СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание для группы ЭЗ-31 на 04 марта 2024г. МДК 03.01 Автоматизированные системы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание: внимательно ознакомиться с методическими указаниями по выполнению курсовой работы.

Просмотр содержимого документа
«Задание для группы ЭЗ-31 на 04 марта 2024г. МДК 03.01 Автоматизированные системы»


Министерство образования Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Печорский промышленно-экономический техникум»

(ГПОУ «ППЭТ»)

СЕРИЯ «УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ»













МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов по выполнению курсовой работы




















г. Печора, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ



Название глав, разделов

Стр.

  1. Цели и задачи курсовой работы

3

  1. Структура курсовой работы

3

    1. Структура курсовой работы

3

  1. Порядок выполнения курсовой работы

5

    1. Выбор темы

5

    1. Получение индивидуального задания

5

    1. Составление плана подготовки курсовой работы

5

    1. Подбор, изучение, анализ и обобщение материалов

по выбранной теме

5

    1. Разработка содержания курсовой работы

6

      1. Разработка введения

6

      1. Разработка основной части курсовой работы

9

      1. Разработка заключения

9

      1. Составление списка использованной литературы

9

  1. Общие правила оформления курсовой работы

10

    1. Оформление текстового материала

10

    1. Оформление иллюстраций

11

    1. Общие правила представления формул

11

    1. Оформление таблиц

12

    1. Оформление приложений

14

    1. Требования к лингвистическому оформлению курсовой работы

14

  1. Процедура защиты курсовой работы

16

Приложения























1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Выполнение курсовой работы рассматривается как вид учебной работы по дисциплине или профессиональному модулю профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на её (его) изучение.


1.1 Цель курсовой работы

Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине и/или профессиональному модулю (ПМ) проводится с целью:

1. Формирования умений:

  • систематизировать полученные знания и практические умения по дисциплине или ПМ;

  • осуществлять поиск, обобщать, анализировать необходимую информацию;

  • разрабатывать мероприятия для решения поставленных в курсовой работе задач.

2. Формирования профессиональных компетенций / вида профессиональной деятельности:

3. Формирования общих компетенций по специальности:


1.2 Задачи курсовой работы


Задачи курсовой работы:

  • поиск, обобщение, анализ необходимой информации;

  • разработка материалов в соответствии с заданием на курсовую работу;

  • оформление курсовой работы в соответствии с заданными требованиями;

  • выполнение графической или реальной части курсовой работы;

  • подготовка и защита (презентация) курсовой работы.


2 СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ


2.1 Структура курсовой работы


По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно - экспериментальный характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 25 страниц печатного текста.

По структуре курсовая работа реферативного характера включает в себя:

  • содержание;

  • введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы;

  • теоретическую часть, в которой дается описание истории вопроса, оценивается уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;

  • расчетная часть;

  • заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

  • список литературы;

  • приложения.


По структуре курсовая работа практического характера включает в себя:

  • содержание;

  • введение, в котором подчеркивается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;

  • основную часть, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы; вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами, результатами исследования и т.п.;

  • заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

  • список литературы;

  • приложения.


По структуре курсовая работа опытно - экспериментального характера включает в себя:

  • содержание;

  • введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;

  • основную часть, которая обычно состоит из двух разделов:

1) теоретические основы разрабатываемой темы, история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;

2) практическая часть, содержащая план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранных методов, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно - экспериментальной работы;

  • заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;

  • список литературы;

  • приложения.


3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


3.1 Выбор темы


Темы курсовых работ разрабатываются преподавателем, рассматриваются на заседании предметно-цикловых комиссий и утверждаются методическим советом техникума. Распределение и закрепление тем производит преподаватель. При закреплении темы соблюдается принцип: одна тема – один студент (Приложение 1).

Студент имеете право выбора по выполнению работы по той или иной теме из предложенного списка.


3.2 Получение индивидуального задания


После выбора темы курсовой работы преподаватель выдает студенту индивидуальное задание установленной формы (Приложение 2).


3.3 Составление плана подготовки курсовой работы


Вместе с руководителем студент составляет план выполнения курсовой работы (Приложение 3). При составлении плана необходимо уточнить круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки её выполнения, определить необходимую литературу, обязательно составить рабочую версию содержания курсовой работы по разделам и подразделам.

Работа организуется в соответствии с календарным планом выполнения курсовой работы и графиком индивидуальных консультаций руководителя.

Своевременное выполнение каждого этапа курсовой работы - залог успешной защиты и гарантия допуска к квалификационному экзамену по ПМ и/или итоговой аттестации по дисциплине.


3.4 Подбор, изучение, анализ и обобщение материалов

по выбранной теме


Прежде чем приступить к разработке содержания курсовой работы, студент изучает различные источники (законы, ГОСТы, ресурсы Интернет, учебные издания и др.) по заданной теме.

Процесс изучения учебной, научной, нормативной, технической и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления, конспектирования основных положений, кратких тезисов, необходимых фактов, цитат, что в результате превращается в обзор соответствующей книги, статьи или других публикаций.

При изучении различных источников необходимо все их фиксировать сразу. В дальнейшем данные источники войдут в список используемой литературы (Приложение 4).

Результат данного этапа курсовой работы – сформированное понимание предмета исследования, логически выстроенная система знаний сущности самого содержания и структуры исследуемой проблемы.

Итогом данной работы может стать необходимость отойти от первоначального плана, что, естественно, может не только изменить и уточнить структуру, но качественно обогатить содержание курсовой работы.


3.5 Разработка содержания курсовой работы


В зависимости от характера, курсовая работа имеет ряд структурных элементов, перечисленных в пункте 2.


3.5.1 Разработка введения


Во введении обосновывается актуальность избранной темы курсовой работы, раскрывается ее теоретическая и практическая значимость, формулируются цели и задачи работы (Приложение 5). При рассмотрении теоретический аспект данной проблемы, автор дает, хотя бы кратко, обзор литературы, изданной по этой теме.

Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. Оно состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать. В первом предложении называется тема курсовой работы.

Актуальность исследования (почему это следует изучать?). Актуальность исследования рассматривается с позиций социальной и практической значимости. В данном пункте раскрывается суть исследуемой проблемы и показывается степень ее проработанности в различных трудах. Здесь же можно перечислить источники информации, используемые для исследования. (Информационная база исследования может быть вынесена в первую главу).


Цель исследования (какой результат будет полу­чен?). Цель должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект.

Проблема исследования (что следует изучать?) Проблема исследования показывает осложнение, нерешенную задачу или факторы, мешающие её решению. Определяется 1 - 2 терминами.

Объект исследования (что будет исследоваться?). Объект предполагает работу с понятиями. В данном пункте дается определение экономическому явлению, на которое направлена исследовательская деятельность. Объектом может быть личность, среда, процесс, структура, хозяйственная деятельность предприятия (организации), производственные технологии.

Предмет исследования (как, через что будет идти поиск?) Здесь необходимо дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения экономического явления. Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий.

Задачи исследования (как идти к результату?), пути достижения цели. Определяются они исходя из целей работы. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Как правило, формулируются 3-4 задачи.

Перечень рекомендуемых задач:

  1. «На основе теоретического анализа литературы разрабо­тать...» (ключевые понятия, основные концепции).

  2. «Определить... » (выделить основные условия, факторы, при­чины, влияющие на объект исследования).

  3. «Раскрыть... » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на предмет исследования).

  4. «Разработать... » (средства, условия, формы, программы).

  5. «Апробировать…» (что разработали) и дать рекомендации...

Методы исследования (как исследовали?): дается краткое перечисление методов исследования через запятую без обоснования.

Теоретическая и практическая значимость ис­следования (что нового, ценного дало исследование?).

Теоретическая значимость исследования не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость.

При написании можно использовать следующие фразы: результаты исследования позволят осуществить...; будут способствовать разработке...; позволят совершенствовать….

Структура работы – это завершающая часть введения (что в итоге в работе представлено).

В завершающей части в назывном порядке перечисляются структурные части работы, например: «Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, 5 приложений».

Здесь допустимо дать развернутую структуру курсовой работы и кратко изложить содержание глав. (Чаще содержание глав курсовой работы излагается в заключении).

Таким образом, введение должно подготовить к восприятию основного текста работы.

Краткие комментарии по формулированию элементов введения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Комментарии по формулированию элементов введения

Элемент введения

Комментарий к формулировке

Актуальность темы

Почему это следует изучать?

Раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности.

Цель исследования

Какой результат будет получен?

Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации.

Объект исследования

Что будет исследоваться?

Дать определение явлению или проблеме, на которое направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования

Как и через что будет идти поиск?

Дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения явления или проблемы.

Задачи работы

Как идти к результату?

Определяются исходя из целей работы и в развитие поставленных целей. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Рекомендуется сформулировать 3 – 4 задачи.

Методы исследования

Как изучали?

Краткое перечисление методов через запятую без обоснования.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Что нового, ценного дало исследование?

Формулировка теоретической и практической значимости не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость.

Структура работы (завершающая часть введения)

Что в итоге в работе/проекте представлено.

Краткое изложение перечня и/или содержания глав работы.








3.5.2 Разработка основной части курсовой работы


Основная часть обычно состоит из двух разделов: в первом содержатся теоретические основы темы; дается история вопроса, уровень разработанности вопроса темы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы.

В теоретической части рекомендуется излагать наиболее общие положения, касающиеся данной темы, а не вторгаться во все проблемы в глобальном масштабе. Теоретическая часть предполагает анализ объекта исследования и должна содержать ключевые понятия, историю вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике. Излагая содержание публикаций других авторов, необходимо обязательно давать ссылки на них с указанием номеров страниц этих информационных источников.

Вторым разделом является практическая часть, которая должна носить сугубо прикладной характер. В ней необходимо описать конкретный объект исследования, привести результаты практических расчетов и направления их использования, а также сформулировать направления совершенствования. Для написания практической части, как правило, используются материалы, собранные в ходе производственной практики.

В тех случаях, если такие материалы отсутствуют, теоретические положения курсовой работы следует иллюстрировать данными статистики, центральной и местной периодической печати и т.д.


3.5.3 Разработка заключения

По окончанию исследования подводятся итоги по теме. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Его основное назначение - резюмировать содержание работы, подвести итоги проведенного исследования. В заключении излагаются полученные выводы и их соотношение с целью исследования, конкретными задачами, гипотезой, сформулированными во введении.


3.5.4 Составление списка источников и литературы

В список источников и литературы включаются источники, изученные в процессе подготовки работы, в т.ч. те, на которые имеются ссылки в тексте курсовой работы.

Список используемой литературы оформляется в соответствии с правилами, предусмотренными государственными стандартами (Приложение 4).

Список используемой литературы должен содержать до 20 источников с которыми работал автор курсовой работы.

Список используемой литературы включает в себя:

  • нормативные правовые акты;

  • научную литературу и материалы периодической печати;

  • практические материалы.

Источники размещаются в алфавитном порядке. Для всей литературы применяется сквозная нумерация.

При ссылке на литературу в тексте курсовой работы следует записывать не название книги (статьи), а присвоенный ей в указателе “Список литературы” порядковый номер в квадратных скобках. Ссылки на литературу нумеруются по ходу появления их в тексте записки. Применяется сквозная нумерация.



4 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ


    1. Оформление текстового материала

Текст курсового проекта (работы) должен быть выполнен на одной стороне листа бумаги формата А4

Текст работы должен иметь следующие поля: левое – 20 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм.

Начертание шрифта: TimesNewRoman, размер шрифта – 14 пт. Междустрочный интервал – полуторный.

Основной текст работы должен быть выровнен по ширине. Абзацный отступ (отступ в начальной строке текста абзаца) должен составлять 1,25 см.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Заголовки разделов следует располагать посередине строки, печатать прописными (заглавными) буквами без точки в конце.

Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа
и печатать с прописной буквы без точки в конце.

Интервал между заголовками разделов и текстом должно быть не менее
3 пунктов.

Основная часть работы состоит из разделов, подразделов, глав, параграфов, пунктов и подпунктов. Они нумеруются (кроме введения, заключения, списка литературы, приложений) арабскими цифрами.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Слово «раздел» не пишется. Заголовки разделов, Введение, Заключение, Содержание, Список литературы, Приложения печатают прописными (большими) буквами и располагают в середине строки без точки в конце строки, отделяя от текста тремя межстрочными интервалами. Переносы в заголовках не допускаются. Заголовки подразделов должны быть выровнены по левому краю. Подразделы нумеруются внутри одного раздела.

Каждую главу рекомендуется начинать с новой страницы.

Нумерация заголовков второго уровня – двойная. Она набирается арабскими цифрами, разделенными точкой. При этом первая цифра в такой нумерации соответствует номеру раздела, а вторая – порядковому номеру подраздела, например 2.3. (третий подраздел второго раздела). В конце номера также ставят точку.

Например:

1.

Раздел 1

1.1.

Подразделы раздела 1

1.2.


1.2.1.

Пункты подраздела 2 раздела 1

1.2.2.


2.

Раздел 2

2.1.

Пункты раздела 2, не разбитого на подразделы

2.2.


2.2.1.

Подпункты пункта 2 раздела 2

2.2.2.



Между заголовками и текстом устанавливают расстояние в 3 интервала. Между заголовком и подзаголовком устанавливают расстояние в 1,5 интервала.

При оформлении отдельных глав работы следует помнить, что каждая глава должна начинаться с новой страницы.

4.2. Нумерация страниц и разделов

Страницы курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Номер проставляется внизу страницы справа шрифтом № 10 (Вставка/Номера страниц).

Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.

Иллюстрации, таблицы, графики, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

4.3. Изображения

Все изображения, размещенные в работе (фотографии, схемы, чертежи, рисунки и пр.), обозначаются словом «рисунок» (сокращенно «рис.»). Рисунки располагаются в тексте после абзаца, в котором данный рисунок был впервые упомянут, или на следующей странице. Между этим абзацем и рисунком оставляют одну пустую строку.

Положение рисунка центрируют. Иллюстрации должны быть размещены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота страницы. В тексте обязательно должна быть ссылка на рисунок. Она имеет вид «рис. номер»,  например (рис. 1). Рисунки нумеруются арабскими цифрами последовательно в пределах всего документа. Подписи к рисункам должны находиться сразу под ними. Подрисуночная подпись начинается со слова «Рис.» (с прописной буквы), далее следует номер рисунка, после которого ставится точка, затем с большой буквы набирается текст подписи.

4.4. Формулы

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами.

Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой. Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х». Формулы нумеруются внутри всего документа. Формулы нумеруют последовательно арабскими цифрами, начиная с 1, в круглых скобках. Номера формул проставляют по правому краю страницы. При этом нумеруют только те формулы, на которые есть ссылки в тексте. Остальные формулы не нумеруют.

4.5. Таблицы

Таблицы помещаются в тексте в порядке ссылки на них по окончании того абзаца, в котором таблица была впервые упомянута. Они нумеруются арабскими цифрами внутри всего документа.

В правом верхнем углу таблицы над заглавием записывают слово «Таблица» и указывают ее номер.

Каждая таблица должна иметь нумерационный и тематический заголовок. Нумерационный заголовок (запись вида «Таблица 1») используют, чтобы упростить связь таблицы с текстом; при ссылке в тексте достаточно указать «табл. 1».

Слово «Таблица» (с прописной буквы) и ее номер вводятся обычным шрифтом и выравниваются по правому краю. Между словом «Таблица» и предшествующим абзацем оставляют одну пустую строку. После номера таблицы точку не ставят. На следующей строке после нумерационного заголовка набирают тематический заголовок таблицы шрифтом 12 пунктов без знака препинания в конце, который выделяют полужирным шрифтом и центрируют по отношению к таблице. Затем оформляют таблицу (Таблица/Вставить таблицу).

Под таблицей оставляют одну пустую строку, после чего продолжают вводить основной текст.

Текст внутри таблицы, включая заголовки столбцов и строк, чаще всего набирают кеглем 12 пунктов (при необходимости это значение можно уменьшать до 8).

Заголовки столбцов центрируют по ширине столбца, а заголовки строк выравнивают по левому краю. Заголовки таблицы начинаются с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишутся с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. В заголовке и подзаголовке используют только единственное число. Таблицу следует разместить по центру относительно левого и правого краев документа. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующую страницу, при этом тематический и нумерационный заголовки не повторяют.

На новой странице перед таблицей в правом верхнем углу пишут, например, «Продолжение табл. 1» или «Окончание табл. 1» для обозначения последней ее части.

Таблицу с большим количеством столбцов (граф) можно разделять на части и размещать одну часть под другой на одной странице. При этом если строки или графы выходят за формат страницы, в первом случае в каждой части повторяют заглавие (то есть названия столбцов), а во втором – боковую часть, то есть названия строк. Если текст, который повторяется в графе таблицы, состоит из одного слова, то его можно заменять кавычками, а если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют оборотом «то же», при следующих – кавычками. Если цифровые или другие данные в какой-то строке не представлены, в ней ставят прочерк.

4.6. Ссылки и сноски

В тексте работы обязательно должны присутствовать ссылки на используемые источники информации. Библиографические ссылки употребляют:  при цитировании;  при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций;  при необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос;  при анализе в тексте опубликованных работ. Отсутствие ссылки на цитируемый источник представляет собой нарушение авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка.

Сноски помещаются внизу той страницы, на которой помещен цитируемый текст, или текст, который требует примечания или комментария. В конце цитаты ставят сноску (Вставка/Ссылка/Сноска), формат номера сноски –  арабские цифры, обозначающие порядковый номер сноски на данной странице. Этот же номер отображается внизу страницы, где следует поместить библиографическое описание источника цитирования, оформленного по всем правилам. Если на этой же странице вы цитируете еще один или несколько источников, сноски должны идти в той же последовательности, в которой и цитаты в тексте. Когда один и тот же источник цитируется на странице несколько раз, то название и выходные данные приводят полностью только первый раз, а затем вставляют фразу «там же».

4.7. Оформление списка используемой литературы

Составление списка литературы – важный этап в написании работы. Этот небольшой раздел сразу привлекает внимание проверяющих. Поэтому рекомендуется отнестись к созданию и оформлению перечня использованных источников особо тщательно. Приложение 7

Список литературы должен быть свежим, источники 5-7 летней давности, редко можно использовать ранние труды, при условии их уникальности. Источники указываются в следующем порядке: законодательная литература, если есть; основная и периодическая; интернет – источники, если есть.

Список литературы должен быть составлен в алфавитном порядке Описание литературных источников должно быть приведено в соответствии с правилами, которые указаны в Межгосударственном стандарте ГОСТ 7.1-2003 СИБИД.

При оформлении библиографического списка:

  • Сведения, относящиеся к заглавию, приводят после основного заглавия и перед каждыми сведениями ставят пробел и двоеточие.

  • Фамилия автора приводится в начале заголовка и, как правило, отделяется от имени, имени и отчества или инициалов запятой.

  • Наименование издательства или издающей организации приводят в именительном падеже, без кавычек. При этом слова, обозначающие форму собственности, и само слово «издательство» опускают.

  • При наличии двух мест издания приводят оба названия и отделяют их друг от друга пробелом и точкой с запятой. При наличии трех и более мест издания приводят название, выделенное полиграфическими средствами, а при отсутствии этого признака — одно любое, заменяя остальные названия словами «и др.».

Допускается:

  • заменять условный разделительный знак «точку и тире» точкой;

  • если все издания, указанные в библиографическом списке, выполнены в печатном виде, то обозначение материала [Текст] можно опустить;

  • не указывать количество страниц в издании.

Примеры библиографических описаний представлены в приложении 7.

Книги, в которых нет сведений об авторах

Заголовок не применяется, библиографическую запись составляют под заглавием. Основное заглавие может быть тематическим (характерным) или типовым. Тематическое заглавие раскрывает тематику и содержание книги. Типовое заглавие состоит из типового слова (или нескольких слов), обозначающего вид издания или литературный жанр произведения, например: информационное письмо, стенографический отчет, сборник трудов.

Первые сведения об ответственности являются обязательным элементом описания. В качестве первых сведений об ответственности приводят наименования организаций, от имени которых опубликовано издание.

Внутри сведений об ответственности применяют следующие разделительные знаки: «точка» — при отделении наименования организации от наименований ее структурных подразделений (например, институт и кафедра), «запятая» при отделении однородных сведений (например, нескольких наименований различных учреждений).

Названия организаций приводят в форме, данной в издании. В сведениях об ответственности приводят не более двух наименований различных учреждений, от имени или при участии которых опубликована книга. Если в издании указаны три и более организации, то в сведениях об ответственности указывают наименование одного учреждения.

Ученые записки кафедры общей теории статистики БГУ: /Барнаул. гос. ун-т. Каф. общей теории статистики. — Барнаул: БГУ, 2003.



    1. Требования к лингвистическому оформлению

курсовой работы


Курсовая работа/проект должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Повторное употребление одного и того же слова, если это возможно, допустимо через 50 – 100 слов. Не должны употребляться как излишне пространные и сложно построенные предложения, так и чрезмерно краткие лаконичные фразы, слабо между собой связанные, допускающие двойные толкования и т. д.

При написании курсовой работы не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т. д. Корректнее использовать местоимение «мы». Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее выражать ту же мысль в безличной форме, например:

  • изучение инновационного опыта предприятий отрасли свидетельствует о том, что …,

  • на основе выполненного анализа можно утверждать …,

  • проведенные исследования подтвердили…;

  • представляется целесообразным отметить;

  • установлено, что;

  • делается вывод о…;

  • следует подчеркнуть, выделить;

  • можно сделать вывод о том, что;

  • необходимо рассмотреть, изучить, дополнить;

  • в работе рассматриваются, анализируются...

При написании курсовой работы необходимо пользоваться языком научного изложения. Здесь могут быть использованы следующие слова и выражения:

  • для указания на последовательность развития мысли и временную соотнесенность:

  • прежде всего, сначала, в первую очередь;

  • во – первых, во – вторых и т. д.;

  • затем, далее, в заключение, итак, наконец;

  • до сих пор, ранее, в предыдущих исследованиях, до настоящего времени;

  • в последние годы, десятилетия;

  • для сопоставления и противопоставления:

  • однако, в то время как, тем не менее, но, вместе с тем;

  • как…, так и…;

  • с одной стороны…, с другой стороны, не только…, но и;

  • по сравнению, в отличие, в противоположность;

  • для указания на следствие, причинность:

  • таким образом, следовательно, итак, в связи с этим;

  • отсюда следует, понятно, ясно;

  • это позволяет сделать вывод, заключение;

  • свидетельствует, говорит, дает возможность;

  • в результате;

  • для дополнения и уточнения:

  • помимо этого, кроме того, также и, наряду с…, в частности;

  • главным образом, особенно, именно;

  • для иллюстрации сказанного:

  • например, так;

  • проиллюстрируем сказанное следующим примером, приведем пример;

  • подтверждением выше сказанного является;

  • для ссылки на предыдущие высказывания, мнения, исследования и т.д.:

  • было установлено, рассмотрено, выявлено, проанализировано;

  • как говорилось, отмечалось, подчеркивалось;

  • аналогичный, подобный, идентичный анализ, результат;

  • по мнению Х, как отмечает Х, согласно теории Х;

  • для введения новой информации:

  • рассмотрим следующие случаи, дополнительные примеры;

  • перейдем к рассмотрению, анализу, описанию;

  • остановимся более детально на…;

  • следующим вопросом является…;

  • еще одним важнейшим аспектом изучаемой проблемы является…;

  • для выражения логических связей между частями высказывания:

  • как показал анализ, как было сказано выше;

  • на основании полученных данных;

  • проведенное исследование позволяет сделать вывод;

  • резюмируя сказанное;

  • дальнейшие перспективы исследования связаны с….

Письменная речь требует использования в тексте большого числа развернутых предложений, включающих придаточные предложения, причастные и деепричастные обороты. В связи с этим часто употребляются составные подчинительные союзы и клише:

  • поскольку, благодаря тому что, в соответствии с…;

  • в связи, в результате;

  • при условии, что, несмотря на…;

  • наряду с…, в течение, в ходе, по мере.

Необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их в тексте курсовой работы было однозначным. Это означает: то или иное понятие, которое разными учеными может трактоваться по-разному, должно во всем тексте данной работы от начала до конца иметь лишь одно, четко определенное автором курсовой работы значение.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.


  1. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Курсовая работа, выполненная с соблюдением рекомендуемых требований, оценивается и допускается к защите. Защита производиться до начала экзамена по дисциплине и/или профессионального модуля.

Процедура защиты курсовой работы включает в себя:

  • выступление студента по теме и результатам работы (5-7 мин),

  • ответы на вопросы членов комиссии, в которую входят преподаватели дисциплин профессионального цикла и/или междисциплинарных курсов профессионального модуля.

При подготовке к защите необходимо:

  • внимательно прочитать содержание отзыва руководителя работы,

  • внести необходимые поправки, сделать необходимые дополнения и/или изменения;

  • обоснованно и доказательно раскрыть сущность темы курсовой работы;

  • обстоятельно ответить на вопросы членов комиссии.


Окончательная оценка за курсовую работу выставляется комиссией после защиты.

Работа оценивается дифференцированно с учетом качества ее выполнения, содержательности выступления и ответов на вопросы во время защиты.

Результаты защиты оцениваются по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Положительная оценка по той дисциплине/профессиональному модулю, по которой предусматривается курсовая работа, выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы на оценку не ниже «удовлетворительно».

Получивший неудовлетворительную оценку по курсовой работе, не допускаетесь к квалификационному экзамену по профессиональному модулю. По решению комиссии может быть предоставлено право доработки работы в установленные комиссией сроки и повторной защиты.

К защите курсовой работы предъявляются следующие требования:

  1. Глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа экономической литературы.

  2. Умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц и графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития исследуемых явлений и процессов.

  3. Критический подход к изучаемым фактическим материалам с целью поиска направлений совершенствования деятельности.

  4. Аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.

  5. Логически последовательное и самостоятельное изложение материала.

  6. Оформление материала в соответствии с установленными требованиями.

  7. Обязательное наличие отзыва руководителя на курсовую работу/проект.


Для выступления на защите необходимо заранее подготовить и согласовать с руководителем тезисы доклада и иллюстративный материал.

При составлении тезисов необходимо учитывать ориентировочное время доклада на защите, которое составляет 5 минут. Доклад целесообразно строить не путем изложения содержания работы по главам, а по задачам, то есть, раскрывая логику получения значимых результатов. В докладе обязательно должно присутствовать обращение к иллюстративному материалу, используемом в ходе защиты работы. Объем доклада составляет 2-3 страницы текста в формате Word, размер шрифта 14, полуторный интервал. Рекомендуемые структура, объем и время доклада приведены в таблице 5.


Таблица 5

Структура, объем и время доклада

Структура доклада

Объем

Время

1.

Представление темы работы.

до 0,5 страниц

до 1 минут

2.

Актуальность темы.

3.

Цель работы.

4.

Постановка задачи, результаты ее решения и сделанные выводы (по каждой из задач, которые были поставлены для достижения цели курсовой работы/ проекта).

до 2 страниц

до 3 минут

5.

Перспективы и направления дальнейшего исследования данной темы.

до 0,5 страницы

до 1 минуты


В качестве иллюстраций используется презентация, подготовленная в программе «Power Point». Также иллюстрации можно представлять на 4-5 страницах формата А4, отражающих основные результаты, достигнутые в работе, и согласованные с содержанием доклада. Иллюстрации должны быть пронумерованы и названы.

В случае неявки на защиту по уважительной причине, предоставляется право на защиту в другое время.

В случае неявки на защиту по неуважительной причине, выставляется неудовлетворительная оценка.

Приложение 4


Примеры библиографических описаний

Однотомные издания

Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В. В. Семенов; Рос. акад. наук, Пущин. науч. центр, Ин-т биофизики клетки, Акад. проблем сохранения жизни. – Пущино : ПНЦ РАН, 2000. – 64 с.

Мюссе, Л. Варварские нашествия на Западную Европу [Текст]: вторая волна / Люсьен Мюссе ; перевод с фр. А. Тополева ; [примеч. А. Ю. Карчинского]. – СПб.: Евразия, 2001. – 344 с.

История России [Текст] : учеб. пособие для студентов всех специальностей / В. Н. Быков [и др.] ; отв. ред В. Н. Сухов ; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. / при участии Т. А. Суховой. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с.


Многотомные издания

Документ в целом:

Гиппиус, З. Н. Сочинения [Текст] : в 2 т. / Зинаида Гиппиус ; [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Т. Г. Юрченко ; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам]. – М. : Лаком-книга : Габестро, 2001.

Отдельный том

Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача [Текст]. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / Владимир Казьмин. – М. : АСТ : Астрель, 2002. – 503 с.

или

Казьмин, В. Д. Детские болезни [Текст] / Владимир Казьмин. – М. : АСТ : Астрель, 2002. – 503 с. – (Справочник домашнего врача : в 3 ч. / Владимир Казьмин ; ч. 2).


Электронные ресурсы

Ресурсы локального доступа:

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см + рук. пользователя (1 л.) + открытка (1 л.). – (Интерактивный мир). – Систем. требования: ПК 486 или выше ; 8 Мб ОЗУ ; Windows 3.1 или Windows 95 ; SVGA 32768 и более цв. ; 640х480 ; 4х CD-ROM дисковод ; 16-бит. зв. карта ; мышь. – Загл. с экрана. – Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 20х14 см.

Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс] : подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. – Электрон. дан. – М. : ACT [и др.], 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см + рук. пользователя (8 с.) – (Электронная книга). – Систем. требования: IBMPC с процессором 486 ; ОЗУ 8 Мб ; операц. система Windows (Зх, 95, NT) ; CD-ROM дисковод ; мышь. – Загл. с экрана.

Oxfordinteractiveencyclopedia [Электронный ресурс]. – Электрон, дан. и прогр. – [Б. м.] : TheLearningCompany, 1997. – 1 электрон, опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. – Систем, требования: ПК с процессором 486 + ; Windows 95 или Windows 3.1 ; дисковод CD-ROM ; зв. карта. – Загл. с этикетки диска.


Ресурсы удаленного доступа:

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997- . – Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

Исследовано в России [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный : МФТИ, 1998- . – Режим доступа к журн.: http://zhurnal.mipt.rssi.ru. Доступен также на дискетах. – Систем. требования для дискет: IBMPC ; WindowsЗ.хх/95 ; NetscapeNavigator или InternetExplorer ; AcrobatReader 3.0. – Загл. с экрана. – № гос. регистрации 0329900013.


Составные части документов

Статья из книги

Двинянинова, Г. С. Комплимент : Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе [Текст] / Г. С. Двинянинова // Социальная власть языка : сб. науч. тр. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук, Воронеж. гос. ун-т, Фак. романо-герман. истории. – Воронеж, 2001. – С. 101-106.

Статья из сериального издания

Михайлов, С. А Езда по-европейски [Текст] : система платных дорог в России находится в начал. стадии развития / Сергей Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17 июня.

Боголюбов, А. Н. О вещественных резонансах в волноводе с неоднородным заполнением [Текст] / А. Н. Боголюбов, А. Л. Делицын, M. Д. Малых // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 3, Физика. Астрономия. – 2001. – № 5. – С. 23-25.

Казаков, Н. А. Запоздалое признание [Текст] : повесть / Николай Казаков ; рисунки Е. Спиридонова // На боевом посту. – 2000. – № 9. – С. 64-76 ; № 10. – С. 58-71.

Раздел, глава

Малый, А. И. Введение в законодательство Европейского сообщества [Текст] / Ал. Малый // Институты Европейского союза : учеб. пособие / Ал. Малый, Дж. Кемпбелл, М. О’Нейл. – Архангельск, 2002. – Разд. 1. – С. 7-26.

Глазырин, Б. Э. Автоматизация выполнения отдельных операций в Word 2000 [Текст] / Б. Э. Глазырин // Office 2000 : 5 кн. в 1 : самоучитель / Э. М. Берлинер, И. Б. Глазырина, Б. Э. Глазырин. – 2-е изд., перераб. – М., 2002. – Гл. 14. – С. 281-298.

Рецензии

Гаврилов, А. В. Как звучит? [Текст] / Андрей Гаврилов // Кн. обозрение. – 2002. – 11 марта (№ 10-11). – С. 2. – Рец. на кн.: Музыкальный запас. 70-е : проблемы, портреты, случаи / Т. Чередниченко. – М. : Новое лит. обозрение, 2002. – 592 с.

Oxford interactive encyclopedia [Электронный ресурс]. – Электрон, дан. и прогр. – [Б. м.] : The Learning Company, 1997. – 1 электрон, опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. – Систем, требования: ПК с процессором 486 + ; Windows 95 или Windows 3.1 ; дисковод CD-ROM ; зв. карта. – Загл. с этикетки диска.

Ресурсы удаленного доступа:

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997- . – Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

Исследовано в России [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный : МФТИ, 1998- . – Режим доступа к журн.: http://zhurnal.mipt.rssi.ru. Доступен также на дискетах. – Систем. требования для дискет: IBMPC ; Windows З.хх/95 ; Netscape Navigator или Internet Explorer ; Acrobat Reader 3.0. – Загл. с экрана. – № гос. регистрации 0329900013.

Составные части документов

Статья из книги

Двинянинова, Г. С. Комплимент : Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе [Текст] / Г. С. Двинянинова // Социальная власть языка : сб. науч. тр. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук, Воронеж. гос. ун-т, Фак. романо-герман. истории. – Воронеж, 2001. – С. 101-106.

Статья из сериального издания

Михайлов, С. А Езда по-европейски [Текст] : система платных дорог в России находится в начал. стадии развития / Сергей Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17 июня.

Боголюбов, А. Н. О вещественных резонансах в волноводе с неоднородным заполнением [Текст] / А. Н. Боголюбов, А. Л. Делицын, M. Д. Малых // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 3, Физика. Астрономия. – 2001. – № 5. – С. 23-25.

Казаков, Н. А. Запоздалое признание [Текст] : повесть / Николай Казаков ; рисунки Е. Спиридонова // На боевом посту. – 2000. – № 9. – С. 64-76 ; № 10. – С. 58-71.

Раздел, глава

Малый, А. И. Введение в законодательство Европейского сообщества [Текст] / Ал. Малый // Институты Европейского союза : учеб. пособие / Ал. Малый, Дж. Кемпбелл, М. О’Нейл. – Архангельск, 2002. – Разд. 1. – С. 7-26.

Глазырин, Б. Э. Автоматизация выполнения отдельных операций в Word 2000 [Текст] / Б. Э. Глазырин // Office 2000 : 5 кн. в 1 : самоучитель / Э. М. Берлинер, И. Б. Глазырина, Б. Э. Глазырин. – 2-е изд., перераб. – М., 2002. – Гл. 14. – С. 281-298.

Рецензии

Гаврилов, А. В. Как звучит? [Текст] / Андрей Гаврилов // Кн. обозрение. – 2002. – 11 марта (№ 10-11). – С. 2. – Рец. на кн.: Музыкальный запас. 70-е : проблемы, портреты, случаи / Т. Чередниченко. – М. : Новое лит. обозрение, 2002. – 592 с.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Коми Республикаса велöдан да наука министерство

Министерство образования и науки Республики Коми


«Печораса промышленнöй да экономическöй техникум»

Уджсикасö велöдан канму учреждение

(УВКУ «ППЭТ»)

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Печорский промышленно-экономический техникум»

(ГПОУ «ППЭТ»)



специальность: 13.02.03 Электрические станции, сети и системы



КУРСОВАЯ РАБОТА


(тема)______________________________________________________

_______________________________________________________


Выполнил студент

__________________________________

__________________________________

(Ф.И.О.)

группа _________________

« ___ » __________ 2023 г.

___________ (подпись)


Научный руководитель

_________________________________

_________________________________

( Ф.И.О.)

« ___ » _________ 2023 г.

___________ (подпись)




Дата защиты работы

« ___ » ___________ 2023 г.


Результаты защиты ______ ________

(цифрой) (прописью)



Печора, 2023 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Пример оформления таблицы

Таблица 1

Риски, вызывающие опасения у населения


Опасности

Доля населения,
чувствительная
к опасностям, %

1

Дороговизна лекарств и медицинского обслуживания, тяготы, связанные с потерей здоровья

16

2

Тревога за близких

15

3

Бедность, рост цен, невыплаты зарплаты

14

4

Безработица

12

5

Нестабильность, неопределенность, безысходность

7

6

Жилищно-бытовые проблемы

5

7

Стихийные бедствия, катастрофы, пожары

4



Пример оформления рисунка

Рис.1. Динамика индекса потребительских цен









32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!