| 1.Синтаксический анализ. (1)Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. (2)В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. (3)Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. (4)К сожалению, в мире существует непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. (5)Поэтому вопрос о роли науки в формировании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. | |
| | 1) | Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом. | | 2) | Предложение 2 односоставное безличное. | | 3) | Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы. | | 4) | Предложение 4 осложнено вводной конструкцией. | | 5) | Предложение 5 сложносочинённое. | | |
2. Синтаксический анализ. (1)Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. (2)Тогда же, во время гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. (3)А в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. (4)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: немецкая подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. (5)Это казалось невероятным: маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей! Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. | | |
| 1) | Предложение 1 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. | | 2) | Предложение 2 осложнено обособленным уточняющим обстоятельством. | | 3) | Предложение 3 осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. | | 4) | Предложение 4 сложносочинённое. | | 5) | Одна из грамматических основ предложения 5 – кораблик потопил. | | | |
| 3.Синтаксический анализ. (1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. | | | |
| | 1) | Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми. | | 2) | Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы. | | 3) | Предложение 3 осложнено обособленным приложением. | | 4) | Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью. | | 5) | Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом. | | | | | | |
| 4.Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Коррозия – это разрушение металлов, вызываемое химическими или электрическими процессами. (2)Чтобы защитить металл от разрушения, рекомендуют использование материалов, не подвергающихся коррозии. (3)Например, добавление к стали титана, хрома, никеля значительно увеличивает её антикоррозийные свойства. (4)А для защиты металлов от атмосферной коррозии часто применяют такой способ изоляции: поверхность металлов покрывают лаками, красками, а иногда и слоем другого металла (олова, цинка, никеля, хрома). (5)Однако такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим, потому что покрытие надо периодически обновлять. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. |
| | 1) | Предложение 1 осложнено обособленным определением. | | 2) | Вторая часть предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение. | | 3) | В предложении 3 грамматическая основа – добавление значительно. | | 4) | Предложение 4 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом. | | 5) | Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным причины. | |
| | | | | | |
5.Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. |
| 1) | Предложение 1 простое двусоставное. | | 2) | В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые. | | 3) | Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы. | | 4) | Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами. | | 5) | Во второй части предложения 5 грамматическая основа – которое препятствует (и) отражает. | |
6.Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. |
| 1) | Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. | | 2) | Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью. | | 3) | Предложение 3 сложноподчинённое. | | 4) | Предложение 4 простое. | | 5) | Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы. | |
Ответы
1.14
2.235
3.135
Пояснение
Утверждение верно в вариантах:
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми. ГСВолны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений.
3) Предложение 3 осложнено обособленным приложением. Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны — цунами. — Обособленное приложение (какие именно волны? цунами) стоит в конце предложения, поэтому отделено знаком тире.
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом. Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые обобщ. словоисточники энергии: нефть, газ, каменный уголь. — ОЧ-дополнения, обобщающее слово на месте.
Утверждение неверно в вариантах:
2) Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы. {Так, большой мощностью обладают морские волны}: {они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов}. — БСП с двумя простыми предложениями.
4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью. [Энергию морских волн можно использовать и на благо человека], (если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию). — Есть только СПП, то есть подчинительная связь между предложениями.
4.245
5.125
Пояснение
Проанализируем предложения.
(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? — Верно утверждение 1) Предложение 1 простое двусоставное.
(2)Осенние ночные заморозки — это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. — Верно утверждение 2) В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.
(3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. — Так как предложение содержит три основы, неверно утверждение 3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
(4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. — Обстоятельства, которые есть в предложении, относятся к разным сказуемым, поэтому неверно утверждение 4) Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.
(5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада. — Верно утверждение 5) Во второй части предложения 5 грамматическая основа — которое препятствует (и) отражает.
6. 145
Пояснение
Проанализируем предложения.
(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), прич. оборотпотёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. — Утверждение 1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом верно.
(2)[Установлено], (что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех). — Утверждение 2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью. неверно: это предложение сложноподчиненное, придаточная часть осложнена однородными подлежащими при обобщающем слове.
(3)Так, (если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги), [то они начнут притягиваться к ней]; [тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке]. — Утверждение 3) Предложение 3 сложноподчинённое. Неверно: это предложение с разными видами связи — подчинительной и бессоюзной.
(4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» — янтарь). — Утверждение 4) Предложение 4 простое. Верно.
(5)[Поэтому стали говорить], (что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано) или (что ему сообщён электрический заряд). — Утверждение 5) Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы. Верно.