СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для школьного этапа олимпиады по ОРКСЭ в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для школьного этапа олимпиады по ОРКСЭ в 4 классе. Состоит из тестовых заданий, а также заданий, где нужно дать свой ответ.

Просмотр содержимого документа
«Задания для школьного этапа олимпиады по ОРКСЭ в 4 классе»



Задания по ОРКСЭ.

Модуль «Основы светской этики»

для школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников

4 класс.

I часть

1. Главный закон современного российского государства – это…

А. Конституция

Б. Приказ

В. Указ

2. Как называется наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле?

А. эстетика

Б. этика

В. философия

3. Что Аристотель определил как способность поступать во всем наилучшим образом?

А. мудрость

Б. добродетель

В. порок

4. Переживание осуждения или одобрения собственного поступка - это:

А. стыд

Б. честь

В. совесть

5. При каких условиях возможно ответственное поведение личности?

А. человек ответственен за результаты своего выбора

Б. человек отдаёт себе отчёт в последствиях своих действий

В. всё верно

6. Из нижеперечисленных слов выбери одно слово, не относящееся к регулированию правил, норм поведения людей в обществе:

А. традиция

Б. мораль

В. обычай

Г. искусство

7. Каждый человек должен препятствовать злу, так как…

А. злые поступки приносят страдание другим людям

Б. за злые поступки следует наказание

В. злой поступок не приносит выгоды

8. Кто несет ответственность (вину) за замусоренный парк возле дома?

А. дворник

Б. жители близлежащих домов

В. люди, оставившие в парке свой мусор

9. Как называют трудолюбивого человека?

А. трудяга

Б. трудоголик

В. труженик

Г. всё верно

10. Стать добрым человек может:

А. самостоятельно

Б. живя по законам общества

В. с помощью других людей

Г. всё верно


II часть

. Впиши справа соответствующие слова

1.Установленный, принятый порядок поведения - -----------------------.

2.Всё положительное, хорошее, полезное - _________________________.

3.Что-то плохое, приносящее боль - _______________________________.

4.Отношения, основанные на взаимопонимании, доверии, привязанности, общности интересов - __________________________________.

5.Честность, неспособность к «низким» поступкам - ___________________.

6.Добросовестность, прямота, правдивость - __________________________.

7.Чувство самоуважения - ________________________________.

8.Настойчивость, упорство и выдержка в каком-либо деле -____________________.

9.Соблюдение правил приличия в отношениях с другими людьми - _____________.



III часть

Прочитай притчу, выполни задания.


БЕЗ КОРНЕЙ (или 2 вариант)

Пришла на ум дереву мысль – без корней жить.
– Зачем они мне? Черные, грязные, да и ходить, где я хочу, мешают!
Дернулось дерево, освободилось от корней и стало ходить, где хочет, и делать, что пожелает.
Одна беда – недолго ходило. Вскоре высохло и погибло.
Оно ведь даже не подозревало, что в корнях была вся его сила и жизнь!


  1. Какие символы встречаются в притче:

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какую заповедь ты вспомнил(а), читая эту притчу? Запиши эту заповедь

___________________________________________________________

  1. Вспомни и запиши пословицы, которые подходят по смыслу к этой притче или выбери из данных:

Дерево держится корнями, а человек – семьёй.

Человек сердцем могуч, а дерево – корнями.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

____________________________________________________________

____________________________________________________________





12.Прочитай притчу, выполни задания.


Притча «Песок и камень»(1вариант)

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.



 

А). Поделитесь своими впечатлениями, мыслями, которые возникли, когда ты читал притчу:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б). Вспомни и запиши пословицы, которые подходят по смыслу к этой притче или выбери из данных:

  • Человек без друга, что земля без воды.

  • Без друга в жизни туго.

  • Дружба заботой да подмогой крепка.

  • Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.


____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________


В). Чему научила вас притча? 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



БЕЗ КОРНЕЙ (или 2 вариант)


Пришла на ум дереву мысль – без корней жить.
– Зачем они мне? Черные, грязные, да и ходить, где я хочу, мешают!
Дернулось дерево, освободилось от корней и стало ходить, где хочет, и делать, что пожелает.
Одна беда – недолго ходило. Вскоре высохло и погибло.
Оно ведь даже не подозревало, что в корнях была вся его сила и жизнь!


  1. Какие символы встречаются в притче:

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какую заповедь ты вспомнил(а), читая эту притчу? Запиши эту заповедь

___________________________________________________________

  1. Вспомни и запиши пословицы, которые подходят по смыслу к этой притче или выбери из данных:

Дерево держится корнями, а человек – семьёй.

Человек сердцем могуч, а дерево – корнями.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.



____________________________________________________________

____________________________________________________________






Ключи и оценивание

Iчасть (по 1б. за правильный ответ)- 10б

1 – А 6 - Г

2 – Б 7 - А

3 – Б 8 - В

4 – В 9 - Г

5 – В 10 - Г


IIчасть (по 0, 5 б. за правильный ответ) - 5б.



Русь

Установленный, принятый порядок поведения.

этикет

Всё положительное, хорошее, полезное.

добро

Что-то плохое, приносящее боль.

зло

Отношения, основанные на взаимопонимании, доверии, привязанности, общности интересов.

дружба

Честность, неспособность к «низким» поступкам.

порядочность

Добросовестность, прямота, правдивость.

честность

Чувство самоуважения.

гордость

Настойчивость, упорство и выдержка в каком-либо деле.

терпение

Соблюдение правил приличия в отношениях с другими людьми.

вежливость




III часть

  1. вариант)

1.Поделитесь своими впечатлениями, мыслями, которые возникли, когда ты читал притчу:

Возможны варианты:

В дружбе бывают и обиды, надо уметь прощать друга, потому что…

С обидой жить нельзя, а радость нужно помнить, рассказывать о ней.


- за верное грамотное полное и оригинальное обоснование, учитывающие идею и смысл притчи, соотнесённость её с жизненным опытом;

2б.- неполный ответ, но учитывающий смысл притчи;

1б.- ответ без обоснования.


2. Вспомни и запиши пословицы, которые подходят по смыслу к этой притче или выбери:


  • Человек без друга, что земля без воды.

  • Без друга в жизни туго.

  • Дружба заботой да подмогой крепка.

  • Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.


3б–ребёнок записал свою пословицу, раскрывающую смысл притчи;

.- за правильно выбранные пословицы;

.- в ответе есть неточности в употреблении пословиц.


  1. Чему научила вас притча? 


3б. - Ценить в дружбе радости и забывать обиды, самому не обижать друзей;

2б. -Ценить в дружбе радости и забывать обиды;

1б. - Ценить в дружбе радости.



  1. вариант)

  1. Какие символы встречаются в притче:

Дерево- человек, связь поколений;

Корни- родственники, традиции, опыт поколений, ценности, моральные устои…

 - за правильный ответ.

2б. – если в ответе только указаны символы, нет пояснения (дерево, корни) или есть пояснения, но не названы символы.

1б. – если назван один символ или одно пояснение.

  1. Какую заповедь ты вспомнил(а), читая эту притчу? Запиши эту заповедь

(Почитай отца и мать свою и дни твои продляться на земле)

. – за правильный ответ;

.- в ответе есть недочёт;

. – в ответе написана часть заповеди.

  1. Вспомни и запиши пословицы, которые подходят по смыслу к этой притче или выбери из данных:

Дерево держится корнями, а человек – семьёй.

Человек сердцем могуч, а дерево – корнями.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.


3б – ребёнок записал свою пословицу, раскрывающую смысл притчи;

.- за правильно выбранные пословицы;

.- в ответе есть неточности в употреблении пословиц.