Дисциплина «Обществознание»
ТЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ: «ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Цель: Сформировать представление об этнических общностях и особенностях межнациональных отношений.
Задание 1. Установите соответствие между понятием определением.
Рекомендации по выполнению задания: Определения не совпадают с понятиями. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести данным ему определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду определений то единственное, которое раскрывает конкретное понятие.
1.1.Этнос - это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса.
1.2.Род - это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией.
1.3.Племя - это основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы.
1.4.Социальная общность - это объединение людей, которое характеризуется общностью территории, доминирующим языком, более чётко определённой организацией власти (вождь, совет старейшин и т.д.).
1.5.Нация - это объединение людей, которое занимает большую в отличие от племени территорию, имеющую государственную принадлежность.
1.6.Национальность - это социальная общность, которая исторически складывается на определённой территории, на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания.
1.7.Народность - это термин, обозначающий принадлежность человека к той или иной нации.
1.8.Дискриминация - это поглощение одного народа другим.
1.9.Геноцид - это усвоение элементов культуры другого народа при сохранении своего этнического своеобразия.
1.10.Аккультурация - это угнетение одного народа другим.
1.11.Ассимиляция - это политика уничтожения национальных меньшинств.
1.12.Фашизм - это политика, ставящая целью отделение от государства и создание своего национального государственного образования.
1.13.Патриотизм - уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений других наций.
1.14.Сепаратизм - идеология и практика, направленные на разжигание межнациональной розни и вражды.
1.15.Национализм - это любовь к малой и большой Родине, к семье, школе, родителям, близким и далеким предкам, создавшим своим трудом материальные ценности и отстоявшим в ратном деле родной язык и родную землю, признание на словах и на деле равенства между всеми живущими в Отечестве людьми в соответствии с их заслугами перед народом, глубокое сопереживание внутренней и внешней политике государства.
1.16.Этноцентризм - идеология и политика, которая не только провозглашает превосходство одной нации над другой, но и призывает к уничтожению «неполноценных» наций.
Задание 2. На основе текста «Этнические общности и межнациональные отношения» охарактеризуйте предложенные понятия. Задание выполняется в учебной тетради. Пояснение к заданию: В заданиях на восполнение недостающих признаков понятий из логического ряда исключены некоторые признаки какого-либо понятия. Следует дописать их, опираясь на те признаки понятия, которые приведены задании. В вашей учебной тетради (конспекте) записывается, например: 2.5. Среди малых групп выделяют: первичные группы; вторичные группы.
2.1.Признаками этноса являются:
общность территории;
…………………………..
культурное единство;
…………………………..
………………………….
2.2.В науке выделяется четыре исторических типа этноса:
…………
племя;
…………
нация.
2.3. В настоящее время межнациональные отношения разделяют на:
отношения между национальными государствами;
………………………..
2.4. Причинами межнациональных конфликтов являются:
несправедливое отношение к представителям своей нации;
…………………..
дискриминации;
…………………..
………………….
3. Вывод по теме:
Рекомендации к написанию вывода:
Вывод — это содержащий заключительное суждение (умозаключение), в нём кратко подводится итог, рассмотренного теоретического знания и практического размышления, которые были сделаны в результате выполнения задания.
Объём - до 10- 15 предложений.
При оценке задания учитывается смысловое содержание комментариев, литературный язык (грамотность построения предложений, информативная точность аргументации комментариев, индивидуальный стиль изложения, использование обществоведческих терминов).
Основные источники:
1. учебник «Обществознание» А.Г. Важенин
Можно воспользоваться и другими учебниками и учебными пособиями по дисциплине