СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для самостоятельной работы учащихся 10 класса по теме "Законы электростатики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

задания для самостояьельной работы учащихся 10 класса в период кдаленного обучения по теме "Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона"

Просмотр содержимого документа
«Задания для самостоятельной работы учащихся 10 класса по теме "Законы электростатики"»

Физика 10.

Тема: Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

Учебно-познавательные задачи:

  1. Решение качественных задач на электризацию тел;

  2. Осознание двух законов электростатики;

  3. Сравнение электростатических и гравитационных сил.

  4. Решение задач на применение законов сохранения электрического заряда и закона Кулона

Ресурсы:

Учебник «Физика 10. Часть2» §50

Российская электронная школа (необходима предварительная регистрация): Предмет – Физика; 10 класс; урок 26.

Задание 1. Повторение темы «Электрические взаимодействия»

Дайте письменное пояснение к одной из следующих ситуаций (на Ваш выбор):

  1. Может ли одно и тоже тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно?

  2. Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они раздуваются. Почему?

  3. Газета «Известия» 22 марта 1969 года поместила следующий репортаж своих корреспондентов: «…В Швеции сейчас наблюдается любопытное явление. Здороваешься за руку, и вдруг тебя бьет током, взялся за какой-то металлический предмет – опять удар. В чем дело? Все объясняется просто. Воздух в Скандинавии сейчас настолько сух, что статическое электричество не уходит из организма, а накапливается в нем в больших количествах. От сверхмерной наэлектризованности люди становятся более раздражительными и повышенно возбудимыми». Насколько, с точки зрения физики, обоснованы выводы авторов?

Задание 2. Прочитайте в §50 пункт «Опыты с электрометром» и решите рисуночный тест, ответ оформите в виде таблицы:

А

Б

В





А) Заряженную отрицательным зарядом палочку подносят к незаряженному электрометру. Когда палочка находится вблизи шарика электрометра, но не касается его, наблюдают отклонение стрелки электрометра. Укажите номер рисунка, на котором правильно указано распределение заряда в электрометре.

 


Б) К шару на конце стержня незаряженного электроскопа поднесли, не касаясь его, положительно заряженную стеклянную палочку. Листочки электроскопа разошлись на некоторый угол. Что при этом происходит с зарядом электроскопа?


1) И листочки, и стержень электроскопа приобретут отрицательный заряд.

2) И листочки, и стержень электроскопа приобретут положительный заряд.

3) Электроскоп останется в целом нейтральным, но заряды перераспределятся: на листочках будет недостаток электронов, на верхнем конце стержня — избыток электронов.

4) Электроскоп останется в целом нейтральным, но заряды перераспределятся: на листочках будет избыток электронов, на верхнем конце стержня — недостаток электронов.




 В) Положительно заряженную стеклянную палочку поднесли, не касаясь, к шару незаряженного электроскопа. В результате листочки электроскопа разошлись на некоторый угол (см. рисунок).

Распределение заряда в электроскопе при поднесении палочки правильно показано на рисунке


Г) Дополнительный БОНУС: Упр. 3 (б) из текста параграфа (пояснения можно представить в виде рисунка или описания)

Задание 3. При чтении пункта 2 «Закон сохранения электрического заряда»

(§50) обращаем внимание на экспериментальное доказательство закона. Начинаем заполнять таблицу «Законы электростатики»:

План описания закона

Закон сохранения электрического заряда

Закон Кулона

  1. Формулировка закона



  1. Математическая форма записи закона



  1. Условия применимости закона

В электрически изолированной системе - ….

Для неподвижных зарядов

Для точечных зарядов - …

Задание 4. При чтении пункта «Единица электрического заряда. Элементарный электрический заряд» получаем ответ на вопросы:

  1. Как называется единица измерения электрического заряда в СИ?

  2. Чему равен 1 кулон?

  3. В чем проявляется свойство дискретности электрического заряда?

  4. В чем заключалась идея опытов Р. Милликена и А. Иоффе по определению элементарного заряда?

  5. Чему равна величина элементарного заряда? Какие частицы переносят элементарный электрический заряд?

Решаем задачи по ходу чтения параграфа:

  1. Рассмотрим положительно заряженную капельку масла, парящую между двумя заряженными пластинами:

А) Расставьте силы, действующие на капельку масла при парении.

Б) Запишите второй закон Ньютона для капли.

В) Чему равна электрическая сила, действующая на каплю?

  1. Металлическая пластина, имевшая положительный заряд, по модулю равный 10 е, при освещении потеряла шесть электронов. Каким стал заряд пластины?

  2. Упр.5 (стр. 116)

  3. Дополнительный БОНУС: за решение упр.6 (стр.116).

Задание 5. Наконец, добрались до пункта «Закон Кулона». При чтении пункта вписываем характеристику закона в таблицу (см. задание 3). Обратите внимания, что количественная характеристика взаимодействия электрических зарядов – это НОВОЕ знание. Далее рассмотрите примеры применения закона Кулона (переписывать НЕ НАДО):

 

Во сколько раз изменится сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами, если:

а) расстояние между ними увеличить в 3 раза;

б) заряд одного из них увеличить в 5 раз?

А) Дано:

r1=r

r2=3r

q1=q2=q

Решение:

Ответ: сила уменьшится в 9 раз.

F1/F2 - ?


Б) Дано:

r=r*

q1=q2=q

q1*=q

q2*=5q

Решение:

Ответ: сила увеличится в 5 раз.


Познакомившись с примерами, дайте ответы на вопросы:

1). Если модуль первого точечного заряда увеличить в 3 раза, то сила взаимодействия двух точечных электрических зарядов ____________ в ____ раза.

2). Если модуль второго точечного заряда уменьшить в 5 раз, то сила взаимодействия двух точечных электрических зарядов ____________ в ____ раз

3). Если расстояние между двумя точечными электрическими зарядами увеличить в 2 раза, то сила взаимодействия между ними _____________ в ____ раза.

4). Чтобы сила взаимодействия между двумя точечными электрическими зарядами увеличилась в 9 раз, нужно расстояние между зарядами ___________ в _____ раз.

5). Если модуль первого точечного заряда увеличить в 4 раза, а расстояние между двумя точечными электрическими зарядами уменьшить в 2 раза, то сила взаимодействия между ними _____________ в ____ раза.


6) На рисунке изображены точечные заряженные тела. Все тела имеют одинаковый положительный заряд. Каковы модуль и направление равнодействующей силы, действующей на заряд Б со стороны зарядов А и В?

1) F = FА + FВ; направление 1

2) F = FА + FВ; направление 2

3) F = FВ – FА; направление 1

4) F = FВ – FА; направление 2


Задание 6. Сравнение закона Кулона и закона всемирного тяготения. Напоминаю, что логическая операция сравнения предполагает установление сходства и различия объектов сравнения. Сделайте себе памятку:


План сравнения

Закон Кулона

Закон всемирного тяготения

1.Формула закона



2.Значение коэффициента пропорциональности



3.Причина взаимодействия



4.Проявление взаимодействия



5.Интенсивность проявления взаимодействия




В заключение, решаем задачу № 9 (стр. 118).

Работы отправляем на адрес: sch8phisik@mail.ru






Для поднятия настроения:


Закон Кулона (закон взаимодействия точечных зарядов) или о чем поет петух

 

Где k = 9·109 м/Ф – коэффициент пропорциональности, r – расстояние между зарядами.

Где ε – диэлектрическая проницаемость среды.

Данную формулу физики порой называют – КУ-КА-РЕ-КУ

(q1 – ку, k – ка, εr – ре, q2 – ку)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!