СВ 310 МДК 05.02 Организация службы на судах
Преподаватель; В. П. Шкитенков. Электронный адрес почты schkitenkoff@yandex.ru.
Задание выдано 17.04.2020г. Задание выполнить до 20.04.2020г
Тема Обеспечение живучести и безопасности плавания судна.
Тема урока: Разновидности пожаров на судах. Борьба с пожарами на судне.
I. Изучить §§ 7.4 стр. 102-104.
7.4. Борьба с пожарами на судне
Любое судно является потенциально опасным в пожарном от-
ношении объектом, так как в его корпусе и надстройках сосредо-
точено большое количество электрооборудования, горючесмазоч-
ных материалов (ГСМ), горючих газов и других легковоспламеня-
ющихся веществ. При эксплуатации судна на механизмах и обору-
довании образуется целый ряд раскаленных и горячих поверхно-
стей. Особо опасными в пожарном отношении являются судовое
электрооборудование и пиротехнические средства.
Наиболее частыми причинами возникновения судовых пожа-
ров, представляющих смертельную опасность для людей и самого
судна, являются:
• неисправности электрооборудования;
• самовозгорание некоторых грузов;
• воспламенение паров нефтепродуктов и горючих газов;
• попадание топлива на раскаленные детали двигателей (вслед-
ствие каких-либо неисправностей).
Причинами пожаров также могут быть:
нарушения правил погрузки-выгрузки нефтепродуктов (осо-
бенно их легких фракций);
беспечное отношение к проведению огневых работ (сварка,
резка и т.д.); курение в необорудованных для этих целей мес-
тах;
использование нештатных нагревательных приборов и бытово-
го электрооборудования;
хранение в открытом виде ГСМ, пропитанных маслом или
красками пакли, парусины, ветоши, горючих материалов в нео-
борудованных для этой цели помещениях.
Причиной пожара также может быть хранение пиротехни-
ческих средств, спирта и других опасных в пожарном отно-
шении веществ в не приспособленном для этой цели поме-
щении.
На пассажирских судах пренебрежение пассажирами правил
пожарной безопасности также может быть причиной пожара.
Необходимо помнить, что промедление с ликвидацией малого
возгорания из-за слабо организованной системы осмотра отсеков
и помещений лицами вахтенной службы, а также неисправность
пожарной сигнализации могут привести к большому пожару, спра-
виться с которым будет сложно. Кроме того, это может повлечь за
собой большие материальные потери и даже гибель людей.
Поэтому обеспечению пожарной безопасности судов уделяется
большое внимание. Противопожарные мероприятия складывают-
ся из конструктивных и организационных. К первым относится
наличие на судах стационарных автоматических систем обнаруже-
ния, подающих сигналы о возникновении возгорания и сигнал
тревоги по всему судну. Основными элементами таких систем яв-
ляются извещатели (дымовые и тепловые).
На открытых палубах, в коридорах, малопосещаемых помеще-
ниях устанавливаются ручные извещатели (срабатывают от нажа-
тия кнопки, защищенной от случайного включения стеклом). При
срабатывании извещателя любого типа на блоках пожарной сиг-
нализации подаются звуковой и световой сигналы с выпаданием
соответствующего бленкера, загоранием сигнальной лампы или
надписи на дисплее, по которым немедленно определяются мес-
то, вид и масштабы очага горения.
Наиболее жизненно важные отсеки и помещения судна обору-
дуют системами объемного пожаротушения, включающимися в
действие вручную или автоматически.
Все современные суда оборудуются стационарными системами
пожаротушения. В качестве хладагентов в них могут использовать-
ся вода, пена, специальные жидкости, пар, инертные газы.
Противопожарные переборки, установленные на современных
судах, могут быть раздвижными и размещаться не только внутри
корпуса, но и в надстройках.
Разновидности пожаров
От вида пожара на одном и том же судне зависит выбор спосо-
ба борьбы с огнем, дымом и т.д. Поэтому капитан судна, прини-
мая решение об объявлении «Общесудовой» тревоги, уже должен
знать основные исходные данные: место пожара, его характер,
масштабы очага горения.
В зависимости от места возникновения существуют следующие
разновидности пожара на судне:
• в трюмах (пустых и загруженных);
• грузовых танках для перевозки нефти и ее фракций;
• машинных отделениях;
• помещениях вспомогательных механизмов;
• служебных и жилых помещениях.
Особо выделяют следующие виды пожара:
• на открытых палубах;
• горение жидкого топлива на воде, непосредственно у борта
судна.
Каждый вид пожара таит свою опасность для судна, поэтому
без оценки конкретной обстановки нельзя сразу сказать, какой
из пожаров опаснее.
В наставлении по борьбе за живучесть судна четко разграниче-
ны особенности видов судовых пожаров и даны соответствующие
рекомендации главному командному пункту и членам экипажа,
занятым тушением данного пожара.
II. Письменно ответить на вопросы.
1. Перечислить разновидности пожара на судне.
2. Вид объявленной тревоги при пожаре.
3.Виды судовых пожаров согласно НБЖС.
4.Причины возникновения пожаров на судах.
5. Конструктивные и организационные противопожарные мероприятия.
Литература:
1. В.И. Дмитриев "Обеспечение безопасности плавания" М Академкнига 2009
2. Наставление по борьбе за живучесть судов. (НБЖС) стр.206-216