СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для СО по истории Казахстана. 7 класс. 3 четверть

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все суммативные работы по истории Казахстана в 7 класе за 3 четверть

Просмотр содержимого документа
«0. СОЧ»






ВСО по истории Казахстана за 3 четверть. 7 класс. Дата _________________________

ФИО_______________________________________________ Класс

Вариант 1.

  1. Когда возникло военно-феодальное государство Чингисхана? А) В конце Х в.

В) В начале XII в.

С) В конце XI в.

D) В начале XIII в.

Е) В конце XIII в.

  1. Когда Казахстан вошел в состав монгольской империи? А) 1215-1222гг.

В) 1221-1223гг. С) 1219-1224гг. D) 1218-1222г. E) 1217-1221г

  1. Укажите, где располагался Улус Чагатая

А) Северо-восточного Казахстана

В) Центральной Монголии С) Центрального Казахстана

D) Южного и юго-восточного Казахстана Е) Семиречья

  1. Назовите главный язык в Золотой Орде А) Чагатайский язык.

В) Огузский язык. С) Кипчакский язык.

D) Монгольский язык. Е) Персидский язык.

  1. Отметьте государства, ставшие первыми объектами захватнических набегов войск Тимура

А) Ак Орда и Кок Орда В) Ак Орда и Могулистан

С) Ногайская Орда и Кок Орда

D) Ханство Абулхаира и Могулистан Е) Узбекский улус и Кок Орда.

6.Определите какие утверждения являются «верными» и какие «ложными». Аргументируйте ответ к информации, которую вы считаете ложной.


Содержание информации

Истина

Ложь

Аргументы


1

Ак Орда была населена тюркоязычными племенами.






2

Территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов: большая (степная) часть - в состав улуса Джучи, Южный и Юго-Восточный Казахстан - в улус Чагатая, северо-восточная часть Семиречья - в улус Угэдэя.




3

Семь дней обороняли свой город жители Сыганака, отказавшиеся сдаться монголам.




4

В начале XV века Чингисхан объединил тюркские племена в одно государство.





5

Ногайская Орда — одна из двух частей Золотой Орды.







  1. Внесите в таблицу, причины и основные исторические события распада монгольской империи и Ак Орды, сделайте общий вывод.


    1. Причина распада монгольской империи;

    2. Причина ослабления и распада Ак Орды;

    3. Основные исторические события при распаде монгольской империи;

    4. Основные исторические события при распаде государства Ак Орды.


Причины

1

2

Основные исторические события

3









4

Вывод:


8. Установите соотвествие.


1

Ибн Батутта


У Чингис хана есть люди, которые зовутся урууты и мангуты. Эти люди его сражаются очень хорошо. В пылу битвы они не теряют строя, в жаркой схватке они соблюдают порядок. Это люди, которые с малых лет привыкли к копью и мечу. Это у них черные и пестрые знамена. Это такие люди, которых следует остерегаться”.

А

2

Марко Поло


Племена во владениях Монгольской империи, являющиеся монголами, и являются господствующим этническим элементом, в действительности все или почти все являются тюрками.

B

3

Мухаммед Хайдар Дулати


На собрание в улусе Шагатая съезжались потомки Чингизхана, военачальники, правители областей и знатные женщины. Одной из целей улусных курултаев было предупреждение междоусобиц.

C

4

"Джам’ ат-таварих"


После установления монгольского господства городам не разрешалось «иметь стены и ворота, дабы не могли препятствовать вступлению войск».

D

5

«Сокровенное сказание монголов»


В начале XV в. в Могулистане пришел к власти Тоглук-Тимур (1347–1362), который и стал основателем нового государства.

E



Схема выставления баллов 1 вариант


Ответ

Балл

Дополнительная информация

1-5

D

1


C

1


D

1


С

1


В

1


6

Ак Орда была населена тюркоязычными племенами (верно)

1


Территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов: большая (степная) часть - в состав улуса Джучи, Южный и Юго-Восточный Казахстан - в улус Чагатая, северо-восточная часть Семиречья — в улус Угэдэя (верно)

1


Семь дней обороняли свой город и жители Сыгнака, отказавшиеся сдаться монголам.) (верно)

1


В начале XV века Чингисхан объединил тюркские племена в одно государство (неверно)

1

Империя Чингисхана создана в 13 веке

Ногайская Орда — одна из двух частей Золотой Орды (неверно)

1

Две части: правое крыло- владения Бату; левое крыло – владения Орда Еджена

7

Пишет две важные причины распада монгольской империи. Например:

  1. тяжелые междоусобные войны;

2) многоэтничность культуры.

4

Принимаются все возможные ответы, имеющие разные структуры предложений и несущие ясный смысл.

Определяет основные исторические факты. Например:

1) В XIV в. в условиях экономического возрождения, укрепления феодальных отношений в Золотой Орде и Чагатайском улусе усилились позиции местной тюркской верхушки;

2) В 1428 году власть в Восточном Дешт-и-Кыпчаке взял в свои руки Абулхаир хан из династии Шайбанидов.

4

При выводе ученик устанавливает причину распада и основные исторические события.

2

8

С

1


D

1


Е

1


B

1


А

1





ВСО по истории Казахстана за 3 четверть. 7 класс. Дата _________________________

ФИО_______________________________________________ Класс

Вариант 2.

1. Поводом для начала военных походов Чингисхана на земли Казахстана и Средней Азии

А) послужила «Отрарская катастрофа»

В) явилось ослабление власти хорезмшаха Мухаммада

С) послужил джут в Монголии

D) послужила гибель хана Джучи

Е) послужила перекочёвка найманов в Семиречье

2. Укажите, где располагался улус Джучи

А) к западу от Иртыша вплоть до Волги В) в низовья Амударьи и Семиречье

С) северо- восточной части Семиречья

D) Южный и юго- восточный Казахстан

Е) в Семиречье

3. При каком хане Золотой Орды был принят ислам?

А) Бату

В) Узбеке
С) Берке

D) Тохтамыше

Е) Джучи

4. Годы правления Бату

А) 1206 -1227 гг.

В) 1227 - 1255 гг.

С) 1236 – 1242 гг.

D) 1256 - 1266 гг.

Е) 1267-1280 гг.

5. Единые правовые нормы на территории монгольской империи

А) шариат

В) инджу

С) яса

D) устав

Е) ярлык

6.Определите какие утверждения являются «верными» и какие «ложными». Аргументируйте ответ к информации, которую вы считаете ложной.

Информация

Истина

Ложь

Аргументы

1

Следующим после хана лицом в монгольской империи был диуан




2

Сбор налогов в монгольской империи осуществлялся баскаками




3

В правление Бату государство разделилось на две части – левое и правое крыло. Правое крыло охватывало территорию от Поволжья до Дуная, управляли им Орда –Еджен и его потомки




4

Монгольское нашествие изменило антропологический облик населения Евразии




5.

По свидетельству Рашид ад-Дина восточную часть улуса Джучи получил старший сын Джучи Орда –Еджен при отце.




  1. Внесите в таблицу, причины и основные исторические события распада монгольской империи и Ак Орды, сделайте общий вывод.


    1. Причина распада монгольской империи;

    2. Причина ослабления и распада Ак Орды;

    3. Основные исторические события при распаде монгольской империи;

    4. Основные исторические события при распаде государства Ак Орды.


Причины

1

2

Основные исторические события

3






4

Вывод:




8. Установите соотвествие.

1

Рашид ад-Дин


«У правителя племени было восхитительное умение управлять всеми. Если правитель не разрешал, то никто не мог находится в данной стране. Он указывал своим полководцам где им находится , а те в свою очередь вождям тысячей, те вождям сотен, а те вождям десятков.»

А

2

«Чингизнаме» Утемис -хаджи


«Завоёвывая какую-либо область, он не обижал населения, не нарушал его права собственности, а только сажал среди них своих людей…»


В

3

Петахья


«Более бедные слои населения, у которых отсутствовал скот, выращивали зерновые и бобовые культуры, преимущественно просо»


С

4

Марко Поло


«Великий дед, принимая царевичей, велел поставить три юрты…»


D

5

Плано Карпини


«Было не в обычае, чтобы кто-либо переиначивал решение и указ хана…»

Е







Схема выставления баллов


Ответ

Балл

Дополнительная информация

1-5

А

1


А

1


С

1


В

1


С

1


6

Следующим после хана лицом в монгольской империи был диуан (неверно)

1

Беклербек- ком. Войском, диуан- орган управления

Сбор налогов в монгольской империи осуществлялся баскаками (верно)

1


В правление Бату государство разделилось на две части – левое и правое крыло. Правое крыло охватывало территорию от Поволжья до Дуная, управляли им Орда –Еджен и его потомки (неверно)

1

Правым крылом управлял Бату и его потомки

Монгольское нашествие изменило антропологический облик населения Евразии (верно0

1


По свидетельству Рашид ад-Дина восточную часть улуса Джучи получил старший сын Джучи Орда –Еджен при отце.(верно)

1


7

Пишет две важные причины распада монгольской империи. Например:

  1. тяжелые междоусобные войны;

2) многоэтничность культуры.

4

Принимаются все возможные ответы, имеющие разные структуры предложений и несущие ясный смысл.

Определяет основные исторические факты. Например:

1) В XIV в. в условиях экономического возрождения, укрепления феодальных отношений в Золотой Орде и Чагатайском улусе усилились позиции местной тюркской верхушки;

2) В 1428 году власть в Восточном Дешт-и-Кыпчаке взял в свои руки Абулхаир хан из династии Шайбанидов.

4

При выводе ученик устанавливает общую причину распада и основные исторические события, оказавшие влияние на дальнейшее развитие

2

8

Е

1


D

1


С

1


B

1


А

1






Просмотр содержимого документа
«1. СОР Казахстан в 13-15 вв.»


3 четверть История Казахстана 7 класс « » Дата ______________

СОР Раздел 3A Казахстан в XIII - первой половине XV вв

ФИО _______________________________________________________________

Вариант 1.


Задание 1. Соотнесите термины и определения

1

Руководил десятком


A

Каракорум

2

Управлял армией


B

Яса

3

Управлял диваном


C

Баскак

4

Избирал хана


D

Десятник

5

Собирал налоги


E

Хан

6

Законы Чингисхана


F

Везир

7

Столица империи Чингисхана до 1260 г


G

Курултай


Задание 2. Объясните политические процессы в государствах, работая с картой



Ак Орда





Могулистан





Ханство Абулхаира








Задание 3. Сравните особенности внутренней и внешней политики государств.


Ак Орда

Сходства

Могулистан

Внутренняя политика

Внешняя политика


Внутренняя политика

Внешняя политика



















































3 четверть История Казахстана 7 класс « » Дата ______________

СОР Раздел 3A Казахстан в XIII - первой половине XV вв

ФИО _______________________________________________________________

Вариант 2.


Задание 1. Соотнесите термины и определения

1

Тарханы


A

Налог с земледельцев

2

Инджу


B

Налог со скотоводов-кочевников

3

Вакуф


C

Налог с земледельцев и ремесленников

4

Ушур


D

Форма господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением

5

Зякет


E

Земли мусульманских учреждений

6

Бадж


F

Земли, полученные потомками Чингисхана

7

Сойюргал


G

Представители знати в послемонгольских государствах


Задание 2. Объясните политические процессы в государствах, работая с картой



Ак Орда





Могулистан





Ногайская Орда








Задание 3. Сравните особенности внутренней и внешней политики государств.


Ак Орда

Сходства

Ханство Абулхаира

Внутренняя политика

Внешняя политика


Внутренняя политика

Внешняя политика



















































3 четверть История Казахстана 7 класс « » Дата ______________

СОР Раздел 3A Казахстан в XIII - первой половине XV вв

ФИО _______________________________________________________________

Вариант 3.


Задание 1. Соотнесите термины и определения

1

Собирал налоги


A

Земли мусульманских учреждений

2

Законы Чингисхана


B

Земли, полученные потомками Чингисхана

3

Столица империи Чингисхана до 1260 г


C

Представители знати в послемонгольских государствах

4

Тарханы


D

Земли, которые не передавались по наследству

5

Инджу


E

Яса

6

Вакуф


F

Баскак

7

Икта


G

Каракорум


Задание 2. Объясните политические процессы в государствах, работая с картой



Ак Орда





Ногайская Орда





Ханство Абулхаира








Задание 3. Сравните особенности внутренней и внешней политики государств.


Ханство Абулхаира

Сходства

Могулистан

Внутренняя политика

Внешняя политика


Внутренняя политика

Внешняя политика


































Просмотр содержимого документа
«2. СОР Формирование казахского народа»


3 четверть История Казахстана 7 класс « » Дата ______________

СОР Раздел 3 B Формирование казахского народа

ФИО _______________________________________________________________


Вариант 1.


Задание 1. Объясните, что обозначают термины:

Этнос________________________________________________________________________

Этноним______________________________________________________________________

Этногенез ____________________________________________________________________


Задание 2. Перед вами подборка источников и аналитических материалов. Изучив их, вам необходимо сделать 2 вывода, ответив на следующие вопросы.

А. Какой исторический процесс отразился в тексте? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В. Каково основное предположение о появлении этнонима «казах»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) «казах». В тюркском памятнике YIII века, найденном на Енисее, есть словосочетание «казгакуглым» - «казахский сынок». В IX - X вв. у трех карлукских племен, живших на землях Семиречья и Южного Казахстана, было общее название – «хасаки».

Известно, что карлуки имели непосредственное отношение к казахскому этногенезу.

В арабских документах, относящихся X - XI вв., а также в русских летописях имеются записи: о городе Касаг на северо-востоке Черного моря, о стране касагов. По мнению некоторых ученых, здесь имеются в виду большое поселение казахов, которые объединились и остались в XI веке на берегах Дона и Днепра.

Одним из ранних упоминаний слова казах в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре. Он, вероятно, создан в мамлюкском Египте кыпчаками. Здесь слово казах имеет значение «свободный». Этому термину по этому словарю было придано социальное значение. Так называли группы людей. По данным исторических документов, во II в. между Каспийским и Аральским морями жили племена "хасов”, "касов” (казахов). Некоторые ученые связывают корни слов "хазары” и "казахи”, доказывая их общность происхождением слов "каз”, "хас”.

В легенде "Бухарский гость” Ибн Рузбихан, живший в XVI в., писал, что казахи прямо на арбе ставили удивительные жилища — юрты. Поэтому происхождение слова "казак терген” не противоречит возникновению слова "казах” из-за причастности к древним племенам, проживавшим на территории Казахстана которые отделялись от своего рода, племени и стали жить по своим законам.


Задание 3. Обозначьте на контурной карте территории расселения племен Старшего, Среднего, Младшего Жузов.


Задание 4. Дополните данные разделы в таблице фактами (например: уровень развития культуры кочевых племен Казахстана, сформированности единой территории, общественно-этническая структура, сформированность языка, внешний облик, присущий большинству этнических представителей и.т.д).



В формировании казахского народа повлияли следующие факторы.

Главные этнополитические признаки этноса

Историко-географические признаки этноса

1.





2.





1.





2.

Вывод









3 четверть История Казахстана 7 класс « » Дата ______________

СОР Раздел 3 B Формирование казахского народа

ФИО _______________________________________________________________


Вариант 2.


Задание 1. Объясните, что обозначают термины:

Этногенез_____________________________________________________________________

Казах ______________________________________________________________________

Народ ____________________________________________________________________


Задание 2. Перед вами подборка источников и аналитических материалов. Изучив их, вам необходимо сделать 2 вывода, ответив на следующие вопросы (привести 2 аргумента, подтверждающих Ваши ответы)

А. Какой исторический процесс нашёл отражение в тексте? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В. Каково основное предположение о появлении этнонима «казах»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) «казах». В тюркском памятнике YIII века, найденном на Енисее, есть словосочетание «казгакуглым» - «казахский сынок». В IX - X вв. у трех карлукских племен, живших на землях Семиречья и Южного Казахстана, было общее название – «хасаки».

Известно, что карлуки имели непосредственное отношение к казахскому этногенезу.

В арабских документах, относящихся X - XI вв., а также в русских летописях имеются записи: о городе Касаг на северо-востоке Черного моря, о стране касагов. По мнению некоторых ученых, здесь имеются в виду большое поселение казахов, которые объединились и остались в XI веке на берегах Дона и Днепра.

Одним из ранних упоминаний слова казах в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре. Он, вероятно, создан в мамлюкском Египте кыпчаками. Здесь слово казах имеет значение «свободный». Этому термину по этому словарю было придано социальное значение. Так называли группы людей, отделившихся от своего государства и ведущих независимый образ жизни. По данным исторических документов, во II в. между Каспийским и Аральским морями жили племена "хасов”, "касов” (казахов). Некоторые ученые связывают корни слов "хазары” и "казахи”, доказывая их общность происхождением слов "каз”, "хас”.

Слово «казах» означает «вольный, независимый человек» - так пишет учёный В.В. Радлов.


Задание 3. Обозначьте на контурной карте территории расселения племен Старшего, Среднего, Младшего Жузов.


Задание 4. Дополните данные разделы в таблице фактами (например: у истоков казахского народа находились потомки европеоидной расы -; проникновение монголоидных элементов в облик древних племён Казахстана связано с- ; утверждение тюркского языка, как основного- ; развитие и взаимосвязь кочевой, земледельческой и городской культуры- ; общность обычаев, традиций тюркских племён- ; общие формы хозяйства- ; формирование Жузов- ).


Этапы формирования казахского народа (факторы, определяющие процесс этногенеза)

Индоевропейский этап

Тюркский этап

1.




2.





1.




2.

Вывод









Просмотр содержимого документа
«3 СОР. Образование единого Казахского государства»

3 четверть История Казахстана 7 класс « » Дата ______________

СОР Раздел 3С Образование единого Казахского государства

ФИО _______________________________________________________________

Вариант 1

Задания

Тестовое задание с двумя утверждениями. Вопросы с несколькими вариантами и с одним правильным ответом.

  1. Одной из предпосылок создания Казахского ханства стали кризисные события во внутреннем и внешнем положении существовавших тогда государств:

A) ханства Абулхаира и Мавераннахра B) Мавераннахра и Могулистана

C) ханства Абулхаира и Могулистана D) Белой и Ногайской Орд

Е) Золотой и Ак Орды

  1. Первоначально Казахское ханство было образовано на территории:

  1. Южного Казахстана

В) Центрального Казахстана

С) Средней Азии

  1. Западного Жетысу Е) Сарыарка

3.Укажите ханов, основавших Казахское ханство:

А) Абулхаир, Барак

В) Есенбуга, Махмуд

С) Касым, Бурундук

  1. Абылай, Тауке

Е) Керей, Джанибек

4. Укажите средневековый источник, содержащий сведения об образовании Казахского ханства:

А) «Кутатгу билиг» Ю. Баласагуни

В) «Тарих и Рашиди» М.Х. Дулати

С) «Дивани лугатат тюрк» М. Кашгари

D) «Дивани хикмат» Ахмет Яссауи

Е) «Философские, математические трактаты» Аль-Фараби

5. Укажите годы образования Казахского ханства:

А) 1567-1568 гг.

В) 1398-1400 гг.

С) 1468 –1469 гг.

  1. 1465 –1466 гг.

Е) 1455-1456 гг

6-8 Заполните таблицу.

Исторические

События и факты, связанные с личностью

личности


Керей





Жанибек





М.Х. Дулати





9-11. Работа с картой.

  • обозначьте на карте место, где было провозглашено Казахское ханство;

  • обозначьте на карте столицу государства Абулхаира;

  • обозначьте на карте город Туркестан




















12. Работа с рисунками. Расставьте картины в хронологической последовательности событий, изображённых на картинах. Сделайте вывод, устанавливая связь между историческими событиями.


Первым ханом нового Борьба за Дешти-Кыпчак

ханства становится казахских ханов с

Керей потомками Абулхаира





А В




Керей и Жанибек, возглавив одну из частей племен Узбекского ханства (так называемое "Государство кочевых узбеков"), перекочевали в Могулистан

С.









_______________________________________________________________________________

13-15 Вывод : Объясните, каковы были политические, социально-экономические, культурные последствия событий, изображённых на картинах. ______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




3 четверть История Казахстана 7 класс « » Дата ______________

СОР Раздел 3С Образование единого Казахского государства

ФИО _______________________________________________________________

Вариант 2

Задания

Задание1-6. Заполните пропуски в тексте

В ______ веке Ак Орда распалась. В результате образовалось государство _____________________________, являвшегося выходцем из династии ____________ Поражение хана____________ от_______________ явилось одной из причин откочевки многих племен главе с султанами _______________________________. Хан _______________ Есен – Буга благосклонно принял султанов _____________________ и выделил им земли на берегах реки Чу, так как хотел использовать их в борьбе с_______________________________

Задание 7-9. Укажите правильный ответ

  1. Керей и Жаныбек во главе казахских племён перекочевали из ханства Абулхаира в…

 А) Могулистан В) Сибирское ханство С) Ногайскую орду

Д) Китай Е) государство Тимуридов.


2.Средневековый историк Мухаммед Хайдар Дулати относит образование Казахского ханства к 870 году хиджры, это.. 
А) 1429- 1430 гг. В) 1448-1449 гг. С) 1465 – 1466гг. Д) 1471 – 1472 гг.  Е) 1568-1569 гг.



Задание 9-11. Работа с картой.

  • обозначьте на карте место, где было провозглашено Казахское ханство;

  • обозначьте на карте столицу государства Абулхаира;

обозначьте на карте город Туркестан



































12. Работа с рисунками. Расставьте картины в хронологической последовательности событий, изображённых на картинах. Сделайте вывод, устанавливая связь между историческими событиями.


Борьба казахских ханов за Дешти –Кыпчак с потомками Абулхамра




Первым ханом нового ханства становится Керей



Керей и Жанибек, возглавив одну из частей племен Узбекского ханства (так называемое "Государство кочевых узбеков"), перекочевали в Могулистан.


А В С










____________________________________________

13-15. Заполните схему



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!