СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание для конроля по русскому языку для 8класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты по рукому языку  по рзным разделам языкознания.

Просмотр содержимого документа
«Задание для конроля по русскому языку для 8класса»

ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ)


Раздел 1. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Проверяемые результаты обучения: Владеть основными понятиями фонетики;

осознавать смыслоразличительной функции звука; уметь характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

проводить фонетический анализ слова; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.

Проверочный тест.

1.Назовите непарный по глухости – звонкости согласный

а) [ т ] б) [ к ] в) [ х ] г) [ с ] д) [ ф ]

2. В разделе «Фонетика» изучается:

а) правописание слов в) словарный состав языка

б) постановка знаков препинания г) состав слова

д) звуки речи

3. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) яблоки в) день Д) скворцы

б) пень г) соловьи

4. Раздел «Орфоэпия» изучает:

а) состав слова в) правописание слов

б) звуки речи г) словосочетание

д) произношение слов

5. В каком слове буква Ё обозначает один звук?

а) пьёт в) ёлка д) полёт

б) ёжик г) объём

6. Назовите основные средства графики.

а) звуки в) слоги д) произношение

б) буквы г) ударение

7. Звуком речи является:

а) минимальная звуковая единица, которая выделяется при звуковом членении слова,

б) специальный вид письма в) совокупность норм речи

г) система ударений д) фиксация речи

8. Что называется графикой?

а) акустические свойства в) классификация звуков

б) звуки человеческой речи г) способы образования звуков

д) совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи

9 . Найдите вариант только со звонкими согласными:

а) р,й,з,г,ж в) м,ч,ш,щ,л д) н,б,ц,в,м

б) к,г,ж,д,в г) д,т,з,к,ф

10 . Какая буква обозначает два звука?

а) э в) ю д) и

б) у г) ы

11. В каком сочетании предлог С произносится звонко?

а) с ошибкой в) с крылом д) с языком

б) с реки г) с горы

12. Укажите слово, в котором есть звук О:

а) отлив в) слепок д) кровля

б) огурец г) Москва

13 .В каком слове ударение падает на второй слог?

а) квартал в) дозвонишься

б) каталог г) средства д) некролог

14.Укажите слово с равным количеством букв и звуков:

а) лечить в) лень д) святое

б) ядерный г) стажёр

15. Укажите слова, в которых происходит оглушение:

а) фуражка, грибков в) сбегать, сделать

б) сдача, сбить г) сгоряча, сдвинуть

д) сгореть, сгиб

16. Укажите слово с Ъ (твёрдым знаком):

а) вороб…и в) ин…екция д) уст…

б) п…едестал г) бул…он

17. В каком слове все согласные звуки твёрдые:

а) след в) ножик д) сварщик

б) ртуть г) один


Критерии оценки контрольной работы:

% выполненной работы

Оценка

90 - 100 %

«5» (отлично)

80 - 89 %

«4» (хорошо)

70 – 79 %

«3» (удовлетворительно)

0 – 69 %

«2» (неудовлетворительно)









Эталон ответов к контрольной работе по разделу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

в

д

а

д

д

б

а

д

а

в

г

д

а

г

а

в

в


Раздел 2. Лексика. Лексикография.Фразеология.

Проверяемые результаты обучения:знание основных лексических понятий, владение лексическими орфоэпическими нормами, а также общий уровень развития студента, объем его словарного запаса.

Тест «Лексика. Фразеология»

№ 1. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

1.экзаменатор – человек, который принимает экзамен

2.демонстрировать – выйти на демонстрацию

3.циничный – непристойный, бесстыдный

4.энтузиазм – сильное воодушевление, увлечение

Ответ_______________________

№ 2.  Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

1.потерянный взгляд 3. натянутые отношения

2.сорванный цветок 4. подавленное состояние

Ответ_______________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.

4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

Ответ_______________________

№ 4. Какой фразеологический оборот имеет значение «ничтожный, бесполезный человек»?

1.птица высокого полёта

2. абсолютный ноль

3.верста коломенская

4.колосс на глиняных ногах

Ответ_______________________

№ 5. Замените слово стилистически нейтральным синонимом.

А. Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.

Ответ_______________________

Б. Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купилиобалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка.

Ответ_______________________

В. Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

Ответ____________________








Критерии оценки контрольной работы:


% выполненной работы

Оценка

90 - 100 %

«5» (отлично)

80 - 89 %

«4» (хорошо)

70 – 79 %

«3» (удовлетворительно)

0 – 69 %

«2» (неудовлетворительно)










Эталон ответов к контрольной работе по разделу

1- 2

2 - 2

3 -4

4 - 2

5 - А упал; Б замечательный; В не знает


Тесты по русскому языку «Нормы орфоэпии»

Вопрос №1

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. диспансЕр

  2. зАвидно

  3. жалюзИ

  4. клАла

  5. каталОг

Вопрос №2

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. бралА

  2. ходатАйство

  3. кУхонный

  4. шАрфы

  5. шассИ

Вопрос №3

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. закупОрить

  2. облегчИть

  3. позвонИшь

  4. включИм

  5. послАла

Вопрос №4

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. лососЁвый

  2. Искра

  3. Августовский

  4. ломотА

  5. договОр

Вопрос №5

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. донЕльзя

  2. докраснА

  3. обеспЕчение

  4. асимметрИя

  5. гАзопровод

Вопрос №6

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. озлОбить

  2. одолжИт

  3. тОрты

  4. пОрты

  5. красивЕе

Вопрос №7

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. положИл

  2. плодоносИть

  3. факсимилЕ

  4. освЕдомишься

  5. прибЫв

Вопрос №8

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. сирОты

  2. бАрмен

  3. комбАйнер

  4. сОгнутый

  5. цЕмент

Вопрос №9

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. дремотА

  2. гЕнезис

  3. корЫсть

  4. некролОг

  5. запертА

Вопрос №10

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. углубИть

  2. намерЕние

  3. избалОванный

  4. срЕдства

  5. принУдить


Критерии оценки контрольной работы:

% выполненной работы

Оценка

90 - 100 %

«5» (отлично)

80 - 89 %

«4» (хорошо)

70 – 79 %

«3» (удовлетворительно)

0 – 69 %

«2» (неудовлетворительно)









Эталон ответов к контрольной работе по разделу


  1. завИдно

  2. ходАтайство

  3. закУпорить

  4. ломОта

  5. газопровОд

  6. красИвее

  7. факсИмиле

  8. цемЕнт

  9. дремОта

  10. намЕрение


Раздел 3. Морфемика. Словообразование.

Проверяемые результаты обучения: делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Тест по разделу «Морфемика»

1. Закончи предложение: «Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучаются …»

А. Звуки речи.

Б. Части слова.

В. Части речи.

Г. Словосочетания.

2. Закончи предложение: «Наименьшая значимая часть слова это-…

А. Окончание

Б. Слог

В. Морфема

Г. Корень

3. Закончи предложение: «При изменении слова…»

А. получаются формы этого же слова, изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остаётся тем же самым.

Б. изменяется и его лексическое значение.

В. получаются формы этого же слова.

Г. изменяется только его грамматическое значение.

4. Закончи предложение: «Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов называется …»

А. Окончание

Б. Приставка

В. Суффикс

Г. Корень

5. Закончи предложение: «Значимая часть слова, которая образует формы слова называется …»

А. Окончание

Б. Приставка

В. Суффикс

Г. Корень

6. Закончи предложение: «Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется…»

А. Окончание

Б. Приставка

В. Суффикс

Г. Корень

7. Закончи предложение: «Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов, называется…»

А. Окончание

Б. Приставка

В. Суффикс

Г. Корень

8. Закончи предложение: «В основе слова заключено его…»

А. лексическое значение.

Б. грамматическое значение.

В. и лексическое, и грамматическое значение.

Г. основное значение.

9. Найди слово, которое не является однокоренным к слову БОЛЬ.

А. Болеть.

Б. Больница.

В. Болезнь.

Г. Большой

10. Найди слово с приставкой С-.

А. …делать.

Б. …дание.

В. …доровье.

Г. …десь

11. . Укажи слово, в котором на конце приставки нужно писать букву З.

А. Ра…писание.

Б. Бе…вкусный.

В. Бе…шумно.

Г. Бе…конечный.

12. Найди слово, в корне которого нужно писать букву А.

А. Пол…жение.

Б. Распол…жить

В. Изл…гать

Г. Сл..жение

13. Найди слово, в корне которого нужно писать букву О.

А. Р…стение

Б. Р…сток

В. Выр…сти

Г. Отр…сль

14. Закончи предложение и запиши слово или словосочетание : «При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют…»

15. Найди слово, в корне которого после шипящего пишется О.

А. Пч…лка.

Б. Приш…л.

В. Ж…лтый.

Г. Ш…рох.

16. Укажи слово с буквой Ы после Ц.

А. Ц…клон.

Б. Милиц…я.

В. Ц…плёнок.

Г. Ц…ркуль.

17. Укажи слово, в котором есть приставка,корень, суффикс, окончание:

А. Переход.

Б. Стульчик.

В. Безводный.

Г. Дощечка.

18. Найди слово, в корне которого возможно чередование звуков.

А. Гром.

Б. Осень.

В. Стол.

Г. Река.


Критерии оценки контрольной работы:

% выполненной работы

Оценка

90 - 100 %

«5» (отлично)

80 - 89 %

«4» (хорошо)

70 – 79 %

«3» (удовлетворительно)

0 – 69 %

«2» (неудовлетворительно)











Эталон ответов к контрольной работе по разделу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

б

в

а

г

а

в

б

а и ..или г

г

а

б

в

б

Черед.звуков


г

в

в

г


Раздел 4. Орфография.


Проверяемые результаты обучения: умения ориентироваться в таком разделе языкознания, как орфография, учитывая его системность, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, принципами выбора написания), и правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме:

Правописание безударных гласных в корне слова;

Правописание гласных после шипящих и Ц;

Правописание приставок;

Правописание личных окончаний глаголов;

Правописание Н и НН во всех частях речи;

Правописание частицы НЕ;

Правописание слов слитно, раздельно или через дефис;

Употребление ъ и ь знаков;

Употребление синонимов, антонимов.


Задания для проведения контрольной работы для студентов


  1. Безударные гласные в корне слова:

Св…дить, прим…рение, изм…рение, объед…нение, вызд…р…веть, ед…ница, м…лодой, нар…диться, од…рить, тр…стинка, ук…р…тить, щ…б…танье, св…щенник, сум…рки, разг…вор, ув…дать друга, цветок ув…дает, прор…дить грядку.

Д…легат, вин…грет, рев…ранс, в…тчина (устар.), в…гонетка, с…пожник.

  1. Правописание гласных после шипящих и Ц:

Аж…рный, ж…лудь, ож…г (руки), пощ…чина, чащ…ба, ц…ган, ц…ркуль, синиц…(мн.ч.), корниш…н, маж…рный, изж…га, ц…корий, никч…мный, ш…колад, печ…нка, ж…ри, параш…т, щ…т, печ…ные,ч…рт.


  1. Правописание приставок:

а) пре- при

пр…морский, пр…открыть, пр…градить, пр…рвать, пр…пятствие, пр…следовать, пр…ключение, пр..оритет, пр…зидент, пр…зидиум, пр…соединить, пр…усадебный, пр…увеличение, пр…красный.

б) с- з

бе…сильный, бе…вкусный, бе…ценный, бе…злобный, во…становление, во…держаться, бе…форменный, ра…свет, ра…цвет, во…кликнуть.


  1. Правописание личных окончаний глаголов:

Он кле…т, он дыш…т, он пил…т, он ла…т, он капа…т, они бор…тся, он спиш…т, снега та…т, флаги ре…т, он колыш…тся, гуси плещ…тся, он скач…т


  1. Правописание Н и НН во всех частях речи:

Жева…ый, кова…ый, корчёва…ый, балова…ый, смышлё…ый, коше…ый, жаре….ый, гуси…ый, маши…ый, мыши…ый, баше…ый, соломе……ый, стекля…ая, песча..ый,глиня…ая, писа…ые людьми законы, краше…ый с вечера забор, станцио…ый, асфальтирова…ый, рискова…ый, купле…ая книга, отвечать пута…о, сожалеть искре…е; говорить

обдума…о, взволнова…о.


  1. Правописание частицы НЕ:

а) НЕ слитно- раздельно

  1. (Не)работающий механизм требовал ремонта.

  2. Разве это (не)правда?

  3. Взгляд его был (не)дружелюбный.

  4. Берег был (не)высок.

  5. Эту (не)лёгкую задачу надо было решить во что(бы) то ни стало.

  6. Это был (не)большой, а маленький котелок.

  7. (Не)смотря на сильный мороз, мы вышли на охоту.

  8. Она говорила, (не)смотря ему в глаза, старалась отвести взгляд.

  9. (не)правда, (не)далёкий, (не)чем, (не)стерпимый, (не)довыполнить; шел, (не)видя дороги; делал своё дело (не)взирая (ни)на что; играл, (не)смотря на ноты.


б)НЕ – НИ

(не, ни)разу (не, ни) был в Крыму, (не, ни) один из них (не)приехал, где бы (не, ни) был, (не,ни) мог (не, ни) знать, (не,ни) раз я хотел зайти к ним, куда бы он ( не. ни) поехал, я (не, ни)разу (не)видел этого явления.


  1. Правописание слов слитно, раздельно или через дефис:


а) (В)следстви… сырой погоды уехал, но (в)последстви… вернулся;(не)обходимо иметь (в)виду; (в)виду задержки в пути; (в)течени… часа; (в)течени… реки.

б) что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть; становилось холоднее, за(то) дождь перестал; спрятался за(то) здание; я (то)же поехал с ними; я сделал то(же), что и они.

в) (пол)лимона,(пол)дня, (пол)арбуза,(пол)кадра, (пол)очка, что(нибудь), какой(то), (кое)какой, какой(нибудь)


  1. Употребление разделительных ъ и ь знаков:

ад…ютант, суб…ект, ин…екция, д…явол,д…якон, под…ячий, почтал…он, компан…он, пред…юбилейный, двух…ярусный, трёх…этажный, двух…палубный, с…экономить, с…агитировать, с…узить, с…уметь, пред…убеждение, с…ездить, под…езд, п…еса, обез…яна.


  1. а)Подобрать синонимы:

Интересный, труд, бояться, Родина, писатель, гиппопотам, аллигатор.


б) Подобрать антонимы:

жить, радость, белый, простой, друг, тёплый, день, мир.


Критерии оценки контрольной работы:

Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выпол­нено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено бо­лее половины заданий.

Эталон ответов к контрольной работе по разделу


  1. Безударные гласные в корне слова:


Сводить, примирение, измерение, объединение, выздороветь, единица, молодой, нарядиться, одарить, тростинка, укоротить, щебетанье, священник, сумерки, разговор, увидать друга, цветок увядает, проредить грядку.

Делегат, винегрет, реверанс, вотчина (устар.), вагонетка, сапожник.



  1. Правописание гласных после шипящих и Ц:

Ажурный, жёлудь, ожог (руки), пощёчина, чащоба, цыган, циркуль, синицы, корнишон, мажорный, изжога, цикорий, никчёмный, шоколад, печёнка, жюри, парашют, щит, печёные, чёрт.

  1. Правописание приставок:

а) пре- при

приморский, приоткрыть, преградить, прервать, препятствие, преследовать, приключение, приоритет, президент, президиум, присоединить, приусадебный, преувеличение, прекрасный.

б) с- з

бессильный, безвкусный, бесценный, беззлобный, восстановление, воздержаться, бесформенный, рассвет, расцвет, воскликнуть.


  1. Правописание личных окончаний глаголов:

Он клеит, он дышит, он пилит, он лает, он капает, они борются, он спишет, снега тают, флаги реют, он колышется, гуси плещутся, он скачет


  1. Правописание Н и НН во всех частях речи:

Жеваный, кованый, корчёванный, балованный, смышлёный, кошеный, жареный, гусиный, машинный, мышиный, башенный, соломенный, стеклянная, песчаный, глиняная, писанные людьми законы, крашенный с вечера забор, станционный, асфальтированный, рискованный, купленная книга, отвечать путано, сожалеть искренне; говорить

обдуманно, взволнованно.


  1. Правописание частицы НЕ:

а) НЕ слитно - раздельно

  1. Неработающий механизм требовал ремонта.

  2. Разве это неправда?

  3. Взгляд его был недружелюбный.

  4. Берег был невысок.

  5. Эту нелёгкую задачу надо было решить во что бы то ни стало.

  6. Это был не большой, а маленький котелок.

  7. Несмотря на сильный мороз, мы вышли на охоту.

  8. Она говорила, не смотря ему в глаза, старалась отвести взгляд.

  9. неправда, недалёкий, нечем, нестерпимый, недовыполнить; шел, не видя дороги; делал своё дело невзирая ни на что; играл, не смотря на ноты.

б)НЕ – НИ

ни разу не был в Крыму, ни один из них не приехал, где бы ни был, не мог не знать, не раз я хотел зайти к ним, куда бы он ни поехал, я ни разу не видел этого явления.


  1. Правописание слов слитно, раздельно или через дефис:

а) Вследствие сырой погоды уехал, но впоследствии вернулся; необходимо иметь в виду; ввиду задержки в пути; в течение часа; в течении реки.

б) чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; становилось холоднее, зато дождь перестал; спрятался за то здание; я тоже поехал с ними; я сделал то же, что и они.

в) пол-лимона, полдня, пол-арбуза, полкадра, пол-очка, что-нибудь, какой-то, кое-какой, какой-нибудь


  1. Употребление разделительных ъ и ь знаков:

адъютант, субъект, инъекция, дьявол, дьякон, подьячий, почтальон, компаньон, предъюбилейный, двухъярусный, трёхэтажный, двухпалубный, сэкономить, сагитировать, сузить, суметь, предубеждение, съездить, подъезд, пьеса, обезьяна.


  1. а) Подобрать синонимы:

Интересный - занимательный, увлекательный; труд-работа, бояться-опасаться, страшиться, Родина-отчизна, держава, писатель- автор, художник мысли (слова), гиппопотам- бегемот, аллигатор-крокодил.


б) Подобрать антонимы:

жить - умереть; радость-печаль, горе, беда;, белый – чёрный; простой- сложный, непростой; друг-враг, недруг; тёплый – прохладный; день – ночь; мир- война, вражда.


Критерии оценки контрольной работы:

Оценка «5» ставится за работу, в которой допущена одна незначительная ошибка, описка, исправление.

Оценка «4» ставится за работу, в которой допущены две - четыре ошибки, описка, исправление.

Оценка «3» ставится за работу, в которой допущены пять-восемь ошибок, описка, исправление.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущены пять-восемь ошибок, описка, исправление.


Раздел 5. Морфология.

Проверяемые результаты обучения:идентифицировать самостоятельные и служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам; распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия; глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков; предлогов, частиц и союзов.

Контрольный тест по теме «Морфология»

1. Назовите существительные мужского рода:
А) проныра, задира, ябеда, соня;
Б) шоссе, метро, такси, радио;
В) шампунь, тюль, какаду, кофе;
Г) Миссисипи, Тарту, Гималаи, леди;
Д) семя, стремя, время, знамя.

2. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа.
А) шахматы, чернила, ножницы, поле;
Б) масло, нефть, студенчество, крупа;
В) листва, деньги, молодежь;
Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;
Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.

3. В каком слове перед суффиксом пишется ь?
А) пон..чик;
Б) стекол..щик; 
В) камен..щик;
Г) барабан..щик;
Д) табун..щик.

4. Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным?
А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды;
Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки;
В) пол..города, пол..минуты, пол..дома;
Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра;
Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.

5.На какие разряды делятся имена прилагательные?
А) вопросительные, относительные, повествовательные;
Б) возвратные, отрицательные, личные;
В) одушевлённые, неодушевлённые;
Г) определительные, собирательные, количественные;
Д) качественные, относительные, притяжательные;

6.Качественными называются прилагательные:
А) обозначающие признаки, свойства, качества предмета, которые могут проявляться в большей или меньшей степени;
Б) обозначающие признак предмета не прямо, а через отношение его к другому предмету;
В) обозначающие принадлежность предмета какому-либо лицу, животному;
Г) обозначающие действие предмета;
Д) обозначающие действие, добавочное по отношению к основному действию.

7.Укажите относительные прилагательные:
А) грубый, высокий;
Б) городской, детский;
В) удобный, белый;
Г) красный, глупый;
Д) заячий, медвежий.

8.Укажите притяжательные прилагательные:
А) грустный, очередной
Б) медный, стеклянный
В) последний, полный
Г) дедов, кошачий
Д) изумрудный, новый


9. В каком сочетании НЕ пишется слитно с прилагательным?
А) вовсе (не) строгий
Б) (не) вежлив, а груб
В) далеко (не) удачный ответ
Г) ничуть (не) интересный
Д) совсем (не) интересная книга

10.Укажите прилагательное с –Е- в суффиксе:
А) камыш…вый
Б) песц…вый
В) плюш…вый
Г) свинц…вый
Д) еж…вый

11.Укажите прилагательные с –НН-:
А) кожа…ый, глиня…ый
Б) це…ый, оловя…ый
В) нефтя…ой, сви…ой
Г) песча…ый, льня…ой 
Д) пчели…ый, льви…ый
12. Укажите прилагательное с суффиксом –к-:
А) январ…ий
Б) француз…ий
В) немец…ий
Г) сибир…ий
Д) гигант…ий
13. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
А) северо(западный)
Б) выпукло(вогнутые)
В) легко(растворимый)
Г) немецко(русский)
Д) светло(синий)

14. Какую форму имеет числительное семьсот шестьдесят восьмой в творительном падеже?
А) семьсот шестьдесят восьмому;
Б) семьюстами шестьюдесятью восемью;
В) семьсот шестьюдесятью восьмым;
Г) семьсот шестьдесят восьмым;
Д) семьсот шестьдесят восьмых.

15. Как склоняется числительное 50?
А) пятьдесят, пятьидесяти, пятидесятею, пятьдесят, пятьюдесяти, пятидесяти;
Б) пятьдесят, пятидесяти, пятидесяти, пятьдесят, пятьюдесятью, пятидесяти;
В) пятьдесят, пятидесяти, пятидесятю, пятьдесяти, пятьдесятью, пятидесяти;
Г) пятьдесят, пятидесятей, пятидесятям, пятьдесят, пятьдесят, пятьдесят;
Д) пятьдесят, пятьидесяти, пятидесятям, пятьдесят, пятьюдесятью, пятидесятых.

16. Укажите, в каком примере ни пишется раздельно?
А) (ни) чей;
Б) (ни) чему;
В) (ни) за что; 
Г) (ни) что;
Д) (ни) сколько.
17. Укажите слово с частицей не:
А) н..о чем не жалеть;
Б) н..за что н..про что;
В) н..от кого не ждал;
Г) н..кому написать;
Д) н..с кем договориться

Критерии оценки контрольной работы:

% выполненной работы

Оценка

90 - 100 %

«5» (отлично)

80 - 89 %

«4» (хорошо)

70 – 79 %

«3» (удовлетворительно)

0 – 69 %

«2» (неудовлетворительно)











Эталон ответов к контрольной работе по разделу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

в

г

б

г

д

а

б

г

г

д

б

в

в

б

б

в

д


Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.


Проверяемые результаты обучения: проверить умения учащихся осознавать структуру предложения через выражение его в схеме, правильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях по темам:

  1. Простые и сложные предложения.

  2. Виды сказуемого.

  3. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.

  4. Однородные члены предложения. Знаки препинания.

  5. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

  6. Обособленные члены предложения.

  7. Употребление деепричастий в предложении. Деепричастный оборот.

  8. Замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом.

  9. Односоставные предложения.

  10. Сложноподчиненное предложение.


Контрольная работа

1.Запишите словосочетания в таблицу по видам связи между словами:

Согласование

Управление

Примыкание




Сидел спокойно, играла с ребенком, под голубыми небесами, писала четко, в болотистый берег, сели за стол, увидел собаку, растет быстро, чистая вода.

2.Определите вид простых односоставных предложений:

1.Люблю тебя, Петра творенье!

2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

3. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье .

4. Пахнет весною сквозь стёкла .

5. Вам не видать таких сражений!

6.Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс.

7. Равнина дорогая и свинцовой свежести полынь.


3.Расставьте запятые, раскройте скобки, вставьте буквы:


1)Поворчал он да (не)посмел ослушаться.

2) Всё вокруг и жнивья и дорога и воздух сияло от низкого вечернего солнца.

3) После полу(дня) тянет легкий ветерок небо воздух солнце все становится ярче и яснее.

4) Он прошел (в)пустую дли(…)ую комнату.

5) Сизый едкий дым колыхался над низким сводчатым потолком и щ(…)пал глаза.

4.Определите тип предложения, расставьте запятые, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

1) Стукнула калитка и на плитках доро(…)ки послышались шаги.

2) Пугачев дал знак и меня тот(час) отпустили и оставили.

3) (В)начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.


5.Подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Употребите, если нужно, тире.


1)Пословица мудрость народа.

2)Человек есть украшение мира

3)Дружба это прежде всего искренность

4)Злой язык что стрела

5)Умелому воину зима не помеха

6.Определите вид связи придаточного предложения с главным, составьте схему предложения, расставьте знаки препинания:

1)Княжна Марья умоляла брата подождать еще день говорила о том что она знает как будет (не)счастлив отец ежели Андрей уедет (не)помирившись с ним.

7. Расставить знаки препинания

1) Пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые

2) И кони и охотничьи собаки и увлекательные охотничьи журналы и целая коллекция дорогих охотничьих ружей словом все потрясло воображение

3) Каждый звук шорох птицы шелест упавшего листа кажется громким заставляет опасливо вздрогнуть

4) Ветер со свистом понесся по степи беспорядочно закружился и поднял такой шум что из- за него не было слышно ни грома ни скрипа колес

5)Чтобы быть счастливым нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его.

Критерии оценки контрольной работы:


7 правильных заданий- оценка «5»

6 правильных заданий – оценка «4»

4-5 правильных заданий – оценка «3»

3 и менее – «2»


Эталон ответов к контрольной работе по разделу

1.

Согласование

Управление

Примыкание

под голубыми небесами

в болотистый берег

чистая вода

играла с ребенком

сели за стол

, увидел собаку

Сидел спокойно

писала четко

растет быстро



2. 1.Люблю тебя, Петра творенье (А. Пушкин)- определенно-личное, сказуемое «люблю» выражено глаголом.

2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Пословица)- Обобщенно-личное. Сказуемое «не вынешь» выражено глаголом.

3. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье (А.Пушкин) неопределенно- личное. Сказуемое «храните» выражено глаголом.

4. Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей) безличное. Сказуемое «пахнет» выражено глаголом.

5. Вам не видать таких сражений! (М. Лермонтов) безличное. Сказуемое «не видать» выражено глаголом.

6.Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс. (А. Пушкин) назывное. Подлежащие- все слова, выражены существительными.

7. Равнина дорогая и свинцовой свежести полынь (С. Есенин) назывное. Подлежащее «равнина» и «полынь» выражены существительным.


3.1)Поворчал он, да не посмел ослушаться.

2) Всё вокруг: и жнивья, и дорога.и воздух сияло от низкого вечернего солнца.

3) После полудня тянет легкий ветерок, небо, воздух, солнце - все становится ярче и яснее.

4) Он прошел в пустую длинную комнату.

5) Сизый едкий дым колыхался над низким сводчатым потолком и щипал глаза.

4.1) Стукнула калитка, и на плитках дорожки послышались шаги.

2) Пугачев дал знак,и меня тотчас отпустили и оставили.

3) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

5.1)Пословица- мудрость народа.

2)Человек есть украшение мира

3)Дружба - это прежде всего искренность

4)Злой язык что стрела

5)Умелому воину зима не помеха

1. Пословица - подл, мудрость - сказуемое
2 Человек - подл, украшение - сказ
3. Язык - подл, стрела - сказ
4. Дружба - подл - искренность - сказ
5. Зима - подл, не помеха - сказ

6. Княжна Марья умоляла брата подождать еще деньговорила отомчто она знаеткак будет несчастлив отецежели Андрей уедетне помирившись с ним. 

7. 1) Пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые

2) И кони, и охотничьи собаки, и увлекательные охотничьи журналы, и целая коллекция дорогих охотничьих ружей, словом, все потрясло воображение.

3) Каждый звук, шорох птицы, шелест упавшего листа кажется громким, заставляет опасливо вздрогнуть

4) Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из- за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес

5)Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его.



Раздел 7. Текст. Стилистика речи.

Проверяемые результаты обучения:определять стиль речи и анализировать тексты разных стилей, находить в тексте стилистические средства разных уровней языка,

различать стилистическую окраску языковых средств разных уровней языка.

Условия выполнения заданий:

1) указать цифрами номер стиля,

2) выписать из текстов отличительные признаки стилей.



1 вариант

Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты, укажите отличительные признаки этих стилей:

1) разговорному;

2) художественному;

3) газетно-публицистическому;

4) официально-деловому;

5) научному.

ТЕКСТ 1.

О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.

ТЕКСТ 2.

Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

ТЕКСТ 3.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

ТЕКСТ 4.

Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма – официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону – это диалог, то телефонограмма – это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обязательными для телефонограммы являются: наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит «от кого» и «кому» с указанием должности; время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.

ТЕКСТ 5.

Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, – концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:

– Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.

ТЕКСТ 6.

Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.

ТЕКСТ 7.

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

Функциональные стили речи

2 вариант

Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты, укажите отличительные признаки этих стилей:

1) разговорному;

2) художественному;

3) газетно-публицистическому;

4) официально-деловому;

5) научному.

ТЕКСТ 8.

2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в ее силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой континент от них не застрахован.

ТЕКСТ 9.

Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел...

ТЕКСТ 10.

В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приостановлена, так как вся прибыль предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.

ТЕКСТ 11.

От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок.

Г. Науменко.

ТЕКСТ 12.

Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

ТЕКСТ 13.

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Д. С. Лихачев

ТЕКСТ 14.

Расписка

Настоящая расписка дана библиотеке школы № 12 в том, что мною, старостой 10 класса Петровой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг И. А. Бунина «Темные аллеи» сроком на 10 дней.

Е. Петрова


Критерии оценки контрольной работы:


«5» - указаны стили, названы 3 отличительные признака стиля, приведены примеры(допускается 1 ошибка).

«4» - указаны стили (1 ошибка), названы 3 отличительные признака стиля, приведены примеры (2 ошибки).

«3» - указаны стили (2 ошибки), названы 3 отличительные признака стиля, приведены примеры (4 ошибки).

«2» - допущено более ошибок


Эталон ответов к контрольной работе по разделу


1 вариант 2 вариант

ТЕКСТ 1–3 ТЕКСТ 8–3

ТЕКСТ 2–5 ТЕКСТ 9–3

ТЕКСТ 3–4 ТЕКСТ 10-4

ТЕКСТ 4–5 ТЕКСТ 11-2

ТЕКСТ 5–2 ТЕКСТ 12-5

ТЕКСТ 6–3 ТЕКСТ 13-3

ТЕКСТ 7–2 ТЕКСТ 14-




Критерии оценки.

Ответы оцениваются по устному ответу студента.

Отметка «5» ставится, если обучающийся творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой .

Отметка «4» ставится, если обучающийся правильно планирует выполнение работы; самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

умеет пользоваться справочной литературой.

Отметка «3» ставится, если обучающийся допускает ошибки при планировании выполнения работы;

не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу.

Отметка «2» ставится, если обучающийся не может правильно спланировать выполнение работы;

не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

не может самостоятельно использовать справочную литературу.