МКОУ Базарносызганская средняя школа №1
Задания для работы с одаренными детьми в начальных классах.
Учитель начальных классов
Тимофеева Мария Викторовна
2018 год
Проблема развития творческих способностей личности стала в настоящее время особенно актуальной. В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о творческой личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования.
Что же такое “одаренные” дети и что такое “одаренность”. Ученые называют одаренностью генетически обусловленную исключительность. По мнению многих из них, мозг человека с его способностью к творчеству – величайший дар природы, имеющийся у каждого. И этот дар, по-другому потенциал, следует развивать. Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей – Фензулли. Согласно его теории, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, креативность (творческие способности) и настойчивость (мотивация, ориентированная на определенную задачу). Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Раскрывая суть одаренности как природного явления, эта концепция определенно указывает направления педагогической работы.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Показатели одаренности ребенка.
Существует ряд признаков, характеристик, которые наблюдаются практически у всех одаренных детей. Одаренность ребенок определяется следующими качествами:
1. Ребенок начал рано говорить и ходить.
2. Значительно раньше сверстников начал проявлять интерес к цифрам, буквам, рисованию, музыке, пению и т.д. Некоторые вундеркинды уже в два года интересуются географией, иностранными языками, математикой и другими науками.
3. Хорошее развитие речи, ребенок не по годам четко и ясно излагает свои мысли, используя слова, которые у большинства детей еще отсутствуют в лексиконе.
4. Память ребенка заставляет удивляться, он с легкостью запоминает стихии способен рассказывать наизусть сказки.
5. При возникновении какой-либо проблемы, задачи, одаренный ребенок пытается найти нестандартные способы решения.
6. Одаренный ребенок очень любознателен, он проявляет живой интерес ко всему новому.
7. Одаренный ребенок, как только научился читать, буквально не выпускает книги из рук. Именно чтение он предпочитает просмотру телевизора и компьютерным играм.
8. От познавательной, интеллектуальной деятельности одаренный ребенок получает большое удовольствие. Он не может оторваться от складывания пазла, решения головоломки и т. д.
9. Одаренный ребенок предпочитает больше общаться со взрослыми людьми, а не со сверстниками, потому что именно старшие товарищи могут ему дать ценные и интересные знания.
10. Такие дети в своем большинстве очень эмоциональны и порой очень резко проявляют свои чувства. Это создает некоторые проблемы в коммуникации с окружающими детьми и взрослыми. Порой повышенная эмоциональность одаренного ребенка путается с избалованностью и капризностью.
11. У одаренных детей повышенное чувство справедливости. Они всегда соблюдают установленные правила и нормы.
12. У многих одаренных детей отмечается отставание в социальном развитии, что во многом обусловлено с проблемами в общении вследствие повышенной эмоциональности.
13. Благодаря своему богатому воображению, одаренные дети ко всему подходят творчески, проявляя свой изобретательский талант. Но нередко воображение порождает у таких детей необоснованные страхи, в своем мозгу они могут нарисовать самые невероятные картины.
14. Стремление во всем докопаться до истины толкает их на настоящие подвиги. В поиске правильного решения они будут докапываться до взрослых, перечитывать массу литературы, ставить опыты и т. д.
15. Большинству одаренных детей требуется гораздо меньше времени для сна, чем сверстникам. Это далеко не весь список показателей детской одаренности. Их насчитывается около тридцати. Сюда еще можно добавить, что у многих одаренных детей отмечается хорошее чувство юмора, интерес к религии, Богу, происхождению человечества.
Задания для одаренных детей начальных классов
1 день
1. Найди начало слов :
. . жка
. . . жка
. . . . жка
. . . . . жка
2. Напиши все трехзначные числа из цифр 1,2,3,4, не повторяя их.
2 день
1.Читай внимательно. В этом тексте спрятаны пять разных видов напитков, которые можно было бы налить в кружку Феде. Попробуй их найти.
Мой старший брат Федя – ужасный обжора. Вот, например, как он пообедал сегодня. Вначале он ел солёную рыбу: кильки, сельдь и горбушу. Потом довольно легко Федя управился с целой кастрюлей лапши. Вслед за тем он даже не заметил, как умял круг ливерной колбасы. Мама говорит:
- Кажется, я положила на стол ливерную?
Федя лишь пожал плечами: я, мол, около себя никакой колбасы не видел. А у меня от хохота в горле словно застрял ком. Пот на лбу выступил. Пока я смеялся, брат как бы невзначай отправил в себе в рот изрядный кусок пирога. Закончив есть, он достал свою большую кружку и попросил маму, чтобы она налила в неё до самых краёв…
2 . Соедини цифры знаками + или – так, чтобы получилось 41:
1 2 3 4 5 = 40
3. .Перед вами слоговица.
Потрудитесь ухитриться
Слоговицу разгадать
И слова все-все назвать.
Цифры – это слоги. Одинаковые слоги обозначены одинаковыми цифрами.
1 – 2 -3 – зимой дороги расчищает:……………………
3 – 4 – во влажной почве прорастает:………………………
2 – 5 – 4 – игра для взрослых и детей:…………………………
5 – 4 – 4 – 6 – один из грозных кораблей:…………………
3 день
1. Прочитай. Кто из сказочных героев мог дать такие объявления?
- Сдаю в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями.
- Золотые яйца. Дорого.
- Возьму оброк со всех, даже с чертей.
- Отмою всё.
- Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки.
- Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. Обучаю художественному свисту.
2. Найди общее окончание для всех слов:
А) Др . . . , м . . . , тр . . . , ц . . . , щ . . . , яг . . .
Б) К . . . , п . . . , ст . . . , уг . . . ,ук . . . , в . . .
В) Ат . . . , гн . . . , д . . . , к . . . , л . . . , с . . . , т . . .
4 день
1. Напиши буквы в алфавитном порядке:
Хоупл – . . . . .
Шёр – . . .
Киже – . . . .
Ныбти – . . . . .
Найди ещё три слова и напиши, в которых буквы идут в алфавитном порядке.
2. Закончи ряды чисел.
10 17 24 … …
5 день
1. Вставь предлоги и найди приставки, похожие на предлоги.
Грозовая туча нависла . . . домом. Вышел . . . дому старичок. Не успел он отойти . . . дома, как хлынул дождь. Кинулся старичок обратно . . . дому. Тут и все разбежались кто куда. Мышка спряталась . . . домом. Собака забралась в конуру . . . домом. Воробьи укрылись на дереве, росшем . . . дома. Куры сбились в сарайчике рядом . . . домом. Кошка испугалась грома, мяукала и носилась . . . дому. А струи дождя бились . . . дом. Но . . . доме дождь никому не страшен.
2.Выбери из каждой группы слово подходящее по смыслу.
Утро- вечер,
Зима ( холод, весна, снег, лето, лыжи).
Весёлый- грустный,
Тихо (темно, дети, громко, нешумно).
6 день
1.Рыдают буквы в каждой строчке:
« От наших слов одни кусочки.
У всех у нас одно начало
И как назло оно пропало.
Но если вы его найдёте,
То сразу все слова прочтёте».
…..ита …..етодром
…..ета …..овина
…..етчик …..етница
…..ушка …..етка
2. Реши задачу. Из волшебного источника за 2 недели вычерпали 98 л живой воды. На сколько дней хватит этого количества воды, если в один день брать на 5 л меньше?
7 день
1. В этом тексте перечислены ещё пять общественных мест, куда интересно и полезно ходить в свободное время. Попробуйте их назвать.
Иру Токареву посещало несколько муз. Ей тогда хотелось писать стихи, танцевать, петь, рисовать. Иной раз они возникали перед девочкой все вместе, а третьего дня явилась только Терпсихора – муза танца. “У тебя прекрасные руки, ноги, хороший слух и пластика, но нужны ещё труд и воля. Запомни: балет – цель твоей жизни. С детства ты должна постичь все танцевальные основы. Ставка слишком большая. Занимайся с усердием, пожалуйста. Дионис – бог Виноградства и большой ценитель танцев, — а также Аполлон – покровитель искусства – прислали меня к тебе”.
С тех пор главным в жизни маленькой балерины стал танец. “Ирка, — звали подруги, — выходи к нам, поиграем в салочки”. Но девочка разучивала балетные упражнения. Ирой теперь владела лишь одна страсть – балет.
2. Поменяй “заблудившиеся” цифры и поменяй местами, чтобы получились правильные примеры:
18 – 4 + 7 – 9 = 21 73 – 26 = 11
8 день
1. Читай внимательно и укажи в словах суффикс -ок-:
Замок , теремок, лесок, песок, венок, свисток, листок, курок, вилок, приток.
2. 9 + 2 + 9 = 20
Как с помощью этих же цифр получить сумму 14? Напиши.
3. Добавляя по одной букве, составь цепочку слов:
Па .
Па . .
Па . . .
Па . . . .
9 день
1. Допиши слова, вставь буквы вместо точек.
Ко . т .
К . от
. . кот .
к . . . от .
ко . . . . т
2. Вместо точек вставьте одинаковые цифры:
3 . + 3 . = . 4 . . – 30 = 6 .
. . + 2 . = 92 9. – . 7 = . 7
. . + 5 . = 86 90 – . . = . 6
Образец: 37 + 37 = 74
В следующих заданиях нет одинаковых цифр.
. 5 + 8 . = . . 2 . + . 3 = 4 .
. 2 + 4 . = 8 . 35 + 1 . = . .
3 . – . 5 = 1 . . . – 1 . = 23
10 день
1. Подобрать к каждому слову синонимы, из первых букв которых образуется название спортивной игры:
Передник – Разговор –
Мрачный – Письмо –
Бездельник – Шлюпка –
2.Найди “заблудившиеся” цифры и поменяй местами:
8 + 2 + 4 + 5 = 30
11 день
1. Читай внимательно, замени одно из звонких согласных в каждом слове на глухой согласный и получи новые слова:
Пруд, морозит, горка, жили, лез
2.Валя задумала число, прибавила к нему 5 и получила 9. Какое число задумала Валя?
12 день
1. Подбери антонимы к данным словам:
Правда – Низкий –
Жидкий – Мягко –
Сытый – Молчать –
Прилежно – Печалить –
Смелый – Брат -
2. Пиши числа в порядке возрастания, найди произведение первого и последнего числа.
47, 38, 69, 98, 100, 5, 106, 41, 8, 27.
13 день
1. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй и запиши найденное слово:
пластинка, картина, павлин – . . .
сани, парашют, фантазия – . . .
писали, заморозки, полёт – . . .
2. Реши задачу.
Оля спросила Сашу: «Сколько тебе лет?» Саша ответил: «Если число моих лет увеличить в 3 раза, а потом уменьшить на 16, то мне было бы 17 лет». Сколько лет Саше?
14 день
1. Вместо точек вставить нужные слова.
Участок зелени, где растут овощи, называется . . . .
Участок земли, где растут . . . , называется садом.
Клумба – это участок земли, на котором растут . . . .
Дом , в котором учатся дети, называется . . . .
Дежурный – это человек, который . . . .
Врач – это . . . , который . . . .
Глагол – это . . . , которая . . . . . . . . . . . . . .
2. Найди «заблудившиеся» цифры и поменяй местами:
2 + 3 + 4 + 5 = 80
15 день
1. Найди общее начало и окончание слов:
. . . тина р . .
. . . тошка пл . .
. . . та ск . .
. . . ман ен . .
. . . тон п . .
2.Пропали числа и скобки. Найди их и поставь верно.
1001 — (596 + * ) – 1 = 0
* + * + * х * = 216
800 : 400 : 100 — 4 = 0
16 день
1. Прочитай и спиши, вставь нужные буквы и не:
Завести велели мне новые привычки:
Никогда д.вчонок __дёргать за косички.
Никогда с братишкой __драться за обедом.
На уроках больше __г.ворить с соседом.
Я согласен даже __рисовать на парте.
Но __смейте делать никаких упрёков,
Если я __выучу заданных уроков.
2. Поставь, где нужно знаки “+” или “-“.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 99
17 день
1. Выдели одинаковые окончания в словах.
Домов, столов, ковров, коров, голов, основ.
Степей, юношей, ушей, батарей, шей, ножей
2. Реши задачу.
Трое рыбаков поймали 75 окуней. Стали варить уху. Когда один дал для ухи 8 окуней, другой – 12, а третий – 7, то у них осталось поровну. Сколько окуней поймал каждый рыбак?
18 день
1.Читай внимательно, найди в этом рассказе девять животных и птиц.
Вечер. Сижу я на крылечке со своим щенком. Над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Ивановичем, он повар, любит пироги печь. Обрадовался он мне.
- Может, приготовишь мака для пирога?
- Мака? Какого? Он где? – говорю.
- Вон, где масло на столе, в банке! Да побыстрей, уже в печку пора ставить.
Хорош получился у нас пирог! Все соседи собрались к чаю.
19 день
1 Сколько всего четырёхзначных чисел можно составить из цифр 0 и 1 ?
Цифры могут повторяться. Напиши эти числа.
2.Найди сумму всех возможных различных двузначных чисел. Все цифры которых нечётные.
4 .Запиши такие двузначные числа, где сумма десятков и единиц равна 5; 7; 9; 14,
5.Перемещать карточки с цифрами и писать правильный пример, с данными ответами:
75 — 16 = 14
93 – 18 = 74
Расставь скобки так, чтобы равенства были верными.
710 – 450 + 30 = 390 60 : 5 + 36 : 6 = 8
380 – 300 х 6 = 480 630 – 560 : 7 х 4 = 310
1. Образуй множественное число данных существительных:
Ребёнок –
небо–
чудо–
человек–
20 день
1.Переставь буквы местами и напиши. Какие слова получились?
Лёзок, кута, лёсо, оварка, суль, азок, цурика, кожал, атсен, ракыш, воца, тивонкр, лексор, слот , путех, дашоль
2. Допиши слова, вставь буквы вместо точек:
ко .
ко . .
ко . . .
ко . . . .
ко . . . . .
ко . . . . . .
21 день
1 . Вставь пропущенные буквы:
А – Г , Ж – Й , М – П , ? – ?
2. Расшифруй письмо.
72 : 4 62 х 5 720 : 4
96 : 2 30 : 2 60 : 5
90 : 6 96 : 8 900 : 6
74 х 4
Шифр | 48 | 296 | 310 | 15 | 18 | 12 | 180 | 150 |
| У | Ь | З | Д | Б | О | Р | В |
22 день
1.Читай внимательно и подбери предметы, определяемые данными признаками:
« Что это?»
Пуш . стый, з .лёный . . .
Прозрач(.)ный, голубой . . .
Сил(.)ный, добрый . . .
Звонкий, громкий . . .
Чёрствый, чёрный . . .
Гла(.)кий, тихий, чёрный . . .
Тёплый, т(.)жёлый, шумный . . .
Светлый, мя(.)кий, блестящий . . .
Белый, мя(.)кий, с(.)едобный . . .
2. Прочитай письмо.
711 — 69 = 70 : 2 = 64 – 40 =
172 – 73 = 644 : 10 = 199 х 2 =
373 : 10 = 3730 : 100 = 502 : 2 =
701 — 20 = 290 : 29 =
Шифр | 99 | 681 | 37,3 | 642 | 35 | 24 | 64,4 | 10 | 251 | 398 |
| Р | М | Е | В | Я | Д | Н | Ж | Т | Ё |
3. Продолжи ряд чисел:
2, 4, 8, 16, 32, ………
5, 10, 15, ……….
7, 14, 20, 27, ……
8, 13, 10, 15, 12, ……
23 день
1.Читай внимательно.
Жил-был король. Он не любил учиться. Зато обожал писать королевские указы.
Просыпался король и тут же писал первый указ о королевской трапезе:
На завтрак нам подать кашу с молотком.
На обед мы будем есть сук с гривами, пелёнку с оводами, зелёный халат.
На ужин приготовить фруктовый сор и гладкий пирог.
Повара удивились, но исполнили волю короля. Они положили в кашу большой молоток. Потом пошли в конюшню, остригли гривы коней и намотали их на крепкий сук. Наловили жужжащих оводов и завернули их батистовую пеленку. На большое блюдо положили зеленый шелковый халат. Во фруктовом саду они собрали с земли весь сор и насыпали его в серебряный кубок. Труднее всего было с пирогом. Пришлось его гладить утюгом.
Поправь все ошибки – и ты узнаешь меню короля.
2.Вставь знаки : ”+” , “ – “ и скобки, чтобы получились правильные ответы:
34 * 3 * 9 = 22 80 * 13 * 7 = 100
75 * 8 * 3 = 70 44 * 4 * 9 = 49
24 день
1.Подбери антонимы и допиши строчки.
Ученье – свет, а не ученье . . . .
Не бойся врага умного, бойся друга . . . .
Знай больше, а говори . . . .
Лучшая вещь – новая, лучший друг . . . .
Я антоним шума, стука
Без меня вам ночью мука.
А для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна
Называюсь . . . . . . .
25 день
1.Перед вами слоговица.
Потрудитесь ухитриться
Слоговицу разгадать
И слова все-все назвать.
Цифры – это слоги. Одинаковые слоги обозначены одинаковыми цифрами.
1-2-3- стоит с едой для поросят:………………………….
4-5-6-чем больше бьют, тем больше рад:………………………
1-7-5- чехол, где спрятан пистолет:…………………….
2-4- на хлеб клюёт, на сахар нет:………………………….
2.Найди три числа в каждом ряду, сумма которых равна числу справа.
3 4 6 5 1 2 7 10
2 4 15 8 4 7 9 16
9 7 15 4 1 10 16 21
17 20 1 16 15 14 3 47
Литература.
Д.Б.Богоявленская «Основные современные концепции творчества и одарённости».-М.,1997.
Электронный ресурс-http://www.den-za-dnem.ru. «Рабочая концепция одарённости».
Панов В.И. « Одарённость как проблема современного образования»- Самара 2007 г.
Толстопятова О.А. «Психологл-педагогическое сопровождение обучения и развития интеллектуально одарённых детей в условиях дополнительного общего образования» Ставрополь 2004 г.
Холодова О.А. « Юным умникам и умницам» ( рабочие тетради).