СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для студентов на 23.04.20. гр. СВ310 ОСС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания для студентов на 23.04.20. гр. СВ310 ОСС»

СВ 310 МДК 05.02 Организация службы на судах

Преподаватель; В. П. Шкитенков. Электронный адрес почты schkitenkoff@yandex.ru.

Задание выдано 22.04.2020г. Задание выполнить до 25.04.2020г

Тема Обеспечение живучести и безопасности плавания судна.

Тема урока: Особенности борьбы с пожарами на различных типах судов.

I. Изучить § 7.5 стр. 106-108.

7.5. Особенности борьбы с пожарами

на различных типах судов

Тушение пожаров на судах, предназначенных

для перевозки генеральных грузов

Ликвидация очага пожара в загруженных трюмах особенно слож-

на из-за невозможности доступа к нему или, в лучшем случае,

ограничения доступа.

Главное в этом случае — выбрать огнегасительные средства,

наиболее эффективные для тушения именно этого груза.

При возникновении пожара обязательны следующие меры:

• прекращение всех грузовых операций на судне;

• выведение из трюма, где обнаружено возгорание или по-

жар, всех людей, не имеющих защитных средств от огня, дыма и

вредных примесей (в частности угарного газа);

• герметизация трюма или полное его раскрытие (в зависимо-

сти от характеристики горящего груза);

• включение системы объемного пожаротушения этого трюма;

• организация наблюдения за смежными помещениями, уста-

новление систематического контроля за температурой переборок

горящего трюма.

Особенно опасен пожар в трюме, загруженном химически ак-

тивными веществами, из-за возможного отравления людей, заня-

тых ликвидацией пожара.

Капитану судна при руководстве тушением пожара в трюме

необходимо учитывать фактор порчи груза. Большинство перево-

зимых грузов портится от пены, воды и пара.

Первоначально желательно применять инертные газы, если это

не противоречит правилам перевозки этих грузов.

При пожаре высокой категории сложности, когда эти меры не

принесли успеха, может быть принято решение на затопление

трюма. В этом случае необходимо учитывать возможные послед-

ствия такого решения:

• уменьшение запаса плавучести судна и влияние принимае-

мой воды на остойчивость;

• увеличение объема зерновых грузов и некоторых других грузов;

• всплытие горящего груза под палубу и под люковые закрытия.

106

При тушении взрывчатых веществ правила перевозки регла-

ментируют их охлаждение и полную разгерметизацию трюма для

исключения создания в нем давления газов от продуктов горе-

ния.

Тушение пожаров в машинных отделениях

В машинном отделении сосредоточены основные механизмы,

обеспечивающие жизнедеятельность судна, экипажа и работу

средств борьбы за живучесть. Поэтому вывод всех людей из ма-

шинного отделения и использование объемных систем пожаро-

тушения применяются в крайнем случае, когда все другие сред-

ства борьбы с огнем использованы, а пожар все равно не поту-

шен.

Тактика тушения пожара в машинном отделении следующая:

• если позволяет обстановка, останавливается главный двига-

тель и все ненужные в данный момент механизмы;

• в районе пожара обесточивается электрооборудование;

• выключается вентиляция отсека, а отсек (часть отсека).по

возможности герметизируется;

• не допускается попадание топлива на раскаленные части

механизмов;

• принимаются меры по предотвращению взрывов в топлив-

ных цистернах (заполнение их инертными газами или паром, ох-

лаждение стенок);

• для защиты людей используются распылительные насадки

на пожарных стволах.

Особенности тушения пожаров на нефтеналивных судах

При возникновении пожара на танкере при приеме нефтепро-

дуктов немедленно прекращаются грузовые операции, перекры-

ваются клапаны трубопроводов. Если пожар немедленно ликвиди-

ровать не удается, то отсоединяются береговые шланги.

Одними из первых действий экипажа являются герметизация

танков и цистерн, включение системы пожаротушения горящего

танка и смежных отсеков.

Затем организуется непрерывное наблюдение за смежными

переборками: при повышении температуры их охлаждают заборт-

ной водой.

Тушение горящего жидкого топлива за бортом

При возгорании вылившегося за борт топлива самый эффек-

тивный способ — вывести судно из опасного района. Желатель-

но, чтобы курс выхода был против ветра и течения. Если есть

107

возможность, необходимо отгонять топливо от борта водяными

струями.

Если судно нельзя вывести из опасного района, то применяет-

ся пена для покрытия поверхности в опасных для судна местах и

отгоняется горящее топливо от борта судна.

Особенности тушения пожаров на открытых палубах

и надстройках

Особенность такого пожара заключается в том, что его стреми-

тельному развитию помогает ветер, за считанные минуты превра-

щающий маленький «безобидный» очаг пожара в огромный по-

жар, охватывающий поверхности в десятки квадратных метров, и

угрожающий легковозгораемому палубному грузу и людям.

Капитан (вахтенный начальник) в первую очередь должен не-

медленно развернуть судно на такой курсовой угол относительно

ветра, чтобы огонь относило в сторону от наиболее опасных гру-

зов, а затем подобрать такую скорость (или вообще застопорить

ход), чтобы не возник эффект «раздувания костра».

Одновременно с этим на очаг огня с наветренного борта пода-

ется компактными струями вода или более эффективные для ту-

шения горящего груза огнегасители.

Особенности тушения пожаров электрооборудования

и радиоаппаратуры

При возгорании электро- и радиооборудования, кабельных

трасс необходимо помнить следующее:

• электрооборудование любого типа, находящееся под напря-

жением, можно тушить только углекислотой или воздушно-меха-

нической пеной;

• первое действие при тушении горящего электро- и радио-

оборудования — немедленное его обесточивание;

• наилучший огнегаситель — углекислота, не влияющая на

сопротивление изоляции оборудования;

• воздушно-механическая пена несколько снижает сопротив-

ление изоляции, после ее применения электро- и радиооборудо-

вание необходимо сушить;

• вода и химические огнегасители выводят электрооборудова-

ние и радиоаппаратуру из строя на длительный срок.

Судно не должно ни минуты оставаться без радиосвязи!



Средства пожаротушения на судне

Вода — наиболее доступное на судне и эффективное средство

для тушения большинства судовых пожаров, если ее использова-

ние не запрещено.

Тушить водой запрещается:

• горящее электрооборудование, если оно не обесточено;

• грузы (гремучая ртуть, нитроглицерин, карбиды щелочных

металлов, битум, селитра, карбид алюминия, магний и его спла-

вы, цинковая пыль и т.д.).

Весь экипаж перед погрузкой должен быть проинструктирован

об особенностях перевозимых грузов и, в том числе, о способах их

тушения.

Подача воды осуществляется из пожарных стволов, которые

посредством пожарных рукавов через пожарные рожки соедине-

ны со стационарной пожарной магистралью.

Воздушно-механическая пена представляет собой эмульсию воз-

духа в воде, содержащую пенообразователь типа ПО-1 или ПО-1А.

Тушить пеной можно все, кроме электрооборудования под на-

пряжением.

Пена вырабатывается воздушно-пенными генераторами.

Углекислый газ хранится в жидком состоянии в баллонах под

большим давлением в углекислой установке, а при подаче в го-

рячий отсек переходит в газообразное состояние. При испаре-

нии 1 кг С02 образуется около 510 л газа и создается температура

—56 °С. Углекислотными средствами — стационарными и перенос-

ными (например, огнетушитель ОУ-5) — можно тушить любой

пожар двумя способами — объемным и поверхностным.

Водяной пар снижает концентрацию кислорода в воздухе, ох-

лаждает очаг пожара за счет испарения капель воды, изолирует

очаг пожара от притока воздуха извне.



Водяной пар подается через специальные паропроводы от глав-

ных и вспомогательных судовых котлов и может использоваться

только при объемном способе тушения пожара.

Для тушения пожаров также могут применяться порошковые

составы, дымовые газы, переносные огнетушители и изолирующие

подсобные средства (песок, сода, асбест, брезент и другие под-

ручные средства). Изолирующие средства желательно смачивать

водой для повышения их эффективности



II. Письменно ответить на вопросы.

1. Перечислить средства пожаротушения на судне.

2. Вид объявленной тревоги при пожаре.

3. Что запрещается тушить водой.

4. Что запрещается тушить пеной.

5.Обьёмный и поверхностный способы тушения пожара.



Тема урока: Организация борьбы с пожаром. Методы борьбы с пожаром на судах.

I. Изучить § 7.4 стр. 105-106.

Организация борьбы с пожаром на судне

Успех борьбы с любым видом пожара зависит от скорости вступ-

ления экипажа в борьбу за живучесть. Этот решающий фактор

определен нормируемыми отрезками времени:

• герметизация аварийного помещения — 2 мин;

• введение в действие переносных средств пожаротушения —

3 мин;

• развертывание рукавных линий для подачи воды — 2 мин;

• введение стационарной системы пожаротушения в действие —

2 мин.

Для выигрыша первых (важнейших) минут для успешной борь-

бы с пожаром Устав службы на судах речного флота и Наставле-

ние по борьбе за живучесть предписывают любому члену экипа-

жа, обнаружившему дым, запах гари, огонь, немедленно, лю-

бым средством связи или сигнализацией доложить об этом вах-

тенному начальнику или вахтенному механику и, не ожидая ни-

каких указаний и прибытия членов экипажа по общесудовой тре-

воге, вести энергичную борьбу с пожаром всеми имеющимися

в данном районе средствами пожаротушения, предпринять все

меры по предупреждению взрывов и распространению пожара

по судну.

При объявлении «Общесудовой» тревоги немедленно задраи-

ваются все противопожарные двери и заслонки вентиляции, име-

ющие дистанционное управление. Командиры аварийных партий

принимают меры для немедленного установления фактического

положения в районе пожара.

Производится герметизация корпуса в районе пожара (задраи-

ваются все закрытия с маркировкой «П» и «Т», иллюминаторы),

закрываются (на защелки) двери служебных помещений и кают.

При стоянке судна у причала закрываются грузовые трюмы и

танки. Включаются в действие все пожарные насосы. Приводятся

в готовность к действию все стационарные системы пожароту-

шения.

В районе пожара сосредотачивается необходимое количество

противопожарного имущества, прокладываются рукавные линии

водо- и пенотушения.

С разрешения капитана (вахтенного начальника, вахтенного

механика) отключается электроэнергия от главных механизмов,

которым непосредственно угрожает огонь. Ведется борьба с ды-

мом. По указанию капитана (вахтенного начальника) выносятся в

безопасное место спасательные средства, оказавшиеся под угро-

зой пожара; спускаются шлюпки, которым угрожает огонь.

II. Письменно ответить на вопросы.

1.Что является решающим фактором в борьбе с пожарами.

2. Перечислить нормируемые отрезки времени технологических и организационных мероприятий при борьбе с пожарами.

3. Что предписывают НБЖС любому члену экипажа обнаружившему дым, запах гари, огонь.

4. Методы борьбы с пожаром на судах.



Литература:

1. В.И. Дмитриев "Обеспечение безопасности плавания" М Академкнига 2009

2. Наставление по борьбе за живучесть судов. (НБЖС)

Электронные ресурсы.

http://www.alppp.ru/law/hozjajstvennaja-dejatelnost/transport/36/pismo-minrechflota-rsfsr-ot-21-10-1986--1-52-58-99.pdf