Задания ОГЭ Ж-Б. Ламарк
Задание № 1
На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и биолог конца XVIII — начала XIX в., известный тем, что создал первую научную
1) хромосомную теорию
2) теорию эволюции живого мира
3) клеточную теорию
4) теорию иммунитета
Задание № 24
Известно, что Жан Батист Ламарк — французский естествоиспытатель, работы которого посвящены созданию теории исторического развития живой природы.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных заслуг учёного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Учёный изложил первую эволюционную теорию, но не смог раскрыть причины (движущие силы) эволюции.
2) Создал первую классификацию растений и животных; для классификации использовал только один признак.
3) Первым поставил вопрос о движущих силах эволюции.
4) Закрепил использование в науке бинарной (двойной) номенклатуры для обозначения видов.
5) Сформулировал идею о том, что природа гармонично развивается и постепенно усложняется по естественным законам по принципу градации «от простого к сложному».
6) Усовершенствовал ботанический язык, установил единообразную терминологию и порядок описания видов.
Ответ:
Учёный изложил первую эволюционную теорию, но не смог раскрыть причины (движущие силы) эволюции;
Первым поставил вопрос о движущих силах эволюции;
Сформулировал идею о том, что природа гармонично развивается и постепенно усложняется по естественным законам по принципу градации «от простого к сложному»;
135
Задание 29
Прочитайте текст «Жан Батист Ламарк» и ответьте на вопросы.
1. Что Ламарк предложил первым в истории науки?
2. Какие термины первым ввёл Ламарк?
3. Каково принципиальное отличие «ламаркизма» от «дарвинизма»?
Жан Батист Ламарк
Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк — французский учёный- естествоиспытатель. Ламарк стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира, известную в наше время как одна из исторических эволюционных концепций, называемая «ламаркизм».
Ламарк был большим знатоком как в области зоологии, так и в области ботаники. С 1815 по 1822 год выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. Современные учёные, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов.
Помимо термина «беспозвоночные», Ламарк ввёл в обращение и ещё один термин, ставший общепринятым, — «биология» (в 1802 году). Он сделал это одновременно с немецким учёным F.P. Тревиранусом и независимо от него. Но самым важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии», вышедшая в 1809 году. В ней он изложил свою теорию эволюции живого мира.
Ламаркисты (ученики Ламарка) создали целую научную школу, дополняя дарвиновскую идею отбора и «выживания наиболее приспособленного» более благородным, с человеческой точки зрения, «стремлением к прогрессу» в живой природе.
Пояснение.
1. Эволюционную теорию.
2. «Беспозвоночные», «биология».
3. По Ламарку изменение видов происходит из-за стремления к прогрессу, а по Дарвину — в результате случайных мутаций, которые могут закрепиться естественным отбором
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ
И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.
Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру признаками и получает разнообразные породы и сорта.
Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.
Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным
в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.
Задание
Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительность», ответьте на вопросы.
1) Что является причиной появления длинной шеи у жирафа, по Ч. Дарвину?
2) Что, по Ламарку, происходит с полезными признаками?
3) В каком случае крылья стрижа, обеспечивающие ему очень быстрый и манёвренный полет, будут относительно целесообразны? Приведите пример.
РЕШЕНИЕ:
1) Наследственная изменчивость.
2) Все полезные признаки сохраняются в потомстве - наследуются.
3) Если стриж окажется на ровной поверхности земли он не сможет взлететь из-за своих узких длинных крыльев.
Задание №29
Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительный характер», ответьте на вопросы и выполните задание.
1) Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа?
2) Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие естественного отбора?
3) В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите пример.
РЕШЕНИЕ:
1) Причиной появления длинной шеи у жирафа является стремление к совершенству.
2) Работы селекционеров по выведению новых пород и сортов в процессе искусственного отбора.
3) Полинявший на зиму заяц-беляк будет хорошо виден на фоне тёмной земли, если в декабре не будет снега.
Задание №27
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) выпишите в таблицу.
Основоположником современного эволюционного учения был ___ (А). До него высказывались идеи об изменяемости мира. Их автором был Жан Батист Ламарк. Однако именно Дарвину принадлежит учение о ___ (Б) и выживании наиболее приспособленных к ___ (В) организмов. Дарвин и одновременно с ним Альфред Уоллес объяснили причины возникновения ___ (Г) и ___ (Д) органического мира. |
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
Ч. Дарвин
создание мира
естественный отбор
условия среды
приспособленность
разнообразие
изменчивость
наследственность
Правильный ответ: