СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для школьного этапа олимпиады по биологии в 9 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для проведения школьной олимпиады по биологии в 9 классе и включает задания по ботанике, зоологии, биологии человека на уровне школьной программы и углубленном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Задания для школьного этапа олимпиады по биологии в 9 классе»

Задания для школьного этапа олимпиады по биологии-9 класс

№1.Установите соответствие между гормонами, железами , их производящими, и их физиологической ролью. (Максимальное количество баллов-20)

Гормоны:

Глюкагон

Инсулин

Соматотропин

Вазопрессин

Альдостерон

Кальцитонин

Тестостерон

Тироксин

Адреналин

Окситоцин

Железы: а-Гипофиз, б-Гипоталамус, в-Щитовидная железа, г-Надпочечники, д-Поджелудочная железа, е-Семенники

Физиологическая роль:

I –Влияние на образование и созревание половых клеток, развитие полового аппарата

II-Влияние на усвоение глюкозы клетками, понижение уровня сахара в крови

III-Влияние на уровень артериального давления, регуляция процесса обратного всасывания в канальцах нефрона

IV-Влияние на сокращение мышечных стенок матки

V-Стимулирование образования хрящевой и мышечной ткани

VI-Интенсификация окислительно-восстановительных реакций в организме, регулирование тканевого обмена

VII-Регулирование обмена кальция и фосфора в организме

VIII-Усиление и учащение сердечных сокращений, повышение работоспособности мышц

IX-Регулирование минерального состава и концентрации ионов в плазме крови

X-Усиление расщепления гликогена в печени, повышение уровня сахара в крови


№2. Дайте определения следующим терминам.(Количество баллов-10)

1-Эндокард

2-Гепатоцит

3-Ассимиляция

4-Агглютинация

5-Дальтонизм

6-Дизентерия

7-Гипертония

8-Соплодие

9-Рудимент

10-Финна


№3.Предложите для нижеследующих видов растений все возможные способы классификации. Проиллюстрируйте классификации примерами из списка. (3 балла за каждый способ классификации с примерами)

Список: Яблоня лесная, одуванчик лекарственный, смородина черная, крапива жгучая, сосна обыкновенная, калина обыкновенная, дуб черешчатый, белена черная, акация желтая, тысячелистник обыкновенный, ива русская, пастушья сумка, цикорий обыкновенный, багульник болотный, пырей ползучий, плаун булавовидный, кубышка желтая, кукушкин лен.


№4.Дайте развернутый ответ на вопрос (3 балла за каждый ответ)

А)Во времена Великих географических открытий половина морских экспедиций заканчивалась плачевно. Несмотря на то, что сухарей, солонины и пресной воды было достаточно, моряки страдали от грозной болезни, выражающейся в том, что тело покрывалось синяками, опухали от гематом суставы, кровоточили десны и выпадали зубы. Затем наступала смерть. На суше эта болезнь встречалась довольно редко даже в голодные годы. Что это за болезнь, в чем причина ее возникновения?

Б)С развитием устричных плантаций особое беспокойство людям стали доставлять морские звезды, которые быстро уничтожали двустворчатых моллюсков. Желая избавиться от них, люди вылавливали иглокожих и рубили их на части. Но эффект получился обратный, морские звезды быстро увеличивали свою численность и в некоторых местах стали представлять угрозу для коралловых рифов. Объясните причину данного явления.


Ответы:

№1

1-д-Х; 2-д-II; 3-а-V; 4-б-III; 5-г-IX; 6-в-VII; 7-е-I; 8-в-VI; 9-г-VIII; 10-б-IV


№2

1-Внутренняя оболочка сердца, выстилающая поверхность сердечных полостей

2-Клетка печени

3-Процесс синтеза крупных молекул из более простых, идущий с затратой энергии.

4-Склеивание эритроцитов в результате реакции антиген-антитело.

5-Наследственное заболевание, выражающееся в расстройстве цветового зрения.

6-Острое инфекционное заболевание, вызванное поражением кишечника патогенными микроорганизмами.

7-Заболевание, вызванное повышением артериального давления.

8-Плод, образующийся из сросшихся пестиков нескольких цветков.

9-Недоразвитый орган, утративший свое биологическое значение в ходе эволюции.

10-Стадия развития бычьего цепня, локализующаяся в мышцах животного.


№3. Возможны классификации по следующим признакам: жизненные формы (древесные, кустарниковые, травянистые), отделы (цветковые, голосеменные, моховидные и др.), классы цветковых (однодольные и двудольные), семейства цветковых (розоцветные, бобовые и др.), по отношению к факторам среды (теневыносливые, светолюбивые; гигрофиты, мезофиты, ксерофиты; теплолюбивые, холодостойкие и др.), хозяйственное использование (лекарственные, декоративные, пищевые и др.); влияние на организм человека (ядовитые, неядовитые) и т.д.


№4

А)Цинга. Причина –существенный и хронический недостаток витамина С в пище. В рационе моряков практически отсутствовали свежие продукты растительного происхождения из-за проблем их хранения.

Б)Иглокожие способны размножаться путем регенерации, в том числе при травматическом повреждении тела. Разрубленные части звезд со временем развивались в новых животных.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!