Вопрос: Законспектрировать формулы и зарисовать схемы , изображенные на рисунках
Ответы направлять по электронному адресу : ocenkadanilov@ mail.ru
Тема: Графическое счисление пути судна без учета влияния ветра и течения
7.2. Графическое счисление координат судна без учета дрейфа и течения
7.2.1. Задачи, решаемые при ручном графическом счислении пути судна При отсутствии ветра и течения судно перемещается относительно морского дна только под действием собственных движителей.
Если пренебречь рысканием судна (отклонениями рулевого от заданного ему курса) и считать поправку курсоуказателя постоянной, то линия пути судна на навигационной карте изобразится прямой линией, совпадающей с направлением истинного курса.
Путь судна → направление перемещения центра массы судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией пути судна по часовой стрелке от 0°
до 360° (круговая система счета).
Линия пути судна → линия, по которой перемещается центр массы судна относительно дна моря (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Линия пути и путь судна
При ручном графическом счислении координат судна без учета дрейфа и течения решаются следующие задачи:
•расчет и прокладка истинных курсов;
•расчет и прокладка пройденных судном расстояний;
•учет циркуляции – изменения курса судна.
При ведении счисления используются показания приборов:
репитера курсоуказателя (магнитного компаса, гирокомпаса и др.) – КК;
репитера лага (значения VЛ и ОЛ);
тахометров (Nоб/мин – число оборотов движителей);
судовых часов (текущее время).
7.2.2. Требования к оформлению счисления пути судна на карте При работе на карте все условные обозначения делаются в соответствии с «Условными обозначениями, применяемыми в судовождении».
Все положенные надписи и линии выполняются на навигационной карте только простым (М, ТМ)
карандашом, причем:
1.→ толщина проводимых линий должна соответствовать толщине нанесенных на карту параллелей и меридианов;
2.→ нажим должен быть таким, чтобы после стирания линий и надписей на карте не оставалось следов;
3.→ все положенные надписи не должны затемнять (накладываться) на графическое изображение пути судна;
4.→ высота букв и цифр должна быть в 1,5÷2 раза больше высоты цифр, обозначающих на карте глубины, т.е. ~ 3 мм (но не 5 мм).
За исходную точку начала счисления принимается место судна на якоре (бочке, у причала), определенное по наблюдениям береговых ориентиров или по счислению (рис. 7.2).
1. По счислимым координатам (φС, λС) наносим место якорной стоянки, около которого на свободном месте записываем время съемки с якоря и полное показание счетчика лага (ОЛ0):
−время съемки с якоря;
−полное показание счетчика лага.
Во всех случаях дробная черта записи проводится по линейке и параллельно параллели.
2. Из точки якорной стоянки проводим направление линии истинного курса, рассчитанное по формуле:
ИК = КК + К | (7.2) |
где КК – приборный курс по курсоуказателю (его значение задано рулевому); | |
К – поправка курсоуказателя от которого транслируется курс на репитеры. | |
Если курсоуказание идет от гирокомпаса, то | |
ИК = ККГК + ГК или ИК = ГКК + ГК | (7.3) |
Если курсоуказание идет от магнитного компаса, то | |
ИК = ККМК + МК | (7.4) |
где | |
МК = d + δ | (7.5) |
– поправка магнитного компаса.
Над проведенной из точки якорной стоянки линией истинного курса (линией пути) делается надпись:
•КК – сокращенное обозначение компасного курса (ГКК, ККГЛ, ККП);
•127,0° – значение компасного курса, заданное рулевому (знак равенства между КК и 127,0° по правилам не ставится);
•(+2,0°) – величина и знак принятой поправки курсоуказателя указывается в скобках.
Надпись над линией курса позволяет контролировать:
1.→ правильность удержания заданного курса (127,0°) рулевым;
2.→ величину принятой и учитываемой поправки курсоуказателя (+2,0°);
3.→ правильность проведения направления линии истинного курса на карте (129,0°).
При следовании судна по заданному курсу рулевой регулярно (через каждые 15 минут) сверяет показания курсов по основному курсоуказателю (по ГК или по ГА или др.) и по магнитному компасу с докладом вахтенному капитану (вахтенному помощнику капитана).
Счислимые координаты судна записываются в судовой журнал:
•при съемке судна с якоря (бочки) и при постановке на якорь (бочку);
•при плавании по счислению, в часы кратные 4-м (00, 04, 08 … 20);
•каждый час при плавании судна по счислению вблизи берега;
•при смене штурманской (ходовой) вахты и в других случаях по указанию капитана.
На навигационную карту счислимое место судна наносится:
•в часы, кратные четырем (00, 04 … 20);
•при изменении судном его курса или скорости;
•при смене штурманской (ходовой) вахты;
•каждый час при плавании судна вблизи берега или в стесненных водах и др. случаях по указанию капитана.
7.2.3. Решение основных задач счисления пути судна на карте Для нахождения счислимого места на заданное (текущее) время следует (рис. 7.2):
1.→ зафиксировать показания судовых часов с точностью до ± 1 минуты (11.00);
2.→ зафиксировать отсчет лага (ОЛ1) с точностью до 0,1 мили (60,4);
3.→ рассчитать пройденное судном расстояние по лагу:
+
SЛ = КЛ · РОЛ; РОЛ = ОЛ1 − ОЛ0 | (7.6) |
11,8 = 60,4 − 48,6. | |
4. (для VЛ = 18 уз. → КЛ = 1,02) SЛ = 1,02 · 11,8 = 12,0 мили. | |
5. → рассчитать пройденное судном расстояние по оборотам его движителей: | |
SОБ = VОБ · t | (7.7) |
где VОБ – скорость хода судна по оборотам его движителей (VОБ = 18,0);
t – время плавания от исходной точки (Т0 = 10.20) до заданной (Т1 = 11.00) (40 мин.).
7. SОБ = 12,0 мили
8.
9. при условии, что SЛ = SОБ → отложить его значение (в масштабе карты) от исходной точки по линии истинного курса и нанести счислимое место судна (на 11.00) условным знаком (штрих
линии ИК ~ 5 мм).
Рядом со счислимым местом записать дробью
При ведении счисления часто возникает необходимость знать время и отсчет лага прихода судна
в заданную точку (точку встречи, точку якорной стоянки и т.д.). Такая точка может быть задана (рис. 7.3):
Рис. 7.3. Способы задания на карте заданной точки a.→ координатами (φ, λ);
b.→ направлением на ориентир (ИП или КУ);
c.→ расстоянием (D) до ориентира и др.
Порядок решения подобной задачи уже рассматривался в главе 5.
Кратко напомним:
1.→ найти заданную точку на линии ИК (а или б или в);
2.→ измерить расстояние (S) по линии ИК от исходной точки до заданной;
3.→ рассчитать время, которое нужно, чтобы пройти это S заданной V
(7.8)
4. → рассчитать время прихода в заданную точку