ЗАДАНИЯ НА ОСЕННЮЮ ЭКСКУРСИЮ
Дата экскурсии ______________________________________________
Место экскурсии ______________________________________________
Оборудование: Атласы-определители по природоведению и экологии «От земли до неба» А.А. Плешакова, термометры (воздушный и почвенный), блокноты, карандаши, фотоаппарат, пакеты для сбора природного материала.
Явления неживой природы
Наблюдайте за положением солнца относительно выбранного вами дерева.
Как изменилось его положение по сравнению с летним периодом? _________
2. Измерьте температуру воздуха на солнце _______________, в тени ___________
Сделайте выводы ___________________________________
3.Почвенным термометром измерьте температуру почвы ____________________
Сделайте вывод: как изменилась температура почвы по сравнению с летним периодом _______________________________________________________________
4.Опишите погоду в день экскурсии _____________________________
5. Сфотографируйте или зарисуйте осенний пейзаж.
Наблюдения за растениями
По рисункам атласа-определителя выясните, какие древесные цветковые растения растут в данной местности. Запишите их названия: ______________________________________________________
Соберите плоды, а так же листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцвечиванию. Листья и плоды деревьев одного вида помещайте в один пакет.
Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев – в верхней части кроны или в нижней, в наружной или внутренней? Понаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потянуть зеленый лист; лист, начавший менять окраску; лист, полностью изменивший окраску.
Как отделяется зеленый лист? ____________________________________
Лист, начавший менять окраску?__________________________________
Лист, полностью изменивший окраску? _____________________
Выясните, как опадают листья у березы _______________________________,
липы _______________, клена ________________, рябины __________________
Выявите, как влияют на внешний вид дерева (форма, размеры) разные условия его жизни. Найдите деревья одного вида, растущие на открытом месте, на опушке и в лесу, Сделайте схематический рисунок этих деревьев и соответствующие записи.____________________ __________
Как объяснить разный внешний вид деревьев, выросших на открытом месте, на опушке и в лесу (ответьте устно)?
С помощью атласа-определителя выясните, какие кустарники растут в данной местности. Запишите их названия: _________________
Соберите плоды. _________________
Как распространяются плоды и семена кустарников?_________
Понаблюдайте за изменением окраски листьев. Данные внесите в таблицу.
Название кустарника | Окраска листьев |
| |
| |
| |
| |
11. Определите, у деревьев или кустарников раньше полностью расцвечиваются листья. Для этого сравните количество расцвеченных листьев на одном участке деревьев и кустарников. Вспомните, что кустарники живут под кронами деревьев. Как это влияет на ход осенних явлений?
Сделайте выводы: __________________________________________________
Какие травянистые растения вы видели на экскурсии? ________
Как они готовятся к зиме?___________________________________
13. Зарисуйте растение с плодами и семенами. Подпишите его органы.
Наблюдения за животными
Внимание! Наблюдая за животными, будьте осторожны. Не берите их в руки. Помните, что нельзя наблюдать за организмами вне условий их существования.
Какие насекомые, увиденные вами на экскурсии, ведут активный образ жизни?
Внимательно осмотрите ветки и листья деревьев и кустарников. Каких насекомых вам удалось заметить (определите их названия по рисункам атласа-определителя)? ______________________________________________________
Активно ли они движутся?_________________________________________
Отыщите насекомых, их личинки и куколки под корой старых пней и лежачих деревьев. Зачем насекомые прячутся под корой?__________________________
Внимательно осмотрите лесную подстилку. Каких насекомых вы обнаружили?
Наблюдайте за лётом осенней паутины. Есть ли на ней паучки? _____________
В полной тишине понаблюдайте за птицами. По рисункам атласа-определителя выясните их названия ____________________
Как ведут себя птицы осенью? ________________________________
Каких еще животных вам удалось встретить на экскурсии? ____
Опишите их поведение.______________________________________
Сфотографируйте увиденных вами животных или сделайте их рисунки.