СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для подготовки к экзамену по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для подготовки к экзамену по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Задания для подготовки к экзамену по русскому языку»

ВАРИАНТ 1

Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В8.

(1) Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. (2) Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… (3) С тех пор уже лет, может быть, двести эти сосна и ель вместе растут. (4) Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. (5) Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. (6) Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. (7) Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. (8) И тогда деревья так стонали и выли на всё Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою остренькую мордочку. (9) До того близок был живым существам этот стон и вой сосны, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему. (10) Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, осветили Звонкую борину и могучие стволы соснового бора стали, как зажжённые свечи великого храма природы. (11) Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца.

(М. М. Пришвин)

А 1. Какое высказывание ПРОТИВОРЕЧИТ информации, заключённой в прочитанном тексте? 1) Дети пришли к Лежачему камню вечером, на закате солнца. 2) Семя сосны и семя ели, принесённые ветром, легли в одну ямку. 3) Много лет сосна и ель боролись за питание, за воздух и свет. 4) Дети пришли к Лежачему камню, когда первые лучи солнца осветили сосновый бор. А 2. Какой из СТИЛЕЙ РЕЧИ представлен в данном тексте? 1) научный 3) художественный 2) официально-деловой 4) публицистический

А 3. Какое средство ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОТИ использовал М.М.Пришвин в предложении 10? 1) гиперболу 3) сравнение 2) олицетворение 4) метафору

А 4. В каком из предложений есть вводное слово? 1) 1 2) 3 3) 5 4) 7

В 1. Из предложений 1-3 выпишите слово ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне. _____________________________

В 2. Из предложений 4-6 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ. __________________________

В 3. Из предложений 6-8 выпишите слово НЕПРОИЗНОСИМЫМ согласным. ___________________________

В 4. Словосочетание пение птиц (предложение 11), построенное на основе УПРАВЛЕНИЯ, замените синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. _______________________________________________

В 5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ. _______________________ И тогда деревья так стонали и выли на всё Блудово болото, (1) как живые существа, (2) что лисичка, (3) свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, (4) поднимала вверх свою острую мордочку.

В 6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при УТОЧНЯЮЩЕМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕ. _______________________ Сюда, (1) к Лежачему камню, (2) пришли дети в то самое время, (3) когда первые лучи солнца,(4) пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, (5) осветили Звонкую борину и могучие стволы соснового бора стали, (6) как зажжённые свечи великого храма природы.

В 7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ДЕЕПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ. ___________________________ До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, (1) что одичавшая собака в Блудовом болоте, (2) услыхав его, (3) выла от тоски по человеку, (4) а волк выл от неизбывной злобы к нему.

В 8. Из предложения 2 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.____________________________________________





Орлиное гнездо

(1) Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. (2) Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. (3) У оленей для питания много было травы и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников – леопардов, волков и даже от орлов. (4) Однажды я с высоты Туманной горы стал разглядывать скалу внизу. (5) Я скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самки оленя и возле неё в тени лежал какой-то жёлтенький кружок. (6) Разглядывая в хороший бинокль, я скоро уверился, что кружком в тени лежал молоденький оленёнок. (7) Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему тёмно-зелёные сосны, поднялся большой орёл, взвился высоко, выглядел оленёнка и бросился. (8) Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, и он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока одно острое копытце не попало в него. (9) Смятый орёл с трудом оправился в воздухе и полетел обратно в сосны, где у него было гнездо. (10) Мы вскоре после этого разорили гнездо хищника, а красивые скалы назвали Орлиным гнездом. (М. М. Пришвин)

А 1. Какое из высказываний ПРТИВОРЕЧИТ информации, содержащейся в тексте? 1) Орёл охотился на детёныша оленя. 2) Самка пятнистого оленя бесстрашно защищала своего детёныша. 3) Сезон охоты на пятнистого оленя длится с октября по апрель. 4) Самка оленя смогла отогнать орла.

А 2. В каком из предложений НЕТ деепричастного оборота? 1) 1 2) 5 3) 6 4) 7

А 3. Предложение 6 является 1) простым 3) сложносочинённым 2) сложным бессоюзным 4) сложноподчинённым

А 4. В каком из предложений содержатся АНТОНИМЫ?



1) 3 2) 6 3) 8 4) 10

В 1. Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание ПРИСТАВКИ в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. _____________________________

В 2. Из предложений 1-3 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ. _____________________________

В 3. Из третьего абзаца выпишите ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ. ____________________________

В 4. Из предложений 9-10 выпишите ОДНОКОРЕННЫЕ (РОДСТВЕННЫЕ) слова. ______________________________________

В 5. Словосочетание, построенное по типу СОГЛАСОВАНИЯ, проволочную сетку (предложение 2) замените синонимичным словосочетанием с типом связи УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. ______________________________________

В 6. Из предложения 10 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ. ______________________________________________

В 7. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, разделяющие ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ. ______________________ Вдруг там, (1) где прибой швыряет свои белые фонтаны, (2) стараясь как будто попасть ими в недоступные ему тёмно-зелёные сосны, (3) поднялся большой орёл, (4) взвился высоко, (5) выглядел оленёнка и бросился.

В 8. Среди предложений 1-6 найдите предложение с ОДНОРОДНЫМИ СКАЗУЕМЫМИ. Напишите его номер. ___________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!