I. 1. 2. 3. II. 4. III. 5. | 4 класс, русский язык (1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве«ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву«ё». (4)Он предложил поставить над буквой«е» две точки. (5)До изобретения буквы«ё» писали или«ио», или просто«е». (6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что… спас великого русского поэта. (8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне(и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником. (По Е.В. Широниной) Прочитай текст. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Критерии оценивания: Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | Основная мысль текста. В России есть много необычных, удивительных или забавных памятников. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке | | Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 | Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно(соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено один-два недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущен один недочёт | 1 | Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено два и более недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена/ определена неверно независимо от наличия/ отсутствия недочётов в построении предложения и словоупотреблении | 0 | Максимальный балл | 2 | Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения. Критерии оценивания: Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | Примерный план. 1. Удивительный памятник букве «ё» в Ульяновске. 2. Памятник зайцу в Псковской области. 3. Как заяц спас жизнь А.С. Пушкину. | | В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста. План можно записывать с использованием предложений или словосочетаний | | В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; словосочетания или предложения(пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении | 3 | В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений(пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта | 2 | В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений(пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта. ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений(пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта | 1 | План не соответствует условиям выставления 3, 2 и1 балла, в том числе содержит только один корректный пункт. ИЛИ План не составлен | 0 | Максимальный балл | 3 | Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос. Критерии оценивания: Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | Могут быть заданы следующие вопросы по содержанию текста. Почему памятник букве«ё» поставлен в Ульяновске? Какую букву придумал русский писатель Н.М. Карамзин? Что писали вместо буквы«ё» до её изобретения? Где находится памятник зайцу? Могут быть заданы другие вопросы, относящиеся к содержанию текста | | Вопрос относится к содержанию текста, предложение записано без орфографических и пунктуационных ошибок | 2 | Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок | 1 | Ответ на задание дан не в форме вопроса. ИЛИ Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок либо три и более орфографические ошибки независимо от наличия/отсутствия пунктуационных ошибок. ИЛИ Вопрос не относится к содержанию текста независимо от наличия/ отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок. ИЛИ Ответ отсутствует | 0 | Максимальный балл | 2 | 4 класс, русский язык (1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве«ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву«ё». (4)Он предложил поставить над буквой«е» две точки. (5)До изобретения буквы«ё» писали или«ио», или просто«е». (6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что… спас великого русского поэта. (8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне(и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником. (По Е.В. Широниной) Прочитай текст. Замени слово «известный» из 3-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово. Критерии оценивания: Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: Известный– знаменитый, популярный, прославленный, легендарный. Могут быть подобраны другие синонимы | | Верно подобран синоним к данному слову | 1 | Не подобран синоним к данному слову | 0 | Максимальный балл | 1 | 4 класс, русский язык (1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве«ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву«ё». (4)Он предложил поставить над буквой«е» две точки. (5)До изобретения буквы«ё» писали или«ио», или просто«е». (6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что… спас великого русского поэта. (8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне(и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником. (По Е.В. Широниной) Прочитай текст. Как ты понимаешь значение слова «столица» («в столицу») из 9-го предложения? Запиши своё объяснение. Критерии оценивания: Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение. Столица– это главный город государства. Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова | | Верно объяснено значение слова | 1 | Неверно объяснено значение слова. ИЛИ Объяснение значения слова не дано | 0 | Максимальный балл | 1 | | Раздел «Текст как речевое произведение». Тема урока: «Текст. Признаки текста. Простой и развёрнутый планы». Целесообразно применять в рамках урочной деятельности (индивидуальной и групповой) на этапе закрепления данной темы в процессе подготовки к ВПР по русскому языку в 4 классе. Раздел «Слово и его значение». Тема урока: «Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова». Целесообразно применять в рамках урочной деятельности (индивидуальной и групповой) на этапе закрепления данной темы в процессе подготовки к ВПР по русскому языку в 4 классе. Раздел «Слово и его значение». Тема урока: «Прямое и переносное значение слова». Целесообразно применять в рамках урочной деятельности (индивидуальной и групповой) на этапе закрепления данной темы в процессе подготовки к ВПР по русскому языку в 4 классе. |