СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания, формирующие функциональную грамотность на уроках Обществознания, блок тем «Экономическая сфера жизни общества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания, формирующие функциональную грамотность на уроках Обществознания, блок тем «Экономическая сфера жизни общества»»

Выполнила:

Федичкина Татьяна Сергеевна,

учитель обществознания

Задания, формирующие функциональную грамотность на уроках Обществознания, блок тем «Экономическая сфера жизни общества»

(6-11 классы)


  1. Читательская грамотность

Представленные задания формируют следующие УУД:

Личностные УУД:

-мотивация на активное и сознательное участие в общественной жизни;

- выявление границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый

–– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.


Тема урока «Роль государства в экономике» (8 класс)

Работа с текстом.

Под ин­фля­ци­ей по­ни­ма­ет­ся дис­ба­ланс спро­са и пред­ло­же­ния (на­ру­ше­ние об­ще­го равновесия), про­яв­ля­ю­щий­ся в общем росте цен. Но это не озна­ча­ет, что в пе­ри­од ин­фля­ции рас­тут все цены. Цены на одни то­ва­ры могут расти, на дру­гие могут оста­вать­ся ста­биль­ны­ми; цены на одни то­ва­ры могут расти быст­рее, чем на дру­гие, В ос­но­ве этих про­пор­ций лежит раз­ное со­от­но­ше­ние между спро­сом и пред­ло­же­ни­ем и раз­лич­ная эла­стич­ность.

Ин­фля­цию можно опре­де­лить как «не­пре­рыв­ный общий рост цен». И в этом слу­чае клю­че­вы­ми сло­ва­ми будут «не­пре­рыв­ный», т. е. рост цен, про­ис­хо­дя­щий по­сто­ян­но, и «общий», т. е. по­вы­ше­ние цен охва­ты­ва­ет все рынки. А что про­ис­хо­дит с день­га­ми? Они обес­це­ни­ва­ют­ся, пада­ет их по­ку­па­тель­ная спо­соб­ность.

Од­на­ко не вся­кое по­вы­ше­ние цен слу­жит по­ка­за­те­лем ин­фля­ции…

С точки зре­ния про­яв­ле­ния раз­ли­ча­ют от­кры­тую и по­дав­лен­ную ин­фля­цию. Пер­вая характер­на для стран с ры­ноч­ной эко­но­ми­кой, где вза­и­мо­дей­ствие спро­са и пред­ло­же­ния способ­ству­ет от­кры­то­му не­огра­ни­чен­но­му росту цен. Вто­рая — это скры­тая ин­фля­ция, присущая эко­но­ми­ке с ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ным кон­тро­лем за це­на­ми и до­хо­да­ми…

С точки зре­ния тем­пов роста цен вы­де­ля­ют три вида ин­фля­ции:

— уме­рен­ная, когда цены рас­тут менее, чем на 10%% в год, сто­и­мость денег со­хра­ня­ет­ся. На За­па­де ее рас­смат­ри­ва­ют как мо­мент нор­маль­но­го раз­ви­тия эко­но­ми­ки, ко­то­рый не вы­зы­ва­ет осо­бо­го бес­по­кой­ства;

— га­ло­пи­ру­ю­щая ин­фля­ция — рост цен из­ме­ря­ет­ся дву­знач­ны­ми и более циф­ра­ми в год. Счи­та­ет­ся, что она опас­на для на­род­но­го хо­зяй­ства и тре­бу­ет ан­ти­иф­ля­ци­он­ных мер;

— ги­пе­рин­фля­ция — цены рас­тут аст­ро­но­ми­че­ски­ми тем­па­ми. Вести успеш­ный биз­нес в усло­ви­ях ги­пе­рин­фля­ции почти не­воз­мож­но. Речь может идти толь­ко о стра­те­гии вы­жи­ва­ния.

В Д. Ка­ма­ев

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст и озаглавьте его (Ин­фля­ция и ее виды)

  2. Составьте план текста (1. Что такое инфляция.

  1. Особенности инфляции.

  2. Виды инфляции:

А) С точки зрения проявления.

Б) С точки зре­ния тем­пов роста цен.

1) Умеренная.

2) Галопирующая.

3) Гиперинфляция).

  1. Какое определение «инфляции» дает автор (Ин­фля­ци­я - дис­ба­ланс спро­са и пред­ло­же­ния (на­ру­ше­ние об­ще­го равновесия), про­яв­ля­ю­щий­ся в общем росте цен).

  2. Какие виды инфляции упоминает в тексте автор? (С точки зре­ния про­яв­ле­ния: от­кры­тая и по­дав­лен­ная ин­фля­ция. С точки зре­ния тем­пов роста цен: уме­рен­ная, га­ло­пи­ру­ю­щая и ги­пе­рин­фля­ция).

  3. С опорой на текст и личный жизненный опыт, выделите отрицательные черты влияния инфляции на экономику и уровень жизни человека в обществе (Обесценивание денег, снижение их покупательской способности, снижение спроса, кризис перепроизводства, массовые увольнения, безработица, экономический кризис).

Тема урока: «Рыночная экономика» (8 класс)

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Самой боль­шой ры­ноч­ной вла­стью об­ла­да­ет ________(А). Это рынок, на ко­то­ром при­сут­ству­ет един­ствен­ный ________(Б) уни­каль­но­го про­дук­та. Такой рынок не вы­го­ден ________(В) с точки зре­ния ка­че­ства про­дук­ции, раз­но­об­ра­зия ________(Г), уров­ня цен. Чтобы не до­пу­стить об­ра­зо­ва­ния новых рын­ков та­ко­го типа,________(Д)про­во­дит ________(Е) по­ли­ти­ку ».

Спи­сок тер­ми­нов:

1) ассортимент 2) покупатель 3) продавец 4) монополия 5) конкуренция 6) товарищество

7) государство 8) разнообразный 9) антимонопольный

Ответ: 432179



  1. Математическая грамотность

Данные задания формируют следующие УУД:

Личностные УУД:

-мотивация на активное и сознательное участие в общественной жизни;

- выявление границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.


Тема урока: «Инфляция и семейная экономика» (8 класс)

  1. Прочитайте задачу, ответьте на вопросы.

Доход семьи Ивановых в ноябре составил 65 000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 27 600 рублей, а на приобретение одежды – в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15 800 рублей. Оставшуюся часть решили отложить на экскурсионную поездку во время зимних каникул. Чему равнялись все расходы семьи в ноябре? Сколько денег удалось отложить на отпуск?

Ответ: - Расходы семьи в ноябре составили 50 300 рублей.

- Отложить на отпуск удалось 14 700 рублей.

  1. Прочитайте задачу, ответьте на вопросы.

На день рождения Игоря семья, состоящая из мамы, папы, сестры и бабушки с дедушкой, решила сделать ему общий подарок. Сумму взноса разделили пропорционально заработку. Сколько составил вклад сестры в общую стоимость подарка, если мамин взнос составил ¼ от общей суммы, папин взнос был в два раза больше маминого, а бабушка и дедушка внесли вместе 1/8 от суммы подарка.

Ответ: Вклад сестры составил 1/8 стоимости подарка Игорю.


  1. Финансовая грамотность

Данные задания формируют следующие УУД:

Личностные УУД:

-мотивация на активное и сознательное участие в общественной жизни;

- выявление границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.


Тема урока: «Домашнее хозяйство» (7 класс)

Заполните таблицу месячного бюджета семьи Ивана по предложенному образцу и определите семейные накопления.

Начисленная заработная плата папы Ивана равна 80 000 рублей; начисленная заработная плата мамы – 30 000 рублей; стипендия старшего брата Ивана, обучающегося по основной профессиональной образовательной программе – 7696 рублей; коммунальные платежи равны 10 300 рублей; расходы на обеды во время работы и учебы – 14 700 рублей; питание дома – 22 400 рублей; покупка и ремонт одежды – 9900 рублей; проезд в общественном транспорте – 4800 рублей; бытовые расходы – 2900 рублей; развлечения, отдых – 10 300 рублей; ежемесячный платеж по кредиту за автомобиль – 15 400 рублей; эксплуатация автомобиля – 8300 рублей; непредвиденные расходы – 3000 рублей.

Статья дохода

Рублей

Статья расхода

Рублей

















ИТОГО




Ответ: 1396 руб.


Тема урока: «Инфляция и семейная экономика» (8 класс)

Прочитайте задание и проведите вычисления.

Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергию 60 Вт/ч, а энергосберегающая лампа – 12 Вт/ч. Сколько рублей в месяц составит экономия от снижения потребления электроэнергии при замене простой лампы накаливания на энергосберегающую, если лампа будет работать 6 ч в сутки?

Стоимость электроэнергии в квартире с электрической плитой при однотарифном счетчике составляет 4 рубля 10 копеек за 1 кВт/ч. Принимаем, что в месяце 30 дней. За какой срок окупится энергосберегающая лампа, если ее стоимость составляет 120 рублей, а стоимость лампы накаливания – 27 рублей?

Ответ: - Экономия от снижения потребления электроэнергии при замене простой лампы накаливания на энергосберегающую составит - 35,42 рублей.

- Энергосберегающая лампа окупиться за три месяца.


  1. Глобальные компетенции

Данные задания формируют следующие УУД:

Личностные УУД:

-мотивация на активное и сознательное участие в общественной жизни;

- выявление границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.


Тема урока: «Финансовые институты» (11 класс)

Динамика изменения средней процентной ставки по банковским вкладам в зависимости от срока вклада на 01.01.2021 г. и 01.01.2022г. представлена на диаграмме.

На 01.01.2022 г

На 01.01.2021 г

Определите:

1. Минимальное значение средней процентной ставки по депозиту в 2021 г. Срок вклада по этой ставке.

2. Максимальное значение средней процентной ставки по депозиту в 2021 г. Срок вклада по этой ставке.

3. Минимальное значение средней процентной ставки по депозиту в 2022 г. Срок вклада по этой ставке.

4. Максимальное значение средней процентной ставки по депозиту в 2022 г. Срок вклада по этой ставке.

5. Отношение максимальной средней процентной ставки 2021 г. к максимальной средней процентной ставке 2021 г. Ответ округлите до сотых.

6. Отношение минимальной средней процентной ставки 2022 г. к минимальной средней процентной ставке 2021 г. Ответ округлите до сотых.

7. В каком году средние процентные ставки по вкладам были выше. Сравниваются ставки вкладов на одинаковые сроки.

Ответ:

1) 5,6%, 1 мес.

2) 7,74%, 1 год, 1,5 года.

3) 4,85%, 5 лет и более.

4) 6,64%, 1 год.

5) 0,86.

6) 0,87.

7) В 2021 г.





Тема: «Финансовый рынок» (11 класс)

Дивиденды, выплаченные по акциям компании «А» в рублях с 2002 г. по 2018 г., представлены на графике. Номинал акции составляет 5 рублей, всего акций в обращении – 23 673 512 900 штук.


Ответьте на следующие вопросы:

1. В каком году и в каких размерах за рассмотренный период были выплачены максимальные дивиденды по акциям?

2. В каком году и в каких размерах за рассмотренный период были выплачены минимальные дивиденды по акциям?

3. Какую общую сумму дивидендов выплатила компания «А» своим акционерам в 2017 г.?

4. Какую сумму дивидендов получило государство в 2017 г., учитывая, что оно является крупнейшим акционером компании «А», владея 50% его акций?

Ответы:

1) 2012 г., 8,97.

2) 2009 г., 0,36.

3) 190 335 043 716 руб.

4) 95 167 521 858 руб.


  1. Креативное мышление

Данные задания формируют следующие УУД:

Личностные УУД:

-мотивация на активное и сознательное участие в общественной жизни;

- выявление границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.


Тема урока: «Роль государства в экономике» (8 класс); «Финансовая политика государства» (11 класс)

Составьте Фишбоун по теме: «Должно ли государство вмешиваться в рыночную экономику?»

Схема заполнения фишбоуна.

Ответ:



Тема урока: «Роль государства в экономике» (8 класс); «Финансовая политика государства» (11 класс)

Составьте кластер по теме: «Государственный бюджет»


Ответ: