СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание по развитию читательской грамотности на тему "Ледовое побоище" (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание направлено на развитие читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Задание по развитию читательской грамотности на тему "Ледовое побоище" (6 класс)»

Задания по развитию читательской грамотности.

Учебный предмет «История России. Всеобщая история» 6 класс.

Тема «Ледовое побоище».

Работа с историческим источником.

Из Симеоновской летописи.

«Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество воинов храбрых, сильных и крепких, все наполнились они воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И они сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя».

Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

Задание 1.

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.

Формат ответа: задания на исключение неправильных утверждений.

Отметьте неверные ответы:

Какие народы принимали участие в этой битве:

1.русские

2.немцы

3.шведы

4. чудь

5. монголы

Ответ : 3,5


Задание 2.

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.

Формат ответа: задания на выбор всех правильных ответов.

Выберите верные ответы:

  1. Войска сошлись на Чудском озере.

  2. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 10 верст по льду Суболицкого берега.

  3. Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна.

  4. Был же тут с Александром и сын его Андрей со множеством воинов.

  5. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, …, и не видно было льда, потому что была ночь.

Ответ: 1, 3.


Задание 3.

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.

Формат ответа: задание с развернутым ответом.

Какие действия предпринял князь Александр для отражения немецкой агрессии?

В качестве ответа может быть указано:

-Князь Александр выбрал метом сражения Чудское озеро, покрытое льдом, что было неудобно для тяжеловооруженных рыцарей.

-Русские войска встали на Узмени, у Вороньего камня, с тем, чтобы охватить врагов.

-Князь собрал большое, храброе войско.


Задание 4.

Компетентностная область оценки: умение извлекать информацию из рисунка.

Формат ответа: задание на сравнение.

На рисунке изображены немецкий и русский воин, принимавший участие в побоище, и дано описание их вооружения и доспехов. Внизу указан общий вес вооружения и доспехов. Этот вес, как считают многие исследователи, сыграл большую роль в исходе сражения. Изучите рисунок и выполните задание.


Вес вооружения и доспехов немецкого рыцаря больше, чем у русского война. Укажите, за счет чего, по вашему мнению, доспехи рыцаря могли весить больше, и запишите возможные версии.


В качестве ответа может быть указано:

-Большая длина меча.

-Металлический щит (в отличие от деревянного).

-Кольчуга с капюшоном (в отличие от кольчуги без капюшона).

-Кольчуга из чешуек (в отличие от кольчуги из колец).

-Больший шлем.

-Наличие большого копья.

-Другие верные версии.


Задание 5.

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

Формат ответа: задание на сопоставление.

Вместе с самозванцем Лжедмитрием I в Москву пришли поляки, которые не знают русских сословий. Помоги полякам разобраться с представителями русских сословий. Сопоставь определение русских сословий и их правами, и обязанностями.


Название сословие


Права и обязанности

А

1

«Немцы острою колонною врезались в наши ряды; но мужественный князь, ударив на неприятеля сбоку, замешкал их; сломил, истреблял немцев и гнал чудь до самого тёмного вечера».

Б

2

Незадолго до сражения Александр с братом Андреем освободили захваченный Орденом Псков, после чего пошли с разведкой в земли неприятеля. Дойдя до Дерпта (Тарту), Александр отвёл войско назад, к восточному берегу Чудского озера, и стал готовиться к битве.

В

3

Русские полки встали «у Вороньего Камня, на Узмени», то есть в узком месте, где Чудское озеро переходило в Тёплое.

Г

4

Таранный удар

Когда начинался бой, воины первых рядов зажимали копьё и атаковали противника на полном скаку, прикрывшись щитом. Биться с рыцарем было нелегко, но если его стаскивали с коня, то он лишался преимущества.


Ответ:

а

б

в

г

3

4

1

2


Задание 6.

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

Формат ответа: задание с развернутым ответом.

Используя репродукцию картины Григория Угрюмова «Торжественный вьезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами» ответьте на вопрос:

Кого вели рядом с конем А. Невского?




В качестве ответа может быть указано:

Близ его коня вели знатных рыцарей, за ним гнали толпу простых пленных.


Задание 7.

Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и форму текста.

Формат ответа: задание с развёрнутым ответом.

Как вы думаете, какие итоги имела эта битва?


В качестве ответа может быть указано:

-Устранена угроза захвата северо-западных земель.

-Сохранены торговые связи с Европой, Русь отстояла выход к Балтийскому морю.

-По договору рыцари покидали все завоёванные земли и возвращали пленных. Русские тоже вернули всех пленных.

-Надолго прекратились набеги запада на Русь.



Задание 8.

Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и форму текста

Формат ответа: задание с развёрнутым ответом.

Счастливый делом своим и радостию общею, сей добрый Князь пролил слезы и с чувствительностию сказал гражданам: «О Псковитяне! Если забудете Александра; если самые отдаленные потомки мои не найдут у вас верного пристанища в злополучии: то вы будете примером неблагодарности!»  – Новогородцы радовались не менее Псковитян, и скоро послы Ордена заключили с ним мир.

Н. Карамзин.

Том IV. История государства Российского.

Как Вы считаете, почему Новгородцы радовались не мене Псковитян? Свой ответ аргументируйте.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!