СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для урока, построенного на основе технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания и упражнения, которые могут быть использованы на разных этапах урока, построенного на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Просмотр содержимого документа
«Задания для урока, построенного на основе технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»

Сложное предложение


Прочитай текст, исправь ошибки, заполни пропуски.

Ты уже знаешь, что в предложении может быть не одна грамматическая основа, а две или больше. Предложение, в котором две грамматические основы, называется ______________________ .

Если части сложного предложения не зависят друг от друга, являются равноправными, между ними подчинительная связь. Части таких предложений соединяются союзами, которые называются сочинительными. Но части предложения не всегда бывают равноправными. Если одна часть главная, а другие зависят от неё, то между ними связь сочинительная. Часть предложения, которая зависит от придаточной, называется главной. К ней можно поставить от главной части вопрос. Придаточная часть подчиняется главной, а союзы, которые соединяют части предложения, называются _____________________________. Бывают сложные предложения, в которых на границе между частями нет союзов. Такие предложения называются бессоюзными. В них части сложного предложения связывает_______________________ .

Найди предложения, которые попали не в свой домик. Напиши рядом с каждым заблудившимся предложением номер домика, соответствующий его виду.

1. Бессоюзное предложение

Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт. (А.С.Пушкин)

В Индии машины не имеют широкого распространения, и тяжёлую работу выполняют слоны.

Вся забота о слоне лежит на погонщике, который ухаживает за животным.





2.Сложносочинённое предложение

Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней. (А.С.Пушкин)

Он сказал, что кот уже спит.

А Балда над морем опять шумит, да чертям верёвкой грозит. (А.С.Пушкин)





















3.Сложноподчинённое предложение

Была зима, но все последние дни стояла оттепель. (И.Бунин)

Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. (А.С.Пушкин)

Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой. (А.С.Пушкин)





















Морфемика


Прочитай утверждения. Если ты согласен с утверждением, поставь рядом +, если не согласен – -.

Окончанием слова называется его изменяемая часть, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица.


Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называется основой.


Часть слова без окончания называется корнем.


Суффикс – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.


Приставка – значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов.


В слове ПЕРЕПРОВЕРКА два суффикса.


Слова МОРЕ, МОРЩИНЫ, МОРСКОЙ однокоренные.


В словах СТУЛЬЧИК, ДИВАНЧИК, ОГУРЧИК одинаковые суффиксы.


В словах ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ, ДРЕВНЕРУССКИЙ, ЛУНОХОД два корня.


Слова ДОМОВ, СТОЛОВ, КОРОВ, ГОЛОВ, ОСНОВ имеют одинаковые окончания.



ОДНИМ СЛОВОМ

Данные ниже словосочета­ния — определения сложных слов. Большинство из них составлены таким об­разом, что содержат оба корня, со­ставляющие сложное слово. Запиши соответствующие этим определениям сложные слова.


Человек, который любит труд __________________________

Машина, очищающая дороги от снега____________________

Ферма, на которой разводят птицу_______________________

Станок, обрабатывающий дерево________________________

Лесные насаждения, защищающие поля от суховеев_________

____________________________________________________

Слой земли, сквозь который не про­никает вода_____________

____________________________________________________

Машина, дробящая камни______________________________

Судно, приводимое в движение па­ровым двигателем________

____________________________________________________

Плод, имеющий форму шара____________________________

Способность корабля, вагона по­дымать определенное количество груза_______________________________________________

Человек, охотно принимающий гостей___________________

Человек, любящий знания, стремя­щийся всё знать_________

___________________________________________________

Человек, любящий жизнь, ра­достный____________________

Правила, принятые всем обще­ством, всеми людьми

___________________________________________________

Средство, которое утоляет боль_________________________



Чередование гласных фонем с нулём звука


Прочитай статью, в которой рассказывается об истории возникновения чередования гласных о, е с нулём звука. Во время чтения в столбике справа напротив каждого абзаца делай пометки: V – уже знал; + – новое; - – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

Сравните: сон — сна, шов — шва, щегол — щегла; день — дня, пень — пня, отец — отца.

Чем различаются здесь варианты корневых морфем в каждой паре слов? Посмотрите повнимательнее, посчитай­те, сколько звуков в соседних корнях. Вы увидите, что в каждом правом варианте меньше фонем, чем в левом. На месте фонем , оказывается нуль фонемы. Это озна­чает, что фонемы и остались ничем не замещены, они просто исчезли, «убежали». Поэтому в науке о языке их нередко называют беглыми гласными. Беглые гласные были в русском языке не всегда. Когда же и как они появились?

Врагъ, въпль, дъва, дьнь, коньць. Здесь вы видите несколько слов из рукописной перга­ментной книги XI в. «Остромирово Евангелие». Оно было приготовлено для наместника князя в Новгороде — посад­ника Остромира. Это самая старая из всех древнерусских книг, в которой есть свидетельство о дате её написания — 1056 - 1057 гг. Находится эта книга в особом хранилище древних рукописей в Санкт-Петербурге.

Присмотритесь к этим словам. Это же известные нам слова враг, вопль, два, день, конец. Только почему в них столько букв Ъ и Ь?

Оказывается, в языке Древней Руси было больше глас­ных фонем, чем в современном русском. Кроме обычных гласных фонем были краткие фонемы. Одна из них обозна­чалась буквой, похожей на современный твёрдый знак (ъ), и называлась «ер»; другая — на современный мягкий знак (ь) и называлась «ерь». На месте кратких фонем звучали короткие гласные звуки. Учёные предполагают, что буквой Ъ писцы обозначали короткий звук, похожий, вероятно, на [о]. Он стоял после твёрдых согласных звуков. Буквой ь. обозначали короткий гласный звук, похожий, вероятно, на [э]. Этот звук всегда стоял после мягких согласных звуков. Короткие гласные звуки могли находиться под ударением (въплъ, дьнь, коньць) и в неударном положении (дъва, врагъ, коньць).

С течением времени в древнерусском языке происходи­ли изменения. Они коснулись и кратких гласных фонем. В одних позициях их заменили и , а в других они исчезли. Под ударением место кратких гласных фонем ъ и ь заняли наши обыкновенные фонемы и (вопль, день, конец). Фонемы , встали и на месте неударных ъ и ь. Это происходило перед слогом, в котором тоже был ъ или ь. Так формы слов избытъкъ, сладъкъ, старьць приобрели вид избыток, сладок, старец. Перед слогом без ъ или ь неударные ъ и ь исчезли. Поэтому формы слов избытъка, сладъкый, старьца утратили краткую гласную: из­бытка, сладкий, старца, пришельца, странный. Краткие гласные фонемы ъ и ь исчезли также на конце слова (враг, конец). Это был длительный процесс. Он продолжался почти два столетия: начался в XII в. и завершился в XIV в.

Краткие гласные фонемы исчезли. А вот буквы ъ и ь остались, только использовать их стали по-другому. Букву ь по-прежнему писали после согласных букв, но уже только для того, чтобы обозначить мягкую согласную фонему (на­пример, фонему в слове день, фонему в слове годький). Букву ъ ставили на конце слова после твёрдых согласных, хотя она была здесь лишней, потому что никакой фонемы не обозначала. Написание ъ на конце слов было отменено в 1917 г. Временным правительством. Это реше­ние подтвердило в 1918 г. Советское правительство.

Таким образом, у слов, содержавших прежде краткие гласные фонемы, с XIV в. изменился фонемный состав. Результаты этих изменений мы наблюдаем в современном русском языке. Так, у слова два корневая морфема теперь состоит не из трёх фонем, как раньше -, а только из двух -. У многих слов стали различаться варианты мор­фемы. Вот, например, у слов сон, день раньше корневая морфема постоянно содержала три фонемы: ъ , а, ь , а; теперь же — то три, то две: , а , , а. Суффикс слова старец раньше состоял из двух фонем: ь , а; теперь — то из двух, то из одной: , а.

Так возникли чередования фонем и с нулём фонемы, или беглые гласные.






Правописание приставок


1.Прочитай текст русской народной песенки. Выпиши из этой песенки все слова, в которых есть приставки, и выдели их. Вспомни правила правописания этих приставок. К каждому выписанному слову «примерь» как можно больше самых разнообразных приставок. Запиши получившиеся слова.

-Кисонька - мурысонька,
Где была?
-Коней пасла. 
-Где кони?
-За ворота ушли.

-Где ворота?
-Огонь сжег.
-Где огонь?
-Вода залила.
-Где вода?
-Быки выпили.
-Где быки?
-За гору ушли.
-Где гора?
-Черви источили.
-Где черви?
-Утки склевали.
















2. Прочитай небылицу Алины Долбиловой «Необычная история».


Корова вдруг взлетела в небеса,

У кошки уши выросли, как у слона!

Осёл запел, как соловей,

Слон поскакал, как воробей!

Медведь сплясал, как молодёжь…

Скажи, где правда, а где ложь?!



Выдели в словах приставки.

А теперь придумай свою небылицу, используя в ней слова с различными приставками. Выдели приставки.











































3. Составь кластер «Правописание приставок при- и пре-». Придумай для своего кластера необычную форму. Может быть, это будет веточка рябины, или гроздь винограда, или несколько разноцветных шариков… Фантазируй!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!