Выполнила:
Федичкина Татьяна Сергеевна,
учитель обществознания
Задания, формирующие функциональную грамотность на уроках Обществознания, блок тем «Экономическая сфера жизни общества»
(6-11 классы)
Читательская грамотность
Представленные задания формируют следующие УУД:
Личностные УУД:
-мотивация на активное и сознательное участие в общественной жизни;
- выявление границ собственного знания и «незнания».
Регулятивные УУД:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
–– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Тема урока «Роль государства в экономике» (8 класс)
Работа с текстом.
Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (нарушение общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие могут оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие, В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
Инфляцию можно определить как «непрерывный общий рост цен». И в этом случае ключевыми словами будут «непрерывный», т. е. рост цен, происходящий постоянно, и «общий», т. е. повышение цен охватывает все рынки. А что происходит с деньгами? Они обесцениваются, падает их покупательная способность.
Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции…
С точки зрения проявления различают открытую и подавленную инфляцию. Первая характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Вторая — это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем за ценами и доходами…
С точки зрения темпов роста цен выделяют три вида инфляции:
— умеренная, когда цены растут менее, чем на 10%% в год, стоимость денег сохраняется. На Западе ее рассматривают как момент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства;
— галопирующая инфляция — рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиифляционных мер;
— гиперинфляция — цены растут астрономическими темпами. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания.
В Д. Камаев
Задания к тексту:
Прочитайте текст и озаглавьте его (Инфляция и ее виды)
Составьте план текста (1. Что такое инфляция.
Особенности инфляции.
Виды инфляции:
А) С точки зрения проявления.
Б) С точки зрения темпов роста цен.
1) Умеренная.
2) Галопирующая.
3) Гиперинфляция).
Какое определение «инфляции» дает автор (Инфляция - дисбаланс спроса и предложения (нарушение общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен).
Какие виды инфляции упоминает в тексте автор? (С точки зрения проявления: открытая и подавленная инфляция. С точки зрения темпов роста цен: умеренная, галопирующая и гиперинфляция).
С опорой на текст и личный жизненный опыт, выделите отрицательные черты влияния инфляции на экономику и уровень жизни человека в обществе (Обесценивание денег, снижение их покупательской способности, снижение спроса, кризис перепроизводства, массовые увольнения, безработица, экономический кризис).
Тема урока: «Рыночная экономика» (8 класс)
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Самой большой рыночной властью обладает ________(А). Это рынок, на котором присутствует единственный ________(Б) уникального продукта. Такой рынок не выгоден ________(В) с точки зрения качества продукции, разнообразия ________(Г), уровня цен. Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа,________(Д)проводит ________(Е) политику ».
Список терминов:
1) ассортимент 2) покупатель 3) продавец 4) монополия 5) конкуренция 6) товарищество
7) государство 8) разнообразный 9) антимонопольный
Ответ: 432179
Математическая грамотность
Данные задания формируют следующие УУД:
Личностные УУД:
-мотивация на активное и сознательное участие в общественной жизни;
- выявление границ собственного знания и «незнания».
Регулятивные УУД:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Тема урока: «Инфляция и семейная экономика» (8 класс)
Прочитайте задачу, ответьте на вопросы.
Доход семьи Ивановых в ноябре составил 65 000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 27 600 рублей, а на приобретение одежды – в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15 800 рублей. Оставшуюся часть решили отложить на экскурсионную поездку во время зимних каникул. Чему равнялись все расходы семьи в ноябре? Сколько денег удалось отложить на отпуск?
Ответ: - Расходы семьи в ноябре составили 50 300 рублей.
- Отложить на отпуск удалось 14 700 рублей.
Прочитайте задачу, ответьте на вопросы.
На день рождения Игоря семья, состоящая из мамы, папы, сестры и бабушки с дедушкой, решила сделать ему общий подарок. Сумму взноса разделили пропорционально заработку. Сколько составил вклад сестры в общую стоимость подарка, если мамин взнос составил ¼ от общей суммы, папин взнос был в два раза больше маминого, а бабушка и дедушка внесли вместе 1/8 от суммы подарка.
Ответ: Вклад сестры составил 1/8 стоимости подарка Игорю.
Финансовая грамотность
Данные задания формируют следующие УУД:
Личностные УУД:
-мотивация на активное и сознательное участие в общественной жизни;
- выявление границ собственного знания и «незнания».
Регулятивные УУД:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Тема урока: «Домашнее хозяйство» (7 класс)
Заполните таблицу месячного бюджета семьи Ивана по предложенному образцу и определите семейные накопления.
Начисленная заработная плата папы Ивана равна 80 000 рублей; начисленная заработная плата мамы – 30 000 рублей; стипендия старшего брата Ивана, обучающегося по основной профессиональной образовательной программе – 7696 рублей; коммунальные платежи равны 10 300 рублей; расходы на обеды во время работы и учебы – 14 700 рублей; питание дома – 22 400 рублей; покупка и ремонт одежды – 9900 рублей; проезд в общественном транспорте – 4800 рублей; бытовые расходы – 2900 рублей; развлечения, отдых – 10 300 рублей; ежемесячный платеж по кредиту за автомобиль – 15 400 рублей; эксплуатация автомобиля – 8300 рублей; непредвиденные расходы – 3000 рублей.
Статья дохода | Рублей | Статья расхода | Рублей |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
ИТОГО | | | |
Ответ: 1396 руб.
Тема урока: «Инфляция и семейная экономика» (8 класс)
Прочитайте задание и проведите вычисления.
Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергию 60 Вт/ч, а энергосберегающая лампа – 12 Вт/ч. Сколько рублей в месяц составит экономия от снижения потребления электроэнергии при замене простой лампы накаливания на энергосберегающую, если лампа будет работать 6 ч в сутки?
Стоимость электроэнергии в квартире с электрической плитой при однотарифном счетчике составляет 4 рубля 10 копеек за 1 кВт/ч. Принимаем, что в месяце 30 дней. За какой срок окупится энергосберегающая лампа, если ее стоимость составляет 120 рублей, а стоимость лампы накаливания – 27 рублей?
Ответ: - Экономия от снижения потребления электроэнергии при замене простой лампы накаливания на энергосберегающую составит - 35,42 рублей.
- Энергосберегающая лампа окупиться за три месяца.
Глобальные компетенции
Данные задания формируют следующие УУД:
Личностные УУД:
-мотивация на активное и сознательное участие в общественной жизни;
- выявление границ собственного знания и «незнания».
Регулятивные УУД:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Тема урока: «Финансовые институты» (11 класс)
Динамика изменения средней процентной ставки по банковским вкладам в зависимости от срока вклада на 01.01.2021 г. и 01.01.2022г. представлена на диаграмме.
На 01.01.2022 г
На 01.01.2021 г
Определите:
1. Минимальное значение средней процентной ставки по депозиту в 2021 г. Срок вклада по этой ставке.
2. Максимальное значение средней процентной ставки по депозиту в 2021 г. Срок вклада по этой ставке.
3. Минимальное значение средней процентной ставки по депозиту в 2022 г. Срок вклада по этой ставке.
4. Максимальное значение средней процентной ставки по депозиту в 2022 г. Срок вклада по этой ставке.
5. Отношение максимальной средней процентной ставки 2021 г. к максимальной средней процентной ставке 2021 г. Ответ округлите до сотых.
6. Отношение минимальной средней процентной ставки 2022 г. к минимальной средней процентной ставке 2021 г. Ответ округлите до сотых.
7. В каком году средние процентные ставки по вкладам были выше. Сравниваются ставки вкладов на одинаковые сроки.
Ответ:
1) 5,6%, 1 мес.
2) 7,74%, 1 год, 1,5 года.
3) 4,85%, 5 лет и более.
4) 6,64%, 1 год.
5) 0,86.
6) 0,87.
7) В 2021 г.
Тема: «Финансовый рынок» (11 класс)
Дивиденды, выплаченные по акциям компании «А» в рублях с 2002 г. по 2018 г., представлены на графике. Номинал акции составляет 5 рублей, всего акций в обращении – 23 673 512 900 штук.
Ответьте на следующие вопросы:
1. В каком году и в каких размерах за рассмотренный период были выплачены максимальные дивиденды по акциям?
2. В каком году и в каких размерах за рассмотренный период были выплачены минимальные дивиденды по акциям?
3. Какую общую сумму дивидендов выплатила компания «А» своим акционерам в 2017 г.?
4. Какую сумму дивидендов получило государство в 2017 г., учитывая, что оно является крупнейшим акционером компании «А», владея 50% его акций?
Ответы:
1) 2012 г., 8,97.
2) 2009 г., 0,36.
3) 190 335 043 716 руб.
4) 95 167 521 858 руб.
Креативное мышление
Данные задания формируют следующие УУД:
Личностные УУД:
-мотивация на активное и сознательное участие в общественной жизни;
- выявление границ собственного знания и «незнания».
Регулятивные УУД:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Тема урока: «Роль государства в экономике» (8 класс); «Финансовая политика государства» (11 класс)
Составьте Фишбоун по теме: «Должно ли государство вмешиваться в рыночную экономику?»
Схема заполнения фишбоуна.
Ответ:
Тема урока: «Роль государства в экономике» (8 класс); «Финансовая политика государства» (11 класс)
Составьте кластер по теме: «Государственный бюджет»
Ответ: