* * *
Вот комната эта – храни её Бог –
мой дом, мою крепость и волю.
Четыре стены, потолок и порог,
Пока вы возносите небу хвалу,
пока ускоряете время,
и тень моя с хлебом и солью.
меня приглашает фортуна к столу
нести своё сладкое бремя.
И в комнате этой ночною порой
я к жизни иной прикасаюсь.
Но в комнате этой, отнюдь не герой,
Покуда по свету разносит молва,
я плачу, молюсь и спасаюсь.
что будто я зло низвергаю,
я просто слагаю слова и слова,
В ней всё соразмерно желаньям моим –
и чувства свои излагаю.
то облик берлоги, то храма, –
в ней жизнь моя тает, густая, как дым,
Судьба и перо, по бумаге шурша,
короткая, как телеграмма.
стараются, лезут из кожи.
Растрачены силы, сгорает душа,
а там, за окошком, всё то же.
(Б.Ш. Окуджава, 1989)
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эпитет
2) метафора
3) риторический вопрос
4) сарказм
5) анафора
Задание №1. Впишите правильный ответ.
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых
и других дополнительных символов.
Стихотворение Б.Ш. Окуджавы относится к ______________ как роду литературы и состоит из шести ______________ четверостиший.
Задание №2. Впишите правильный ответ.
Укажите приём, основанный на сопоставлении предметов или явлений, к которому прибегает автор в строке: «в ней жизнь моя тает, густая, как дым».
Задание №3. Выберите один или несколько правильных ответов.
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эпитет
2) метафора
3) риторический вопрос
4) сарказм
5) анафора
Задание №4. Дайте развернутый ответ на одно из представленный заданий.
Как соотносятся в стихотворении Б.Ш. Окуджавы мир «за окошком» и «комната-крепость» поэта?
В стихотворении Б. Ш. Окуджавы «Вот комната эта — храни её Бог…» мир «за окошком» и «комната-крепость» поэта соотносятся так, что соприкосновение двух миров невозможно . Один из них — это душа самого героя, а второй чужд ему и его эмоциям.
В чём состоит, по мнению автора, истинное призвание поэта?
По мнению автора стихотворения Б. Ш. Окуджавы «Вот комната эта…», истинное призвание поэта состоит в том, чтобы слагать слова и излагать чувства .
В своей «комнате-крепости» поэт прикасается к иной жизни, плачет, молится и спасается. Он не герой, а просто слагает слова и излагает свои чувства.
Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), в котором раскрывается внутренний мир поэта. В чём это произведение схоже (различно) со стихотворением Б.Ш. Окуджавы «Вот комната эта – храни её Бог» ?
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…» — одно из произведений отечественной поэзии, в котором раскрывается внутренний мир поэта.
Схожесть произведений в том, что в обоих лирический герой-поэт показан одиноким и противопоставлен толпе, которая не способна понять творца. Например, в стихотворении Б. Ш. Окуджавы герой закрывается от людей в комнате-крепости, а в произведении М. Ю. Лермонтова с помощью сравнения называет свою душу «океаном» и отмечает её глубину.
Различие заключается в том, что у Окуджавы творец говорит, что просто слагает «слова и слова», а у Лермонтова лирический герой считает, что его ум «не много совершит».
М. Ю. Лермонтов
Нет, я не Байрон, я другой...
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я - или бог - или никто!
Анализ стихотворения Б. Ш. Окуджавы «Вот комната эта — храни её Бог» может включать следующие аспекты:
Тема произведения — описание комнаты как дома, крепости и места, где герой прикасается к иной жизни, плачет, молится и спасается.
Идея заключается в том, что главное призвание поэта — донести истину и ценность до мира, а также помочь людям стать ближе к творческому миру и познать себя.
Лирический герой предстаёт в образе творца, который пытается донести истину до окружающих, несмотря на то, что общество его не принимает и пытается снизить его желание творить.
Художественные средства в стихотворении включают описание комнаты с четырьмя стенами, потолком и порогом, а также тени героя с хлебом и солью.
Размер произведения — пятистопный ямб