ЗАДАНИЕ 4
Второй вариант
1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Язык — это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём.
2) Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам — носителям этого языка.
3) Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков — существует множество названий снега.
4) Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны.
5) Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Авторская рукопись — это единственное, абсолютно бесспорное доказательство принадлежности произведения данному автору.
2) Зимой звёзды на небе ярко блестят — жди лютой стужи.
3) Книги как люди: одни, едва прикоснувшись к тебе, исчезают навсегда, другие, встретившись случайно, входят в твою жизнь и остаются в ней.
4) Тишина, полумрак, тёмные лики святых среди золота окладов, жёлтые огоньки свечей — всё это было неожиданно после солнца и света майского дня.
5) Он давно уже устал от однообразного тускловатого света, обманчиво обещающего либо наступление полной темноты, либо восход солнца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
В) Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Огромные псы — настоящие волки — злобно ощетинились при виде чужака.
2) Он говорил еле слышно — приходилось напряженно прислушиваться.
3) Наш ужасный враг — неверие в то, что случающееся с нами происходит всерьез.
4) По улице проезжал грузовик, ощетинившийся штыками солдат, державших ружья наперевес.
5) Мысли ещё яростнее зароились в голове, стремясь отыскать причину всех этих горестных событий и отношений.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если части сложного предложения соединены сочинительным союзом, между ними ставится запятая.
Б) Причастный оборот, отделённый другими членами предложения от главного слова, обособляется.
В) Вводное слово отделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Тягостное чувство непоправимой утраты, затмившее радость первой охоты, начало стихать: в сердце возникли новые надежды.
2) И для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.
3) Ехали мы, наверное, в течение трех часов, пока не увидели наполовину новые избы хуторка и не услышали заливавшихся вразнобой петухов.
4) Мать сидела в другой комнате и, притаив дыхание, смотрела на него, любуясь каждым движением ребёнка.
5) Роща не издавала ни звука, и в этом молчании чувствовалось что-то гордое, сильное и таинственное, и теперь, ночью, казалось, что верхушки сосен почти касаются неба.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
5. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Тире ставится на месте пропущенного сказуемого в неполном предложении.
Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
В) Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, если во второй части содержится неожиданный результат или указание на быструю смену событий:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) На одном конце площадки стоял украшенный флагами и зеленью павильон, на другом — крытая эстрада для музыкантов.
2) Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
3) Моим спутником был сотрудник местной газеты — седеющий маленький человек в черепаховых очках.
4) Часто расточительство — это неуместное великодушие, тщеславие — неуместная гордость, скупость — неуместная предусмотрительность, бравада — неуместная смелость.
5) Основная идея плана, расположение, главные части — всё давно готово у него в голове.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
6. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Это был Эдвард Григ — волшебник и великий музыкант!
2) Дунул ветер — всё дрогнуло, ожило и засмеялось, наполняя мир чудесным ароматом цветов, раскрывшихся навстречу солнцу.
3) Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
4) Тишина, полумрак, тёмные лики святых среди золота окладов, жёлтые огоньки свечей — всё это было неожиданно после солнца и света майского дня.
5) Счастье, свалившееся неожиданно, — это настоящий дар судьбы.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
7. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
Б) Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.
В) Между частями сложноподчиненного предложения ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Несмотря на то что уже была полночь, он оставался в парадном костюме.
2) Артёмка шёл быстро, не смотря по сторонам и стараясь не привлекать к себе внимания.
3) Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
4) Несмотря на свою обстоятельность, опыт и знание дела, он мучительно боялся забыть о чём-нибудь важном.
5) Он ощущал во всём существе своём если не удовольствие, то некоторую лёгкость.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
Б) Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки, если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола или один из них выражен неопределенной формой, а другой — существительным в именительном падеже.
В) В неполном предложении тире ставится на месте пропущенного сказуемого.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) И, несмотря на их расположение друг к другу, между ними установилось нечто вроде соперничества.
2) В одной руке у него ведро с клейстером и помазком, в другой — свёрток афиш.
3) Он сидел на гранитной скамье, глядя на воду, задумчиво чертя по граниту своей тяжёлой тростью.
4) Невеликая беда — услужить неблагодарному, но большое несчастье — принять услугу от подлеца.
5) Пришёл хозяин дачи — владелец сапожного заведения из Марьиной рощи.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Распространённое приложение обособляется, если относится к личному местоимению.
Б) Распространённое обращение отделяется от других членов предложения запятой.
В) Однородные члены предложения, соединённые только интонаций без использования союза, разделяются запятой.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Приветствую тебя я ныне, о юность дерзкая моя!
2) На опушке заметил он просторный, крепко рубленный из толстых брёвен сарай.
3) Мастер своего дела, он умеет так поставить слово в ряду других, чтобы оно играло всеми своими красками, чтобы звучало и неожиданно, и веско, и ново.
4) О славной той поре, о дерзкой юности, я вспоминаю часто: старость на дворе.
5) Лето закончилось, небесное светило всё реже баловало нас теплом, деревья грустно роняли листья.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
10. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Обособленные уточняющие члены предложения выделяются запятыми.
Б) Между главной и придаточной частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
В) Обособленное распространённое приложение выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Ближе к речке кое-где попадались кусты орешника, буйные заросли которого у самого берега совсем вытеснили можжевельник.
2) Невдалеке стояла кучка детей, похожая на распуганную стаю птиц.
3) Он вообще не любил балета и только в угоду приятелю, балетному критику, приехал на этот спектакль.
4) На пустой дом тяжёлыми кусками падало молчание, точно комья земли в огромную могилу.
5) Однажды ночью, в короткую передышку между двумя снежными бурями, они увидали в небе огненный отсвет далёкого вулкана.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТВЕТЫ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Занимательная грамматика 5-7 классы
Электронная тетрадь по русскому языку 9...
Электронная тетрадь по русскому языку 6...
Электронная тетрадь по русскому языку...
Русский язык 11 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 8...
Электронная тетрадь по русскому языку 5...
Русский язык 8 класс ФГОС
© 2023, Худышина Юлия Михайловна 80283 26
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы