СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 8 Синтаксические ошибки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задание 8 Синтаксические ошибки»

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2022. Нарушение в построении предложения

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2022.

Нарушение в построении предложения

Формулировка задания 8

  • Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  • За это задание вы можете получить 5 баллов, поэтому его правильное выполнение очень важно. Это одно из самых объемных и сложных заданий ЕГЭ.
  • Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя. 2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника. 3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов. 4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статеи? об обычаях, но и о поверьях русских крестьян. 5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось. 6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций. 7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвященных творчеству Н.В. Гоголя. 8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного. 9) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперед.

Чтобы решить задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2022, необходимо знать следующие темы: -нарушения построения предложения с несогласованным приложением -нарушения построения предложения с причастным оборотом -нарушение построения предложения с деепричастным оборотом -нарушение связи между подлежащим и сказуемым -неправильное построение предложения с косвенной речью -нарушение построения предложения с однородными членами -нарушение построения сложного предложения -неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом -нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм  -нарушение управления

Чтобы решить задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2022, необходимо знать следующие темы:

-нарушения построения предложения с несогласованным приложением

-нарушения построения предложения с причастным оборотом

-нарушение построения предложения с деепричастным оборотом

-нарушение связи между подлежащим и сказуемым

-неправильное построение предложения с косвенной речью

-нарушение построения предложения с однородными членами

-нарушение построения сложного предложения

-неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом

-нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм -нарушение управления

Алгоритм выполнения задания 8 1) Для правильного выполнения задания 8 нужно научиться видеть слова-маркеры . 2) Как и в других заданиях информация сгруппирована по названиям ошибок.  Знать, что такое приложение и как оно выглядит. Важно уметь различать причастный и деепричастный обороты, а также знать правильное их построение Находить однородные члены и двойные союзы Находить подлежащее и сказуемое и проверять их на правильность связи Знать глагольное управление и предложно-падежное управление.   

Алгоритм выполнения задания 8

1) Для правильного выполнения задания 8 нужно научиться видеть слова-маркеры .

2) Как и в других заданиях информация сгруппирована по названиям ошибок. 

Знать, что такое приложение и как оно выглядит.

Важно уметь различать причастный и деепричастный обороты, а также знать правильное их построение

Находить однородные члены и двойные союзы

Находить подлежащее и сказуемое и проверять их на правильность связи

Знать глагольное управление и предложно-падежное управление.   

Несогласованное приложение. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.   Приложение  – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета. Что нужно помнить: Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.), озеру (Д.П.) Байкал (И.П.) ПРАВИЛЬНО: Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.  В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.  В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. ОШИБКА: Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.  В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Несогласованное приложение. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

  • Приложение  – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.
  • Что нужно помнить:
  • Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.), озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)
  • ПРАВИЛЬНО: Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров. В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
  • ОШИБКА: Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров. В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
Предложения с причастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.   Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже. Определяемое слово не должно входить в причастный оборот. Не должно быть замены действительного причастия на страдательное. ПРАВИЛЬНО: 1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду  2. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.  3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений. ОШИБКА: 1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду  2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.  Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Предложения с причастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

  • Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.
  • Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.
  • Не должно быть замены действительного причастия на страдательное.
  • ПРАВИЛЬНО: 1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду 2. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. 3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
  • ОШИБКА: 1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду 2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
Предложения с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.   Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался). 1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. 2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом. 3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием. ПРАВИЛЬНО: 1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.  2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.  3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз ОШИБКА: 1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)  2. Приехав в Москву, мне стало грустно.  3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).

Предложения с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

  • Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).
  • 1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
  • 2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.
  • 3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.
  • ПРАВИЛЬНО: 1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер. 2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно. 3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз
  • ОШИБКА: 1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу) 2. Приехав в Москву, мне стало грустно. 3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).
Связь между подлежащим и сказуемым. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым    1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.) 2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного. 3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч. ПРАВИЛЬНО: 1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.  2. Кресло-качалка отремонтировано.  3. [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].   ОШИБКА: 1. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.  2. Кресло-качалка отремонтирована.  3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

Связь между подлежащим и сказуемым. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 

1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)

2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

  • ПРАВИЛЬНО: 1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтировано. 3. [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].
  • ОШИБКА: 1. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтирована. 3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]
  Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью   При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица. ПРАВИЛЬНО: Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает. ОШИБКА: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).

  Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью

  • При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.
  • ПРАВИЛЬНО: Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.
  • ОШИБКА: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).
Предложения с однородными членами. Ошибки в построении предложения с однородными членами.   1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом. 2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом. 3. Если однородные члены - прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой). 4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать. 5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. 6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов. 7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов  (Как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то…; не столько…, сколько…; не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами! 8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами: не только … но и если не…, то как…, так и

Предложения с однородными членами. Ошибки в построении предложения с однородными членами.

1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.

2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.

3. Если однородные члены - прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).

4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.

5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов.

7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов 

(Как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то…; не столько…, сколько…; не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:

не только … но и

если не…, то

как…, так и

Примеры использования двойных союзов Туманы в Лондоне бывают  если не  каждый день, то через день непременно. Работа  хотя и  несложная,  но  трудоёмкая и потребует дополнительного времени для своего выполнения.  Я имею поручение  как  от судьи,  так  равно  и  от всех наших знакомых. День есть день, а ночь есть ночь, но в этой удивительной стране всё вечно  не так ,  как  принято.  Зарево распространилось  не только  над центром города, но и  далеко вокруг. Он был  не столько  расстроен,  сколько  удивлен сложившейся ситуацией. Ее чувство было  настолько  же случайно в выборе предмета,  насколько  в своем источнике отвечало властной потребности инстинкта…  Мама  не то что  сердилась,  но  все-таки была недовольна. В ту минуту я  не то чтобы  струсил,  а  немного оробел. Он был  скорее  раздосадован,  чем  опечален. ЕСЛИ НЕ …, ТО  ХОТЯ И …, НО  КАК …, ТАК И  НЕ ТАК …, КАК  НЕ ТОЛЬКО …, НО И  НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО  НАСКОЛЬКО …, НАСТОЛЬКО  НЕ ТО ЧТО …, НО  НЕ ТО ЧТОБЫ …, А  СКОРЕЕ…, ЧЕМ 

Примеры использования двойных союзов

  • Туманы в Лондоне бывают  если не  каждый день, то через день непременно.
  • Работа  хотя и  несложная,  но  трудоёмкая и потребует дополнительного времени для своего выполнения. 
  • Я имею поручение  как  от судьи,  так  равно  и  от всех наших знакомых.
  • День есть день, а ночь есть ночь, но в этой удивительной стране всё вечно  не таккак  принято. 
  • Зарево распространилось  не только  над центром города, но и  далеко вокруг.
  • Он был  не столько  расстроен,  сколько  удивлен сложившейся ситуацией.
  • Ее чувство было  настолько  же случайно в выборе предмета,  насколько  в своем источнике отвечало властной потребности инстинкта… 
  • Мама  не то что  сердилась,  но  все-таки была недовольна.
  • В ту минуту я  не то чтобы  струсил,  а  немного оробел.
  • Он был  скорее  раздосадован,  чем  опечален.
  • ЕСЛИ НЕ …, ТО 
  • ХОТЯ И …, НО 
  • КАК …, ТАК И 
  • НЕ ТАК …, КАК 
  • НЕ ТОЛЬКО …, НО И 
  • НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО 
  • НАСКОЛЬКО …, НАСТОЛЬКО 
  • НЕ ТО ЧТО …, НО 
  • НЕ ТО ЧТОБЫ …, А 
  • СКОРЕЕ…, ЧЕМ 
Примеры построения предложения с ОЧ  1. Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.  2. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто  3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или  Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).  4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.  5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).  6. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.  7. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.  8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

Примеры построения предложения с ОЧ

1. Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею. 2. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто 3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). 4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. 5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.). 6. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы. 7. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей. 8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения.    1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.  Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.  2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что лишний.

Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения.

1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит. 2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что лишний.

Примеры СП ПРАВИЛЬНО ОШИБКА 1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).   2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).   1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)  2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).

Примеры СП

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

  • 1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).
  • 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).
  • 1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)
  • 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).
  Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без. 1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?) Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного. Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим. 2. Предлоги в - из, на - с.

  Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.

1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?)

  • Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)
  • в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного.
  • Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

2. Предлоги в - из, на - с.

Глагольные формы. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. ПРАВИЛЬНО ОШИБКА Сестра прочитала книгу и пересказала ее брату.   Сестра читает книгу и пересказала ее брату.

Глагольные формы. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

  • Сестра прочитала книгу и пересказала ее брату.
  • Сестра читает книгу и пересказала ее брату.
  Управление глаголов. Нарушение управления. ПРАВИЛЬНО ОШИБКА Он всегда уделял внимание своему здоровью. Он всегда уделял внимание на свое здоровье.

  Управление глаголов. Нарушение управления.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

  • Он всегда уделял внимание своему здоровью.
  • Он всегда уделял внимание на свое здоровье.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!