СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание для группы СВ 210 по предмету Навигация на 01.12.2020

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Графическое счисление пути судна.

Просмотр содержимого документа
«Задание для группы СВ 210 по предмету Навигация на 01.12.2020»

Вопрос: Законспектрировать формулы и зарисовать схемы , изображенные на рисунках

Ответы направлять по электронному адресу : ocenkadanilov@ mail.ru

 

Тема: Графическое счисление пути судна без учета влияния ветра и течения

7.2. Графическое счисление координат судна без учета дрейфа и течения 7.2.1. Задачи, решаемые при ручном графическом счислении пути судна

При отсутствии ветра и течения судно перемещается относительно морского дна только под действием собственных движителей.

Если пренебречь рысканием судна (отклонениями рулевого от заданного ему курса) и считать поправку курсоуказателя постоянной, то линия пути судна на навигационной карте изобразится прямой линией, совпадающей с направлением истинного курса.

Путь судна → направление перемещения центра массы судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией пути судна по часовой стрелке от 0°

до 360° (круговая система счета).

Линия пути судна → линия, по которой перемещается центр массы судна относительно дна моря (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Линия пути и путь судна

При ручном графическом счислении координат судна без учета дрейфа и течения решаются следующие задачи:

•расчет и прокладка истинных курсов;

•расчет и прокладка пройденных судном расстояний;

•учет циркуляции – изменения курса судна.

При ведении счисления используются показания приборов:

репитера курсоуказателя (магнитного компаса, гирокомпаса и др.) – КК;

репитера лага (значения VЛ и ОЛ);

тахометров (Nоб/мин – число оборотов движителей);

судовых часов (текущее время).

7.2.2. Требования к оформлению счисления пути судна на карте

При работе на карте все условные обозначения делаются в соответствии с «Условными обозначениями, применяемыми в судовождении».

Все положенные надписи и линии выполняются на навигационной карте только простым (М, ТМ)

карандашом, причем:

1.→ толщина проводимых линий должна соответствовать толщине нанесенных на карту параллелей и меридианов;

2.→ нажим должен быть таким, чтобы после стирания линий и надписей на карте не оставалось следов;

3.→ все положенные надписи не должны затемнять (накладываться) на графическое изображение пути судна;

4.→ высота букв и цифр должна быть в 1,5÷2 раза больше высоты цифр, обозначающих на карте глубины, т.е. ~ 3 мм (но не 5 мм).

За исходную точку начала счисления принимается место судна на якоре (бочке, у причала), определенное по наблюдениям береговых ориентиров или по счислению (рис. 7.2).

1. По счислимым координатам (φС, λС) наносим место якорной стоянки, около которого на свободном месте записываем время съемки с якоря и полное показание счетчика лага (ОЛ0):

−время съемки с якоря;

−полное показание счетчика лага.

Во всех случаях дробная черта записи проводится по линейке и параллельно параллели.


2. Из точки якорной стоянки проводим направление линии истинного курса, рассчитанное по формуле:

ИК = КК + К

(7.2)

где КК – приборный курс по курсоуказателю (его значение задано рулевому);

 

К – поправка курсоуказателя от которого транслируется курс на репитеры.

 

Если курсоуказание идет от гирокомпаса, то

 

ИК = ККГК + ГК или ИК = ГКК + ГК

(7.3)

Если курсоуказание идет от магнитного компаса, то

 

ИК = ККМК + МК

(7.4)

где

 

МК = d + δ

(7.5)

– поправка магнитного компаса.

Над проведенной из точки якорной стоянки линией истинного курса (линией пути) делается надпись:

КК – сокращенное обозначение компасного курса (ГКК, ККГЛ, ККП);

•127,0° – значение компасного курса, заданное рулевому (знак равенства между КК и 127,0° по правилам не ставится);

•(+2,0°) – величина и знак принятой поправки курсоуказателя указывается в скобках.

Надпись над линией курса позволяет контролировать:

1.→ правильность удержания заданного курса (127,0°) рулевым;

2.→ величину принятой и учитываемой поправки курсоуказателя (+2,0°);

3.→ правильность проведения направления линии истинного курса на карте (129,0°).

При следовании судна по заданному курсу рулевой регулярно (через каждые 15 минут) сверяет показания курсов по основному курсоуказателю (по ГК или по ГА или др.) и по магнитному компасу с докладом вахтенному капитану (вахтенному помощнику капитана).

Счислимые координаты судна записываются в судовой журнал:

•при съемке судна с якоря (бочки) и при постановке на якорь (бочку);

•при плавании по счислению, в часы кратные 4-м (00, 04, 08 … 20);

•каждый час при плавании судна по счислению вблизи берега;

•при смене штурманской (ходовой) вахты и в других случаях по указанию капитана.

На навигационную карту счислимое место судна наносится:

•в часы, кратные четырем (00, 04 … 20);

•при изменении судном его курса или скорости;

•при смене штурманской (ходовой) вахты;

•каждый час при плавании судна вблизи берега или в стесненных водах и др. случаях по указанию капитана.

7.2.3. Решение основных задач счисления пути судна на карте

Для нахождения счислимого места на заданное (текущее) время следует (рис. 7.2):

1.→ зафиксировать показания судовых часов с точностью до ± 1 минуты (11.00);

2.→ зафиксировать отсчет лага (ОЛ1) с точностью до 0,1 мили (60,4);

3.→ рассчитать пройденное судном расстояние по лагу:

+

SЛ = КЛ · РОЛ; РОЛ = ОЛ− ОЛ0

(7.6)

11,8 = 60,4 − 48,6.

 

4. (для VЛ = 18 уз. → КЛ = 1,02) SЛ = 1,02 · 11,8 = 12,0 мили.

 

5. → рассчитать пройденное судном расстояние по оборотам его движителей:

 

SОБ = VОБ · t

(7.7)

где VОБ – скорость хода судна по оборотам его движителей (VОБ 18,0);

– время плавания от исходной точки (Т= 10.20) до заданной (Т= 11.00) (40 мин.).

7. SОБ 12,0 мили

8.

9. при условии, что SЛ = SОБ → отложить его значение (в масштабе карты) от исходной точки по линии истинного курса и нанести счислимое место судна (на 11.00) условным знаком (штрих   линии ИК ~ 5 мм).

Рядом со счислимым местом записать дробью   При ведении счисления часто возникает необходимость знать время и отсчет лага прихода судна

в заданную точку (точку встречи, точку якорной стоянки и т.д.). Такая точка может быть задана (рис. 7.3):

Рис. 7.3. Способы задания на карте заданной точки

a.→ координатами (φ, λ);

b.→ направлением на ориентир (ИП или КУ);

c.→ расстоянием (D) до ориентира и др.

Порядок решения подобной задачи уже рассматривался в главе 5.

Кратко напомним:

1.→ найти заданную точку на линии ИК (а или б или в);

2.→ измерить расстояние (S) по линии ИК от исходной точки до заданной;

3.→ рассчитать время, которое нужно, чтобы пройти это заданной V

(7.8)

4. → рассчитать время прихода в заданную точку