Компетентностно-ориентированное задание
Название задачи: «Река моя Ангара»
Предмет: География
Класс: 8
Тема: «Разнообразие внутренних вод края. Их охрана»
Источники информации: текст, фотография, карты Красноярского края.
Стимул учащимся дается во время беседы перед работой с текстом:
Сегодня, перед изучением, в общем то не новой темы, я хочу сказать словами моего учителя, наставника А.Ф.Карнаухова про нашу родную и близкую реку.
Жить казак не сумеет без тихого Дона,
Украинец тоскует вдали от Днепра,
И волжанин на Волге счастливей, чем дома,
Но на свете нет рек, как моя Ангара.
Посмотрю на неё — в ней такое величье,
Поступь гордой царицы и юный задор—
И безмерная удаль, и нежность девичья, -
От горячей волны затуманится взор
Я беру эту чистую воду в ладони—
И светлеет лицо, угасает печаль.
В этой капле воды небо звездное тонет,
Умываются скалы, таежная даль.
Задание: Прочитай текст и выполни задания, используя карты атласа.
Ангара – река в Восточной Сибири, протекает по территории Иркутской области и Красноярского края России. Ангара – самый крупный по годовому стоку (около 120 км3) правый приток Енисея. По длине Ангара уступает двум другим наиболее крупным его притокам: Нижней Тунгуске и Подкаменной Тунгуске. Это единственная река, вытекающая из озера Байкал, вынося из него в среднем около 60 км3. Озеро Байкал лежит на высоте 456 м над уровнем моря, а высота уреза воды при впадении Ангары в Енисей – 76 м. В верхнем и среднем течении на реке много порогов. В нижнем течении река протекает по Приангарскому плато, берега на некоторых участках заболочены. Питание Ангары происходит в основном за счёт вод Байкала, а весной и в начале лета главным источником питания становятся талые снеговые воды, в это время в районе Приангарья начинается половодье. Ледостав на реке наблюдается с конца октября, вскрывается в середине мая, половодье длится с начала мая до конца июня, в низовьях — до начала июля. Характер течения у реки в верхней части — горный, в нижней — равнинный.
Название реки Ангара произошло от бурятского корня "анга", который означает открытый, раскрытый. Происхождение названия Ангары связано с характером морфологии долины реки у ее истока, напоминающей расселину, ущелье, по которому Ангара вырывается из Байкала.
В исторических источниках Ангара впервые упоминается в XIII в. под названием Анкара-Мурэн. До сих пор ведутся споры о происхождении Ангары. Научные исследования указывают на то, что Ангара по геологическим меркам возникла недавно, а до этого сток из Байкала шел по другому пути. Причину образования Ангары одни исследователи видят в землетрясении, другие — в повышении уровня Байкала. В числе притоков Ангары — реки Тасеева, Илим, Каменка, Иркут, Ока, Ия и др.
При относительно небольшой длине в 1779 км Ангара имеет значительный перепад, равный 380 м, и большой гидроэнергетический потенциал. На реке были построены четыре гидроэлектростанции, которые формируют Ангарский каскад ГЭС: Иркутская ГЭС, самая ближняя к истоку, следом идет Братская, а за ней — Усть-Илимская ГЭС. В ноябре 2012 г. гидроагрегаты первой очереди Богучанской ГЭС были уже переведены в режим постоянной промышленной эксплуатации, а с 1 декабря 2012 г. новая ГЭС начала поставки электроэнергии на оптовый рынок.
В Енисей Ангара впадает в Красноярском крае, недалеко от города Лесосибирска. В месте впадения Ангара полноводнее и шире Енисея. Не случайно древние монголы Ангарой называли реку и после слияния с Енисеем, а современный Енисей выше места слияния рек считали притоком.
Задание 1. Закончите предложение:
Исток реки Ангары начинается с _______________, который находится на территории_____________. Протекая через территорию______________, в нижнем течении реки расположены три муниципальных образования: а)________________, б)_________________, в)__________________районы края. Ангара впадает в ___________, недалеко от города_______________, называемым лесной столицей края.
Задание 2. Ответьте на вопросы:
А) Каковы причины образования реки Ангары?
_____________________________________________________________
Б) Сколько воды выносит Ангара из Байкала за год?
____________________________________________________________
В) Сколько гидроэлектростанций входит в Ангарский каскад? Сколько ГЭС на Ангаре в Красноярском крае?
_____________________________________________________________
Г) Как изменили плотины гидроэлектростанций качество вод в Ангаре?
Д) Назовите притоки Ангары? Какие из них находятся в Красноярском крае?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Е) Что куда впадает - Ангара в Енисей или Енисей в Ангару?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 3. На основе данных, приведённых в тексте, сделайте необходимые расчёты и заполните таблицу. (Для расчётов используйте калькулятор.)
Исток | |
Устье | |
Высота истока, м | |
Высота устья, м | |
Длина реки, км | |
Падение, м | |
Уклон , см/км | |
Тип реки по характеру течения | |
Тип питания | |
Режим реки | |
Задание 4. Используя контурную карту и атлас, подпишите водные географические объекты, встречающиеся в тексте.
_
Критерии оценивания заданий
За каждый правильный ответ 1 балл.
№ задания | Вопрос | Содержание верного ответа | Баллы |
1 | Исток реки Ангары начинается… впадает в… | с Байкала, Иркутской области, Красноярского края, Кежемский, Богучанский, Мотыгинский Енисей, от Лесосибирска | 8 |
2 | А) Каковы причины образования реки Ангары? | Исследователи рассматривают 2 причины: а) в землетрясении, б) в повышении уровня Байкала. | 2 |
Б) Сколько воды выносит Ангара из Байкала за год? | В среднем - около 60 куб.км. | 1 |
В) Сколько гидроэлектростанций входит в Ангарский каскад? Сколько ГЭС на Ангаре в Красноярском крае? | 4 ГЭС В Красноярском крае 1 Богучанская | 2 |
Г) Как изменили плотины гидроэлектростанций качество вод в Ангаре? | Река Ангара, питающаяся чистыми водами Байкала, ее фауна, основную часть которой составляли эндемичные байкальские виды, изменилась коренным образом. Основные факторы - резкое замедление течения и загрязнения, поступающие от промышленных центров. Фауна Ангары стала намного беднее, так как на смену многим байкальским эндемикам пришли другие виды. В толще вод водохранилища стало много зоопланктона. Качество воды стало существенно хуже. | 3 |
Д) Назовите притоки Ангары? Какие из них находятся в Красноярском крае? | Реки Тасеева, Илим, Каменка, Иркут, Ока, Ия. В Красноярском крае - Тасеева | 2 |
Е) Что куда впадает - Ангара в Енисей или Енисей в Ангару? | Ангара в устье, при впадении в Енисей, приносит 120 куб.км. воды в год, а Енисей на створе перед устьем Ангары имеет расход всего 100 куб. км. Однако исторически Енисей - это главная река, а Ангара все-таки один из его крупнейших притоков. | 2 |
3 | На основе данных, приведённых в тексте, сделайте необходимые расчёты и заполните таблицу. (Для расчётов используйте калькулятор.) Исток | Озеро Байкал – | Устье | Река Енисей | Высота истока, м | 456 | Высота устья, м | 76 | Длина, км | 1779 | Падение, м | 456 − 76 = 380 | Уклон, см/км | 38 000 : 1779 = 21,3 | Тип реки по характеру течения | Характер течения преимущественно равнинный | Тип питания | Питание реки смешанное, с преобладанием снегового | Режим реки | Ледостав на реке наблюдается с конца октября, вскрывается в середине мая, половодье длится с начала мая до конца июня, в низовьях — до начала июля | | 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,5 0,5 1 1 1 итог 5 б |
4 | Используя контурную карту и атлас, нподпишите водные географические объекты, встречающиеся в тексте. | оз.Байкал, реки – Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Енисей, Тасеева. | 3 |
Перевод баллов в отметки:
Менее 12 | 13 - 17 | 18 - 23 | 24 - 28 |
2 | 3 | 4 | 5 |
Данное задание может быть использовано в 8 классе при изучении темы «Разнообразие внутренних вод края. Их охрана» и при подготовке к ОГЭ. Работа с заданием может быть организована индивидуально и как домашняя работа. Время работы с текстами и заданиями составляет – 35-40 минут.
Задания направлены на выявление умения находить информацию в разных видах текстов, представленную в явном и в зашумленном виде, применять её в заданном контексте, сравнивать и сопоставлять сведения из различных источников . Источники информации даются в виде сплошных и не сплошных текстов. Проверка может проводиться по модельному ответу.
Формируемые познавательные умения:
1. Находить и извлекать информацию
- Определять место, где содержится искомая информация
- Находить и извлекать одну или несколько единиц информации,
расположенных в одном фрагменте текста
2. Интегрировать и интерпретировать информацию
- Понимать фактологическую информацию
- Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
- Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
- Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
- Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу,
обсуждаемому в тексте
- Использовать информацию из текста для решения практической задачи
- Выявлять связь между прочитанным текстом и современной реальностью