Задания по развитию читательской грамотности.
Учебный предмет «История России. Всеобщая история» 6 класс.
Тема «Ледовое побоище».
Работа с историческим источником.
Из Симеоновской летописи.
«Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество воинов храбрых, сильных и крепких, все наполнились они воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И они сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя».
Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».
Задание 1.
Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.
Формат ответа: задания на исключение неправильных утверждений.
Отметьте неверные ответы:
Какие народы принимали участие в этой битве:
1.русские
2.немцы
3.шведы
4. чудь
5. монголы
Ответ : 3,5
Задание 2.
Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.
Формат ответа: задания на выбор всех правильных ответов.
Выберите верные ответы:
Войска сошлись на Чудском озере.
И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 10 верст по льду Суболицкого берега.
Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна.
Был же тут с Александром и сын его Андрей со множеством воинов.
И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, …, и не видно было льда, потому что была ночь.
Ответ: 1, 3.
Задание 3.
Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.
Формат ответа: задание с развернутым ответом.
Какие действия предпринял князь Александр для отражения немецкой агрессии?
В качестве ответа может быть указано:
-Князь Александр выбрал метом сражения Чудское озеро, покрытое льдом, что было неудобно для тяжеловооруженных рыцарей.
-Русские войска встали на Узмени, у Вороньего камня, с тем, чтобы охватить врагов.
-Князь собрал большое, храброе войско.
Задание 4.
Компетентностная область оценки: умение извлекать информацию из рисунка.
Формат ответа: задание на сравнение.
На рисунке изображены немецкий и русский воин, принимавший участие в побоище, и дано описание их вооружения и доспехов. Внизу указан общий вес вооружения и доспехов. Этот вес, как считают многие исследователи, сыграл большую роль в исходе сражения. Изучите рисунок и выполните задание.
Вес вооружения и доспехов немецкого рыцаря больше, чем у русского война. Укажите, за счет чего, по вашему мнению, доспехи рыцаря могли весить больше, и запишите возможные версии.
В качестве ответа может быть указано:
-Большая длина меча.
-Металлический щит (в отличие от деревянного).
-Кольчуга с капюшоном (в отличие от кольчуги без капюшона).
-Кольчуга из чешуек (в отличие от кольчуги из колец).
-Больший шлем.
-Наличие большого копья.
-Другие верные версии.
Задание 5.
Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
Формат ответа: задание на сопоставление.
Вместе с самозванцем Лжедмитрием I в Москву пришли поляки, которые не знают русских сословий. Помоги полякам разобраться с представителями русских сословий. Сопоставь определение русских сословий и их правами, и обязанностями.
| Название сословие | | Права и обязанности |
А | | 1 | «Немцы острою колонною врезались в наши ряды; но мужественный князь, ударив на неприятеля сбоку, замешкал их; сломил, истреблял немцев и гнал чудь до самого тёмного вечера». |
Б | | 2 | Незадолго до сражения Александр с братом Андреем освободили захваченный Орденом Псков, после чего пошли с разведкой в земли неприятеля. Дойдя до Дерпта (Тарту), Александр отвёл войско назад, к восточному берегу Чудского озера, и стал готовиться к битве. |
В | | 3 | Русские полки встали «у Вороньего Камня, на Узмени», то есть в узком месте, где Чудское озеро переходило в Тёплое. |
Г | | 4 | Таранный удар Когда начинался бой, воины первых рядов зажимали копьё и атаковали противника на полном скаку, прикрывшись щитом. Биться с рыцарем было нелегко, но если его стаскивали с коня, то он лишался преимущества. |
Ответ:
Задание 6.
Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
Формат ответа: задание с развернутым ответом.
Используя репродукцию картины Григория Угрюмова «Торжественный вьезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами» ответьте на вопрос:
Кого вели рядом с конем А. Невского?
В качестве ответа может быть указано:
Близ его коня вели знатных рыцарей, за ним гнали толпу простых пленных.
Задание 7.
Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и форму текста.
Формат ответа: задание с развёрнутым ответом.
Как вы думаете, какие итоги имела эта битва?
В качестве ответа может быть указано:
-Устранена угроза захвата северо-западных земель.
-Сохранены торговые связи с Европой, Русь отстояла выход к Балтийскому морю.
-По договору рыцари покидали все завоёванные земли и возвращали пленных. Русские тоже вернули всех пленных.
-Надолго прекратились набеги запада на Русь.
Задание 8.
Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и форму текста
Формат ответа: задание с развёрнутым ответом.
Счастливый делом своим и радостию общею, сей добрый Князь пролил слезы и с чувствительностию сказал гражданам: «О Псковитяне! Если забудете Александра; если самые отдаленные потомки мои не найдут у вас верного пристанища в злополучии: то вы будете примером неблагодарности!» – Новогородцы радовались не менее Псковитян, и скоро послы Ордена заключили с ним мир.
Н. Карамзин.
Том IV. История государства Российского.
Как Вы считаете, почему Новгородцы радовались не мене Псковитян? Свой ответ аргументируйте.