СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для промежуточной комплексной диагностики в 8 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания содержат вопросы из области биологии, физики, химии. 

Первая группа вопросов представлена примерами заданий, которые использовались в международном исследовании образовательных достижений уащихся PISA.

Вторая группа вопросов представлена контекстными заданиями

Просмотр содержимого документа
«Задания для промежуточной комплексной диагностики в 8 классе»

Задания для промежуточной комплексной диагностики в 8 классе

(кафедра естественных наук)

I группа вопросов

Данная группа вопросов представлена примерами заданий, которые

использовались в международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), осуществляемом Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development) в области функциональной грамотности пятнадцатилетних учащихся. Для каждого задания-вопроса указаны его основные характеристики.

  1. КУРЕНИЕ ТАБАКА

Табак курят в виде сигарет, сигар и курительных трубок. Исследования показывают, что заболевания, связанные с курением табака, каждый день убивают около 13500 людей во всем мире. По прогнозам, к 2020 году заболевания, связанные с курением табака, будут причиной 12% всех смертей в мире. Табачный дым содержит много вредных веществ. Наиболее разрушительные вещества – смола, никотин и угарный газ.

Вопрос 1.1

Табачный дым вдыхают в легкие. Смола от дыма оседает в легких, и это нарушает их нормальную деятельность. Что из перечисленного является функцией легких?

  1. Доставлять насыщенную кислородом кровь ко всем частям вашего тела.

  2. Насыщать вашу кровь кислородом, которым вы дышите.

  3. Очищать вашу кровь, уменьшая до нуля количество углекислого газа.

  4. Превращать молекулы углекислого газа в молекулы кислорода.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Ответ принимается полностью – 1 балл.

Ответ: B. Насыщать вашу кровь кислородом, которым вы дышите.

Тип вопроса: c выбором ответа

Компетенция: научное объяснение явлений

Содержание: системы живой природы

Область применения: здоровье

Контекст: личностный

Вопрос 1.2

Существуют различные способы воздействия на людей, чтобы они прекратили курить. Основаны ли следующие способы решения проблемы на применении достижений в области техники и технологии? Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке


Основаны ли следующие методы борьбы с курением на достижениях в области техники и технологии?

Да или Нет?

Увеличение стоимости сигарет.

Да / Нет


Производство никотиновых пластырей для оказания помощи людям, желающим избавиться от никотиновой зависимости.

Да / Нет


Запрет на курение в общественных местах.


Да / Нет


ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Ответ принимается полностью – 1 балл.

Ответ: Три верных ответов: Нет, Да, Нет в указанном порядке.

Тип вопроса: комплексный с выбором ответа

Компетенция: распознавание и постановка научных вопросов

Содержание: технологические системы

Область применения: здоровье

Контекст: социальный

2. ПОВЕДЕНИЕ КОЛЮШКИ

Колюшка – это рыбка, которую легко содержать в аквариуме.

• В брачный период у самца колюшки цвет брюшка изменяется с серебристого на красный.

• Самец колюшки нападет на любого конкурирующего самца, который вторгнется на его территорию, и попытается его прогнать.

• Если приближается самка, имеющая серебристую окраску, он постарается направить ее к своему гнезду, чтобы она отложила там икринки.

Учащийся хочет исследовать в ходе эксперимента, что заставит самца колюшки вести себя агрессивно.

В аквариуме учащегося находится только один самец колюшки. Учащийся сделал из воска три модели рыбок и закрепил каждую из них на проволоке. Каждую из моделей он помещает в аквариум на одно и то же время. Затем он подсчитывает, сколько раз самец колюшки проявил агрессивное поведение, толкая восковые модели.

Результаты этого эксперимента представлены ниже.

Число случаев агрессивного поведения

самца колюшки

Модель 1 Модель 2 Модель 3

Цвет – красный Цвет – серебристый Цвет – темно-красный


Вопрос

На какой вопрос делается попытка ответить с помощью этого

эксперимента?

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Ответ принимается полностью – 1 балл.

Какой цвет вызывает наиболее агрессивное поведение самца колюшки?

• Реагирует ли самец колюшки более агрессивно на темно-красную модель, чем на серебристую?

• Есть ли связь между цветом и агрессивным поведением?

• Является ли цвет рыбки причиной агрессивности самца?

• Какой цвет рыбы вызывает наибольшую агрессивность самца колюшки?

Ответ не принимается

Другие ответы (включая все ответы, в которых не говорится о цвете модели).

• Какой цвет вызывает агрессивное поведение самца колюшки? [Не включает аспект сравнения.]

• Определяет ли цвет самки колюшки агрессивность самца? [Первый эксперимент не связан с выявлением пола рыбы.]

• На какую модель самец колюшки реагирует наиболее агрессивно? [Не говорится о цвете рыбы или модели.]

Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом

Компетенция: распознавание и постановка научных вопросов

Содержание: естественнонаучные объяснения

Область применения: связь естествознания и технологии

Контекст: личностный


3. ПРОИЗВОДСТВО ЭНЕРГИИ ЗА СЧЕТ ВЕТРА

Производство энергии за счет ветра рассматривается как альтернатива, которой можно заменить генераторы электроэнергии, работающие за счет сжигания нефти и угля. Сооружения на рисунке – это ветряные мельницы с лопастями, которые вращаются за счет ветра. Благодаря этим вращениям генераторы производят электрический ток.




Вопрос 3.1

Чем больше высота над уровнем моря, тем медленнее вращаются лопасти ветряных мельниц при одинаковой скорости ветра. Какое из следующих утверждений лучше всего использовать для объяснения, почему лопасти ветряных мельниц, расположенных на большей высоте над уровнем моря, вращаются медленнее при одинаковой скорости

ветра?

A Чем выше над уровнем моря, тем меньше плотность воздуха.

B Чем выше над уровнем моря, тем ниже температура.

C Чем выше над уровнем моря, тем меньше сила тяжести.

D Чем выше над уровнем моря, тем чаще идет дождь.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Ответ принимается полностью – 1 балл.

A. Чем выше над уровнем моря, тем меньше плотность воздуха.

Ответ не принимается

Другие ответы.

Ответ отсутствует.

Тип вопроса: с выбором ответа

Компетенция: научное объяснение явлений

Содержание: системы, связанные с Землей и Вселенной

Область применения: природные ресурсы

Контекст: социальный

Вопрос 3.2

Опишите одно преимущество и один недостаток производства энергии за счет ветра по сравнению с производством электроэнергии, при котором используется ископаемое топливо, такое как уголь или нефть.

Преимущество ..........................................................................................................

...................................................................................................................................

Недостаток................................................................................................................

...................................................................................................................................

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Ответ принимается полностью – 2 балла.

Описаны одно преимущество и один недостаток.

[Преимущество]

• Не выделяется углекислый газ (CO2).

• Не расходуются полезные ископаемые.

• Энергия ветра неисчерпаема.

• Стоимость электрической энергии, произведенной за счет ветра, меньше.

• От производства энергии за счет ветра нет отходов и/или не выделяются

токсичные вещества.

• Используются силы природы или «чистая» энергия.

• Не влияет на окружающую среду и работает очень долго.

[Недостаток]

• Производство требуемого количества энергии невозможно (потому что невозможно проконтролировать скорость ветра).

• Ограничено количество площадей, подходящих для размещения ветряных мельниц.

• Ветряные мельницы могут быть повреждены слишком сильным ветром.

• Количество энергии, вырабатываемой каждой ветряной мельницей, относительно невелико.

• В некоторых случаях много шума от ветряных мельниц.

• При попадании в лопасти иногда гибнут птицы.

• Видоизменяется естественный природный пейзаж. (Визуальные изменения окружающей среды).

• Высокая стоимость установки.

Ответ принимается частично – 1 балл.

Приведено только правильное преимущество или только правильный недостаток (как показано в примерах выше).

Ответ не принимается

Не приведено ни одного правильного преимущества, ни одного правильного недостатка. Ниже приведены примеры преимуществ или недостатков, которые не принимаются.

• Хорошо для окружающей среды и природы. [Такой ответ является слишком общим утверждением].

• Плохо для окружающей среды и природы.

• Построить генератор, работающий на энергии ветра дешевле, чем станцию, работающую на ископаемом топливе. [В ответе игнорируется факт, что для производства одинакового количества энергии необходимо большое число генераторов, работающих на энергии ветра.]

• Это не так дорого.

Ответ отсутствует.

Тип вопроса: со свободно-конструируемым ответом

Компетенция: научное объяснение явлений

Содержание: технологические системы

Область применения: природные ресурсы

Контекст: социальный

4. Кислотные дожди

Действие кислотных дождей на мрамор может быть смоделировано путем помещения кусочков мрамора в уксус на ночь. Уксус и кислотный дождь обладают примерно одинаковым уровнем кислотности. Когда кусочек мрамора помещают в уксус, то наблюдается процесс образования пузырьков газа. Масса сухого кусочка мрамора определяется до и после эксперимента.

Вопрос

До погружения на ночь в уксус кусочек мрамора имел массу 2,0 г. На следующий день этот кусочек вынимают из уксуса и высушивают. Какова будет масса высушенного кусочка мрамора?

A Меньше, чем 2,0 г

B Точно 2,0 г

C Между 2,0 г и 2,4 г

D Больше, чем 2,4 г

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Ответ принимается полностью (трудность – 460) – 1 балл.

А. Меньше, чем 2,0 г

Ответ не принимается

Другие ответы.

Ответ отсутствует.

Тип вопроса: с выбором ответа

Компетенция: использование научных доказательств

Содержание: физические системы (естественнонаучные знания)

Область применения: источники опасности и риски

Контекст: личностный

II группа вопросов

Данная группа вопросов представлена контекстными заданиями (требующими применения метапредметных УД), разработанными преподавателями кафедры



  1. Планарии – существа удивительные! Поймав жертву (мелких ракообразных), планария терриколе крепко обнимает его своим плоским телом и, опрыснув кишечным соком, переваривает, даже не дав себе труда проглотить его. А если саму планарию захочет кто-нибудь проглотить, он должен, прежде всего, подготовить свои нервы к спектаклю. Когда терриколе угрожает опасность, она вдруг сама разрывает себя на куски, и перед изумлённым врагом вместо живого червя замирают, округлившись, десять-двадцать слизистых комков. В коже пресноводных планарий, живущих в тех же водоемах, что и гидра, встречаются стрекательные клетки с ядом.

1. Предположите, что может произойти через несколько часов, когда опасность минует.

2. Какой вывод можно сделать об уровне специализации тканей и органов планарии?

3. Как вы считаете, каково происхождение стрекательных клеток в теле планарии? Ведь ученые не нашли в теле планарий ни одной молодой стрекательной клетки!

Ответ:

1. Каждый комочек, регенерируя орган за органом, воссоздаёт целого червя – 1 балл

2. Уровень специализации низкий – 1 балл

3. Когда планария поймает гидру, то стрекательные клетки последней не перевариваются кишечным соком хищника, а мигрируют в верхние слои кожи и используются планарией – 1 балл



2.Через участок цепи идет (см. рис) постоянный ток 10А. Какое значение силы тока показывает амперметр? Сопротивлением амперметра пренебречь. (Оценивается в 1 балл)

1) 1А 3) 3А

2) 2 А 4) 5А

3. Температура трех различных тел одинаковой массы увеличивается на одно и то же число градусов. Количество теплоты, которое было передано этим телам, представлено на гистограмме. Какое из соотношений для удельных теплоемкостей тел равны? (Оценивается в 1 балл)

1) с1 = 2с3 3) с1 = 2с2

2) с2 = 2с1 4) с3 = 2с1

4. Насос мощностью 1 кВт используют для откачки нефти с глубины h = 50м. Определите массу жидкости, поднятой за время t = 30 мин, если КПД насоса равен 60%. (Ответ: 2160 кг)

Для задачи №3 необходимо записать полное решение, которое включает запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу.

3 балла – приведено правильное решение: правильно записаны нужные формулы (формула КПД, формула потенциальной энергии, формула работы через мощность), проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. (При этом допускается решение «по частям» - с промежуточными вычислениями).

2 балла – представлено правильное решение без числовых расчетов.

1 балл – записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка.

Дано: СИ Решение

N = 1кВт 1000 Вт (1)

h = 50 м Аполез = m g h (2)

t = 30 мин 1800 мин Азатр. = N t (3)

η = 60% Подставим формулы (2) и (3) в (1), получим:

m - ?

выразим из этой формулы массу m:

m = = 2160 (кг)

Ответ: 2160 кг.



5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, непосредственно связанны с электролитической диссоциацией. Запишите номер термина, «выпадающего» из списка, в ответ.

  1. катионы и анионы

  2. обратимый процесс

  3. электролит

  4. электропроводимость

  5. раствор

  6. катализатор

За правильный ответ (е. катализатор) один балл.

6. Как распознать среду в растворе с помощью индикаторов. Впишите в таблицу цвета индикаторов в различных средах.

Название индикатора

Окраска индикатора в нейтральной среде

Окраска индикатора в щелочной среде

Окраска индикатора в кислотной среде

Лакмус




Метиловый оранжевый




Фенолфталеин




Критерии оценивания задания.

За правильно заполненную таблицу – 4 балла (если одна ошибка – 3 балла, если две ошибки – 2 балла, если три и больше ошибок – то, 0 баллов)

Название индикатора

Окраска индикатора в нейтральной среде

Окраска индикатора в щелочной среде

Окраска индикатора в кислотной среде

Лакмус

Фиолетовый

Синий

Красный

Метиловый оранжевый

Оранжевый

Желтый

Розовый

Фенолфталеин

Бесцветный

Малиновый

Бесцветный



7. В средние века из золы костра выделяли вещество, которое называли поташ и использовали для варки мыла. Массовые доли элементов в этом веществе составляют: калий - 56,6%, углерод – 8,7%, кислород – 34,7%. Определите формулу поташа.

Элементы содержания верного ответа


Указания к оцениванию

Баллы

Приведено правильное решение, включающее следующие элементы:

  1. Верно записано краткое условие задачи



  1. балл


  1. Записана формула вещества с помощью индексов

K x Cy Oz


  1. балл


  1. Записана химическая формула на нахождение количества вещества


N = W/Ar


1 балл


  1. Найдены соотношения индексов:

X : Y : Z

1,45 : 0,725 : 2,17

2 : 1 : 3

1 балл


  1. Определена химическая формула вещества K2CO3

1 балл

Всего:

5 баллов

8. Почему птицы спокойно сидят на проводах высоковольтной передачи, а человеку и прикоснуться к проводам опасно?

Ответ

Элементы содержания верного ответа


Указания к оцениванию

Баллы

Тело сидящей на проводах птицы представляет собой ответвление цепи, включенное параллельно участку проводника между лапками птицы



1 балл


При параллельном соединении двух участков цепи величина токов в них обратно пропорциональна сопротивлению.

1 балл


Сопротивление тела птицы огромно по сравнению с сопротивлением небольшой длины проводника, поэтому величина тока в теле птицы ничтожна и безвредна

1 балл


Допускается иная формулировка ответа, не искажающая смысла


Всего:

3 балла



9. Воинам Древней Греции перед длительными походами в жаркую погоду рекомендовали съесть кусочек хлеба, круто посоленный, и запить водой. Это связано с тем, что ионы электролитов легко гидратируются, поэтому соль задерживает воду в организме.

Задание. Составьте уравнение электролитической диссоциации хлорида натрия. Запишите уравнения реакций, в результате которых можно получить хлорид натрия.

Элементы содержания верного ответа


Указания к оцениванию

Баллы

Правильно записано уравнение диссоциации хлорида натрия

NaCl = Na+ + Cl-



1 балл


Правильно записаны способы получения хлорида натрия:

1) NaOH + HCl = NaCl + H2O

2) BaCl2 + Na2SO4 = 2NaCl + BaSO4

3) MgCl2 + 2NaOH = 2NaCl + Mg(OH)2


1 балл

1 балл

1 балл

Всего:

4 балла



10. Свинцовый шарик нагревают в пламени свечи. Как при этом меняется внутренняя энергия шарика, его объём и плотность вещества шарика?

Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

А) внутренняя энергия

Б) объём

В) плотность

ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

11. К од­но­му из не­за­ря­жен­ных элек­тро­мет­ров, со­еди­нен­ных про­вод­ни­ком, под­нес­ли от­ри­ца­тель­но за­ря­жен­ную па­лоч­ку. Как рас­пре­де­лит­ся заряд на элек­тро­мет­рах?

 

1) на элек­тро­мет­ре 1 будет из­бы­точ­ный по­ло­жи­тель­ный заряд, на элек­тро­мет­ре 2 — из­бы­точ­ный от­ри­ца­тель­ный заряд

2) на элек­тро­мет­ре 1 будет из­бы­точ­ный от­ри­ца­тель­ный заряд, на элек­тро­мет­ре 2 — из­бы­точ­ный по­ло­жи­тель­ный заряд

3) оба элек­тро­мет­ра будут за­ря­же­ны по­ло­жи­тель­но

4) оба элек­тро­мет­ра будут за­ря­же­ны от­ри­ца­тель­но

12. По ка­туш­ке идёт элек­три­че­ский ток, на­прав­ле­ние ко­то­ро­го по­ка­за­но на ри­сун­ке. При этом на кон­цах сер­деч­ни­ка ка­туш­ки

1) об­ра­зу­ют­ся маг­нит­ные по­лю­са: на конце 1 — се­вер­ный полюс, на конце 2 — южный полюс
2) об­ра­зу­ют­ся маг­нит­ные по­лю­са: на конце 1 — южный полюс, на конце 2 — се­вер­ный полюс
3) скап­ли­ва­ют­ся элек­три­че­ские за­ря­ды: на конце 1 — от­ри­ца­тель­ный заряд, на конце 2 — по­ло­жи­тель­ный заряд
4) скап­ли­ва­ют­ся элек­три­че­ские за­ря­ды: на конце 1 — по­ло­жи­тель­ный заряд, на конце 2 — от­ри­ца­тель­ный

13. Имеются два одинаковых электрических нагревателя мощностью 600 Вт каждый. На сколько градусов можно нагреть 2 л воды за 7 мин, если нагреватели будут включены параллельно в электросеть с напряжением, на которое рассчитан каждый из них? Потерями энергии пренебречь.

Ответы

ответ

Критерии оценивания

10

112

2 балла при полном правильном ответе, 1 балл при совпадении двух цифр из трёх

11

1

1 балл при правильном ответе

12

1

1 балл при правильном ответе

13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!