
· Чувства говорящего (к счастью, к стыду, к сожалению и др.)
· Степень уверенности ( может быть, кажется, вероятно и др.)
· Источник сообщения (по моему, по слухам, помнится и др.)
· Связь мыслей и последовательность (в конце концов, с одной стороны, во-первых, таким образом и др.)
· Способ оформления мыслей (другими словами, одним словом, наоборот и др.)
· Обращение к собеседнику с целью привлечения внимания (послушайте, видите ли, представьте и др.)
· Степень обычности происходящего (бывает, по обычаю, случается)
· Оценка меры (по крайней мере, самое большее и др.)
· Экспрессивность (честно говоря, кроме шуток, по правде сказать)
Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми: авось, будто, буквально; вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы.
: Обратите внимание: некоторые вводные слова и словосочетания (однако, наконец, таким образом, в самом деле, значит и др.) могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Чтобы не перепутать задавайте вопрос, если к слову можно задать вопрос от другого слова, то значит это член предложения. Омонимичные вводным словам союзы можно заменить другими схожими по смыслу союзами.
· Вводными могут быть предложения. Они выделяются запятыми или тире.
Он, я думаю, неплохой человек. Захожу я в комнату и – можете себе представить – вижу полный беспорядок.
· В предложение могут быть введены вставные конструкции , выражающие дополнительное замечание. Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются скобками или тире и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение.
Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна, но в ней есть своя прелесть.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, ЦИТИРОВАНИИ
Слова автора предшествуют прямой речи А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П». Прямая речь предшествует словам автора: «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. “П...” – а. Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п) “П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”. “П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”. “П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”. “П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. - Надо лучше заниматься”. “П... – а. – П”. “Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать”. “П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”. Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а) А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты. А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень. А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа.
Знаки препинания при цитировании
· Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора.
Белинский писал: «….».
· Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее.
· Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление:
«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский). «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
· Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками
В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и в песне, даже во фразе – Ты только вдумайся, только всмотрись – Кроется самая главная мысль…