Биология-5
Заполняется организатором | Заполняется экспертом Часть I |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Часть II |
| Растения | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Способ распространения | | | | | | | | | | |
| Часть III |
| Часть IV |
ШИФР | Задание 1 | Задание 2 |
Часть I .
Выберите 1 правильный ответ (ответы внесите в таблицу)
В классе на уроке биологии провели опыт. Взяли зёрна пшеницы, растёрли их, добавили воды и приготовили тесто. На кусочек теста капнули йод – получилось синее окрашивание. Какой вывод можно сделать из этого эксперимента?
а) Семя пшеницы содержит только белки в качестве запасных веществ.
б) Семя пшеницы содержит белки и крахмал в качестве запасных веществ.
в) Семя пшеницы содержит только крахмал в качестве запасного вещества.
г) Семя пшеницы содержит крахмал и, возможно, другие вещества.
Если развести в тёплой воде пекарские дрожжи, добавить сахар, муку и оставить их на некоторое время, объём смеси увеличится. Причиной этого является:
а) выделение углекислого газа дрожжами; б) интенсивное размножение дрожжей;
в) набухание клейковины – белков семян пшеницы;
г) набухание крахмала, содержащегося в муке.
Почему перегной может служить хорошим удобрением для растений?
а) Перегной поставляет растениям кислород.
б) Перегной при помощи почвенных бактерий превращается в неорганические вещества, которые усваиваются растениями.
в) Перегной поставляет растениям углекислый газ.
г) Перегной является источником углерода для растений.
Почему открытый пакет стерилизованного молока рекомендуют хранить в холодильнике не более нескольких дней, ведь в нём исходно убиты все бактерии?
а) Потому что длительный контакт с кислородом воздуха портит вкус молока.
б) Потому что споры бактерий из воздуха могут попасть в молоко, выйти из состояния покоя и размножиться.
в) Потому что в холодильнике есть специфические бактерии, которые быстро размножаются в молоке.
г) Потому что вирусы сохраняются после стерилизации молока и могут размножиться.
5. В 1928 году английский учёный Александр Флеминг выращивал на агаре культуру золотистого стафилококка (болезнетворные бактерии). Рядом случайно вырос плесневый гриб - пеницилл и Флеминг обнаружил отсутствие живых бактерий вокруг гриба. С чем была связана их гибель?
а) Грибы выделяли в среду вещества, вызывающие гибель золотистого стафилококка.
б) Гриб потреблял те же питательные вещества из среды, что и бактерии, и им не хватило питания.
в) Гриб занял всё свободное пространство чашки, и из-за нехватки места бактерии перестали размножаться.
г) Гриб питался бактериями.
Часть II .
Плоды и семена могут оказаться далеко от растений, на которых они сформировались. У них имеются приспособления для распространения разными путями: водой (1), ветром (2), животными (в том числе птицами и человеком) (3), саморазбрасыванием (4).
Установите соответствия между растениями (А–И) и способом распространения плодов и семян (1–4). Растения: А) земляника, Б) орешник, В) голубика, Г) рябина, Д) клён, Е) репейник, Ж) одуванчик, З) горох, И) яблоня
Плоды и семена, распространяющиеся потоками воздушных масс, мелкие, лёгкие и обычно снабжены приспособлениями для полёта — крылышками или парашютиками. Эти структуры позволяют им дольше находиться в воздухе и перелетать на большие расстояния. У растений, обитающих в водоёмах или по их берегам, плоды и семена обычно распространяются по воде. Они имеют несмачиваемую поверхность и не тонут благодаря имеющимся выростам или внутренним воздушным полостям. Некоторые плоды и семена имеют выросты в форме шипиков, крючочков и прицепок, другие бывают покрыты слоем слизи, образуемой при разложении плода. Они способны прицепляться к шерсти зверей или перьям птиц и путешествовать вместе с животным достаточно долго, пока не разрушатся прицепки или не начнётся линька животного.
Сочные плоды (ягоды, костянки) поедают птицы, при этом внешняя часть плода переваривается в пищеварительном тракте, а семена, обладающие устойчивой к пищеварительным ферментам оболочкой, сохраняют жизнеспособность.
Растения | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
Способ распространения | | | | | | | | | |
Часть III
Выберите несколько правильных ответов
Ещё Чарльзом Дарвином описана роль дождевых червей в постепенном погружении под землю заброшенных замков в старой Англии. Какие действия этих животных приводят к такому эффекту?
а) Дождевые черви при рытье норок пропускают сквозь себя большие объёмы земли, вынося её на поверхность.
б) Дождевые черви поглощают и накапливают в себе минеральные вещества для дальнейшего создания органических веществ.
в) Дождевые черви перерабатывают листовой опад и другие органические остатки, превращая их в минеральные вещества.
г) Дождевые черви обеспечивают измельчение более крупных частиц грунта.
д) Дождевые черви участвуют в разрушении камней, из которых построены замки, поэтому те погружаются под землю.
Часть IV
Изучите данные таблицы и выполните задание.
Таблица 1
Учёный исследовал время, которое человек может прожить в пустыне без помощи извне. После сбора необходимой информации им были получены данные, которые были занесены в табл. 1.
На основании анализа данных учёным были сделаны выводы и сформулированы закономерности.
Какие два вывода отражают закономерности, представленные в таблице?
Выскажите обоснованные предположения по каждому из утверждений:
1) о том, как можно с использованием данных таблицы доказать любую из двух выявленных учёным закономерностей;
2) о том, как эта информация может быть полезна людям, совершающим путешествие по пустыне. (Каждое предположение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Ответ на задание 1. |
Ответ на задание 2. |
Критерии оценивания для 5го класса
Часть I
За каждый правильный ответ части I – 1 балл, всего за часть I – 5 баллов
Часть II
По 0,5 балла за каждый правильный ответ в заданиях 1–2 (4 балла) и по 1 баллу за каждый правильный ответ в задании 3 (9 баллов). Итого -13 баллов.
Растения | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
Способ распространения | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | 4 |
Часть III
По 0,4 балла за каждый верный выбор, за ошибку минус 0,2 балла. Максимум за задание - 2 балла
Правильный ответ: АВГ
Часть IV
| Критерии оценивания | Баллы |
Ответы | Критерий 1. Правильность ответа | |
Ответы на вопрос 1 Вывод 1: Человек не может долгое время находиться в пустыне. Вывод 2: Для пустынь характерны высокие температуры воздуха. Вывод 3: Взрослому человеку требуется больше воды, чем ребёнку, при одной и той же температуре воздуха. Вывод 4. Чем выше температура, тем больше воды необходимо для человека в пустыне. Предположения Образец (описание) ответа. Правильный ответ должен быть представлен в виде законченного письменного высказывания, включающего обязательные элементы ответа: например: – по данным таблицы видно, что человек в пустыне без воды при температуре 26 °С может находится максимально долго; из этой же таблицы видно, что температура воздуха в пустыне может достигать 49 °С и чем выше температура, тем больше воды нужно человеку в условиях пустыни; с помощью такой таблицы путешественники смогут рассчитать потребности в воде при различной температуре воздуха в пустыне. Могут быть сформулированы иные корректные предположения. | При ответе на первый вопрос указаны два правильных вывода | 1 |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 1 балла | 0 |
Высказаны два обоснованных предположения- | 2 |
Высказано только одно обоснованное предположение | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, или необоснованное(-ые) предположение(-я). ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Максимальное количество баллов: 23
7