1 вариант
Задание 2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1)Милосердие определяется характером человека и его воспитанием. (2) Вот почему важно с младенчества вкладывать в сознание ребенка понимание милосердия и сострадания. (3) Как известно, дети копируют поведение взрослых. (4)Та модель поведения, которую они встречают каждый день, обычно и становится основой их собственных отношений с людьми. (5)Поэтому научить ребенка любить без примера сострадательного отношения к другим невозможно.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Милосердие определяется характером (предложение 1)
2) Вкладывать понимание (предложение 2)
3) Дети копируют (предложение 3)
4) Модель становится основой (предложение 4)
5) Научить любить (предложение 5)
Задание 3 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.
Задание 4. Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 5 Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗДРАВСТВУЙТЕ — Приставка неизменяемая.
2) КУРИНЫЙ (суп) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ГОРЕТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
4) (стало) НЕВТЕРПЁЖ — на конце наречий после шипящего буква Ь не пишется.
5) (подойти к) КОМУ-ЛИБО — неопределённое местоимение пишется через дефис, потому что с суффиксом -ЛИБО- слова пишутся через дефис.
Задание 2 Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1) В аллеях застыл зеленоватый полусвет. (2)Поблескивали золоченые статуи. (3)Фонтаны ночью молчали, не было слышно их быстрого шороха. (4)Падали только отдельные капли воды, и плеск их разносился очень далеко. (5)Каменные лестницы около дворца были освещены зарей: желтоватый свет падал на землю, отражаясь от стен и окон.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Застыл (предложение 1)
2) Статуи поблёскивали (предложение 2)
3) Не слышно (предложение 3)
4) Плеск разносился (предложение 4)
5) Лестницы были (предложение 5)
Задание 3 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Тихо было на небе(1) и на земле(2) только изредка набегал прохладный ветер(3) с востока(4) приподнимая гриву лошадей(5) покрытую инеем.
Задание 4. Замените словосочетание «стеклянная банка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПОСМОТРИТ (видео) — в безударном положении в окончании глагола пишется И, потому что в неопределённой форме глагол оканчивается на -ЕТЬ.
2) (выглядеть) ЕСТЕСТВЕННО — в кратком прилагательном пишется -НН-.
3) ВЫРАЩЕННЫЙ (в теплице) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) ИГРАЕШЬ (в прятки) — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.
5) ПО-ПРЕЖНЕМУ (интересно) — наречия на -ЕМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.
Задание 2 Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1) По улицам города, по его бульварам разлит удивительный аромат. (2)Подует ветерок, чуть колыхнет зеленые кроны — и сильнее ударит волной медовой свежести. (3)Подошла душистая пора, когда цветут липы, указывая на незаметно подступивший разгар лета. (4)Липа — древнейшая спутница города. (5)Целые города выросли под липами с нареченными в ее честь именами — Липецк, Лиепая, Лейпциг.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Аромат разлит (предложение 1) 2) Ветерок подует (предложение 2)
3) Липы цветут на разгар (предложение 3) 4) Липа — спутница (предложение 4)
5) Выросли под липами (предложение 5)
Задание 3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
По-моему(1) надо идти (2) в глубь леса(3) но мои подружки(4) врассыпную разбежавшиеся по поляне(5) уже сыплют в корзинки(6) кроваво-красные ягоды.
Задание 4. Замените словосочетание «солнечные лучи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) (отнюдь) НЕ ХОЛОДНО — НЕ пишется раздельно с наречиями, если его можно заменить синонимом без НЕ.
2) НЕКУДА (спешить) — с местоимением НЕ пишется всегда слитно.
3) ЗАДИРАТЬ (нос) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) (ягоды) СЫПЛЮТСЯ — в причастии, образованном от глагола I спряжения, в суффиксе пишется -Ю-.
5) РАДИОСВЯЗЬ — существительные и прилагательные с иноязычными элементами пишутся слитно.
Задание 2 Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1) Под самым обрывом таится источник. (2) Дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья. (3) Большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким бархатным мохом. (4) Проходит час, другой… (5) Вот уже и стало жарко.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Источник таится (предложение 1) 2) Куст раскинул сучья (предложение 2)
3) Колыхаясь (предложение 3) 4) Час проходит (предложение 4)
5) Стало жарко (предложение 5)
Задание 3 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Некоторые уже улеглись на влажную(1) устланную осыпающейся хвоей(2) землю(3) жевали жёсткие солдатские сухари(4) копчёную колбасу(5) а кое-кто(6) открыв перочинным ножом жестяную банку(7) ел свиную тушёнку(8) намазывая её на тонко нарезанные(9) ломтики чёрствого хлеба.
Задание 7 Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: — Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
4) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...
5) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
2 вариант
Задание 2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1)Мы разбрелись поодиночке и только перекликаемся друг с дружкой. (2)Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта. (3)Однако обед все-таки нужен. (4)Маруся расстелила на траве сложенную вдвое газету, положила на нее хлеб, соль и яйца, сваренные вкрутую. (5) С аппетитом мы съели всё и растянулись на траве.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Мы разбрелись (предложение 1) 2) Мы наелись (предложение 2)
3) Обед нужен (предложение 3) 4) Маруся расстелила (предложение 4)
5) Съели и растянулись (предложение 5)
Задание 3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Вьюжными ночами(1) когда даже лесные гиганты стонут(2) трещат(3) и охают(4) когда небо сливается с землей(5) и неистово бухают подземные колокола(6) все живое старается укрыться в затишье: в домах(7) под раскидистой елью(8) между ее нижними лапами и землей(9) еще пахнущей занесенными сюда осенью листьями.
Задание 4. Замените словосочетание «гордо стоять», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПОДСМОТРЕТЬ — приставка ПОД- неизменяемая.
2) ЗАКОЛОЧЕНО (досками) — в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-.
3) (город) РОСТОВ — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
4) (слово) ДЕРЖИТ — в безударном окончании глагола I спряжения пишется И.
5) НЕСКОЛЬКО (групп) — неопределённые местоимения с приставкой НЕ- всегда пишутся слитно.
Задание 2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1) Всего не перечислишь, что дает — «дарит» Волга людям. (2)Но разве мы любим ее только за то, что можем многое от нее взять? (3)Ничем не измерить той красоты, которую она щедро разливает вокруг себя и всем без разбору. (4)Вот «побежал» катерок, проплыл трехпалубный теплоход, многочисленные баржи снуют туда-сюда... (5)Я могу бесконечно любоваться родной рекой.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Не перечислишь (предложение 1) 2) Можем взять (предложение 2)
3) Ничем не измерить (предложение 3) 4) Катерок побежал, поплыл (предложение 4)
5) Могу любоваться (предложение 5)
Задание 3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Невероятной кажется способность человека(1) который всю жизнь считал(2) что он aбсолютно неспособен к иностранным языкaм(3) но попaв в чужую страну(4) в экстремальную ситуaцию(5) он быстро и легко выучивaет чужой язык(6) представлявшийся до этого(7) совершенно невозможным для запоминания.
Задание 4.Синтаксический анализ. Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НЕДОСМОТРЕЛ (вовремя задание) — НЕ с глаголом пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется.
2) ЛИМОННЫЙ (вкус) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
3) ПРИЛОЖИТЬ (старание) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
4) (шарф) ЛИНЮЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.
5) (смотреть) ИСКОСА — на конце наречий пишется суффикс -А-.
Задание 2 Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1) С потемневших ветвей срывались комья отсыревшего снега и с шумом падали, пробивая ледяную лазурь сугробов. (2)Тайга нетерпеливо сбрасывала с себя надоевшую за зиму одежду. (3)Чудесный запах хвои стоял в чистом воздухе, чуть тронутом влажной прелью. (4)В тайге начиналась весна. (5)Марина, сдав дежурство, отправилась домой пешком через просыпающуюся тайгу.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Комья срывались (предложение 1) 2) Тайга сбрасывала одежду (предложение 2)
3) Стоял (предложение 3) 4) Весна начиналась (предложение 4)
5) Марина отправилась (предложение 5)
Задание 3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Рублевский ангел — возвышенная мечта об идеальном человеке(1) позволяющая глубоко заглянуть в народную душу(2) понять мироощущение(3) духовное богатство(4) наших далеких соотечественников(5) ведь ненависти и отчаянию(6) Андрей Рублев противопоставлял любовь(7) добро(8) дружеское согласие.
Задание 4. Замените словосочетание «колосьев ржи», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 5 Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАСТРУБИТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) ОДОБРЕНА (заявка) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) ПРИКОСНОВЕНИЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (дорога вдоль) ДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (заговорил) ПО-РУССКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Задание 2 Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1) В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.
(2)Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. (3)Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. (4)Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. (5)По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Виды рябины встречаются (предложение 1)
2) Которая растёт (предложение 2)
3) Плоды сравнимы (предложение 3)
4) Они обретают окраску (предложение 4)
5) Приближаются (предложение 5)
Задание 3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Когда пригрело солнце(1) и коровы легли на траву отдыхать(2) пастух(3) расстегнув ворот синей рубашки(4) сняв старую шляпу(5) сел на ствол(6) поваленной берёзы(7) и занялся лещом.
Задание 7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался — не заплакал.
2) Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.
3) Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.
4) Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...
5) Здравствуйте, тётя Маша, — заливаясь краской, обратился к дородной женщине