СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание на развитие естественнонаучной грамотности обучающихся 9 классов «Методы генетики»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученики научаться выбирать из текста, необходимую информацию и использовать её. Решать задачи по генетике

Просмотр содержимого документа
«Задание на развитие естественнонаучной грамотности обучающихся 9 классов «Методы генетики»»

Задача «Наследственность по крови».

Составитель: Грушина О.А, БОУ «Андреевская ОШ», д. Андреевская

Общая характеристика задачи.

Предмет: Биология (генетика).

Класс: 9.

  • Цель задачи: задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 9 классов, для ознакомления с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека.

Действия учащихся: данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Множественные аллели. Наследование групп крови», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и примпенение ранее полученных знаний учащимися.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

  • находить точную информацию в тексте;

  • переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);

  • работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);

  • при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;

  • решать задачи на дигибридное скрещивание, в условии даны только фенотипы ;

  • привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи;

  • заполнение пропусков в тексте.

Использованные источники:

  • Биология. 9 класс / Под ред. Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В.- М.:Дрофа, 2019г

  • Сборник задач по генетике с решениями./ Под ред.Крестьянинова В.Ю., Вайнера Г.Б.- М.: Лицей, 2017













Текст задачи.


Группы крови у человека, их наследование.

У каждого человека есть индивидуальные характеристики эритроцитов, связанные с особенностями антигенов и антител к ним, содержащихся в плазме.

Именно они и определяют группу крови. Комбинаций этих особых белков великое множество, поэтому во врачебной практике пользуются системой классификации групп крови АВ0 (читается: а, б, ноль). Согласно этому распределению выделяются четыре группы крови: 0 (I), А (II), В (III), АВ (IV). Существует несколько научно обоснованных закономерностей: Если хоть у одного из родителей первая (I) группа крови, то у малыша не может быть четвёртой (IV) группы (вне зависимости от группы крови второго родителя) Если у обоих родителей первая группа крови, то у их детей тоже может быть только первая группа (I) Если хоть у одного родителя четвёртая (IV) группа крови, то в таком союзе не может появиться детей с первой (I) группой. Во всех остальных случаях возможны самые различные варианты. Например, нет ничего удивительно в том, что у родителей со второй группой крови (II) рождается ребёнок с первой (I). Это вполне объяснимо и закономерно, как и то, что у мамы и папы с третьей группой (III) может быть малыш с первой (I). Существует и вовсе уникальное «сочетание родителей»: если один из них носитель второй группы крови (II), а другой – третьей группы (III), то дети могут иметь любую группу из четырёх возможных.

Резус-фактор – ещё один важный показатель в деле определения группы крови. Это липопротеид (белок), расположенный на мембранах эритроцитов у 85% людей. Такие люди считаются резус-положительными, а в случае отсутствия липопротеида – резус-отрицательными (среди европейцев их всего 15%). Резус-фактор обозначается латинскими буквами Rh со знаком «плюс» или «минус» соответственно. Резус-конфликт весьма опасное осложнение, возникающее в случае беременности резус-отрицательной женщины от резус-положительного мужчины. В этом случае ребёнку может передаться резус-фактор отца (Rh+), что вызовет выработку организмом матери антител против собственного малыша (Гемолитическая болезнь). Rh+ у родителей не всегда является «полностью» доминантным, а может быть гетерозиготным (то есть несущим в себе частичку доминантного и рецессивного гена). Если родители резус-отрицательны, то ребенок может быть только резус-отрицательным.









Задание 1

 

У женщины отрицательный резус-фактор.  Сможет ли она иметь детей? Есть ли вероятность того, что при следующей беременности ребенок будет больным?



Задание 2.


Вставь в текст пропущенные слова, выбрав их из выпадающего списка (заполнение пропусков в тексте).

.... может возникнуть между беременной женщиной с .... резус-фактором и вынашиваемым ею ребенком с .... резус-фактором. Последствием может стать
.... новорожденного.

Задание 3


В родильном доме перепутали двух детей. Помогите родителям. Свой выбор обоснуйте.

Первая пара родителей имеет I и II группы крови.

Вторая пара родителей имеет II и IV группы крови.

Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.

 Первый ребенок

Группа крови

II (JAJA и JAj0)



Второй ребенок

Группа крови

I (j0j0)



Задача 4.

Женщина со второй группой резус-положительной кровью, имеющая сына с первой резус-орицательной кровью, подала заявление в суд на мужчину с третьей резус-положительной кровью для установления отцовства. Может ли мужчина быть отцом ребёнка? Свой выбор обоснуйте.













Лист ответов.

Задание 1.

Деятельность: выявление части информации из анализируемого сюжета.

Ответ: Наличие отрицательного резус-фактора непосредственно на зачатие не влияет. Во время аборта (если он был произведен на сроках 9-10 недель беременности) существовала вероятность возникновения сенсибилизации организма к резус-фактору. До планируемой беременности желательно сделать анализ крови на наличие антител к резус-фактору.

Критерии оценивания:

Даны ответы и приведено обоснование – 2 балла.

Даны утвердительные ответы, но не приведено обоснование – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов.



Задание 2.

Деятельность: заполнение пропусков в тексте, все элементы для заполнения можно взять из анализируемого сюжета (заполнение пропусков в тексте).

Ответ:

1)Резус-конфликт.

2)отрицательным

3)положительным

4)гемолитическая болезнь.

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все пропущенные элементы– 2 балла.

Ответ включает в себя два пропущенных элемента – 1 балл.

Ответ включает в себя один пропущенный элемент – 0 баллов.

Задание 3.

Деятельность: формулировка выводов при сопоставлении текста, таблиц.

Первая пара родителей

У одного родителя – I группа крови – генотип j0j0. У второго родителя – II группа крови. Ей может соответствовать генотип JAJA или JAj0. Поэтому возможны два варианта потомства:

Р

JAj0
II группа

×

j0j0
I группа

или

JAJA
II группа

×

j0j0
I группа

гаметы  

      

 

 

 

F1

JAj0
II группа

 

j0j0
I группа

 

JAj0
II группа

Первая пара может быть родителями и первого, и второго ребенка.

Вторая пара родителей

У одного родителя II группа (JAJA или JAj0). У второго – IV группа (JAJB). При этом также возможны два варианта потомства:

Р

JAJA
II группа

×

JAJB
IV группа

или

JAj0
II группа

×

JAJB
IV группа

гаметы  

   

 

  

 

  

 

  

F1

JAJA
II группа

 

JAJB
IV группа

 

JAJA   JAJB
II группа IV группа

 

JAj0   JBj0
II группа III группа

Вторая пара не может являться родителями второго ребенка (с I группой крови).

Ответ

Первая пара – родители второго ребенка. Вторая пара – родители первого ребенка.

Критерии оценивания:

Верно установлено соответствие и даны верные пояснения во всех двух случаях – 3 балла.

Верно установлено соответствие и дано верное пояснение в одном случае – 2 балла.

Верно установлено соответствие, а пояснения отсутствуют – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов

Задача 4.

Деятельность: решение задачи на дигибридное скрещивание, в условии даны только фенотипы.

Ответ:

1)генотип сына (IОIО rh_h _) мужчину могут признать отцом ребёнка в том случае, если и женщина (IАIО Rh+ rh_) и мужчина (IВIО Rh+ rh_) гетерозиготны по обеим парам признаков:

Р : II(A) полож. (+) III(В) полож. (+)

IАIО Rh+ rh_ IВIО Rh+ rh_

G: IАRh+, IАrh_, IВRh+, IВrh_,

IО Rh+, IОrh_ IОRh+, IОrh_


2) группа крови по системе АВО наследуется по принципу кодоминирования, а резус-фактор – по принципу полного доминирования.

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла.

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла.

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл.

Ответ неправильный – 0 баллов.

Умения.

Естественнонаучные:

1. Использовать естественнонаучные знания для решения реальных жизненных задач.

2. Актуализировать знания, использовать их для принятия решения.

3. Использовать школьные знания для объяснения и прогнозирования явлений окружающего мира.

4. Представлять естественнонаучную информацию в контексте решаемой задачи.

5. Умение объяснять (прогнозировать) природные и техногенные явления на основе разных моделей. 6. Использовать исследовательский метод (сбор, систематизация и анализ фактов, выдвижение гипотез, планирование и проведение эксперимента, анализ полученных результатов, формулировка заключения, выводов) в нестандартных ситуациях.

Информационные:

1. Находить точную информацию в однородных, однотипных текстах.

2. Находить точную информацию в составных, разнотипных текстах.

3. Находить достоверные сведения в разных типах информационных источников: графиках, диаграммах, картах, схемах, таблицах.

4. Синтезировать и сопоставлять информацию разнотипных источников, делать выводы, заключения и обобщения.

5. Использовать разные типы выявления информации: ознакомительный, поисковый, ориентировочный, формулировать информационно и доказательно насыщенное суждение, заключение, выводы.

Общеучебные:

1. Решать задачу с привлечением дополнительной информации, личного опыта.

2. Решать задачу на основе межпредметного подхода с использованием комплексных подходов.

3. Удерживать взаимосвязь отдельных заданий задачи, использовать полученную информацию в одном задании для решения другого.

4. Использовать обоснованные приближения, упрощающие подходы, нетрадиционные способы решения задачи.

5. Уметь давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.

6. Уметь на основе точной информации из текста давать качественную интерпретацию (делать выводы, заключение, обобщение, сравнение и др.).

7. Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать информацию, соединять их в общую и т.п.).

8. Уметь работать с разными типами текстов: бытовыми, научно-популярными, публицистическими и др.

9. Уметь переходить (переводить) от одного вида текста к другому (от схемы к словесному описанию и, наоборот, от словесного описания к таблице и, наоборот, от карты к словесному описанию, таблице, схеме, диаграмме и, наоборот.

10. Уметь выделять неявную, скрытую дополнительную необходимую информацию из вопроса к поставленной задаче.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!