Задание № 7
Морфологические нормы русского языка
Морфология
- Раздел науки о языке, изучающий части
речи:
- их грамматические признаки/категории (род, число, падеж, лицо, время, вид и пр.)
- их функционирование в речи (синтаксическая роль)
- Их пополнение/уменьшение состава
- их формообразование.
Формулировка задание
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова . Исправьте ошибку и запишите слово правильно .
Что нужно?
- Найти ошибку.
- Исправить (как надо?)
- Записать правильный вариант
1. Образование форм И.п. мн.ч. числа имен существительных.
Пр.: И.п. ед.ч. бухгалтер
И.п. мн.ч. бухгалтер ы
Пр.: И.п. ед.ч. директор
И.п. мн.ч. директор а
РАЗЛИЧАЙ!
здания
- КОРПУС Ы - КОРПУС А
- ЛАГЕР И - ЛАГЕР Я
- МУЖ И - МУЖЬ Я
- ЗУБ Ы - ЗУБЬ Я
- ПРОПУСК И - ПРОПУСК А
- ОРДЕН Ы - ОРДЕН А
- ОБРАЗ Ы - ОБРАЗ А
- ТОН Ы - ТОН А
- ХЛЕБ Ы - ХЛЕБ А
туловища
группировки
детские, туристические
деятели
Отцы, в семье
орган
у пилы
пробелы
документы
рыцарские
награды
художественные
иконы
звуки
оттенки
продукты
злаки
ЗАПОМНИ!
– ДЕТИ
- РЕБЕНОК
- КУРИЦА
- ЧЕЛОВЕК
- ПОЛЕНО
- СУДНО
- ДНО
- нет ед.
– КУРЫ
– ЛЮДИ
– ПОЛЕНЬЯ
– СУДА
– ДОНЬЯ
– НЕДРЫ
2. Образование форм Р.п. мн.ч. имен существительных
- названия овощей и фруктов в форме Р.п. мн.ч. имеют окончание –ОВ
Пр.: И.п. мн.ч. мандарин ы
Р.п . мн.ч. мандарин ов
Пр.: И.п. мн.ч. помидоры
Р.п. мн.ч. помидор ов
НО! с ливы, дыни, яблоки (слив_, дынь_, яблок_)
2. Образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
- название национальностей в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание
Пр.: И.п. мн.ч. татар ы
Р.п . мн.ч. татар
Пр.: И.п. мн.ч. буряты
Р.п. мн.ч. бурят
- НО! Монголы, таджики, хорваты, якуты в Р.п. мн.ч. –ОВ (монгол ов , таджик ов , хорват ов , якут ов )
- НО!!! Чукчи - чукч ей
2. Образование форм Р.п. мн.ч. имен существительных
- Сущ. ср.р. на –ЦЕ в форме Р.п. мн.ч. оканчиваются
на - ЕЦ
Пр.: И.п. ед.ч. блюд це
Р.п . мн.ч. блюд ец
Пр.: И.п. ед.ч.. полотен це
Р.п. мн.ч. полотен ец
- НО! Болотце, деревце, оконце в Р.п. мн.ч. –ЕВ (болотц ев , деревц ев , оконц ев )
2. Образование форм Р.п. мн.ч. имен существительных
- названия парных предметов в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание
Пр.: И.п. мн.ч. валенк и
Р.п . мн.ч. валенок
Пр.: И.п. мн.ч. чулки
Р.п. мн.ч. чулок
- НО! гольфы, джинсы, клипсы, лампасы, носки, рельсы - Р.п. мн.ч. –ОВ (носк ов , лампас ов , гольф ов и пр.)
- НО!!! Бриджи - бридж ей
2. Образование форм Р.п. мн.ч. имен существительных
- названия групп людей в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание (чаще всего)
Пр.: И.п. мн.ч. кадеты
Р.п . мн.ч. кадет
Пр.: И.п. мн.ч. драгуны
Р.п. мн.ч. драгун
- НО! офицеры, сапёры - Р.п. мн.ч. –ОВ
2. Образование форм Р.п. мн.ч. имен существительных
- Сущ. ср.р.на –Ь Е и ж.р. на - Ь Я без ударения в форме Р.п. мн.ч. оканчиваются на - ИЙ
Пр.: И.п. ед.ч. бегун ья
Р.п . мн.ч. бегуний
Пр.: И.п. ед.ч.. олад ье
Р.п. мн.ч. оладий
- НО! Верховья, коренья, лохмотья, низовье, платье, подмастерье, угодье, устья, хлопья в Р.п. мн.ч. –ЕВ (хлопь ев , корень ев , низовь ев и пр. )
2. Образование форм Р.п. мн.ч. имен существительных
- названия единиц измерений в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание
Пр.: И.п. мн.ч. ампер ы
Р.п . мн.ч. ампер
Пр.: И.п. мн.ч. байты
Р.п. мн.ч. байт
- НО! Граммы, килограммы, гектары - Р.п. мн.ч. –ОВ (грамм ов , килограмм ов , гектар ов )
3. Определение рода несклоняемых имен существительных.
- названия лиц мужского пола и профессий ( пр.: месье, маэстро)
- названия животных ( пр.: какаду)
М.Р.
- названия лиц женского пола ( пр.: мисс)
Ж.Р.
- названия предметов неживой природы ( пр.: пианино)
С.Р.
Род несклоняемых географических объектов определяется по роду главного слова (река, город, озеро, провинция, гора и т.д.)
Пр.: город Дели, город – м.р., Дели – м.р.
3. Определение рода несклоняемых имен существительных.
ой
Пр.: шампунь / доро….. шампунь
Пр.: туфля / мо…. туфля
Пр.: кофе / горяч….. кофе
Пр.: тюль / прочн…... тюль
Пр.: повидло / вкусн…… повидло
я
ий
ый
ый
4. Употребление СРАВНИТЕЛЬНОЙ степени имён прилагательных и наречий.
- Простая сравнительная степень с помощью -ее, -ей, -е
Пр.: красивый – крас и в ее (прил.),
Пр.: быстро – быстр ее (нар.)
Пр.: * хороший – лучш е (прил.),
Пр.: * плохо – хуж е (нар).
- Составная сравнительная степень: более / менее + прил./нар. в полной форме
Пр.: красивый – более красив ый (прил.)
Пр.: быстро– более быстро (нар.)
Пр.: * хороший – - (прил.)
Пр.: * плохо – - (нар.)
5. Употребление ПРЕВОСХОДНОЙ степени имён прилагательных и наречий.
- Простая превосходная степень ПРИЛ. : с помощью –айш-, -ейш-
Пр.: красивый – красив ейш ий (прил.),
Пр.: * хороший – - (прил.),
- Составная превосходная степень ПРИЛ. : самый + прил. в полной форме
Пр.: красивый – самый красив ый (прил.)
Пр.: * хороший – самый лучш ий (прил.)
Пр.: * плохой – самый худш ий (прил.)
- Составная превосходная степень НАР. : всех / всего + нар. в срав.ст .
Пр.: красиво – всех крас и в ей (нар.)
Пр.: высоко - всех выш е (нар.)
Пр.: * хорошо – всех лучш е (нар.)
5. Склонение имён числительных , обозначающих целые числа
- 40, 90, 100 : И., В., - О / ; Р., Д., Т., П. - А
Пр.: И.п.– ст о , Р.п – ст а , Д.п.– ст а , В.п.– ст о , Т.п.– ст а , П.п. - ст а
- При склонении сложных имен числительных (из 2х частей) склоняются обе части
Пр.: И.п . пятьдесят – Т.п . пять ю десять ю
Пр.: И.п . двести – Д.п . дв ум ст ам
Пр.: И.п . семьсот – П.п. о сем и ст ах
ВНИМАНИЕ! СТО и …СТИ / …СТА / …СОТ в Р.п.
Пр.: сто – Р.п . ст а
Пр.: две сти – Р.п. двух сот
Пр.: три ста – Р.п. трех сот
Пр.: пять сот – Р.п. пяти сот
5. Склонение имён числительных , обозначающих целые числа
- 1) Полтора, 2) полторы, 3) полтораста имеют 2 формы : исходная (И., В.) + 1) пол у тора , 2) пол у тор а * , 3) пол у тораста (Р., Д., Т.,П.)
- При склонении составных порядковых числительных ( КАКОЙ? ) склоняется только второе слово, как прил .
Пр.: И.п . двести четвертый – Т.п . двести четверт ым
Пр.: И.п . сорок первый– Д.п . сорок перв ому
Пр.: И.п . сто пятый первый – Р.п . сто пят ого
* Пр.: И.п . об а мальчика – Р.п . об о их мальчиков
* Пр.: И.п . об е девочки – Р.п . об е их девочек
Пр.: И.п . об а мальчика – Т.п . об о ими мальчиками
* Пр.: И.п . об е девочки – Д.п . об е ими девочками
6. Местоимения
- Местоимения ИХНИЙ , ИХНЯЯ , ИХНЕЕ , ИХНИЕ в русском языке отсутствуют .
Пр.: их дом, их крыша, нет их заявления, отдам их знакомым
- Форма У НЕЙ носит разговорный характер, правильно – У НЕЕ
7. Образование и употребление глагольных форм
- Некоторые не имеют формы 1 лица ед.ч .: ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ, ЗАЩИТИТЬ, ПРОСЛЕЗИТЬСЯ и др. К ним добавляется СМОГУ, БУДУ, ХОЧУ и пр.
Пр.: Я победю - НЕВЕРНО
Пр.: Я СМОГУ победить
Пр.: Я дерзю - НЕВЕРНО
Пр.: Я БУДУ дерзить
- Образование повелительного наклонения ряда глаголов
лечь – ЛЯГ, ЛЯГТЕ
ехать – ПОЕЗЖАЙ, ПОЕЗЖАЙТЕ
ездить – ЕЗДИ, ЕЗДИТЕ
махать – МАШИ, МАШИТЕ
класть – КЛАДИ, КЛАДИТЕ
высыпать – ВЫСЫПИ, ВЫСЫПИТЕ и ПР.
8. Образование и употребление деепричастий
- Деепричастия бывают совершенного (что С ДЕЛА В ?) и несовершенного (что Д ЕЛА Я ?) вида.
- Деепричастия несовершенного вида НЕ образуются от глаголов, которые:
- не имеют в основе наст . вр . гласной ( льют, шьют, жмут, ткут ); настоящего времени
- с основой наст . вр . на Г, К (бегут, берегут, пекут, текут) ;
- с чередованием согласных з-ж, с-ш в основах наст . вр . ( мажут, режут, пишут, пляшут) ;
- несовершенного вида , оканчивающихся на –НУТЬ ( крепнуть, мёрзнуть, тянуть, пахнуть)
из демо
пол у тораста
тренажёр
пакет ПОМИДОРОВ
опытные ДОКТОРА
менее СТРОГИЙ тон
килограмм СОСИСЕК
шесть ЩУПАЛЕЦ
в ИХ отчёте
в ШЕСТИСТА шагах
СВЕЖАЯ салями
выглядеть МОЛОЖЕ
ПРОМОК под дождём
ОТВЕТ:_______________
ОТВЕТ:_______________
шестист ах
сосис о к
тренажёр
ДВУСТАМИ спортсменами
КРАСИВЕЕ
пара ЦАПЕЛЬ
ПОЕЗЖАЙ за ними
требуются ШОФЕРА
ИХ дети
БОЛЕЕ СИЛЬНЬIЙ удар
ЗАГЛОХШИЙ мотор
уважаемые ПРОФЕССОРА
ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ ВОСЬМЬЮ книгами
ОТВЕТ:_______________
ОТВЕТ:_______________
дву мя стами
шофер ы
тренажёр
несколько СПАЛЕН
ПОВЕСЕЛЕЕ
ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ
ряд КРИТЕРИЕВ
сотрудниками
не ПРОРОНЯЯ слов
ВЗМОКНУЛ от стараний
ОБОИХ студентов
более КРЕПКИЙ
ИХ труды
ОТКРЫВ книгу
ОТВЕТ:_______________
ОТВЕТ:_______________
проронив
взмок
тренажёр
столы для КУХОНЬ
в ДВЕ ТЫСЯЧИ девятом
в ТЫСЯЧА СОРОКОВОМ
году
ИХ часы
году
двадцать ЯБЛОНЕЙ
много МАКАРОН
воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ
БОЛЕЕ КРАСИВЕЙШИЙ
наиболее ЯРКО
пейзаж
ИХ дача
ОТВЕТ:_______________
ОТВЕТ:_______________
красивейший / более красивый
яблон ь
тренажёр
молодые БУХГАЛТЕРЫ
около ТРИДЦАТИ ПЯТИ
минут
ИХНЕЙ работой
дамских ТУФЕЛЬ
старых ДЖИНСОВ
ОТВЕТ:_______________
ВОСЬМИДЕСЯТЬЮ
копейками
шесть ПАДЕЖЕЙ
пой ЗВОНЧЕ
ЛЯГ на кушетку
благодаря ИМ
ОТВЕТ:_______________
их
восьм ью десятью
тренажёр
килограмм ЯБЛОК
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ
процентами
ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье
голос более ЗВУЧНЕЕ
языки ПЛАМЕНИ
ОТВЕТ:_______________
дерево ЗАСОХНУЛО
пять КАСТРЮЛЬ
НАПОИВ чаем
банка КОНСЕРВОВ
чистых ПОЛОТЕНЕЦ
ОТВЕТ:_______________
засохло
звучный
тренажёр
гарантия ВОЗВРАТА
все ДИРЕКТОРА заводов
НАИБОЛЕЕ УМЕСТНЫЙ
подарок
ведро ВИШНЕЙ
букет ГЕОРГИНОВ
ОТВЕТ:_______________
ДВУМЯСТАМИ листами
килограмм ПОМИДОР
СЕРЬЁЗНЕЙШЕЕ
замечание
ЛЯГ на кушетку
ЕЁ успехи
ОТВЕТ:_______________
помидор ов
виш ен