СВ 310 МДК 05.02 Организация службы на судах
Преподаватель; В. П. Шкитенков. Электронный адрес почты schkitenkoff@yandex.ru.
Задание выдано 21.04.2020г. Задание выполнить до 24.04.2020г
Тема Обеспечение живучести и безопасности плавания судна.
Тема урока: Средства пожаротушения на судне.
I. Изучить § 7.4 стр. 104-105.
Средства пожаротушения на судне
Вода — наиболее доступное на судне и эффективное средство
для тушения большинства судовых пожаров, если ее использова-
ние не запрещено.
Тушить водой запрещается:
• горящее электрооборудование, если оно не обесточено;
• грузы (гремучая ртуть, нитроглицерин, карбиды щелочных
металлов, битум, селитра, карбид алюминия, магний и его спла-
вы, цинковая пыль и т.д.).
Весь экипаж перед погрузкой должен быть проинструктирован
об особенностях перевозимых грузов и, в том числе, о способах их
тушения.
Подача воды осуществляется из пожарных стволов, которые
посредством пожарных рукавов через пожарные рожки соедине-
ны со стационарной пожарной магистралью.
Воздушно-механическая пена представляет собой эмульсию воз-
духа в воде, содержащую пенообразователь типа ПО-1 или ПО-1А.
Тушить пеной можно все, кроме электрооборудования под на-
пряжением.
Пена вырабатывается воздушно-пенными генераторами.
Углекислый газ хранится в жидком состоянии в баллонах под
большим давлением в углекислой установке, а при подаче в го-
рячий отсек переходит в газообразное состояние. При испаре-
нии 1 кг С02 образуется около 510 л газа и создается температура
—56 °С. Углекислотными средствами — стационарными и перенос-
ными (например, огнетушитель ОУ-5) — можно тушить любой
пожар двумя способами — объемным и поверхностным.
Водяной пар снижает концентрацию кислорода в воздухе, ох-
лаждает очаг пожара за счет испарения капель воды, изолирует
очаг пожара от притока воздуха извне.
Водяной пар подается через специальные паропроводы от глав-
ных и вспомогательных судовых котлов и может использоваться
только при объемном способе тушения пожара.
Для тушения пожаров также могут применяться порошковые
составы, дымовые газы, переносные огнетушители и изолирующие
подсобные средства (песок, сода, асбест, брезент и другие под-
ручные средства). Изолирующие средства желательно смачивать
водой для повышения их эффективности
II. Письменно ответить на вопросы.
1. Перечислить средства пожаротушения на судне.
2. Вид объявленной тревоги при пожаре.
3. Что запрещается тушить водой.
4. Что запрещается тушить пеной.
5.Обьёмный и поверхностный способы тушения пожара.
Тема урока: Организация борьбы с пожаром. Методы борьбы с пожаром на судах.
I. Изучить § 7.4 стр. 105-106.
Организация борьбы с пожаром на судне
Успех борьбы с любым видом пожара зависит от скорости вступ-
ления экипажа в борьбу за живучесть. Этот решающий фактор
определен нормируемыми отрезками времени:
• герметизация аварийного помещения — 2 мин;
• введение в действие переносных средств пожаротушения —
3 мин;
• развертывание рукавных линий для подачи воды — 2 мин;
• введение стационарной системы пожаротушения в действие —
2 мин.
Для выигрыша первых (важнейших) минут для успешной борь-
бы с пожаром Устав службы на судах речного флота и Наставле-
ние по борьбе за живучесть предписывают любому члену экипа-
жа, обнаружившему дым, запах гари, огонь, немедленно, лю-
бым средством связи или сигнализацией доложить об этом вах-
тенному начальнику или вахтенному механику и, не ожидая ни-
каких указаний и прибытия членов экипажа по общесудовой тре-
воге, вести энергичную борьбу с пожаром всеми имеющимися
в данном районе средствами пожаротушения, предпринять все
меры по предупреждению взрывов и распространению пожара
по судну.
При объявлении «Общесудовой» тревоги немедленно задраи-
ваются все противопожарные двери и заслонки вентиляции, име-
ющие дистанционное управление. Командиры аварийных партий
принимают меры для немедленного установления фактического
положения в районе пожара.
Производится герметизация корпуса в районе пожара (задраи-
ваются все закрытия с маркировкой «П» и «Т», иллюминаторы),
закрываются (на защелки) двери служебных помещений и кают.
При стоянке судна у причала закрываются грузовые трюмы и
танки. Включаются в действие все пожарные насосы. Приводятся
в готовность к действию все стационарные системы пожароту-
шения.
В районе пожара сосредотачивается необходимое количество
противопожарного имущества, прокладываются рукавные линии
водо- и пенотушения.
С разрешения капитана (вахтенного начальника, вахтенного
механика) отключается электроэнергия от главных механизмов,
которым непосредственно угрожает огонь. Ведется борьба с ды-
мом. По указанию капитана (вахтенного начальника) выносятся в
безопасное место спасательные средства, оказавшиеся под угро-
зой пожара; спускаются шлюпки, которым угрожает огонь.
II. Письменно ответить на вопросы.
1.Что является решающим фактором в борьбе с пожарами.
2. Перечислить нормируемые отрезки времени технологических и организационных мероприятий при борьбе с пожарами.
3. Что предписывают НБЖС любому члену экипажа обнаружившему дым, запах гари, огонь.
4. Методы борьбы с пожаром на судах.
Литература:
1. В.И. Дмитриев "Обеспечение безопасности плавания" М Академкнига 2009
2. Наставление по борьбе за живучесть судов. (НБЖС)
Электронные ресурсы.
http://www.alppp.ru/law/hozjajstvennaja-dejatelnost/transport/36/pismo-minrechflota-rsfsr-ot-21-10-1986--1-52-58-99.pdf