СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания ЕГЭ по литературе по поэзии С.А.Есенина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания ЕГЭ по литературе с сайта ФИПИ по поэзии С.А.Есенина

Просмотр содержимого документа
«Задания ЕГЭ по литературе по поэзии С.А.Есенина»

Сочинения 17.3


Почему стихи С.А. Есенина о природе нельзя относить только лишь к «пейзажной» лирике?


Каким предстаёт образ родного дома в лирике С.А. Есенина?


В чем сходство и в чем различие образа Родины в лирике А.А. Блока и С.А. Есенина?


Текст 1


Начало формы

ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, –

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.



Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

                   (С.А. Есенин, 1924)



Конец формы

 

Начало формы

- Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении («Слишком раннюю утрату и усталость// Испытать мне в жизни привелось»)?

Конец формы

Начало формы

- Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери подчеркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной нормы («саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова?

Конец формы

Начало формы

- Какое художественное средство, заключающееся в повторении начальных частей строк, использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения:

 Не буди, как восемь лет назад.

 Не буди того, что отмечталось…

 Не грусти так шибко обо мне.

 Не ходи так часто на дорогу… ?

Конец формы

Начало формы

- Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строке стихотворения: «Ты одна мне несказанный свет»?

Конец формы

Начало формы

- Как называется художественно значимая подробность, играющая важную роль в воплощении авторского замысла («в старомодном ветхом шушуне»)?

Конец формы

Начало формы

8. Какие чувства вызывает у лирического героя воспоминание о матери и родном доме?

8. В каких образах стихотворения «Письмо матери» воплощено представление лирического героя о «малой родине»?

9. Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и какие мотивы сближают их со стихотворением «Письмо матери»?


Текст 2
Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

ПУШКИНУ

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

 

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

 

Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой,

И в бронзе выкованной славы

Трясешь ты гордой головой.

 

А я стою, как пред причастьем,

И говорю в ответ тебе:

Я умер бы сейчас от счастья,

Сподобленный такой судьбе.

 

Но, обреченный на гоненье,

Еще я долго буду петь...

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

                   (С.А. Есенин, 1924 г.)



Конец формы

- Как называется образное оценочное определение («могучий дар», «милые забавы»)?

Конец формы

Начало формы

- Какой художественный прием использует поэт для придания описанию особенной наглядности («в легендах ставший как туман»)?

Конец формы

Начало формы

- К какому художественному приему прибегает поэт, чтобы подчеркнуть значимость разговора с Пушкиным?

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

Конец формы

Начало формы

- Каким размером написано стихотворение С.А. Есенина «Пушкину» (без указания количества стоп)?

Конец формы

Начало формы

- Как называется средство художественной выразительности, помогающее поэту в создании ярких образов («бронза выкованной славы», «чтоб … пенье сумело бронзой прозвенеть»)?

Конец формы

Начало формы

8. В чем особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С.А. Есенина?

9. Кто из русских поэтов обращался в своих произведениях к литературным предшественникам или современникам и в чем эти произведения созвучны есенинскому стихотворению? (Приведите 2–3 примера.)Конец формы



Текст 3

Начало формы

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

 

Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.

 

Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

 

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

 

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

 

Знаю я, что не цветут там чащи
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.

 

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
                              (С.А. Есенин, 1924 г.)

- В четвёртой строфе стихотворения смежные строки имеют одинаковое начало:

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

Как называется эта стилистическая фигура?


Конец формы

Начало формы

Конец формы

 

Начало формы

- В стихотворении С.А. Есенина осины, заглядевшиеся в «розовую водь», наделены человеческими свойствами. Укажите название этого приёма.

Конец формы

Начало формы

- Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия).

Конец формы

Начало формы

- Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп). 

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

- Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («на земле угрюмой»)?

8. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А. Есенина?

9. В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чём они перекликаются с есенинским стихотворением?

Конец формы


Текст 4

Начало формы

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

 

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

 

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с клёнов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

 

 (С.А. Есенин, 1921)

Конец формы

Начало формы

- Каким размером написано стихотворение С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»? (Дайте ответ без указания количества стоп.)

Конец формы

Начало формы

- Назовите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие по сходству (например, «белых яблонь дым», «увяданья золотом охваченный»).

Конец формы

Начало формы

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.

  

 1) 

повтор

  

 2) 

сравнение

  

 3) 

гротеск

  

 4) 

анафора

  

 5) 

риторический вопрос


Конец формы

Начало формы

- Как называется стилистический приём, основанный на повторе одинаковых согласных в строке: «Дух бродяжий! ты все реже, реже…»?

Конец формы

Начало формы

- Назовите жанр классической поэзии, черты которого присутствуют в стихотворении С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».

8. Почему размышления поэта о прощании с молодостью, так трагично звучащие в стихотворении, завершаются светло и спокойно?

9. В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чём эти произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина?

Конец формы

Начало формы


Текст 5Конец формы


Начало формы

***

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

 

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли?

 

Про волнистую рожь при луне.

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

 

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

 

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

 

(С.А. Есенин, 1924) 

- Как называется созвучие концов стихотворных строк (луне – во мне; сто раз – Шираз и т.п.)?


Конец формы

Начало формы

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе.

  

 1) 

метонимия

  

 2) 

гипербола

  

 3) 

анафора

  

 4) 

метафора

  

 5) 

эпитет


Конец формы

Начало формы

- Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением 
к исходной мысли, образу, использованный в данном стихотворении 
С.А. Есенина.

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

- Каким термином называют данный стилистический приём: «Он не лучше рязанских раздолий»?

Конец формы

Начало формы

- Определите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина (без указания количества стоп).

Конец формы

Начало формы

8. В чём заключается своеобразие раскрытия темы родины в стихотворении С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»?

9. В каких произведениях русских поэтов тема родной земли занимает центральное место и в чём эти произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина?


Текст 6Конец формы



Начало формы

РУСЬ СОВЕТСКАЯ (фрагмент)

А. Сахарову 

Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.

На перекличке дружбы многих нет.

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.

 

Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?

Здесь даже мельница – бревенчатая птица

С крылом единственным – стоит, глаза смежив.

 

Я никому здесь не знаком,

А те, что помнили, давно забыли.

И там, где был когда-то отчий дом,

Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

 

А жизнь кипит.

Вокруг меня снуют

И старые и молодые лица.

Но некому мне шляпой поклониться,

Ни в чьих глазах не нахожу приют.

 

И в голове моей проходят роем думы:

Что родина?

Ужели это сны?

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый

Бог весть с какой далёкой стороны.

 

И это я!

Я, гражданин села,

Которое лишь тем и будет знаменито,

Что здесь когда-то баба родила

Российского скандального пиита.

 

Но голос мысли сердцу говорит:

"Опомнись! Чем же ты обижен?

Ведь это только новый свет горит

Другого поколения у хижин.

 

Уже ты стал немного отцветать,

Другие юноши поют другие песни.

Они, пожалуй, будут интересней –

Уж не село, а вся земля им мать".

 

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щёки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

 

Вот вижу я:

Воскресные сельчане

У волости, как в церковь, собрались.

Корявыми, немытыми речами

Они свою обсуживают "жись".

 

Уж вечер. Жидкой позолотой

Закат обрызгал серые поля.

И ноги босые, как тёлки под ворота,

Уткнули по канавам тополя

(С.А. Есенин , 1924 г.) 

- Как называется нарушение привычного порядка слов, к которому прибегает автор с определённой смысловой целью («пилигрим угрюмый»)?


Конец формы

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в последней строфе данного фрагмента (цифры укажите в любом порядке).

  

 1) 

метафора

  

 2) 

неологизм

  

 3) 

сравнение

  

 4) 

гипербола

  

 5) 

эпитет


Конец формы

Конец формы

- Вернувшись в родное село, лирический герой видит другую жизнь и задает себе вопросы, не требующие ответа, но отражающие его внутреннее эмоциональное состояние. Как называются такие вопросы. 

Конец формы

Начало формы

- Описывая односельчан, С.А. Есенин использует обиходный язык, далекий от литературной нормы («жись»). Как называется такой язык?

Конец формы

Конец формы

Начало формы

- Определите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Русь Советская» (без указания количества стоп).

8. Каково состояние лирического героя, вернувшегося в родной край после долгого отсутствия?

9. В стихотворениях каких русских поэтов XIX–XX вв. возникает образ Родины и какие мотивы сближают их со стихотворением С.А. Есенина «Русь Советская»?



Текст 7

Начало формы

РУСЬ

5

Ах, поля мои, борозды милые,

Хороши вы в печали своей!

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей.

 

Припаду к лапоточкам берестяным,

Мир вам, грабли, коса и соха!

Я гадаю по взорам невестиным

На войне о судьбе жениха.

 

Помирился я с мыслями слабыми,

Хоть бы стать мне кустом у воды.

Я хочу верить в лучшее с бабами,

Тепля свечку вечерней звезды.

 

Разгадал я их думы несметные,

Не спугнёт их ни гром и ни тьма.

За сохою под песни заветные

Не причудится смерть и тюрьма.

 

Они верили в эти каракули,

Выводимые с тяжким трудом,

И от счастья и радости плакали,

Как в засуху над первым дождём.

 

А за думой разлуки с родимыми

В мягких травах, под бусами рос,

Им мерещился в далях за дымами

Над лугами весёлый покос.

 

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу. (С.А. Есенин, 1914)

 

 - Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в предпоследней строфе. Запишите цифры, под которыми они указаны.


  

 1) 

эпитет

  

 2) 

инверсия

  

 3) 

гротеск

  

 4) 

неологизм

  

 5) 

метафора


Конец формы

Начало формы

- Какой стилистический приём в целях усиления выразительности стихотворения использует С.А. Есенин в следующей строке: «Не причудится смерть и тюрьма»? 

Конец формы

Начало формы

- Укажите, как называется использованное автором в пятой строфе образное выражение, построенное на сопоставлении предметов или явлений:

И от счастья и радости плакали,

Как в засуху над первым дождём

Конец формы

Начало формы

- К какому роду литературы относится произведение С.А. Есенина «Русь»?

Конец формы

Начало формы

- Укажите размер, которым написано данное стихотворение С.А. Есенина (без указания количества стоп).

8. Почему в стихотворении С.А. Есенина родина названа «кроткой»?

Конец формы

9. В каких произведениях русских поэтов тема любви к родной земле занимает центральное место и чем эти произведения созвучны стихотворению 
С.А. Есенина «Русь»?

Конец формы

Конец формы