Вопросы:
- Какие масштабы используются для карт Внутренних водных путей?
- Какие требования должен обеспечить судоводитель при подходе к перекату?
Ответ направлять по адресу: [email protected]
Глава 12
НАВИГАЦИОННЫЕПОСОБИЯВНУТРЕННИХ ВОДНЫХПУТЕЙ
12.1 Карты и атласы
Для плавания по внутренним водным путям издаются карты внутренних водных путей — изображения участков внутреннего водного пути и прилегающей полосы берега, составленные на основе гидрографических работ. Для второстепенных водных путей, где судоходство осуществляется нерегулярно, составляются схемы судового хода. Карты внутренних водных путей называют также навигаци-
онными картами.
При плавании по крупным озерам и устьям рек, впадающим в моря, используются морские навигационные карты.
Для карт внутренних водных путей чаще всего используются масштабы 1:10 000 и 1:25 000, т. е. карты фактически являются планами. На таких картах изображение ограниченной поверхности земного шара на плоскости происходит практически без искажений и масштаб будет постоянным в любой точке карты и по любому направлению.
По своему содержанию навигационные карты представляют собой схематизированный вид водного пути. Они составляются на основе топографических карт, аэрофотосъемки, изысканий, промеров и т. д. На картах приводятся сведения об урезах воды, соответствующих проектному уровню; наносится ось судового хода или фарватера с разбивкой на километры; сооружения и постройки; навигационные препятствия, знаки навигационного оборудования; направления магнитного меридиана; расположение и направление неправильных течений; описание судового хода с рекомендациями для плавания и т. д. Карты могут иметь различную степень подробности
194 | Раздел 3. Основы морской и речной лоции |
изображения участков, разные краски для показа глубин, различные условные обозначения и т. д.
На некоторых картах могут приводиться дополнительные сведения о гидрологических особенностях, условиях навигации, а также планы трудных перекатов, рисунки и фотографии приметных ориентиров.
Карты, сброшюрованные в альбомы, как правило, содержат следующую информацию: наименование участка реки, для которого составлена карта; масштаб, издатель и год издания; предисловие или введение, в которых содержатся сведения о материалах, использованных при составлении карты; сведения об уровнях, глубинах, масштабах и др.; условные обозначения знаков и их словесное описание; схемы расположения листов карты; сами листы карты.
Атласы Единой глубоководной системы европейской части РСФСР включают в себя следующее: лист для учета корректуры, где указывают основания для корректуры, дату корректуры, подпись исполнителя; предисловие, в котором приводятся сведения об участках, входящих в данный том, масштабах, проекциях составления карт, использованных источниках и др.; необходимые пояснения и сокращения, принятые в текстах и на листах Атласа; навигационногидрографический очерк; схематический продольный профиль участка, охватываемого Атласом; условные обозначения; схему расположения листов Атласа; лоцийные сведения и др.
Навигационно-гидрографический очерк содержит: общие сведения, особенности плавания по затруднительным для судоходства местам, габариты пути, навигационное оборудование, перечисление портов и основных рейдов, сведения о диспетчерской службе и обслуживании флота, навигационную информацию, перечисление шлюзов и правила шлюзования, особенности использования УКВ радиосвязи, описание участков судоходного пути.
Для обеспечения безопасного плавания большое значение имеет умелое использование навигационных карт и пособий. Уметь пользоваться картой — это значит уметь ориентироваться с помощью карты, сопоставляя ее с натурой, а для этого необходимо предварительное изучение участка пути с целью усвоения всех его особенностей.
Судоводитель должен прежде всего ознакомиться с заголовком карты, введением, примечаниями, с масштабом, магнитным
Глава 12. Навигационные пособия внутренних водных путей | 195 |
склонением, годом издания карты и датой последней корректуры, характером рельефа дна, ограждением опасностей.
При изучении участка пути вначале бегло знакомятся со всем участком, а затем приступают к его более подробному изучению. При этом запоминают расположение всех населенных пунктов, искусственных сооружений и другие необходимые сведения. Судовой ход изучают с детальным запоминанием его положения между берегами, навигационным оборудованием, искусственными и естественными приметными объектами и т. д. Одновременно изучается характеристика перекатов, направления течения, прорабатываются рекомендации по судовождению.