СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для студентов на карантин по русскому языку, литературе, русскому языку и культуре речи, родному языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания на карантин для студентов

Просмотр содержимого документа
«Задания для студентов на карантин по русскому языку, литературе, русскому языку и культуре речи, родному языку»



Задания для студентов ЛМсК на период карантина

(март 2020)

Дисциплина: «Русский язык»

АТ-19-1

1.Составить тезисы сообщения по теме:

Служебные части речи. Частица как часть речи. Частицы НЕ и НИ (определение; различия в правилах употребления и правописания частиц; примеры)

2. Выполнить ПР № 16 «Правила орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов»

Практическая работа № 16

Правила орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Подбор текстов на изученные орфограммы и пунктограммы.

Цель: закрепить на практике изученные орфограммы и пунктограммы: правописание производных предлогов, слитное и раздельное написание союзов, местоимений, наречий с частицами; слитное и раздельное написание частицы НЕ.

План:

1.Работа с текстом, выявление сложных случаев орфографии и пунктуации, обращение к теоретическому материалу учебника, запись необходимых схем и примеров в тетрадь.

2. Выполнение упражнения.

3. Выводы.

Ход работы:

1.Работа с текстом, выявление сложных случаев орфографии и пунктуации, обращение к теоретическому материалу учебника, запись необходимых схем и примеров в тетрадь.

2. Выполнение упражнения.


Я (н..)б..русь опис..вать сп..ктакли чеховских пьес так как это (н..)возможно. Их прелесть в том что (н..) передает(?)ся словами а скрыто под ними или в паузах или во взглядах актеров в излучении.. их внутре..его чувства. (При) этом ож..вают и мертвые предметы на сцен.. и звуки и дек..рации и образы созд..ваемые артистами и самое настроение пьесы и всего П..ктакля. Все дело здесь в творческой интуиции.. и артистическом чу(?)ств…

Линия интуиции.. и чу(..)ства подсказана мне Чеховым. Для вскрытия внутре..ей сущност.. его произведений (н..) обходимо произвести своего рода раскопки его душевных глубин. Конечно того(же ) требует всякое художестве..ое произведение с глубок.. духовн.. содержанием. Но к Чехову это относит(?)ся в наибольшей мер(..) так как других путей к нему (н..) существует. Все театры России и многие – Европы пытались передать Чехова старыми приемами игры. И что(же)? Их попытки оказались (н..)удачными. Назовите хоть один театр или единичный спектакль который показал (бы) Чехова на сцен.. с помощью обычной театральност… А ведь за его пьесы брались (не) кто(нибудь), а лучшие артисты мира, которым нельзя отказать (н..) в таланте (н..) в технике (н..) в опыт… И только Художественному театру удалось перенести на сцену кое(что) из того, что дал нам Чехов, и (при)том в то время, когда артисты театра и труппа находились в стадии.. формации… Это случилось благодаря тому, что нам посчастливилось найти новый подход к Чехову. Он особе..ый. И эта его особе..ость являет(?)ся нашим главным вкладом в драматическое иску..тво.

3. Выводы.

Литература :

Воителева Т.М. «Русский язык. 10 класс. Базовый уровень»- М. : Академия,

2016

Воителева Т.М. «Русский язык. 11 класс. Базовый уровень»- М. : Академия,

2016


Дополнительные источники:

https://books.academic.ru/book.nsf/61073629

https://books.academic.ru/book.nsf/61073667

www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи»)

www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»)

РА-19-1

  1. Составить тезисы сообщения по теме:

Служебные части речи. Правописание союзов. Междометия (определение, правила правописания простых и составных союзов).

  1. Выполнить ПР № 16 (см. выше задания для АТ-19-1)

Э-19-1

1.Составить тезисы сообщения по теме:

Служебные части речи. Правописание союзов. Междометия (определение, правила правописания простых и составных союзов).

  1. Самостоятельно сформулировать контрольные вопросы по теме «Служебные части речи. Частица как часть речи. Частицы НЕ и НИ» , позволяющие дать представление о частице как части речи, о правилах правописания частиц НЕ и НИ.

Э-19-2

1.Составить тезисы сообщения по теме «Служебные части речи. Частица как часть речи. Частицы НЕ и НИ» (определение, правила правописания простых и составных союзов).

2. ПР № 13 « Правила орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов»

Практическая работа № 13

Правила орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Подбор текстов на изученные орфограммы и пунктограммы.

Цель: закрепить на практике изученные орфограммы и пунктограммы: правописание производных предлогов, слитное и раздельное написание союзов, местоимений, наречий с частицами; слитное и раздельное написание частицы НЕ.

План:

1.Работа с текстом, выявление сложных случаев орфографии и пунктуации, обращение к теоретическому материалу учебника, запись необходимых схем и примеров в тетрадь.

2. Выполнение упражнения.

3. Выводы.

Ход работы:

1.Работа с текстом, выявление сложных случаев орфографии и пунктуации, обращение к теоретическому материалу учебника, запись необходимых схем и примеров в тетрадь.

2. Выполнение упражнения.


Я (н..) б..русь опис..вать сп..ктакли чеховских пьес так как это (н..)возможно. Их прелесть в том что (н..) передает(?)ся словами а скрыто под ними или в паузах или во взглядах актеров в излучении.. их внутре..его чувства. (При) этом ож..вают и мертвые предметы на сцен.. и звуки и дек..рации и образы созд..ваемые артистами и самое настроение пьесы и всего П..ктакля. Все дело здесь в творческой интуиции.. и артистическом чу(?)ств…

Линия интуиции.. и чу(..)ства подсказана мне Чеховым. Для вскрытия внутре..ей сущност.. его произведений (н..) обходимо произвести своего рода раскопки его душевных глубин. Конечно того(же ) требует всякое художестве..ое произведение с глубок.. духовн.. содержанием. Но к Чехову это относит(?)ся в наибольшей мер(..) так как других путей к нему (н..) существует. Все театры России и многие – Европы пытались передать Чехова старыми приемами игры. И что(же)? Их попытки оказались (н..)удачными. Назовите хоть один театр или единичный спектакль который показал (бы) Чехова на сцен.. с помощью обычной театральност… А ведь за его пьесы брались (не) кто(нибудь), а лучшие артисты мира, которым нельзя отказать (н..) в таланте (н..) в технике (н..) в опыт… И только Художественному театру удалось перенести на сцену кое(что) из того, что дал нам Чехов, и (при)том в то время, когда артисты театра и труппа находились в стадии.. формации… Это случилось благодаря тому, что нам посчастливилось найти новый подход к Чехову. Он особе..ый. И эта его особе..ость являет(?)ся нашим главным вкладом в драматическое иску..тво.

  1. Выводы.

Литература :

Воителева Т.М. «Русский язык. 10 класс. Базовый уровень»- М. : Академия,

2016

Воителева Т.М. «Русский язык. 11 класс. Базовый уровень»- М. : Академия,

2016


Дополнительные источники:

https://books.academic.ru/book.nsf/61073629

https://books.academic.ru/book.nsf/61073667

www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи»)

www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»)

Дисциплина: «Литература»

АТ-19-1

1)Подготовить письменные ответы на следующие вопросы по страницам жизни и творчества М.А.Булгакова:

1.Где родился М.А.Булгаков? Кем был его отец?

2. Какое высшее учебное заведение закончил М.А.Булгаков?

3.Любимый писатель М.А.Булгакова.

4.Кем работал создатель «Мастера и Маргариты» до начала профессиональной литературной деятельности в 20-е годы?

5.Из-за чего М.А.Булгаков не выехал за границу?

6. Почему 30 мая 1931 года он вынужден был написать письмо Правительству СССР?

7. Назовите произведения, написанные М.А.Булгаковым.

8.Какое произведение считают романом-завещанием автора?

9. Сколько лет он его создавал?

10. Назовите первоначальные названия «Мастера и Маргариты». Как вы думаете, почему автор остановился на последнем варианте?

11.В чём заключается своеобразие композиции и жанра произведения?

2) Полностью прочитать роман «Мастер и Маргарита». Выполнить практическую работу № 15

Практическая работа № 15

Творчество М.А.Булгакова.

Роман «Мастер и Маргарита».Своеобразие жанра романа. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов.

Цель: рассмотреть своеобразие жанра романа, особенности композиции, проанализировать эпизод гл.2 (суд Понтия Пилата) ; определить, какова роль эпизода в сюжетно-композиционной структуре романа.

План:

1.Выявление своеобразия жанра романа, особенностей композиции произведения (устно).

2.Анализ эпизода главы 2 – суд Понтия Пилата.

3. Выводы.

Ход работы:

1. Выявление своеобразия жанра романа, особенностей композиции произведения (устно).

2. Анализ эпизода главы 2 – суд Понтия Пилата (устно)

1)перечислите эпизоды главы 2;

2) почему гл.2 относят к ершалаимским главам; как она вводится в произведение;

3) какие детали характеризуют Понтия Пилата;

4) как развивается диалог Понтия Пилата и Иешуа; как ведут себя герои;

5) какой момент допроса является переломным; почему;

6) как автор передаёт чувство внутренней свободы арестованного;

7) каковы мотивы поведения Понтия Пилата в сцене принятия решения;

8) каков итог спора героев в этом эпизоде; можно ли считать его завершённым.

3. Выводы (какова роль эпизода, изображающего суд Понтия Пилата в сюжетно-композиционной структуре романа; соотнесите его с московскими главами).

Литература:

  1. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч./ под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2017

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. – М., 2017.


РА-19-1

  1. Подготовить устные сообщения о главных героях романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»: мастере, Маргарите, Воланде и его свите, Иване Бездомном; о «наказанных» Воландом москвичах;

  2. Выполнить практическую работу № 16

Практическая работа № 16

М.А.Булгаков. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Тема любви и судьбы мастера.

Цель: рассмотреть систему образов в романе « Мастер и Маргарита»; охарактеризовать главных героев произведения; прокомментировать фрагменты текста ; сделать выводы о нравственных уроках романа.

Занятие проходит в форме семинарского занятия – характеристикой главных героев произведения –Понтия Пилата , Иешуа, мастера и Маргариты, Воланда и его свиты; понять, кто из героев романа более других одобрен автором; в чём смысл финала романа.

Ход работы:

  1. Аналитическая работа: сравнить, как соотносится реалистическое и фантастическое в произведении. Охарактеризовать героев «ершалаимских» глав, Москвы 30-х годов; героев мистического плана.

  2. Дискуссия об отношении героев к Вере, Свободе и Любви:

Во что верят главные герои? (Иешуа Га – Ноцри , Понтий Пилат, Маргарита, мастер) Во что верите вы? Какова идейная роль Берлиоза?

Что такое свобода? Свободны ли Понтий Пилат, Иешуа, Воланд? Вы можете назвать себя свободными?

Чем Маргарита и её любовь отличается отличается от любви Татьяны Лариной? (В чём назначение спутницы большого таланта? Чего эта миссия требует от женщины? ).

Построение диаграммы Венна «Любовь мастера и Маргариты»



ОН ОНА

ЧТО РОДНИТ ИХ

  1. Вывод. Кто из героев романа более других одобрен автором ? В чём смысл финала романа.



Литература:

  1. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч./ под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2017

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. – М., 2017.



  1. Составить вопросы (не менее 15), по страницам жизни и творчества М. А.Шолохова.


Э-19-1

Дочитать роман-эпопею «Тихий Дон» до конца. Подготовить сообщение о Григории Мелехове по следующему (примерному) плану:

1.Историческое время, в котором живёт и действует герой.

2. Характеристика рода Мелеховых.

3. Влияние военных событий на формирование личности Григория, его казачьей чести и доблести.

4. Две любви главного героя.

5.Почему именно Григория Мелехова, на ваш взгляд, автор делает центральным персонажем?









Э-19-2

  1. Составить тезисы сообщения о В.Г.Распутине

  2. Читать повесть В.Г.Распутина «Живи и помни». Подготовить (по выбору) характеристику Андрея Гуськова или Настёны



Дисциплина «Культура речи» Э-19-1

Выполнение практической работы № 19



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 19

Тема: Знаки препинания при прямой речи, при цитатах. Употребление кавычек

Цель:

обобщить и систематизировать материал о знаках препинания при прямой речи и цитатах; развивать способность анализировать и исправлять написанное.


Средства обучения: ММК, учебная и дополнительная литература, лекция

Ход работы:

1.Работа с учебником и материалом лекции. Запись схем предложений с прямой речью (с.137, с.138 –работа с таблицей)

2.Выполнение заданий.



Задание 1. Прочитайте предложения. Спишите, указывая в скобках, какие способы передачи чужой речи в них используются.

1)По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. 2) «Завтра возможны осадки», — сообщили по радио. 3) По радио сообщили о возможных осадках. 4) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки. 5) Завтра, по мнению моего соседа, возможны осадки.

Задание 2.Составьте схемы следующих предложений c прямой речью.

Все чаще вспоминались слова: «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (П.). 2) «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Л.). 3) «Позвольте... — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами». 4) «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (Пауст.). 5) «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булг.). 6) Он сказал: «Я это уже слышал!» — и попросил больше не повторяться.



Задание 3. Придумайте авторскую речь и присоедините к ней данную прямую речь. Постарайтесь составить предложения так, чтобы авторская речь стояла в начале, середине и в конце предложений.

1)«За рулем надо быть предельно внимательным: в ущелье дорога вьется по самому краю обрыва». 2) «Это не голубой туман, это с горной высоты открылся вид на море». 3) «Зимой мы вывешиваем кормушку для птиц». 4.) «Радуют глаз первоцветами лесные опушки». 5) «Через два часа начнется пурга».

Задание 4. Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.

1) Замолчи строго сказал Красильщиков. 2) Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге» сказала она Никогда там не была и вообще очень неопытна Воображаю что вы обо мне думаете А на самом деле вы моя первая любовь. 3) Вы со мной говорите уже на «вы» задыхаясь сказал я вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты» Почему спросила она подняв брови. 4) Наконец Соня говорила Ну спать и простясь с ними я шел к себе... 5) Когда я подбежал к ним он взглянув на меня успел весело крикнуть А доктор здравствуйте в то время как она побледнела до гробовой синевы... 6.) Как блестят глаза сказал он Тебе не холодно.

3. Выводы

Литература:

1.Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие (Среднее профессиональное образование). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

2.Сборник диктантов по русскому языку: 10-11 класс/ сост. В.В. Ежов.- – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.



Э-19-2

Выполнение практической работы № 18

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 18

Тема: Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и словосочетания, обращение, междометие, утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова


Цель:

- обобщить и систематизировать материал о словах, грамматически не связанных с членами предложения ;

- выяснить смысловую, стилистическую роль и основные значения вводных слов и сочетаний, рассмотреть омонимию членов предложения и вводных слов и сочетаний, а также синонимию вводных слов;

- совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа;

Средства обучения: ММК, учебная и дополнительная литература, лекция

Ход работы:

              1. Работа с учебником и материалом лекции.

              2. Выполнение упражнений:


         Задание 1.  Спишите, расставьте знаки препинания, подчеркните вводные слова.

Мы по его мнению заблудились и он к великому огорчению совсем растерялся и не знал что предпринять. Не было по всей вероятности ни одной области в стране где бы он не побывал во время своих разъездов. Стало быстро темнеть и теперь это ощутил каждый из нашей группы надо было срочно искать ночлег. Нет не пошла Москва моя к нему с повинной головою. Как гласит предание в Святом источнике били четыре чистых ключа. Алексей читатель уже знает его пристально глядел на молодую крестьянку. А я остаюся с тобою родная моя сторона. Опять я ваш о юные друзья. Пожар в лесу как говорят очевидцы страшное зрелище. Ни холод ни ветер ни снег словом ничто не остановит их в пути.


Задание 2.  Спишите. Расставьте знаки препинания. Укажите вв.сл.,вв. пр., обращения, междометия, вставные конструкции.


Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражён собором святого Петра и конечно решил его нарисовать. Как известно Лондон город туманов. В тот день туман был таким густым что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне естественно всё так и изобразил. Лондонцы увидевшие на выставке картину были раздражены: туман на полотне к их удивлению был не серый а розовым. Дело в том что Лондон город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и смешиваясь с туманом придаёт ему красный оттенок. Художник увидел то что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана. Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений однако не замечают их оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.

Задание 3.  Составьте предложения с вводными предложениями со значением «источник сообщения», «способы оформления мыслей»

3. Сделайте вывод.


Литература:

    1. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие (Среднее профессиональное образование). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

    2. Сборник диктантов по русскому языку: 10-11 класс/ сост. В.В. Ежов.- – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.



АТ-19-1

Подготовить тезисы сообщения на следующую тему: «Понятие о синтаксисе. Основные единицы синтаксиса. Синтаксические нормы русского языка»

РА-19-1

Выполнение практической работы № 4

Употребление форм глагола в устной и письменной речи.

Цель:

- научиться овладевать навыками анализа текста, определяя особенности употребления в нем различных форм глаголов;

- совершенствовать навыки грамотного письма

Средства обучения: ММК, учебная и дополнительная литература, лекция

Ход работы:

          1. Работа с учебником и материалом лекции.

          2. Выполнение упражнений:



Задание 1. Проанализируйте грамматическую координацию главных членов предложения. В случае необходимости устраните речевые ошибки.

1. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. 2. В углу, за карточным столом, сидело трое из генералов пикника: тучный, снисходительный и раздражительный (И.С. Тургенев). 3. Деревня показалась ему довольно велика: два леса были у ней справа и слева (Н.В. Гоголь). 4. Американцы с помощью радиопередатчиков попытались проследить за перемещением животных и их судьбой. За короткое время восемнадцать погибли, в пятнадцати случаях они стали жертвой охоты. 5. Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяли (И.С. Тургенев). 6. По данным на 1 декабря 1996 г., в собственности граждан находятся 15 млн. 200 тыс. легковых автомобилей. 7. Большинство лиц, получивших письма, подозревая гнусность, их ко мне не пересылали (А.С. Пушкин). 8. В бараке стояло пять лошадей (Л.Н. Толстой). 9. В 1997 г. на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек. 10. Большинство проголосовали до двенадцати часов дня.



Задание 2. Определите отклонения от грамматических норм, вызванные неправильным употреблением причастных форм. Исправьте предложения.

1. Пушкин создал образ человека, не пошедшего ни по одному из этих путей. 2. Работы, выполняющиеся полировщиком, являются отделочными. 3. Мировая наука располагает пока единственным спектром свечения ночного неба, полученным пулковским астрономом, говорящим о наличии в атмосфере Венеры азота. 4. Размещенный вокзал в центре города хорошо связан общегородским транспортом с пристанями и морскими вокзалами. 5. Чешская книга была в то время редким явлением, драгоценностью, передававшейся из рук в руки, хранившейся и читавшейся в дружеской среде. 6. Среди каперов особенно выделяются англичане, приобревшие большой опыт мореходства благодаря рыболовству в открытом море. 7. Министр рассказал об изменениях в программе, готовящейся им к обсуждению в Думе. 8. При проверке изложенные факты в заявлении не подтвердились. 9. Автор опубликовал документы, освещающие события, имеющие место в 15 веке. 10. Двоеточие ставится в предложениях с однородными членами, расположенных после обобщающего слова.

Задание 3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к устному выступлению,

  1. разберитесь в существе вопроса.

  2. потребуется личная убеждённость оратора.

  3. у меня возникло своё видение проблемы.

  4. стала понятна точка зрения оппонента.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Возвращаясь с работы,

  1. я заглянул по пути к приятелю.

  2. на дорогах были пробки.

  3. внезапно погода испортилась и полил дождь.

  4. магазины уже не работали.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.


3. Сделайте вывод.

Литература:

            1. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие (Среднее профессиональное образование). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

            2. Сборник диктантов по русскому языку: 10-11 класс/ сост. В.В. Ежов.- – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.

Дисциплина «Родной язык»







АТ-19-1, РА-19-1, Э-19-1

Выполнение практической работы № 4

Практическая работа № 4

Лексические нормы и лексическая стилистика.

Цели:

1.Систематизировать знания о лексических нормах и лексической стилистике

2.Расширять знания о богатстве родного языка, оттенках лексического значения слов

3.Совершенствовать умение работать со словарями

4 Развивать логическое и критическое мышление, умение анализировать текст, систематизировать и обобщать полученные сведения


Средства обучения: ММК, учебная и дополнительная литература, лекция

Ход работы:

1.Работа с теоретическим материалом (лекцией преподавателя, учебником, сообщениями студентов).

2. Запись определений «лексические нормы», лексическая стилистика.

Лексические нормы  русского литературного языка— это правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением и с учётом их лексической сочетаемости и стилистической окраски.

Лексическая стилистика - это наука, изучающая лексические средства языка и вырабатывающая нормы их употребления в зависимости от сферы общения, от конкретной речевой ситуации.

*Помимо основного лексического значения слово может выполнять дополнительную экспрессивную функцию: называя предмет, одновременно выражать отношение субъекта речи к предмету и/или адресату. Слово способно выполнять экспрессивную функцию благодаря стилистическому значению (некоторые лингвисты напрямую соотносят его со стилистической окраской слова, или коннотацией).

*Стилистическое значение – это непредметная информация, заключенная в слове: экспрессивно - эмоциональные коннотации, результат влияния сферы общения, жанра, формы, содержания речи, отношения автора к предмету речи и к адресанту, наконец, исторически сложившиеся стилистические характеристики слова (устаревшее, вульгарное, табуированное и т.д.). Не все слова имеют стилистическое значение. Слова, не обладающие стилистическим значением, относят к нейтральной лексике (имеющей нулевое стилистическое значение).

В. И. Даль называл стилистическое значение «духом русского слова» («Напутное слово», 1862 ), современные лингвисты – «энергетикой». В толковых словарях русского языка фиксируется не только лексическое, но стилистическое значение, закрепленное за словом.

Основные типы стилистических значений: книжное; разговорное. Самая полная информация о слове дается в ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЯХ.

3. Спишите. Подчеркните те словосочетания, компоненты которых имеют стилистическое значение. Проверьте по толковому словарю, какая стилистическая окраска есть у слов, надпишите над словами или укажите в скобках :

Боевой пыл, боевая девчонка, вешать пальто на вешалку, вешать (на кого-то) дополнительную работу; влезть на дерево, влезть в неприятную историю; дорого стоить, дорого поплатиться, дорого заплатить; домашнее хозяйство, домашний ребенок; держаться за поручни, держаться за (служебное) кресло; крутая горка, крутой нрав, крутой бизнесмен; махнуть рукой, махнуть за границу; переводить деньги по почте, переводить деньги на безделушки; съехать на санках с горки, съехать на двойки; удариться об угол стола, удариться в собирание марок.

4. Чем различаются значения слов в каждом синонимическом ряду? Чтобы определить эти различия без соответствующего словаря, попробуйте употребить предложенные синонимы в разных предложениях и словосочетаниях и определить возможность замены. Запишите получившиеся словосочетания и предложения :

употреблять, эксплуатировать

жаловаться, роптать, плакаться, скулить

гордиться, кичиться

пытаться, стараться, силиться

сведущий, компетентный, грамотный

5.  Исправьте следующие тавтологические сочетания. Запишите словосочетания с учётом изменений

                 

 Изобразить образ, приблизиться ближе, полностью заполнить, главная суть, первое боевое крещение, ландшафт местности, молодой юноша, впервые дебютировать, постоянные еженедельные рубрики, свободная вакансия


6. Прочитайте. Выпишите диалектизмы из фрагмента рассказа Г.Николаевой “А ты не вор?”. Чем отличаются стилистические функции диалектизмов в художественной речи и в публицистической? Есть ли в тексте устаревшие слова? Определите тип устаревших слов, их стилистическую функцию.

Действие рассказа происходит в 1941 году. Бабка Василиса едет в госпиталь к своему младшему сыну. Одна знакомая попросила ее перевезти родственнице шубу, шаль, золотые браслеты. Для безопасности Василиса надела дорогие вещи на себя. Героиня не может купить билет на пароход. Ее выручает странный, болезненного вида, незнакомый парень, пригласивший пожилую женщину в свою каюту. Уставшая Василиса в каюте добродетеля засыпает:

Очнулась среди ночи. Море ли мысленно с мешало, горе ли ударило в голову, хворь ли ум полонила, только гляжу вокруг и ничего не понимаю. Синий ночник мерцает. Стены округ меня железного, вороненого цвета. Под потолком казематное оконце – с пятачок. Браслеты сползли, болтаются на моих костях, го рят, переливаются в синеве, подмигивают лучеметными камнями. Драгоценная шуба льнет к лицу, обдает чужеродным запахом. Койка подо мною качается. Рана на животе палом палит, а руки-ноги не мои. И сама себе я очужела. Сама себя не враз припоминаю. Как я сюда попала? Почему я в мехах, в золоте? И кто это глядит на меня с верхней койки? А оттуда свесилась голова арестантская, голая. Щетинистые щеки провалились, скулы торчат. Над скулами чернущие глазищи так и маячат – зырк на шубу, зырк на меня…

Припомнила я, что это он меня привел сюда, и чудно все показалось мне и жутко. И пол подо мною качается, а море ревет, а ветер воет пуще прежнего. Обо что он бьется, чью жизнь отпевает? И слышу, он выговаривает: ”Не доедешь, старая, до Сережи… пропадешь”. И тут только вздумалось мне: почему этот темен человек выбрал меня из тысячи? Ну, была бы я молода и пригожа, понятно было бы: приглянулась. Ну, стояла бы я рядом, разговорились, тоже понятно: посочувствовал. Так ведь не было ничего этого! Почему же он изо всех меня позвал? Что во мне ото всех на отличку? Раздумалась я, шевельнулась, шуба с меня скользнула, как живая, заиграла, залоснилась. И тут меня осенило: шуба! Шуба моя ото всех на отличку! Второй такой шубы на всем вокзале не было… А если он на шубу позарился, значит… вор? Тут вспомнилось все сразу: и поглядка его острая, воровская, и то, что каюта темная, железная, ото всех на отшибе – кричи, не докричишься! И то, что он все тишком, да молчком. Недаром говорят, что опасны людям собака-молчун да тихий омут.

Чуть приоткрыла я глаза да из-под век гляжу на него. А он о подушку облокотился, голову подпер рукою и опять глазищами зырк на шубу… зырк на меня… Лицо узкое, темное, ощетинилось небритою бородою. Вылитый ухорез! Зажмурилась я. А сверху скрипит голос. Он меня проверяет: - Не спите? - Нет, - говорю. - Может, дать вам сонного порошка? Вот оно! В точности те слова… В старину по рекам разбойники ходили запасливы – в рукаве кистень, в голенище засапожник. А нынче у них запас мудреней – сонного зелья порошок. Даст, а там – в море. В море упал - сгинул, да пропал. - Нет,- говорю, - батюшка, мне твоих сонных порошков наотрез не надо. А он не то грозит, не то уговаривает: - Примите… Лучше будет! И глядит на меня сверху, глядит, как волк на теля. “Эх шуба – моя пагуба”, - думаю. Неистовы огонь да вода, а неистовей их лют человек. Прижалась я к стенке, зажмурилась, будто сплю. Чуток приоткрою одно веко, исподтиха взгляну наверх, а он глядит на меня, глядит неотрывно. Шубу, браслеты так и есть глазами. Опять зажмурюсь. Ветер над морем совсем разбушевался. Шипит да дует – что-то будет?

От качки мутит меня, от раны да от жару все тело печет. И так мне худо, что и смерть не страшна. Смертный час – неминучий путь! Может, объяснить этому ухорезу напрямик: мол, в чужой обиде разживы нет! Мол, чужое золото не впрок, не в корысть! А коли уж ты привык жать, где не сеял…- все возьми, только отпусти меня живую! Не ради меня, ради сына. Кто ему теперь пособит, кроме матери? Этак, лежучи , подбираю слово к слову, что в дедовской коляде…

Открываю глаза, а он все смотрит на меня так пристально да так ненавистно, что я всю свою заготовленную коляду сразу позабыла. Только и сноровилась вымолвить: - Батюшка… а ты не вор? Приподнялся он на локте, шею вытянул. Глядел – глядел на меня да как… плюнет! Подумал, будто что-то хотел сказать. Ничего не сказал, а вдругорядь плюнул. Отплевавшись, повернулся спиной и утих…

Просыпаюсь. За оконцем обутрело. Море стихло. Тучи над ним каймятся тусклым томленым золотом. Далеко до краснопогодья, а все равно не ночь! Белый день, обыденный свет… Гляжу перед собой – стена как стена. Окно как окно. Насмелилась повернуть голову.

Стоит у дверей человек как человек. Бритый, мытый, пояс аккуратно затягивает, надевает шинель. Со щетиной вся чернота сошла со щек. Лицо тонкое, бледное, взор твердый. Ни вида разбойничьего, ни поглядки воровской… Губы бескровные – одна прорезь. После раны человек или после болезни? Села я. Глядеть на него не смею. - Твой меч, моя голова… Не отвечает. Обиделся, что за его же ко мне доброту я вором его обозвала. Выпалишь пулю - не поймаешь, вымолвишь слово – не воротишь! Я чуть не в слезы. - Прости старую дуру. Я понять не могла, из-за чего ты среди тысяч выбрал меня. Думала, из-за шубы.

Затянулся он поясом, пошел, у самых дверей обернулся, усмехнулся злобно: - Из-за чего выбрал? Из-за дурости моей. С тоски, что ли, показалось мне…там… на пристани… что матери моей очи, прощаясь со мной, так же плакали… Расстреляли ее фашисты… Вот о ком я, дурак, глядя на тебя вспомнил, тетка! А шубу твою и золото я только в каюте и заметил. Все глядел ночью и удивлялся. Сразу видно, что не с твоих плеч. Видно, кому война, а кому разжива! Выдает это барахло твою спекулянтскую душу…

А лицо у тебя обманчиво! По лицу пакостных дел за тобой не заподозришь. И поганых слов от тебя не станешь ждать. В третий раз сплюнул он и ушел. И объяснить я ему ничего не посмела. Искала я его по всему кораблю. Искала и не нашла.

5. Выводы. Почему важно учитывать не только лексическое значение слова, но и стилистическое.

Э-19-2

Подготовить тезисы к сообщению по теме «Система языка. Текст и его место в системе языка и речи». Подобрать примеры текстов различных типов.