СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 3 ОГЭ. Подготовка к пунктуационному анализу

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задание 3 ОГЭ. Подготовка к пунктуационному анализу»

Задание 3 ОГЭ.  Подготовка к пунктуационному анализу   Учитель русского языка и литературы Иманалиева И.В .

Задание 3 ОГЭ. Подготовка к пунктуационному анализу

Учитель русского языка и литературы Иманалиева И.В .

  Формулировка задания: Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые (двоеточие, тире).  Наверное(1) сказалось давнее и природное свойство русских людей – сопереживать и сострадать чужому горю; это прекрасное качество русского народа(2) ныне почти утерянное и разбазаренное в его массовом эгоизме. Тогда это качество было ещё живо(3) и оно не раз согревало людские души... Подумайте: ведь эти солдаты-добровольцы из сталинградского гарнизона понимали(4) что(5) спасая Нину(6) каждую секунду могли быть погребёнными вместе с нею под обвалом стены! Правильный ответ: 123456

  Формулировка задания:

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые (двоеточие, тире).

Наверное(1) сказалось давнее и природное свойство русских людей – сопереживать и сострадать чужому горю; это прекрасное качество русского народа(2) ныне почти утерянное и разбазаренное в его массовом эгоизме. Тогда это качество было ещё живо(3) и оно не раз согревало людские души... Подумайте: ведь эти солдаты-добровольцы из сталинградского гарнизона понимали(4) что(5) спасая Нину(6) каждую секунду могли быть погребёнными вместе с нею под обвалом стены!

Правильный ответ: 123456

Что нужно знать: Прежде всего, нельзя путать пунктуационный и синтаксический разборы, так как они преследуют разные цели: синтаксический – проанализировать предложение, пунктуационный – проанализировать знаки препинания. Алгоритм пунктуационного разбора предложения: -Необходимо обратить внимание на знак препинания в конце предложения. По тому, стоит ли в конце предложения точка, вопросительный знак или многоточие, читатель определяет эмоциональный окрас высказывания. -Следующим шагом следует определить конструкцию предложения. От того, простое предложение перед нами или сложное, зависит и количество знаков препинания. Для того чтобы с легкостью отличить простое предложение от сложного, нужно уметь самостоятельно определять не только грамматическую основу предложения, но и тип придаточного предложения. -Далее следует проанализировать функции каждого знака препинания; они могут быть разделяющими и выделяющими.

Что нужно знать:

Прежде всего, нельзя путать пунктуационный и синтаксический разборы, так как они преследуют разные цели: синтаксический – проанализировать предложение, пунктуационный – проанализировать знаки препинания.

Алгоритм пунктуационного разбора предложения:

-Необходимо обратить внимание на знак препинания в конце предложения. По тому, стоит ли в конце предложения точка, вопросительный знак или многоточие, читатель определяет эмоциональный окрас высказывания.

-Следующим шагом следует определить конструкцию предложения. От того, простое предложение перед нами или сложное, зависит и количество знаков препинания. Для того чтобы с легкостью отличить простое предложение от сложного, нужно уметь самостоятельно определять не только грамматическую основу предложения, но и тип придаточного предложения.

-Далее следует проанализировать функции каждого знака препинания; они могут быть разделяющими и выделяющими.

К  выделяющим знакам  следует отнести тире, двоеточие, запятую, кавычки и скобки . С их помощью выделяются обособления, определения и обобщения и т.п. К  разделительным знакам  относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие . Предназначены знаки для разделения однородных членов предложения, частей сложносочиненного предложения и т.д.

К  выделяющим знакам  следует отнести тире, двоеточие, запятую, кавычки и скобки . С их помощью выделяются обособления, определения и обобщения и т.п.

К  разделительным знакам  относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие . Предназначены знаки для разделения однородных членов предложения, частей сложносочиненного предложения и т.д.

Тире и другие знаки препинания между подлежащим и сказуемым Между подлежащим и сказуемым, не ставятся знаки препинания, за исключением случаев, когда между подлежащим и сказуемым находится обособленный член предложения или вводное слово, обращение и др. Однако в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым может ставить  ТИРЕ ТИРЕ  ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если и подлежащее, и сказуемое выражено Сущ. (числ). в И.п. – Сущ. (числ).И.п.  Роза – царица цветов.  Инф. – Инф.  Курить – здоровью вредить.  Инф. (сущ) – Сущ. (инф).  Его работа – помогать всем. Говорить правду – благо.  Инф – предикативное наречие на  – О.  Струсить – позорно!  Перед словами ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО и т.п.  Понять – значит простить   Не ставится : если есть связки, частица НЕ.  Бедность не порок

Тире и другие знаки препинания между подлежащим и сказуемым

Между подлежащим и сказуемым, не ставятся знаки препинания, за исключением случаев, когда между подлежащим и сказуемым находится обособленный член предложения или вводное слово, обращение и др. Однако в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым может ставить  ТИРЕ

ТИРЕ  ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если и подлежащее, и сказуемое выражено

Сущ. (числ). в И.п. – Сущ. (числ).И.п.  Роза – царица цветов.

Инф. – Инф.  Курить – здоровью вредить.

Инф. (сущ) – Сущ. (инф).  Его работа – помогать всем. Говорить правду – благо.

Инф – предикативное наречие на  О.  Струсить – позорно!

Перед словами ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО и т.п.  Понять – значит простить

  Не ставится : если есть связки, частица НЕ.  Бедность не порок

Знаки препинания при однородных членах (запятая, двоеточие, тире) Запятая ставится:  -если несколько однородных членов не соединены союзами:  дождик, ветер, снег - если между однородными членами есть противительные союзы: а, но, да=но, однако,  зато:  мал золотник, да дорог -если однородные члены соединены повторяющимися союзами: и…и, ни..ни, то..то и др.:    И дождик, и ветер, и снег. Обратите внимание:  запятая ставится при повторяющемся союзе, даже если первый союз опущен:  И снег, и ветер, и дождик  -если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед второй частью: не только…,но и, не столько…, сколько и др.:  Не только взрослые, но и дети. - если однородные члены объединяются в пары, соединенные союзами И, ИЛИ:  яблоки и груши, сливы и бананы .

Знаки препинания при однородных членах (запятая, двоеточие, тире)

Запятая ставится:

-если несколько однородных членов не соединены союзами:  дождик, ветер, снег

- если между однородными членами есть противительные союзы: а, но, да=но, однако,

зато:  мал золотник, да дорог

-если однородные члены соединены повторяющимися союзами: и…и, ни..ни, то..то и др.: 

И дождик, и ветер, и снег.

Обратите внимание:  запятая ставится при повторяющемся союзе, даже если первый союз опущен:  И снег, и ветер, и дождик

-если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед второй частью: не только…,но и, не столько…, сколько и др.:  Не только взрослые, но и дети.

- если однородные члены объединяются в пары, соединенные союзами И, ИЛИ:  яблоки и груши, сливы и бананы .

Запятая не ставится:  Если однородные члены связаны союзом  И:  снег и дождь  В устойчивых сочетаниях:  и смех и грех, ни дать ни взять, и день и ночь и др. Если несколько определений не являются однородными:  большой деревянный стол. Двоеточие ставится:  Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то двоеточие ставится после обобщающего слова:  Я люблю цветы: ромашки, гвоздики, незабудки и лилии. Тире ставится:  Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, тире ставится перед обобщающим словом.  Ромашки, гвоздики, незабудки,   лилии – все эти цветы я люблю.  Яблоки, груши, сливы, апельсины – все эти фрукты я люблю.  Два тире ставится:  Если группа однородных членов находится в середине предложения и стоит после обобщающего слова:  Все произведения писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого – были прочитаны мною еще летом.  

Запятая не ставится:

Если однородные члены связаны союзом  И:  снег и дождь

В устойчивых сочетаниях:  и смех и грех, ни дать ни взять, и день и ночь и др.

Если несколько определений не являются однородными:  большой деревянный стол.

Двоеточие ставится: Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то двоеточие ставится после обобщающего слова:  Я люблю цветы: ромашки, гвоздики, незабудки и лилии.

Тире ставится: Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, тире ставится перед обобщающим словом. Ромашки, гвоздики, незабудки,   лилии – все эти цветы я люблю. Яблоки, груши, сливы, апельсины – все эти фрукты я люблю.

Два тире ставится: Если группа однородных членов находится в середине предложения и стоит после обобщающего слова: Все произведения писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого – были прочитаны мною еще летом.

 

Знаки препинания при обособленных определениях Определение  обособляется: -если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова Я подняла розу, лежавшую на полу, и поставила ее в вазу. -если оно выражено 2 и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова. Цветок, благоухающий и красивый, рос под окном. - В любой позиции (и до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению. Низенький, коренастый,  он обладал страшною силою в руках Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения. Клен рос в лесу, величественный и прекрасный.

Знаки препинания при обособленных определениях

Определение  обособляется:

-если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова

Я подняла розу, лежавшую на полу, и поставила ее в вазу.

-если оно выражено 2 и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова. Цветок, благоухающий и красивый, рос под окном.

- В любой позиции (и до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению.

Низенький, коренастый,  он обладал страшною силою в руках Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения. Клен рос в лесу, величественный и прекрасный.

Знаки препинания при приложении: Запятыми  выделяется  Приложение, относящееся к личному местоимению: Мне, человеку одаренному, сложно жить в этом мире.  В любой позиции распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному: Звезды, живые цветы неба, горели над нами. Любые приложение, присоединяемые словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ: Собака, по кличке Фунтик, лежала на коврике.  Приложения, являющиеся именами собственными, если перед ними есть слова то есть, а именно, а зовут его или их можно вставить без изменения смысла словосочетания например: Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук.   Тире  ставится: - Перед приложением, стоящим в конце предложения: Мне не очень нравится эти цветы – ромашки.

Знаки препинания при приложении:

Запятыми  выделяется

Приложение, относящееся к личному местоимению: Мне, человеку одаренному, сложно жить в этом мире.

В любой позиции распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному: Звезды, живые цветы неба, горели над нами.

Любые приложение, присоединяемые словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ: Собака, по кличке Фунтик, лежала на коврике.

Приложения, являющиеся именами собственными, если перед ними есть слова то есть, а именно, а зовут его или их можно вставить без изменения смысла словосочетания например: Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук. Тире  ставится:

- Перед приложением, стоящим в конце предложения: Мне не очень нравится эти цветы – ромашки.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах Обстоятельство  обособляется:  В любой позиции, если оно выражено деепричастным оборотом или деепричастием. Он шел, думая о жизни, по улицам Москвы. Поев, он пошел гулять. Обстоятельство  не обособляется: -Если деепричастие утратило глагольность (то есть стало ближе к наречию, чем к деепричастию) Он читал лежа.   - Если деепричастие входит в состав фразеологизма Работал спустя рукава   Обратите  внимание:   Два деепричастия/деепричастных оборота, соединенные союзом И, не всегда являются однородными. Они могут относиться к разным глаголам, тогда перед союзом  И,  а также после него нужна запятая.  Он сидел, думая о предстоящих каникулах, и ,вспомнив об итоговой контрольной, вскочил с дивана. (неоднородные)  Он сидел, думая о предстоящих каникулах и мечтая о море. (однородные)

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Обстоятельство  обособляется:

В любой позиции, если оно выражено деепричастным оборотом или деепричастием. Он шел, думая о жизни, по улицам Москвы. Поев, он пошел гулять.

Обстоятельство  не обособляется:

-Если деепричастие утратило глагольность (то есть стало ближе к наречию, чем к деепричастию) Он читал лежа. - Если деепричастие входит в состав фразеологизма Работал спустя рукава Обратите внимание:   Два деепричастия/деепричастных оборота, соединенные союзом И, не

всегда являются однородными. Они могут относиться к разным глаголам, тогда перед союзом  И,  а также после него нужна запятая. Он сидел, думая о предстоящих каникулах, и ,вспомнив об итоговой контрольной, вскочил с дивана. (неоднородные) Он сидел, думая о предстоящих каникулах и мечтая о море. (однородные)

Знаки препинания при сравнительных оборотах:

-Сравнительные обороты с союзами  как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели  обособляются:

К концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься большими стаями. Косте было легче, нежели остальным.

- Запятая ставится перед  как  в оборотах  НЕ КТО ИНОЙ, КАК  и  НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК: Честолюбие есть не что иное, как жажда власти.

Не ставится запятая:

-Если союз  как  имеет значение  «в качестве» , то запятая перед ним не ставится. Он пошел с нами в лес как проводник. - Если сравнительный союз входит в состав сказуемого: Она словно ожила.

- Не ставится запятая перед  как  и  чем  в оборотах  не более как, (не) раньше чем, (не) больше чем  и т. п., если они употребляются не при сравнении, например: Мне пришлось превратиться в рака не более как на час. Меньше чем через минуту прозвенел звонок. -Если оборот с союзом КАК является устойчивым словосочетанием: Бледный как смерть. Сидеть как на иголках. Следует отличать  сравнительный оборот от придаточного сравнительного в СПП (в придаточном сравнительном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте – нет)

Д ругие случаи постановки тире в простом предложении: ТИРЕ  ставится для обозначения пространственных, временных или количественных пределов. Поезд Москва – Петербург. Мы изучаем литературу XVIII – XIX веков. ТИРЕ  также ставится в неполных предложениях на месте пропуска каких-либо членов предложения. Я живу в Петербурге. Мой друг – в Казани. Знаки препинания при уточняющих и пояснительных членах предложения Уточняющим  называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными и нераспространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения: Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня  (подлежащее).  Внизу, в тени, шумела река  (обстоятельство).

Д ругие случаи постановки тире в простом предложении:

ТИРЕ  ставится для обозначения пространственных, временных или количественных пределов. Поезд Москва – Петербург. Мы изучаем литературу XVIII – XIX веков.

ТИРЕ  также ставится в неполных предложениях на месте пропуска каких-либо членов предложения. Я живу в Петербурге. Мой друг – в Казани.

Знаки препинания при уточняющих и пояснительных членах предложения

Уточняющим  называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными и нераспространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:

Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня  (подлежащее). Внизу, в тени, шумела река  (обстоятельство).

 Чаще всего значения уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени и меры. Запятыми выделяются слова и группы слов, ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов:  в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно,   то есть, или  (в значении «то есть»),  иначе, иначе говоря, например, как например, скажем, как-то, особенно, даже, и притом, и  (в значении «и притом») и т. п.: От его мастерства зависит многое, в том числе и решение главного вопроса.  Над ним часто посмеивались, и справедливо.  Кроме него, пришло еще пять человек.

Чаще всего значения уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени и меры.

Запятыми выделяются слова и группы слов, ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов:  в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно,   то есть, или  (в значении «то есть»),  иначе, иначе говоря, например, как например, скажем, как-то, особенно, даже, и притом, и  (в значении «и притом») и т. п.:

От его мастерства зависит многое, в том числе и решение главного вопроса. Над ним часто посмеивались, и справедливо. Кроме него, пришло еще пять человек.

Запятая в сложносочинённом предложении ССП – это сложное предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, связанных сочинительными союзами. Запятая в ССП ставится: перед сочинительными союзами ( и, или, но, а, тоже, зато, однако и др.) в большинстве случаев. Уже садилось солнце, и горизонт пылал тихим огнем.   Запятая в ССП не ставится:  -если у двух предложений в составе ССП есть общий второстепенный член На улице  ярко светит солнце и поют птицы.  - если сочинительный союз соединяет два вопросительных, восклицательных, побудительных, назывных или безличных предложения. Кто вы такие и что вам здесь нужно?  Да будет свет и пусть скроется тьма!  Как мне все нравится и как здесь хорошо!  Ночь и улица. Фонарь и аптека.  Жарко и холодно.

Запятая в сложносочинённом предложении

ССП – это сложное предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, связанных сочинительными союзами.

Запятая в ССП ставится:

перед сочинительными союзами ( и, или, но, а, тоже, зато, однако и др.) в большинстве случаев. Уже садилось солнце, и горизонт пылал тихим огнем. Запятая в ССП не ставится:

-если у двух предложений в составе ССП есть общий второстепенный член На улице  ярко светит солнце и поют птицы. - если сочинительный союз соединяет два вопросительных, восклицательных, побудительных, назывных или безличных предложения.

Кто вы такие и что вам здесь нужно? Да будет свет и пусть скроется тьма! Как мне все нравится и как здесь хорошо! Ночь и улица. Фонарь и аптека. Жарко и холодно.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении СПП  - это сложное предложение, состоящее из главного и зависимого (придаточного) предложения, связанных подчинительными союзами (что, когда, если, хотя, потому что, чтобы и т.д.).  В СПП от главного предложения задается вопрос в придаточному.  В СПП может быть 1 или несколько придаточных частей. 1 Придаточная часть может находиться · Перед главной частью:  (...),[...]. (Когда взошло солнце), мне стало радостно. (ставится 1 запятая между двумя частями) После главной части:  [...],(...). Я пошел домой, (когда начался дождь). (ставится 1 запятая между двумя частями) В главной части (разрывать ее):  [...,(...),...]. Книга, (которую подарил мне друг), оказалась очень интересной. (придаточная выделяется с обеих сторон 2 запятыми)

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

СПП  - это сложное предложение, состоящее из главного и зависимого (придаточного) предложения, связанных подчинительными союзами (что, когда, если, хотя, потому что, чтобы и т.д.). В СПП от главного предложения задается вопрос в придаточному. В СПП может быть 1 или несколько придаточных частей.

1 Придаточная часть может находиться

· Перед главной частью:  (...),[...].

(Когда взошло солнце), мне стало радостно. (ставится 1 запятая между двумя частями)

После главной части:  [...],(...).

Я пошел домой, (когда начался дождь). (ставится 1 запятая между двумя частями)

В главной части (разрывать ее):  [...,(...),...].

Книга, (которую подарил мне друг), оказалась очень интересной. (придаточная выделяется с обеих сторон 2 запятыми)

Если в СПП  несколько придаточных , то между ними могут быть следующие связи: Последовательное подчинение: Я знаю, что ты очень любишь дом, который принадлежал твоей бабушке. (запятой отделяется каждая часть СПП   Параллельное подчинение: Когда наступил вечер, стало так холодно, что я не смог больше оставаться на улице.(запятой отделяется каждая часть СПП)   Однородное подчинение: Я знаю, что на улице светит солнце, поют птицы. (запятая ставится между однородными придаточными, не соединенными союзами)  Я знаю, что на улице светит солнце  и  поют птицы. (между однородными придаточными, соединенными союзами И, ИЛИ, либо, да=И не ставится запятая)

Если в СПП  несколько придаточных , то между ними могут быть следующие связи:

Последовательное подчинение:

Я знаю, что ты очень любишь дом, который принадлежал твоей бабушке. (запятой отделяется каждая часть СПП

  Параллельное подчинение:

Когда наступил вечер, стало так холодно, что я не смог больше оставаться на улице.(запятой отделяется каждая часть СПП)

  Однородное подчинение:

Я знаю, что на улице светит солнце, поют птицы. (запятая ставится между однородными придаточными, не соединенными союзами) Я знаю, что на улице светит солнце  и  поют птицы. (между однородными придаточными, соединенными союзами И, ИЛИ, либо, да=И не ставится запятая)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении БСП  – сложное предложение, части которого не соединены союзами. ЗАПЯТАЯ  ставится при одновременности и последовательности событий, происходящих в частях БСП.  Метель не утихала, небо не прояснялось. ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ  ставится при одновременности и последовательности, если простые предложения БСП осложнены чем-либо.  Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

БСП  – сложное предложение, части которого не соединены союзами.

ЗАПЯТАЯ  ставится при одновременности и последовательности событий, происходящих в частях БСП. Метель не утихала, небо не прояснялось.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ  ставится при одновременности и последовательности, если простые предложения БСП осложнены чем-либо. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.

ДВОЕТОЧИЕ  ставится : если вторая часть поясняет то, о чем говорится в первой части (можно подставить А ИМЕННО). Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины. · если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Печален я: со мною друга нет. · Если второе предложение дополняет содержание первого: (можно подставить что, и вижу, что, и увидел что) Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на землю: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком.

ДВОЕТОЧИЕ ставится : если вторая часть поясняет то, о чем говорится в первой части (можно подставить А ИМЕННО).

Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины.

· если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Печален я: со мною друга нет.

· Если второе предложение дополняет содержание первого: (можно подставить что, и вижу, что, и увидел что)

Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на землю: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком.

ТИРЕ ставится: · вторая часть противопоставлена первой части (можно подставить союзы А, НО) Я смотрел все напряженнее - их все не было. · В первой части говорится о времени или условии (можно подставить КОГДА, ЕСЛИ) Вышли на обрыв - подуло свежим ветром. · Вторая часть является следствием Он подал знак рукою - все притихли.

ТИРЕ ставится:

· вторая часть противопоставлена первой части (можно подставить союзы А, НО)

Я смотрел все напряженнее - их все не было.

· В первой части говорится о времени или условии (можно подставить КОГДА, ЕСЛИ)

Вышли на обрыв - подуло свежим ветром.

· Вторая часть является следствием

Он подал знак рукою - все притихли.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи В таких предложениях важно правильно определять границы предложений и связи между частями сложного предложения. Отдельного внимания заслуживает постановка запятой  на стыке союзов:  на стыке могут оказаться два подчинительных союза или сочинительный и подчинительный союзы. Запятая СТАВИТСЯ (между союзами): · если придаточное предложение можно изъять или переставить Павел прекрасно понимал, что, если бы не она, не приехала бы Таня домой. Запятая НЕ ставится (между союзами) · если нельзя переставить или изъять придаточную часть. Дима прожил на свете двадцать три года, и если большинство из нас склонно упиваться прошлым или грезить о будущем, то Дима увлечен настоящим днём...

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

В таких предложениях важно правильно определять границы предложений и связи между частями сложного предложения.

Отдельного внимания заслуживает постановка запятой  на стыке союзов:  на стыке могут оказаться два подчинительных союза или сочинительный и подчинительный союзы.

Запятая СТАВИТСЯ (между союзами):

· если придаточное предложение можно изъять или переставить

Павел прекрасно понимал, что, если бы не она, не приехала бы Таня домой.

Запятая НЕ ставится (между союзами)

· если нельзя переставить или изъять придаточную часть.

Дима прожил на свете двадцать три года, и если большинство из нас склонно упиваться прошлым или грезить о будущем, то Дима увлечен настоящим днём...

Знаки препинания при обращениях Обращение  — это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к обращению не задается вопрос. · Запятыми выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним словами. Дорогие друзья, милости просим за стол. Неужели ты всерьез так думаешь, Петр Иванович? · Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой. Ребята и взрослые, мы рады видеть вас на нашем празднике. · Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака: Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов). · Обычно местоимения ТЫ и ВЫ  не являются  обращениями, однако есть исключение:ТЫ и ВЫ могут выступать в роли обращения, если заменяют собой название лица, к которому обращена речь: Эй, вы, дармоеды! Вон отсюда! Эй, ты! Заканчивай уже работу!

Знаки препинания при обращениях

Обращение  — это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к обращению не задается вопрос.

· Запятыми выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним словами.

Дорогие друзья, милости просим за стол. Неужели ты всерьез так думаешь, Петр Иванович?

· Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой.

Ребята и взрослые, мы рады видеть вас на нашем празднике.

· Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:

Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов).

· Обычно местоимения ТЫ и ВЫ  не являются  обращениями, однако есть исключение:ТЫ и ВЫ могут выступать в роли обращения, если заменяют собой название лица, к которому обращена речь:

Эй, вы, дармоеды! Вон отсюда! Эй, ты! Заканчивай уже работу!

 Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях Вводные слова и словосочетания  – это слова и словосочетания, обозначающие отношение автора высказывания к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно. Вводные слова выражают: · Чувства говорящего (к счастью, к стыду, к сожалению и др.) · Степень уверенности ( может быть, кажется, вероятно и др.) · Источник сообщения (по моему, по слухам, помнится и др.) · Связь мыслей и последовательность (в конце концов, с одной стороны, во-первых, таким образом и др.) · Способ оформления мыслей (другими словами, одним словом, наоборот и др.) · Обращение к собеседнику с целью привлечения внимания (послушайте, видите ли, представьте и др.) · Степень обычности происходящего (бывает, по обычаю, случается) · Оценка меры (по крайней мере,  самое большее  и др.) · Экспрессивность (честно говоря, кроме шуток, по правде сказать)

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях

Вводные слова и словосочетания  – это слова и словосочетания, обозначающие отношение автора высказывания к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно.

Вводные слова выражают:

· Чувства говорящего (к счастью, к стыду, к сожалению и др.)

· Степень уверенности ( может быть, кажется, вероятно и др.)

· Источник сообщения (по моему, по слухам, помнится и др.)

· Связь мыслей и последовательность (в конце концов, с одной стороны, во-первых, таким образом и др.)

· Способ оформления мыслей (другими словами, одним словом, наоборот и др.)

· Обращение к собеседнику с целью привлечения внимания (послушайте, видите ли, представьте и др.)

· Степень обычности происходящего (бывает, по обычаю, случается)

· Оценка меры (по крайней мере,  самое большее  и др.)

· Экспрессивность (честно говоря, кроме шуток, по правде сказать)

Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми:  авось, будто, буквально; вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы.    : Обратите  внимание:  некоторые вводные слова и словосочетания  (однако, наконец, таким образом, в самом деле, значит и др.)  могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Чтобы не перепутать задавайте вопрос, если к слову можно задать вопрос от другого слова, то значит это член предложения. Омонимичные вводным словам союзы можно заменить другими схожими по смыслу союзами.

Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми: авось, будто, буквально; вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы.

: Обратите внимание:  некоторые вводные слова и словосочетания  (однако, наконец, таким образом, в самом деле, значит и др.)  могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Чтобы не перепутать задавайте вопрос, если к слову можно задать вопрос от другого слова, то значит это член предложения. Омонимичные вводным словам союзы можно заменить другими схожими по смыслу союзами.

· Вводными могут быть  предложения.  Они выделяются  запятыми  или  тире. Он, я думаю, неплохой человек.  Захожу я в комнату и – можете себе представить – вижу полный беспорядок. · В предложение могут быть введены  вставные конструкции , выражающие дополнительное замечание. Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются  скобками или тире  и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение. Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна, но в ней есть своя прелесть.

· Вводными могут быть  предложения.  Они выделяются  запятыми  или  тире.

Он, я думаю, неплохой человек. Захожу я в комнату и – можете себе представить – вижу полный беспорядок.

· В предложение могут быть введены  вставные конструкции , выражающие дополнительное замечание. Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются  скобками или тире  и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение.

Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна, но в ней есть своя прелесть.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, ЦИТИРОВАНИИ Слова автора предшествуют прямой речи  А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П».   Прямая речь предшествует словам автора:  «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. “П...” – а.   Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п)  “П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”.  “П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”.  “П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”.  “П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. - Надо лучше заниматься”.  “П... – а. – П”. “Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать”.  “П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”.   Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а)  А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты.  А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень.  А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, ЦИТИРОВАНИИ

Слова автора предшествуют прямой речи А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П». Прямая речь предшествует словам автора: «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. “П...” – а. Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п) “П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”. “П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”. “П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”. “П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. - Надо лучше заниматься”. “П... – а. – П”. “Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать”. “П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”. Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а) А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты. А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень. А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа.

Знаки препинания при цитировании · Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. Белинский писал: «….». · Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее. · Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление: «Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).  «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). · Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками В каждом параграфе, в каждом рассказе,  В сказке и в песне, даже во фразе –  Ты только вдумайся, только всмотрись –  Кроется самая главная мысль…

Знаки препинания при цитировании

· Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора.

Белинский писал: «….».

· Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее.

· Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление:

«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский). «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).

· Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками

В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и в песне, даже во фразе – Ты только вдумайся, только всмотрись – Кроется самая главная мысль…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!