СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 5-10 по открытому банку заданий фипи. Работа над стихотворением Б. Окуджавы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над стихотворением Б. Окуджавы "Вот комната эта-храни ее Бог? , по  окрытому банку заданий.

Просмотр содержимого документа
«Задание 5-10 по открытому банку заданий фипи. Работа над стихотворением Б. Окуджавы»

  *    *    * Вот комната эта – храни её Бог – мой дом, мою крепость и волю. Четыре стены, потолок и порог, Пока вы возносите небу хвалу, пока ускоряете время, и тень моя с хлебом и солью. меня приглашает фортуна к столу   нести своё сладкое бремя. И в комнате этой ночною порой   я к жизни иной прикасаюсь. Но в комнате этой, отнюдь не герой, Покуда по свету разносит молва, я плачу, молюсь и спасаюсь. что будто я зло низвергаю, я просто слагаю слова и слова,   В ней всё соразмерно желаньям моим – и чувства свои излагаю.   то облик берлоги, то храма, – в ней жизнь моя тает, густая, как дым, Судьба и перо, по бумаге шурша, короткая, как телеграмма. стараются, лезут из кожи.   Растрачены силы, сгорает душа, а там, за окошком, всё то же. (Б.Ш. Окуджава, 1989) Запишите цифры, под которыми они указаны.  1) эпитет  2) метафора  3) риторический вопрос  4) сарказм  5) анафора

  *    *    *

Вот комната эта – храни её Бог –

мой дом, мою крепость и волю.

Четыре стены, потолок и порог,

Пока вы возносите небу хвалу,

пока ускоряете время,

и тень моя с хлебом и солью.

меня приглашает фортуна к столу

 

нести своё сладкое бремя.

И в комнате этой ночною порой

 

я к жизни иной прикасаюсь.

Но в комнате этой, отнюдь не герой,

Покуда по свету разносит молва,

я плачу, молюсь и спасаюсь.

что будто я зло низвергаю,

я просто слагаю слова и слова,

 

В ней всё соразмерно желаньям моим –

и чувства свои излагаю.

 

то облик берлоги, то храма, –

в ней жизнь моя тает, густая, как дым,

Судьба и перо, по бумаге шурша,

короткая, как телеграмма.

стараются, лезут из кожи.

 

Растрачены силы, сгорает душа,

а там, за окошком, всё то же.

(Б.Ш. Окуджава, 1989)

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) эпитет

2) метафора

3) риторический вопрос

4) сарказм

5) анафора

Задание №1. Впишите правильный ответ. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Стихотворение Б.Ш. Окуджавы относится к ______________ как роду литературы и состоит из шести ______________ четверостиший. Задание №2. Впишите правильный ответ. Укажите приём, основанный на сопоставлении предметов или явлений, к которому прибегает автор в строке: «в ней жизнь моя тает, густая, как дым».

Задание №1. Впишите правильный ответ.

Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых

и других дополнительных символов.

Стихотворение Б.Ш. Окуджавы относится к ______________ как роду литературы и состоит из шести ______________ четверостиший.

Задание №2. Впишите правильный ответ.

Укажите приём, основанный на сопоставлении предметов или явлений, к которому прибегает автор в строке: «в ней жизнь моя тает, густая, как дым».

Задание №3. Выберите один или несколько правильных ответов. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении. Запишите цифры, под которыми они указаны.  1) эпитет  2) метафора  3) риторический вопрос  4) сарказм  5) анафора

Задание №3. Выберите один или несколько правильных ответов.

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) эпитет

2) метафора

3) риторический вопрос

4) сарказм

5) анафора

Задание №4. Дайте развернутый ответ на одно из представленный заданий.  Как соотносятся в стихотворении Б.Ш. Окуджавы мир «за окошком» и «комната-крепость» поэта? В стихотворении Б. Ш. Окуджавы «Вот комната эта — храни её Бог…»  мир «за окошком» и «комната-крепость» поэта соотносятся так, что соприкосновение двух миров невозможно . Один из них — это душа самого героя, а второй чужд ему и его эмоциям.  В чём состоит, по мнению автора, истинное призвание поэта? По мнению автора стихотворения Б. Ш. Окуджавы «Вот комната эта…», истинное призвание поэта состоит в том, чтобы слагать слова и излагать чувства .  В своей «комнате-крепости» поэт прикасается к иной жизни, плачет, молится и спасается. Он не герой, а просто слагает слова и излагает свои чувства. 

Задание №4. Дайте развернутый ответ на одно из представленный заданий.

Как соотносятся в стихотворении Б.Ш. Окуджавы мир «за окошком» и «комната-крепость» поэта?

В стихотворении Б. Ш. Окуджавы «Вот комната эта — храни её Бог…»  мир «за окошком» и «комната-крепость» поэта соотносятся так, что соприкосновение двух миров невозможно . Один из них — это душа самого героя, а второй чужд ему и его эмоциям. 

В чём состоит, по мнению автора, истинное призвание поэта?

По мнению автора стихотворения Б. Ш. Окуджавы «Вот комната эта…», истинное призвание поэта состоит в том, чтобы слагать слова и излагать чувства

В своей «комнате-крепости» поэт прикасается к иной жизни, плачет, молится и спасается. Он не герой, а просто слагает слова и излагает свои чувства. 

Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), в котором раскрывается внутренний мир поэта. В чём это произведение схоже (различно) со стихотворением Б.Ш. Окуджавы  «Вот комната эта – храни её Бог» ? Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…»  — одно из произведений отечественной поэзии, в котором раскрывается внутренний мир поэта.  Схожесть  произведений в том, что в обоих лирический герой-поэт показан одиноким и противопоставлен толпе, которая не способна понять творца. Например, в стихотворении Б. Ш. Окуджавы герой закрывается от людей в комнате-крепости, а в произведении М. Ю. Лермонтова с помощью сравнения называет свою душу «океаном» и отмечает её глубину.  Различие  заключается в том, что у Окуджавы творец говорит, что просто слагает «слова и слова», а у Лермонтова лирический герой считает, что его ум «не много совершит».

Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), в котором раскрывается внутренний мир поэта. В чём это произведение схоже (различно) со стихотворением Б.Ш. Окуджавы «Вот комната эта – храни её Бог» ?

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…»  — одно из произведений отечественной поэзии, в котором раскрывается внутренний мир поэта. 

Схожесть  произведений в том, что в обоих лирический герой-поэт показан одиноким и противопоставлен толпе, которая не способна понять творца. Например, в стихотворении Б. Ш. Окуджавы герой закрывается от людей в комнате-крепости, а в произведении М. Ю. Лермонтова с помощью сравнения называет свою душу «океаном» и отмечает её глубину. 

Различие  заключается в том, что у Окуджавы творец говорит, что просто слагает «слова и слова», а у Лермонтова лирический герой считает, что его ум «не много совершит».

М. Ю. Лермонтов Нет, я не Байрон, я другой... Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я - или бог - или никто!

М. Ю. Лермонтов

Нет, я не Байрон, я другой...

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто!

Анализ стихотворения Б. Ш. Окуджавы «Вот комната эта — храни её Бог»  может включать следующие аспекты: Тема  произведения — описание комнаты как дома, крепости и места, где герой прикасается к иной жизни, плачет, молится и спасается.    Идея  заключается в том, что главное призвание поэта — донести истину и ценность до мира, а также помочь людям стать ближе к творческому миру и познать себя.    Лирический герой  предстаёт в образе творца, который пытается донести истину до окружающих, несмотря на то, что общество его не принимает и пытается снизить его желание творить.  Художественные средства  в стихотворении включают описание комнаты с четырьмя стенами, потолком и порогом, а также тени героя с хлебом и солью.    Размер  произведения — пятистопный ямб

Анализ стихотворения Б. Ш. Окуджавы «Вот комната эта — храни её Бог»  может включать следующие аспекты:

Тема  произведения — описание комнаты как дома, крепости и места, где герой прикасается к иной жизни, плачет, молится и спасается. 

  Идея  заключается в том, что главное призвание поэта — донести истину и ценность до мира, а также помочь людям стать ближе к творческому миру и познать себя. 

  Лирический герой  предстаёт в образе творца, который пытается донести истину до окружающих, несмотря на то, что общество его не принимает и пытается снизить его желание творить. 

Художественные средства  в стихотворении включают описание комнаты с четырьмя стенами, потолком и порогом, а также тени героя с хлебом и солью. 

  Размер  произведения — пятистопный ямб


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!