СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для подготовки к ОГЭ. Синтаксический анализ.Практика

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал взят с открытого банка заданий по подготовке к основному государственному экзамену по русскому языку 

Просмотр содержимого документа
«Задания для подготовки к ОГЭ. Синтаксический анализ.Практика»


1.Синтаксический анализ.

(1)Перед человечеством стоят глобальные про­блемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космичес­кого пространства, природных ресурсов и за­щиты окружающей среды. (2)В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призва­но сыграть свою роль в решении этих про­блем. (3)Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует по­мнить о возросшей ответственности учё­ных за будущее человечества. (4)К сожалению, в мире существует непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют це­лостное научное мировоззрение. (5)Поэтому вопрос о роли науки в формировании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.



  

 1) 

Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.

  

 2) 

Предложение 2 односоставное безличное.

  

 3) 

Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

  

 4) 

Предложение 4 осложнено вводной конструкцией.

  

 5) 

Предложение 5 сложносочинённое.




2. Синтаксический анализ.

(1)Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. (2)Тогда же, во время гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. (3)А в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. (4)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: немецкая подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. (5)Это казалось невероятным: маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей!

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.





  

 1) 

Предложение 1 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

  

 2) 

Предложение 2 осложнено обособленным уточняющим обстоятельством.

  

 3) 

Предложение 3 осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

  

 4) 

Предложение 4 сложносочинённое.

  

 5) 

Одна из грамматических основ предложения 5  кораблик потопил.








3.Синтаксический анализ.

 (1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию
и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.









  

 1) 

Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.

  

 2) 

Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.

  

 3) 

Предложение 3 осложнено обособленным приложением.

  

 4) 

Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.

  

 5) 

Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.

















4.Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Коррозия – это разрушение металлов, вызываемое химическими или электрическими процессами. (2)Чтобы защитить металл от разрушения, рекомендуют использование материалов, не подвергающихся коррозии. (3)Например, добавление к стали титана, хрома, никеля значительно увеличивает её антикоррозийные свойства. (4)А для защиты металлов от атмосферной коррозии часто применяют такой способ изоляции: поверхность металлов покрывают лаками, красками, а иногда и слоем другого металла (олова, цинка, никеля, хрома). (5)Однако такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим, потому что покрытие надо периодически обновлять.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.



  

 1) 

Предложение 1 осложнено обособленным определением.

  

 2) 

Вторая часть предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.

  

 3) 

В предложении 3 грамматическая основа – добавление значительно.

  

 4) 

Предложение 4 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.

  

 5) 

Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным причины.















5.Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  

 1) 

Предложение 1 простое двусоставное.

  

 2) 

В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.

  

 3) 

Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

  

 4) 

Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.

  

 5) 

Во второй части предложения 5 грамматическая основа – которое препятствует (и) отражает.



6.Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  

 1) 

Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

  

 2) 

Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

  

 3) 

Предложение 3 сложноподчинённое.

  

 4) 

Предложение 4 простое.

  

 5) 

Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы.






Ответы

1.14

2.235

3.135

Пояснение

Утверждение верно в вариантах:

1)  Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми. ГСВолны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений.

3)  Предложение 3 осложнено обособленным приложением. Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны  — цунами.  — Обособленное приложение (какие именно волны? цунами) стоит в конце предложения, поэтому отделено знаком тире.

5)  Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом. Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые обобщ. словоисточники энергии: нефть, газ, каменный уголь.  — ОЧ-дополнения, обобщающее слово на месте.

Утверждение неверно в вариантах:

2)  Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы. {Так, большой мощностью обладают морские волны}: {они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов}.  — БСП с двумя простыми предложениями.

4)  Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью. [Энергию морских волн можно использовать и на благо человека], (если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию).  — Есть только СПП, то есть подчинительная связь между предложениями.

 

4.245

5.125

Пояснение

Проанализируем предложения.

(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора?  — Верно утверждение 1) Предложение 1 простое двусоставное.

(2)Осенние ночные заморозки  — это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо.  — Верно утверждение 2) В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.

(3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом.  — Так как предложение содержит три основы, неверно утверждение 3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

(4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю.  — Обстоятельства, которые есть в предложении, относятся к разным сказуемым, поэтому неверно утверждение 4) Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.

(5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.  — Верно утверждение 5) Во второй части предложения 5 грамматическая основа  — которое препятствует (и) отражает.

6. 145

Пояснение

Проанализируем предложения.

(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), прич. оборотпотёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела.  — Утверждение 1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом верно.

 

(2)[Установлено], (что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех).  — Утверждение 2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью. неверно: это предложение сложноподчиненное, придаточная часть осложнена однородными подлежащими при обобщающем слове.

 

(3)Так, (если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги), [то они начнут притягиваться к ней]; [тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке].  — Утверждение 3) Предложение 3 сложноподчинённое. Неверно: это предложение с разными видами связи  — подчинительной и бессоюзной.

 

(4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон»  — янтарь).  — Утверждение 4) Предложение 4 простое. Верно.

 

(5)[Поэтому стали говорить], (что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано) или (что ему сообщён электрический заряд).  — Утверждение 5) Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы. Верно.