Назина С.О. МБОУ «Мендюкинская средняя школа» учитель русского языка и литературы.
Задание по формированию читательской грамотности.
Задача по произведению Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Это задание выполняется при изучении произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души». Оно, развивая читательскую грамотность, помогает лучше разобраться в образе главного героя Чичикова.
Цель: повышение читательской грамотности.
Задачи:
- развитие умения выявлять информацию в тексте;
-оценивать факты и явления, обобщать и сопоставлять их;
-высказывать свою точку зрения при составлении письменного высказывания.
Образ Чичикова в романе Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
На другой день Чичиков отправился на обед и вечер к полицеймейстеру, где с трех часов после обеда засели в вист и играли до двух часов ночи. Там, между прочим, он познакомился с помещиком Ноздревым, человеком лет тридцати, разбитным малым, который ему после трех-четырех слов начал говорить «ты». С полицеймейстером и прокурором Ноздрев тоже был на «ты» и обращался по-дружески; но, когда сели играть в большую игру, полицеймейстер и прокурор чрезвычайно внимательно рассматривали его взятки и следили почти за всякою картою, с которой он ходил. На другой день Чичиков провел вечер у председателя палаты, который принимал гостей своих в халате, несколько замасленном, и в том числе двух каких-то дам. Потом был на вечере у вице губернатора, на большом обеде у откупщика, на небольшом обеде у прокурора, который, впрочем, стоил большого; на закуске после обедни, данной городским главою, которая тоже стоила обеда. Словом, ни одного часа не приходилось ему оставаться дома, и в гостиницу приезжал он с тем только, чтобы заснуть. Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, - он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре - и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках, и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком. Но замечательно, что он все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор - что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты - что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны, приехавши довольно поздно из города и уже совершенно раздевшись и легши на кровать возле худощавой жены своей, сказал ей: «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!» На что супруга отвечала: «Гм!»- и толкнула его ногою.
Такое мнение, весьма лестное для гостя, составилось о нем в городе, и оно держалось до тех пор, покамест одно странное свойство гостя и предприятие, или, как говорят в провинциях, пассаж, о котором читатель скоро узнает, не привело в совершенное недоумение почти всего города.
1 задание. Вставьте вместо точек слово: Словом, ни одного часа не приходилось ему оставаться дома, и в гостиницу приезжал он с тем только, чтобы …
А. умыться
Б. отдохнуть
В .заснуть
Г. выспаться
Д. переодеться
Е. перекусить
Оценка выполнения задания
Деятельность: выявление информации.
Формат текста: сплошной
Ситуация: для личных целей
Ответ В «Словом, ни одного часа не приходилось ему оставаться дома, и в гостиницу приезжал он с тем только, чтобы заснуть».
2 задание. Кто отозвался о Чичикове таким образом: «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»?
А . Ноздрёв
B. Полицмейсер
C. Председатель палаты
D.Прокурор
E. Собакевич
Оценка выполнения задания
Деятельность: выявление информации.
Формат текста: сплошной
Ситуация: для личных целей
Ответ E- Даже сам Собакевич сказал: «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»
3 задание:
Найдите утверждение, которое не соответствует содержанию текста.
А. Играли в вист до двух часов ночи.
Б. Чичиков показал себя опытным светским человеком.
В. Чичиков всегда говорил громко и уверенно
Г. Все чиновники были довольны приездом нового лица.
Оценка выполнения задания
Деятельность: информация
Формат текста: сплошной
Ситуация: для личных целей
Ответ: В ( Чичиков говорил не громко)
4 задание
Как отозвались о Чичикове (ответ занесите в табличку)
Губернатор | |
Прокурор | |
Председатель палаты | |
Полицмейстер | |
Каково ваше мнение о личности Чичикова в данном отрывке?
Оценка выполнения задания
Деятельность: выявление информации, рефлексия и оценка
Формат текста: сплошной
Ситуация: для личных целей
Ответ. Ребята пишут ответ, высказывая свое мнение.
5 задание
Какова идея автора произведения в данном отрывке из произведения?
A. Показать истинное лицо главного героя.
B. Показать сложные взаимоотношения главного героя с чиновниками города.
C. Познакомить читателя с действиями главного героя в городе N.
D. Показать гостеприимство чиновников.
Оценка выполнения задания
Деятельность: рефлексия и оценка
Формат текста: сплошной
Ситуация: для личных целей
Ответ С. Познакомить читателя с действиями главного героя в городе N.
6 задание.
«…шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, - он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре - и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках, и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком»
С какой целью автор так подробно описывает знания героя?
Оценка выполнения задания
Деятельность: рефлексия
Формат текста: сплошной
Ситуация: для личных целей
Ответ: пишут ответ на вопрос.
7 задание.
Используйте текст предыдущего задания. Какое выразительное средство использует автор в отрывке.
А. Сравнение.
Б. Фразеологизм.
В. Гиперболу.
Г. Метафору.
Оценка выполнения задания.
Деятельность- интерпретация.
Формат текста- сплошной.
Ответ. Б фразеологизм (не дать промаха)
8 задание.
Как автор показывает, почему Чичиков произвел на всех хорошее впечатление. Выпишите предложения из текста.
Оценка выполнения задания.
Деятельность- интерпретация.
Формат текста- сплошной.
Ответ. . Но замечательно, что он все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.
9 задание.
Можно ли в данном отрывке определить идею автора. Если можно, то в чем, по-вашему мнению, она заключается.
Оценка выполнения задания.
Деятельность: анализ.
Формат текста: сплошной
Ситуация: для личных целей
Ответ: пишут ответ на вопрос.
Эта работа развивает читательскую грамотность обучающихся, учит внимательно вчитываться в текст. Сложность заданий возрастает.
1.2 и 3 задания –выявление информации. Обучающиеся должны внимательно прочитать текст, только тогда они смогут ответить на вопросы.
4 задание соединяет в себе выявление информации и оценку. Сначала ребята заносят информацию в нужный столбик, а потом дают ответ на вопрос, что требует от них умения проанализировать и оценить событие.
5 и 6 задание – рефлексия (самоанализ деятельности и ее результат) Ученики должны высказать свою точку зрения, подкрепив ее аргументами из текста.
7и 8 задание- интерпретация. Здесь нужно вспомнить средства выразительности. Суметь дать ответ, выписав предложение из текста.
9 задание- самое сложное. Оно включает анализ данного отрывка. Обучающиеся отвечают на вопрос в форме мини-сочинения. Это требует от них понимание текста, его анализ и оценку.
Эта работа тренирует развитие читательской грамотности. Она помогает лучше разобраться в образе Чичикова.