СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания на формирование функциональной грамотности при изучении темы "Металлургия" (География, 9 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение металлургии в 9 классе – это не просто запоминание названий предприятий и процессов. Это возможность понять, как работает экономика, как природные ресурсы превращаются в необходимые нам вещи, и как это влияет на окружающую среду и жизнь людей. Поэтому, предлагаю вам не просто учить, а исследовать, анализировать и применять знания на практике!

Просмотр содержимого документа
«Задания на формирование функциональной грамотности при изучении темы "Металлургия" (География, 9 класс)»

Задания на формирование функциональной грамотности при изучении темы "Металлургия" (География, 9 класс)

Изучение металлургии в 9 классе – это не просто запоминание названий предприятий и процессов. Это возможность понять, как работает экономика, как природные ресурсы превращаются в необходимые нам вещи, и как это влияет на окружающую среду и жизнь людей. Поэтому, предлагаю вам не просто учить, а исследовать, анализировать и применять знания на практике!

Вот несколько заданий, направленных на развитие вашей функциональной грамотности при изучении темы "Металлургия":

1. Читательская грамотность: Анализ текста и инфографики

  • Задание: Вам предложены две статьи: одна – о развитии металлургии в вашем регионе, другая – о влиянии металлургических предприятий на экологию. Также есть инфографика, показывающая структуру металлургического комплекса России.

    • Вопросы:

      • Сравните информацию из статей. Какие противоречия вы видите? Как вы думаете, почему они возникают?

      • Какие аргументы приводятся в статьях в пользу и против развития металлургии в регионе?

      • Используя инфографику, определите, какие этапы производства металла наиболее развиты в России. Какие этапы, на ваш взгляд, нуждаются в модернизации?

      • Сформулируйте 3-4 вопроса, которые у вас возникли после прочтения статей и изучения инфографики.

Цель: Развитие навыков критического анализа информации, выявления противоречий, формулирования вопросов и поиска ответов.

2. Математическая грамотность: Расчеты и анализ данных

  • Задание: Представьте, что вы – экономист, анализирующий эффективность работы металлургического комбината. Вам предоставлены данные о:

    • Объеме добытой руды.

    • Объеме произведенного металла.

    • Затратах на электроэнергию, воду и транспорт.

    • Цене металла на мировом рынке.

    • Объеме выбросов загрязняющих веществ.

    • Штрафах за загрязнение окружающей среды.

    • Инвестициях в модернизацию оборудования.

    • Количестве созданных рабочих мест.

    • Средней заработной плате работников.

    • Налогах, уплаченных в бюджет.

    • Вопросы:

      • Рассчитайте себестоимость производства одной тонны металла.

      • Оцените рентабельность производства.

      • Проанализируйте влияние экологических штрафов на прибыль предприятия.

      • Предложите меры по снижению себестоимости и увеличению рентабельности производства, учитывая экологические факторы.

      • Оцените социальную значимость предприятия для региона.

Цель: Развитие навыков работы с числовыми данными, проведения расчетов, анализа экономических показателей и принятия решений на основе полученных результатов.

3. Естественнонаучная грамотность: Влияние на окружающую среду и здоровье человека

  • Задание: Вы – участник экологической конференции. Вам необходимо подготовить доклад о влиянии металлургического производства на окружающую среду и здоровье человека.

    • Вопросы:

      • Какие основные загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферу, воду и почву при производстве металла?

      • Как эти вещества влияют на здоровье человека (органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, нервную систему)?

      • Какие меры предпринимаются для снижения негативного воздействия металлургии на окружающую среду? (Использование фильтров, замкнутые циклы водоснабжения, рекультивация земель).

      • Предложите свои идеи по снижению негативного воздействия металлургии на окружающую среду и здоровье человека.

      • Оцените, насколько экологически безопасно производство металла в вашем регионе.

Цель: Развитие понимания взаимосвязи между производством и окружающей средой, осознание последствий загрязнения окружающей среды для здоровья человека, формирование экологической ответственности.

4. Креативное мышление и решение проблем: Разработка проекта

  • Задание: Представьте, что вы – команда разработчиков, которой поручено создать проект по использованию отходов металлургического производства.

    • Вопросы:

      • Какие отходы образуются


в процессе металлургического производства (шлаки, пыль, газы)?

  • Какие из этих отходов можно переработать и использовать повторно? (Например, шлаки в строительстве, пыль в производстве удобрений).

  • Разработайте бизнес-план по переработке одного из видов отходов. Включите в него:

    • Описание технологии переработки.

    • Оценку затрат на оборудование и сырье.

    • Оценку потенциальной прибыли.

    • Оценку экологической выгоды.

    • Оценку социальной выгоды (создание рабочих мест).

  • Представьте свой проект на "инвестиционном форуме".

Цель: Развитие креативного мышления, навыков решения проблем, умения разрабатывать проекты и представлять их публично.

5. Глобальные компетенции: Металлургия и международная торговля

  • Задание: Изучите карту мира и определите основные страны-производители и страны-потребители металлов.

    • Вопросы:

      • Какие факторы влияют на размещение металлургических предприятий в разных странах? (Наличие сырья, дешевая рабочая сила, развитая инфраструктура, экологические требования).

      • Какие страны являются основными экспортерами и импортерами черных и цветных металлов?

      • Как международная торговля металлами влияет на экономику разных стран?

      • Какие геополитические факторы могут повлиять на развитие металлургии в будущем? (Например, изменение климата, санкции, торговые войны).

      • Проведите дебаты на тему: "Глобализация металлургической промышленности: благо или зло?".

Цель: Развитие понимания глобальных экономических процессов, умения анализировать международные отношения и формировать собственное мнение по актуальным вопросам.

Дополнительные советы:

  • Используйте различные источники информации: учебники, интернет, научные статьи, статистические данные.

  • Работайте в группах, чтобы обмениваться идеями и опытом.

  • Не бойтесь задавать вопросы и искать ответы.

  • Старайтесь применять полученные знания на практике, анализируя реальные примеры из жизни.

  • Помните, что цель этих заданий – не просто получить оценку, а научиться думать, анализировать и решать проблемы.

Эти задания помогут вам не только усвоить материал по теме "Металлургия", но и развить важные навыки, которые пригодятся вам в будущем, независимо от выбранной профессии.