СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания ОГЭ. Жан-Батист Ламарк.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестовые задания ОГЭ на знание материала о работах Ж-Б. Ламарка.

Просмотр содержимого документа
«Задания ОГЭ. Жан-Батист Ламарк.»

Задания ОГЭ Ж-Б. Ламарк

Задание № 1

На ри­сун­ке изоб­ражён ве­ли­кий фран­цуз­ский есте­ство­ис­пы­та­тель и био­лог конца XVIII — на­ча­ла XIX в., из­вест­ный тем, что со­здал первую на­уч­ную

 

1) хро­мо­сом­ную тео­рию

2) тео­рию эво­лю­ции жи­во­го мира

3) кле­точ­ную тео­рию

4) тео­рию им­му­ни­те­та



Задание № 24

Известно, что Жан Батист Ламарк — французский естествоиспытатель, работы которого посвящены созданию теории исторического развития живой природы.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных заслуг учёного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Учёный изложил первую эволюционную теорию, но не смог раскрыть причины (движущие силы) эволюции.

2) Создал первую классификацию растений и животных; для классификации использовал только один признак.

3) Первым поставил вопрос о движущих силах эволюции.

4) Закрепил использование в науке бинарной (двойной) номенклатуры для обозначения видов.

5) Сформулировал идею о том, что природа гармонично развивается и постепенно усложняется по естественным законам по принципу градации «от простого к сложному».

6) Усовершенствовал ботанический язык, установил единообразную терминологию и порядок описания видов.

Ответ:

Учёный изложил первую эволюционную теорию, но не смог раскрыть причины (движущие силы) эволюции;

Первым поставил вопрос о движущих силах эволюции;

Сформулировал идею о том, что природа гармонично развивается и постепенно усложняется по естественным законам по принципу градации «от простого к сложному»;


135



Задание 29

Про­чи­тай­те текст «Жан Ба­тист Ла­марк» и от­веть­те на во­про­сы.

1. Что Ла­марк пред­ло­жил пер­вым в ис­то­рии науки?

2. Какие тер­ми­ны пер­вым ввёл Ла­марк?

3. Ка­ко­во прин­ци­пи­аль­ное от­ли­чие «ла­мар­киз­ма» от «дар­ви­низ­ма»?


Жан Батист Ламарк

 

Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк  — французский учёный- естествоиспытатель. Ламарк стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира, известную в наше время как одна из исторических эволюционных концепций, называемая «ламаркизм».

Ламарк был большим знатоком как в области зоологии, так и в области ботаники. С 1815 по 1822 год выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. Современные учёные, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов.

Помимо термина «беспозвоночные», Ламарк ввёл в обращение и ещё один термин, ставший общепринятым, — «биология» (в 1802 году). Он сделал это одновременно с немецким учёным F.P. Тревиранусом и независимо от него. Но самым важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии», вышедшая в 1809 году. В ней он изложил свою теорию эволюции живого мира.

Ламаркисты (ученики Ламарка) создали целую научную школу, дополняя дарвиновскую идею отбора и «выживания наиболее приспособленного» более благородным, с человеческой точки зрения, «стремлением к прогрессу» в живой природе.



По­яс­не­ние.

1. Эво­лю­ци­он­ную тео­рию.

2. «Бес­по­зво­ноч­ные», «био­ло­гия».

3. По Ла­мар­ку из­ме­не­ние видов про­ис­хо­дит из-за стрем­ле­ния к про­грес­су, а по Дар­ви­ну — в ре­зуль­та­те слу­чай­ных му­та­ций, ко­то­рые могут за­кре­пить­ся есте­ствен­ным от­бо­ром



ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ
И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР


Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.

Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру признаками и получает разнообразные породы и сорта.

Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.

Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным
в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.

Задание 

Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительность», ответьте на вопросы.

1) Что является причиной появления длинной шеи у жирафа, по Ч. Дарвину?

2) Что, по Ламарку, происходит с полезными признаками?

3) В каком случае крылья стрижа, обеспечивающие ему очень быстрый и манёвренный полет, будут относительно целесообразны? Приведите пример.


РЕШЕНИЕ:
1) На­след­ствен­ная из­мен­чи­вость.
2) Все по­лез­ные при­зна­ки со­хра­ня­ют­ся в потом­стве - на­сле­ду­ют­ся.
3) Если стриж ока­жет­ся на ров­ной по­верх­но­сти земли он не смо­жет взле­теть из-за своих узких длин­ных кры­льев.



Задание №29

Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительный характер», ответьте на вопросы и выполните задание.

1) Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа?

2) Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие естественного отбора?

3) В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите пример.

РЕШЕНИЕ:
1) Причиной появления длинной шеи у жирафа является стрем­ле­ние к со­вер­шен­ству.
2) Ра­бо­ты се­лек­ци­о­не­ров по вы­ве­де­нию новых пород и сор­тов в про­цес­се ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра.
3) Поли­няв­ший на зиму заяц-беляк будет хо­ро­шо виден на фоне тёмной земли, если в де­каб­ре не будет снега.



Задание №27

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) выпишите в таблицу.

Основоположником современного эволюционного учения был ___ (А). До него высказывались идеи об изменяемости мира. Их автором был Жан Батист Ламарк. Однако именно Дарвину принадлежит учение о ___ (Б) и выживании наиболее приспособленных к ___ (В) организмов. Дарвин и одновременно с ним Альфред Уоллес объяснили причины возникновения ___ (Г) и ___ (Д) органического мира.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

  1. Ч. Дарвин

  2. создание мира

  3. естественный отбор

  4. условия среды

  5. приспособленность

  6. разнообразие

  7. изменчивость

  8. наследственность


А

Б

В

Г

Д








Правильный ответ:

    • 1 3 4 5 6






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя